Комплексно – тематическое планирование в средней возрастной группе. По реализации проекта «Этнокалендарь Санкт-Петербурга ».
календарно-тематическое планирование (средняя группа) на тему

Ефимова Елена Евгеньевна

В ГБДОУ реализуется проект «Этнокалендарь Санкт-Петербурга », входящий в перечень основных мероприятий Программы Правительства  Санкт- Петербурга «Толерантность». Образовательная деятельность в рамках проекта направлена на решение следующих задач:

 · Формирование у детей понимать сохранять себя как уникальную личность и представителя определенной культуры;

· Формирование умения уважать другого как уникальную личность и как представителя другой культуры;

 · Формирование умения предотвращать, а при необходимости и решать возникающие конфликты, Данные задачи решаются в процессе ознакомления детей с историей, обычаями, праздниками народов России и мира.

Содержание дошкольного образования в ДОУ включает в себя вопросы истории и культуры родного города, природного, социального и рукотворного мира, который с детства окружает маленького петербуржца. Поликультурное воспитание дошкольников строится на основе изучения национальных традиций семей воспитанников ДОУ. Дошкольники знакомятся с самобытностью и уникальностью русской и других национальных культур, представителями которых являются участники образовательного процесса. На этапе дошкольного детства очень важно, чтобы в процессе образования ребенка были задействованы все компоненты – чтобы ребенок знал и понимал чужую культуру; умел взаимодействовать с представителями других национальностей; ценил многообразие мира. В системе развивающего обучения все более важную роль играет культурная среда. Многочисленные материальные объекты культурного окружения – видимый, обоняемый, звучащий мир, сотворенный гением и трудом человека, - являются идеальным пространством, в котором индивидуальное развитие ребенка находит и реальные стимулы, и безграничные возможности самореализации. Комплексное и непосредственное деятельное освоение культурного наследия – это сложное переплетение зрительной информации с эмоциями; логического и рационального с памятью и воображением; фантазии со здравым смыслом; проблем общих для всех с выбором индивидуальных путей их разрешения; версий, гипотез, предположений с аргументированным их обоснованием; значимости собственного опыта с ценностью опыта других. Именно поэтому реальная культурная среда – то пространство, в котором ребенок получает возможность максимально реализовать свой природный личностный потенциал. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примерное комплексно – тематическое планирование в средней возрастной группе.

По реализации проекта «Этнокалендарь Санкт-Петербурга ».

Знаменательная дата

Развернутое содержание работы

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с родителями.

Итоговое мероприятие

День знаний

 ( 1 сентября)

Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, книге. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми.

Коммуникативная деятельность: беседы: «День знаний»; «Книга лучший друг»; «Дружат мальчики и девочки».
Игровая деятельность: словесная игра: «Десять добрых слов для друга». 

Привлечь родителей в оформлении группы на новый учебный год.

Родительское собрание на тему « Особенности  развития детей 5-го года жизни».

Праздник «День знаний» (с веселыми конкурсами и призами).

День матери

 (29 ноября)

Расширять представления детей о своей семье. Формировать первоначальные представления о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа и т. д.). Знакомить детей с профессиями родителей. Воспитывать уважение к труду близких взрослых. 

Беседа с детьми на тему: « Моя мама», «Кем работают мамы».  Познавательно – исследовательская деятельность:
Занятие «Моя семья».

Игровая деятельность:
Сюжетно ролевые игры: «Семья», «Дочки матери», «Новоселье». Дидактические игры: «Семья», «Профессии».
Музыкально – художественная деятельность:
Слушание «Мамины ласки», муз. А.Гричанинова. Пение: «Подарок маме», муз. А. Филиппенко, сл. Т.Волгиной. 

Изготовление открыток для мамы.

Оформление папки передвижки « День матери». Беседа «Роль матери и отца в воспитании и развитии ребенка». Сбор фотографий к фотовыставке.

Составление коллажей и стенгазет по теме «Вместе с мамой» (фото, рисунки).

 Новый год.

 ( 1 января)

Знакомство с праздником, новогодними традициями, расширение словаря. Заучивание стихов, изготовление игрушек на елку, подарков близким на Новый год. Продолжать приобщать детей к праздничной культуре русского народа. Развивать эстетическое восприятие, воображение, эстетические чувства.

Коммуникативная деятельность: 
Игра – ситуация «Новогодний концерт», «Снегурочкины друзья».
Познавательно – исследовательская деятельность:
Рассматривание коллекции: «Новогодние поздравительные открытки».
Продуктивная деятельность:
Рисование «Снегурочка», «Новогодние поздравительные открытки». Аппликация «Бусы на елку». 
Трудовая деятельность: «Ледяные украшения на елку».
Чтение художественной литературы:
«Улицей гуляет…» С.Дрожжин;
Игровая деятельность:
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Праздник», «Новогодний концерт».
Колядки: «Здравствуйте», «С Новым годом».
П/игра «Найди Снегурочку».

Изготовление стенгазеты.

Наглядная информация « Новый год».

Конкурс « Новогодняя игрушка».

Украшение группы к Новому году.

Новогодний утренник.

День полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады.

 (27 января)

Формирование патриотических чувств, чувства гордости и эмоционального сопереживания.

Коммуникативная деятельность: 
Беседа с детьми ;

 Занятие  по лепке « Хлеб для детей  блокадного Ленинграда».

Папки передвижки с информацией  в родительском уголке.

Консультация для родителей « Воспитание в ребёнке патриотизма».

Выставка детского творчества.

Масленица

( с 16 – 22 февраля)

Приобщать детей к русским традициям, к родной культуре.

Знакомить с русским народным
 праздником масленица, ее значением, 
 символами, традициями;
-воспитывать уважительное отношение к 
традициям русского народа, умение и желание применять их в жизни; любовь к родному краю;

Рассказ воспитателя об истории Масленицы: Какая история у этого праздника? Почему масленицу называют Масленицей? Как Масленицу праздновали на Руси?   

Беседы:

 «Праздник Масленица»

«Почему детям не холодно»

Подвижные игры: «Перетяни канат»,

Разучивание стихов, закличек, скороговорок

Слушание танцевальной мелодии: «Барыня», «Яблочко», «Цыганочка», «Кадриль»

Чтение: «Вас на Масленицу ждем», «Приезжай ты к нам на широк двор», П.А. Вяземский «Скоро Масленицы звонкой закипит веселый пир»

Папки передвижки с информацией о масленице.

Подготовка к масленице.

«Народные гулянья».

Угощение блинами.

День защитника отечества.

(23 февраля)

Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства. 
Расширять знания детей о защитниках Отечества. Сформировать у детей эмоционально- положительное отношение к воинам, вызвать желание подражать им в ловкости, смелости, быстроте, выносливости, стремиться быть похожими на них.

Изготовление открыток для пап, дедушек и братьев.

Коммуникативная деятельность: 
Рассматривание альбома «Военные профессии», «Военная техника», детских портфолио « Мой папа в армии служил».
Познавательно – исследовательская деятельность:
Занятие «Наша армия родная».
Продуктивная деятельность:
Лепка «Самолеты на параде»
Аппликация «Летящие самолёты».
Изготовление сувениров для пап к празднику День Защитника Отечества.
Чтение художественной литературы: 
Заучивание стихотворения «Дуют ветры в феврале» А.Маршак.

Наглядная информация: «23 февраля».

Подготовка к конкурсу « Рисуем вместе с папами».

Оформление поздравительной стенгазеты.

Спортивное мероприятие « Боевые солдаты» при участии родителей.

Тематическая выставка «Рисуем вместе с папами».

Международный женский день.

 (8 марта)

Формирование представления о празднике 8 Марта, знакомство с женскими профессиями. Игры, чтение художественной литературы по теме. Изготовление открыток для мам, бабушек и сестёр.

Познавательно – исследовательская деятельность:
Занятия: «Вот такая мама, золотая прямо» 
Коммуникативная деятельность: 
Беседа с детьми о мамах, бабушках, сестричках.
Рассматривание иллюстраций «Дети поздравляют маму».
Заучивание стихотворений к празднику.
Игровая деятельность:
Д/игра «Ма – моч – ка», «Вот какие мы помощники», «Скажи ласково».
Сюжетно - ролевые игры: «Семья», «Салон красоты», «Магазин подарков», «Шофер», «Почта».
Продуктивная деятельность: 
Рисование «Расцвели красивые цветы», « открытка в подарок бабушке»
Лепка «Корзиночка в подарок девочкам»
Аппликация «Красивый букет в подарок всем женщинам детского сада».

.

Наглядная информация в родительском уголке о празднике.

Подготовка к выставке поделок « Очумелые ручки»

Оформление поздравительной стенгазеты.

Утренник, посвященный 8 Марта.

Выставка поделок «Очумелые ручки»

Международный день птиц.

 ( 1 апреля)

Расширять представления детей о поведении птиц весной. Упражнять в различении и назывании птиц по внешним признакам. Формировать желание наблюдать за поведением птиц в природе и создавать для них условия гнездования на участке.

Познавательно – исследовательская деятельность:
Наблюдение за птицами на прогулке.
Занятие  «О тех, кто умеет летать».
Коммуникативная деятельность
Рассматривание альбома «Птицы», «У кого какое гнездо».
Продуктивная деятельность:
Рисование «Птичка».
Лепка «Птички клюют зернышки».
Аппликация «Красивая птичка».
Чтение художественной литературы:
«Чив – чив, воробей». «Хотела галка пить» Л.Толстого.
«Котька и птичка» Н. Романова. «Воробей» Е.Чарушин. «Пит и воробей»

Мастер – класс «Птица счастья»: совместная деятельность родителей с детьми.

Папки передвижки с информацией в родительском уголке.

Изготовление и развешивание скворечников.

Международный день детской книги

     (2 апреля)

Сюжетно – ролевая игра «Библиотека»

труд в «Уголке книги» - «Книжкина больница» (ремонт книг)  Художественно – продуктивная деятельность 

«Мой любимый книжный герой»

Советы по оформлению детской домашней библиотеки «Книжки в вашем доме». 

Беседы с родителями о литературе соответствующей возрасту детей.

Выставка книжек – малышек «Такие разные книги» (в музыкальном зале)

ситуативная беседа «Как появилась книга», «Нужно ли беречь книги?»

экскурсия в библиотеку

Международный день полёта человека в космос

 ( 12 апреля)

Познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики.

Дать первоначальные сведения о планетах, Солнце, Луне.

Словарь: космос, планеты, космический корабль, Юрий Гагарин.

Развивать пространственное воображение, мелкую и общую моторику.

Воспитывать любознательность. 

Коммуникативная деятельность: 
Беседа « Космос».

Д и «Построй ракету», «Рассади инопланетян по космическим кораблям», «Дай название созвездиям». Пальчиковая гимнастика

«Солнце», «Ракета». 

Рисование губкой «Луна»

Беседа  «Какие формы работы можно использовать при знакомстве детей с космосом, праздником «День космонавтики», первым космонавтом»;
 Поделки и рисунки, сделанные совместно с детьми «Этот удивительный космос».

Викторина «Полетим мы в космос на ракете».

Выставка детских работ « Великий космос».

Пасха

 ( 12 апреля)

Познакомить детей с традицией празднования Пасхи; расширить представление о народной культуре; привлечь внимание современных детей к истории и культуре русского народа; воспитывать любовь к народным традициям.  

 Игры:  «Кто быстрее возьмет яйцо», «Кто первым разобьет яйцо».

Творческая деятельность:  конструирование из бумаги, аппликация коллективная работа « «Пасхальная корзиночка»,

Рекомендации по чтению народных песенок, потешек  в повседневной жизни детей, приобретению иллюстрированных книг с русскими народными сказками, адаптированных для данного возраста раскрасок.

Сбор  коллекций народных игрушек и других предметов (одежды, быта), пополняемых из семей воспитанников.

Выставка  детских рисунков « Пасхальные яйца».

Праздник весны и труда.

 (1 мая)

Рассказать детям о празднике весны и труда, о том , что всегда уважением пользовались люди, которые всегда хорошо умели выполнять свою работу. Воспитывать  уважение к труду и людям труда.

Коммуникативная деятельность: 
Беседа «Что мы делали в выходные дни на даче», «Я с мамой покупал семена».

 «Огород на окне» (проращивание семян овса; посадка лука, семян фасоли; подготовка контейнеров к посадке семян бархатцев, астр) Игровая деятельность

 д /игры: «Во саду ли в огороде», «От зернышка до булочки», «Вершки, корешки».
Подвижная игра «Что мы видели не скажем, а что делали покажем».

Наглядная информация в родительском уголке.

Приобщение родителей к субботнику.

«День открытых дверей».

День Победы

( 9 мая)

Осуществлять патриотическое воспитание. Воспитывать любовь к Родине. Формировать представления о празднике, посвященном Дню Победы, Воспитывать уважение к ветеранам войны.

Коммуникативная деятельность: 

Рассматривание альбомов: «Наша родина», «Они сражались за Родину».

Чтение художественной литературы :
«Праздничный салют»,«Шинель»Е.Благинина.

Продуктивная деятельность:
Рисование «Салют»
Аппликация «Весенние цветы в подарок»
Лепка « Самолеты на параде».

  1.  Оформление папки передвижки « День Победы».

Предложить родителям целевые прогулки с детьми к памятнику павшим в годы ВОВ воинам-землякам.  (фотографии). Наблюдение фейерверка в честь праздника Победы. (фотографии)

Праздник  « 9 мая -День победы».

Тематическое занятие  к Дню Победы.

День освоения Санкт – Петербурга.

( 27 мая)

Формировать представление о родном городе- Санкт- Петербурге Обогатить и уточнить первые представления о городе, в котором мы живем. Познакомить с главными достопримечательностями города. Пополнить знания о городском транспорте и познакомить с отдельными правилами безопасного поведения на улице. Воспитывать у детей гордость за свою малую Родину, любовь к родному городу, желание его видеть красивым, чистым.

  Коммуникативная деятельность:

Беседы о предстоящем празднике – Дне рождения города, о городских достопримечательностях, о необходимости знать свой домашний адрес; дидактические игры «Что изменилось», «Построим дом», «Разрезные картинки»; сюжетно-ролевые игры «Детский сад», «В гости к другу», «Магазин»; чтение стихотворений З. Александровой «Родина», П. Воронько «Зеленый город», М. Пляцковского «На параде».

Целевые прогулки по территории детского сада, к школе и ближайшим улицам (с родителями) .

Творческий конкурс « Мой любимый город Санкт – Петербург».

Открытое занятие « День Рождения города».

Выставка детского творчества.

День защиты детей

 ( 1 июня)

Формировать у детей элементарные  представления  о своих правах и свободе, развивать  уважение и терпимость  к другим людям и их правам.

Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово). Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека. Вызвать у детей радостные эмоции.

Коммуникативная деятельность:

Беседа « Мы умеем дружить», « Мой лутший друг».

Продуктивная деятельность:

Рисование « Мой лучший друг».

Аппликация « Подарок для друга».

Наглядная информация в родительском уголке.

Памятка для родителей « Игры с детьми на улице».

Консультация для родителей « Воспитание личности в ребёнке».

Праздник « День защиты детей.

Выставка детских рисунков « Я и мои родители».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование во всех возрастных группах ДОУ на 2014 - 2015 учебный год

Комплексно-тематическое планирование во всех возрастных группах ДОУ на 2014 - 2015 учебный год....

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (реализация в ФГОС)

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (реализация в ФГОС)...

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (реализация в ФГОС)

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (реализация в ФГОС)...

Комплексно-тематическое планирование в разных возрастных группах

В данной публикации представлен материал на учебный год по комплексно-тематическому  планированию во всех возрастных группах  детского сада...

Комплексно-тематическое планирование занятий все возрастные группы

Комплексно-тематическое планирование занятий  все возрастные группы...

Комплексное тематическое планирование в средней разновозрастной группе (3-5 лет)

Данное планирование составлено по программе Н.Е. Вераксы "От рождения до школы", с применением парциальных программ Е.В.Колесниковой "Матетамические ступеньки" и "От слова к з...