Игры, методы и способы Жд. Родари
статья на тему

Рахметова Елена Анатольевна

Дж. Родари "Способы для тренировки воображения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dzh.rodari_sposoby_dlya_trenirovki_voobrazheniya.docx14.48 КБ

Предварительный просмотр:

      Способы  для тренировки воображения   (по мотивам книги Джанни Родари «Грамматика фантазии»):

             Детям предлагается перечислить все случаи употребления слова «кирпич», какие они знают или могут вообразить.

Этим тестом можно проверить и сообразительность, и память, и воображение ребёнка. Можно также пофантазировать как использовали бы кирпич те или иные герои сказок. Например, если любимая сказка ребёнка «Золушка», можно спросить: «А как использовала бы кирпич мачеха Золушки?» Может быть, она подперла бы им дверь, чтобы Золушка не могла попасть на бал. А сводные сестры Золушки? Они могли бы колоть кирпичом орехи. А сама Золушка? Поставила бы на кирпич горшок с цветком, чтобы он был поближе к солнцу.

Конечно, вместо «кирпича» может быть любой предмет. Даже тот, который является новым для ребёнка. Увидев что – то новое, ребенок интересуется открытием, и можно использовать это любопытство для развития воображения, пофантазировав, какие еще функции, кроме основной, может выполнять данный предмет.

·         Чтобы активизировать воображение, Джанни Родари предлагает взять два разных слова и найти способ их соединить .

«Когда я был учителем, я вызывал к доске двух учеников, одного просил написать слово на видимой стороне доски, другого – на оборотной. Этот небольшой подготовительный ритуал имел определенный смысл. Он создавал атмосферу определенного напряжения, сюрприза. Если ребенок писал на виду слово «пёс», то оно уже было особым словом… Повернув доску, мы обнаруживали,  предположим слово «шкаф». Дети встречали его взрывом смеха… Но «шкаф» в паре с «псом» -это совсем другое дело. Это уже открытие, изобретение, стимул…Самый простой способ их сочленить –это прибегнуть к помощи предлога. Таким образом,  получится несколько картин:

-пес со шкафом;

-шкаф пса;

-пес на шкафу;

-пес в шкафу и т.д.»

Из соединения двух слов можно придумывать истории. Дж. Родари утвер-ждает, что их таких сочетаний можно получить отличные сказки. Но даже для простой тренировки воображения такой  способ может быть очень полезен.

Он призывает задавать наводящие вопросы: для чего два слова – объекта объединились? Что из это вышло? При этом можно обсудить все варианты соединения.

        Ещё способ придумать историю – гипотеза. Техника гипотезы проста: «Что было бы, если….?»

*Что было бы , если бы динозавры дожили до наших дней?

*Что было бы , если  круглые сутки был только день или только ночь?

При этом, чем сложнее задача, тем интереснее ребенку будет её решать. Дети любят решать «взрослые» задачи. И ещё, пофантазировав на тему отсутствия дня или ночи, вы можете рассказать своему ребенку, что на севере, на самом деле, бывает такое время, когда наступает полярная ночь и т.д.

         Можно предложить детям игры:

1) Вырезаются из газет заголовки статей, вырезки тасуются и группируются – получаются сообщения о нелепейших, сенсационных или просто забавных событиях. Например:

-Купол собора святого Петра,

-Раненный ударом кинжала,

-Ограбив кассу, сбежал в Швейцарию.

2) Записочки с вопросами и ответами…

Например,

- Кто это был?

-Где находился?

-Что делал?

-Что сказал?

-Что сказали люди?

-Чем кончилось?

Все по очереди отвечают на вопросы, заворачивая свой ответ, чтобы другие не могли его прочитать.

3). Знаменитая игра: рисунок в несколько рук.

Первый участник делает набросок, второй –добавляет свои детали, третий –меняет направленность рисунка, трансформирует его. Например, первый рисует овал глаза, второй –пририсовывает куриные ноги, третий –вместо головы рисует цветок и т.д.

           Родари предлагает «перевирание сказки» и «продолжение сказки». Например,

«-Жила –была девочка, которую звали Желтая Шапочка….

-Не Желтая, а Красная!

-Ах, да, Красная! Так вот позвал ее папа и ….

-Да, нет же не папа, а мама…» и т.д.

«Перевирать» можно также, и добавляя других героев, и наделяя злых героев добрыми качествами, а добрых – злыми, можно придумывать другие окончания сказкам, или продолжения.

Природа щедро наградила каждого здорового ребёнка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самые высокие ступени творческой деятельности. И именно мы должны создать определенные условия для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться и ввести ребёнка в настоящую творческую деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация" Проектный метод,как способ реализации образовательной программы в ДОУ"

Презентация" Проектный метод,как способ реализации образовательной программы в ДОУ"...

Проектный метод как способ воспитать успешного дошкольника

Материалы для родителей по работе над проектом...

Проектный метод как способ реализации образовательной программы ДОУ

Проектный метод как способ реализации образовательной программы ДОУ...

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД – КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ КРАЕ

Воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка....

Презентация к игре-викторине по сказке Джанни Родари "Приключения Чиполлино"

Игра-викторина по сказке Джанни Родари "Приключения Чиполлино"...