Консультация для воспитателей "Книжный уголок в детском саду"
консультация (подготовительная группа) на тему

     Наличие книжного уголка в групповых комнатах детского сада обязательно, а содержание и размещение зависят от возраста и роста детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Книжный уголок в детском саду»
                         

                           

Воспитатель

Тюлина Л.М.

ГОУ 2316 ЮВОУО

г.Москва 2011г                                                      

                                                                        «Чтобы подготовить человека духовно к  

                                                                        самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг»

                                                                                                                         В.А. Сухомлинский


    Книжный уголок является неотъемлемой составляющей информационно-образовательного пространства в групповой комнате детского сада. Его наличие обязательно в комнатах всех возрастных групп, а содержание и размещение зависят от возраста и роста детей. Здесь происходит интимное, личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями. Современный книжный уголок обогащен  разнообразной по жанру детской литературой, атрибутами, куклами для развертывания постановок по произведениям, масками, пособиями для художественно-литературного творчества.

    Книжный уголок в групповой комнате должен располагаться так, чтобы любой ребенок мог взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи именно тогда, когда ему самому захочется это сделать.  В книжном уголке должны быть выставлены разные книги: и новые, красивые, и зачитанные, но аккуратно подклеенные. Уголок должен быть не парадным, а рабочим. Его цель-дать возможность ребенку общаться с книгой. Бывшие в употреблении книги порой привлекательнее для читателя уже потому, что ему кажется: часто читаемая книга должна быть интересной.

В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество. В младших группах воспитатель даёт детям первые уроки  самостоятельного общения с книгой: учит, как нужно достать книгу с полки, как правильно ее рассматривать и как поставить на место, знакомит с уголком книги, его устройством и назначением, приучает рассматривать книги и картинки только там, сообщает правила, которые нужно соблюдать (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.). Дети могут брать книги из библиотечки по своему желанию и вкусу, но затем обязательно ставят на место. Если обнаруживается потрепанная книга, воспитатель младшей и средней групп сам ее ремонтирует, желательно в присутствии малышей. В старшей группе к починке книг привлекаются и дети.

   В книжной витрине младшей группы выставляется, как правило, немного (4-5) книг, особое предпочтение отдаётся книжкам картинкам. Однако у воспитателя должны быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры этих же книг.

В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями, кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу.

В средней группе дошкольники проявляют уже большой интерес к книгам. Они подолгу рассматривают иллюстрации, обмениваются мнениями о содержании сказки, рассказа. В книжном уголке помещаем знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. Предлагаем для рассматривания, например, одну и ту же сказку «Репка», но иллюстрированную разными художниками (Ю. Васнецовым и В. Дехтеревым). Это побуждает детей высказать впечатление о книге, о том, как изображены герои, какие иллюстрации больше понравились. По обложкам, по иллюстрациям дети узнают заглавия сказок, рассказов. Труднее обстоит дело с фамилиями авторов, но таких авторов, как А, С. Пушкин, Л. Н. Толстой, К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, С. В. Михалков, А. Л. Барто, дети запоминают.

Начиная со средней группы проводятся короткие, но содержательные беседы о книгах, о писателях. В ходе этих бесед выясняется, какие книги любимы детьми, а позже — и почему им нравится та или иная книга.
Желательно, чтобы дети побывали на экскурсии в библиотеке, в книжном магазине, посмотрели большие книжные витрины.
     Содержание книжного уголка старших групп детского сада и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам: у детей появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы. Поэтому на книжную витрину можно помещать одновременно 10-12 разных книг:

Если педагог говорит о жанре  сказки, можно выставить 5-7 книг сказок, качественных и с точки зрения иллюстрирования, и с точки зрения полиграфического исполнения

В книжном уголке можно помещать портреты писателей, иллюстраторов детской книги, иллюстрации литературных произведений, сюжетные картинки по сказкам.

Книжные выставки надо посвящать творчеству отдельных писателей, отдельным жанрам (сказка, юмористический рассказ, энциклопедия и т.д.) и даже одной книге, например той, где опубликовано произведение, проиллюстрированное разными художниками.

Можно организовать выставку книг писателей- художников Е.Чарушина, В.Сутеева  и других. тематические книжные выставки - «Наши книжки о природе», одного писателя (Н.Носова); одного произведения с иллюстрациями разных художников – иллюстраторов («Царевна – лягушка»);
Также должны находиться 2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях.        Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребёнок естественно входит в мир природы, лучше познаёт его тайны и закономерности.

 На витрине уголка книги должны находиться издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Рассматривание книги даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления.

Кроме того, в уголок можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома.  Дети ревностно относятся к тем книгам, которые они приносят из дома. Им хочется, чтобы воспитатель обязательно прочел эти книги, показал всем детям, со всеми рассмотрел и прочел их.  В связи с этим можно устроить выставку  книг, которые дети принесли из дома. Дети демонстрируют свои книги, рассказывают, почему она ему нравится, кто ему и как часто читает, объясняют, что изображено на иллюстрации, с какой целью они принесли книги в дошкольное учреждение. Еще одна тематическая выставка может быть посвящена конкретному произведению, которое не только прочитано детям, но и проиллюстрировано ими.      

       Периодичность книжного обмена также  зависит от конкретных задач приобщения детей к чтению. Состав книжного уголка может не меняться в течение недели и даже двух тогда, когда к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю,  и детям.  Но, если смена книг произошла, малышам надо указать на это или попросить заметить ее, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить у детей, что остановило их внимание, какую книгу им захотелось прочесть тут же.

         Кроме книг, в книжном уголке могут находиться разнообразные альбомы. Это могут быть  альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток, фотографий и рисунков о труде, животных, природе в разные времена года, работы детей по литературным произведениям.

       Чем старше дети, тем серьезнее и объемнее книги располагаются в книжном уголке. Количество книг не должно быть регламентированным. Оно зависит от тех задач, которые ставит воспитатель  в работе с детьми в течение дня или надели. Если воспитатель знакомит детей с творчеством одного автора и в его распоряжении имеются 2-3 книги писателя или поэта, надо выставить их и не гоняться за количеством.

      Подбирая книги для книжного уголка, нельзя смешивать фольклорные и литературные произведения. Выставлять их  вместе можно в том случае, если в литературном произведении нашел отражение сюжет фольклорного, например: русская народная сказка «Морозко», немецкая  народная сказка в обработке братьев Гримм «Бабушка Вьюга» («Госпожа Метелица») и сказка В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович». 

     Книжный уголок в дошкольном учреждении -это форма распространения информации о книгах, их авторах и иллюстраторах, способствующая привыканию детей к образу книги, возбуждающая интерес к ней, желание рассмотреть и прочесть ее. Интерес к книге поддерживается и развивается на протяжении всего периода пребывания ребенка в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Книжный уголок в детском саду"

Что такое уголок книги? Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате. Уголок книги должен быть во всех группах детского сада....

«Книжный уголок в детском саду» Консультация для воспитателей

«Книжный уголок в детском саду»Консультация для воспитателейДетские книги пишутся для воспитания,а воспитание – великое дело,им решается участь человека.Белинский В. Г.Что такое уголок книги? Это...

Консультация для воспитателей. Книжный уголок в детском саду

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе играет уголок книги. Это особое, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выб...

Консультация для воспитателей «Родительский уголок в детском саду»

Родительский уголок в детском саду – это один из способов своеобразного общения с родителями. Для каждого педагогического работника контакт с родителями малыша очень важен. А хоро...