Методическая разработка.Игровые технологии.
методическая разработка (младшая группа)

Докучаева Антонина Владимировна


Что такое игровые технологии?Как с успехом использовать их в своей работе?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_v_detskom_sadu.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ.

Консультацию подготовили воспитатели группы № 4 Малышок Ефимова А.В.Лещёва А.Е.

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра-это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности.» В.А.Сухомлинский.

Любая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.

Виды технологий: «Здоровьесберегающая», Развивающая технология, Технология «Проблемного обучения», технология «Марии Монтессори», «Игровая» технология и др.

Основные требования (критерии) технологии: Концептуальность, Системность, Управляемость, Эффективность, Воспроизводимость.

«Игровая технология», кроме выше перечисленных критериев, должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности.

Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Классификационные параметры игровых технологий. По ориентации на личностные структуры; По характеру содержания; По типу управления; По организационным формам; По подходу к ребёнку- свободное воспитание; По преобладающему методу- развивающие, творческие, поисковые; По направлению модернизации- активизация; По категории обучаемых- массовая, все категории.

Целевые ориентации игровых технологий: 

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определённых умений и навыков, развитее трудовых навыков.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.

Развивающие: развитие внимания памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, саморегуляция.

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Функции игры:

развлекательная (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);

коммуникативная: всё что относится к игре, находится в едином игровом пространстве и служит средством передачи социального опыта;

игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Группы игр: 

Деление по виду деятельности - физические (двигательные).

По характеру педагогического процесса - обучающие, тренировочные, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, творческие, репродуктивные, коммуникативные, диагностические.

По характеру игровой методики - предметные, имитационные, сюжетные, ролевые, игры-драматизации.

 По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии

- Игровая среда: игры с предметами,  без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, с ТСО, с различными средствами передвижения.

Игровая технология - строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

В нее включаются последовательно: 

- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.  Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

Игровые технологии в образовательном процессе взрослому необходимо обладать: доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрение любой выдумки и фантазии ребёнка.

Особенности игровых технологий:

- Важной особенностью игровых технологий, которые используют воспитатели - педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.

- В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

- Игровые технологии, направленные на развитие восприятия.

- Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания. В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному.

- Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной.

- Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно- действенным, наглядно-образным и логическим.

- С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление.

Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки. Игровые технологии участия куклы в формировании первых игровых действий у детей раннего возраста.

Здесь представлены подробные примеры занятий различной направленности - конструирование, развитие речи и т.п. Все эти занятия объединяет то, что во всех них используется кукла в качестве основного пре...

Методическая разработка игрового взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием социоигровых технологий «Путешествие на ковре-самолете»

Конспект игрового взаимодействия с детьми с задействованием 2 персонажей в лице взрослых предназначен для воспитателей ДОУ и  рассчитан для проведения с группой детей до 25 человек старшего дошко...

Методическая разработка Игровые технологии как эффективное средство активизации познавательной деятельности и реализации деятельного подхода в образовании

Игровые технологии включены в образовательную деятельность как необходимый элемент формирования универсальных учебных действий, повышают уровень восприятия учебного материала. Игра занимае...

Методическая разработка "Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста"

Понятие игровые технологии включают достаточно большую группу методов и приемов организации педагоггического процесса в форме различных педагогических игр....

Методическая разработка "Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста"

Понятие игровые технологии включает достаточно большую группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр....

Методическая разработка «Игровые технологии и их использование в ДОУ»

Игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) делает занятие интересным для воспитанн...