Главные вкладки

    Доклад на тему:Роль воспитателя в адаптации детей в детском саду
    статья на тему

    Mоскаева Светлана Федоровна

    Основные принцыпы работы воспитателя в период адаптации детей в ДОУ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pedsovet.docx22.02 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                        Муниципальное Дошкольное Образовательное  Учреждение

                                 Детский сад №5«Звездочка»

                         педсовет

           доклад на тему :

    РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ

            Выполнила :

    воспитатель МДОУ №5

            Москаева С.Ф.

            

    г.о. Власиха, 2015г.

    Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка. Ведь адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, психологическом, социальном. Адаптация к детскому саду –сложный период как для ребенка так и для воспитателя. И поэтому для воспитателя важно разобраться как ребенок воспринимает себя и свое окружение в детском саду. Для этого необходимо наладить взаимодействие с первых дней его пребывания .Поведение ребенка с проблемами адаптации чаще выражается в плаче в нежелании реагировать на предложения воспитателя ,бурно выражающий свой протест против новых условий криком, капризами ,истериками .Такому ребенку необходимо будет уделить максимум внимания и заслужить его доверие и привязанность .Нужно дать ему почувствовать что его понимают и принимают таким, какой он есть. Побольше одобрять его и хвалить постепенно ,направляя к игре. Проигрывать с ребенком в эмоциональные игры, игры с предметами, с сюжетными игрушками, стимулировать его инициативу в общении. Воспитателю следует больше проявлять терпения. Трудности,  возникшие  у детей в период адаптации могут привести к самой неблагоприятной ее форме – дезадаптации, которая проявляется в нарушениях дисциплины, игровой и учебной деятельности и взаимоотношений со сверстниками и воспитателями. К сожалению, нередко процесс адаптации протекает сложно и болезненно. Ребенок может отказаться от еды, сна, общения со сверстниками и взрослыми, у него появляются нежелательные привычки. Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности, высокая «цена», которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяет необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению и, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться. Поэтому необходимо помочь ребенку адаптироваться, привыкнуть к новым условиям существования, необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками. Ведущая ключевым моментом является знакомство с группой в игровой форме: В  организацию адаптационного  периода  можно включать элементы театрализованной деятельности: - показ настольного театра «Теремок», - драматизация сказки «Как собака друга искала» - инсценирование  потешки «Курочка Рябушечка» - На протяжении всего адаптационного периода проводятся игровые занятия, основными задачами которых являютя:  преодоление стрессовых состояний у детей, эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; развитие речевой активности, восприятия, внимания; развитие общей и мелкой моторики, координации движений; развитие игровых умений и навыков. Такие как: «Уложим куклу спать», «Ох красивый теремок – очень-очень он высок», «Чаепитие», «Устроим кукле комнату», «Мы встречаем гостей», «Купание куклы Кати», «Встреча с доктором Айболитом», «Рассмешим наши игрушки». Необходимо использование в работе приемов, которые позволяют затормаживать отрицательные эмоции малышей: - игры с песком и водой, пальчиковые игры, рисование фломастером, красками. - слушание спокойной музыки: «Утро» (А. Григ), «Мелодия» (Глюк). - занятия смехотерапией. В основную часть занятия необходимо включать игры и упражнения, которые позволяют детям интенсивно двигаться, свободно выражать возникающие эмоции, взаимодействовать с окружающими. Завершать занятие играми малой подвижности, подводящих детей к успокоению. Дети этого возраста хорошо воспринимают материал, объединенный единым сказочным – игровым сюжетом. Проявляющаяся в этом возрасте у детей синтония (эмоциональное заражение), с помощью игр позволяет быстро переключать внимание детей с дружного плача на прыжки, хлопанье, топание, подражание, таким образом, объединяя детей и создавая положительный эмоциональный настрой. В течение дня важно использовать потешки, пестушки, колыбельные песенки, детские песенки. С помощью них малыши приобретали необходимые знания, дающие уверенность в своих силах, тепло, ласку, любовь, радостные восприятия окружающего мира. Важную роль в облегчении адаптации играет предметно-развивающая среда в группе, которая способствует снижению стресса у детей, обеспечивает их комфортное состояние. Предметно - развивающая среда должна соответствовать таким характеристикам, как: - разнообразие (наличие всевозможного игрового и дидактического материала); - оптимальная насыщенность (без чрезмерного обилия и без недостатка); - стабильность (материалы и пособия имели постоянное место); - доступность (исключали высокую мебель и закрытые шкафы); - эмоциогенность (среда яркая, привлекающая внимание ребенка, вызывающая положительные эмоции); - зонирование (не пересекаются игровые и учебные зоны). Также, в процессе адаптации, приветствуется, когда дети приносят с собой из дома любимые игрушки. Для создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовывала маленькие "комнатки", в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо, если в группе имеется небольшой "домик". Желательно рядом с "домиком" разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека. Необходим в группе спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем. Психологи и физиологи установили, что изо деятельность для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изо творчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами - маркерами, на прикрепленном к стене листе бумаги. Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребенка - тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно. Умиротворяющее действуют на детей игры с песком с водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате, возня других детей отвлекает, не дает возможности расслабиться и уснуть. Такая простая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное - эта занавеска, которую сшила и повесила при ребенке мама, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать. В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т.п. Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке. Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться. Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе "семейный" альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких . Гибкий график посещения в период адаптации позволяет разработать индивидуальный режим дня для каждого ребенка. Так, дети с легкой адаптацией, как правило, приходят с утра, детей со средней или тяжелой адаптацией приглашают сначала на прогулку или во второй половине дня. Первые дни ребенок находится в группе с мамой, время его пребывания увеличивается постепенно, также постепенно новичка приучают к системе требований детского сада. В период адаптации взаимодействие воспитателя с родителями приобретает особое значение. Ни родитель, ни педагог не могут облегчить процесс адаптации в одиночку. При общении с семьями воспитанников должны учитываться типы семейных отношений. Родителей необходимо сделать своими союзниками в вопросах адаптации. Основными формами работы детского сада и семьи являются: - консультации; - анкетирование; - родительские собрания; - беседы; - выставки; - папки передвижки. Адаптационный период считается законченным, если: • Ребенок ест с аппетитом; • Быстро засыпает, вовремя просыпается; • Эмоционально общается с окружающими. • Играет. Любой воспитатель и родитель должны помнить, что основная ответственность за успешность адаптации лежит на них. Им надо помнить святую истину:,, Необходимо быть терпимым, не жалеть времени на эмоционально –личностное общение с ребенком, поощрять посещение им детского сада,,.  Воспитателю следует больше проявлять терпения ,понимания, заботы и любви к своим воспитанникам. И тогда результат не заставит долго ждать.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к детскому саду.

    Материал содержит практические рекомендации для воспитателей в адаптационный  период .Данные рекомендации помогут практикующим педагогам наладить взаимоотношения с семьями воспитанников....

    «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ »

    Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно, что поступление малышей в детский сад – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым условиям. Малыши тя...

    Краткие рекомендации для воспитателей на тему: "Адаптация детей к детскому саду"

    Советы воспитателю по успешной и скорейшей адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения....

    Консультация для воспитателей и родителей по адаптации детей в детском саду

    Советы и рекомендации для воспитателей и родителей по адаптации детей в детском саду...

    Взаимодействие воспитателя со специалистами в период адаптации детей к детскому саду

    Поступление ребёнка в детский сад – процесс сложный и для самого малыша и для его  родителей. Общая задача педагогов ДОУ— помочь ребёнку адаптироваться в детском саду как можно быстрее....

    Доклад по теме: «Адаптация детей к детскому саду»

    Добрый вечер. Мы рады видеть Вас на нашей встрече. Сегодня замечательное событие - первое родительское собрание в Вашей жизни....