« Музыка и художественное творчество»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Голицына Марина Владимировна

Конспект интегрированного занятия старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrirovannogo_zanyatiya.docx30.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия

« Музыка  и  художественное  творчество»

старшая группа

Предварительная  работа

-Разучивание  песен:  « Зверобика»  муз. Б, Савельева, « Детство»  муз. Филипповой, « Здравствуй,  небо  на  рассвете»  муз. М, Еремеевой, «  Песенка  о  лете»  муз. А, Чеменёвой,  « Лисица»  муз. Г, Портнова (  индивидуальная)

- Этюдный  тренаж  на   выражение  основных  эмоций,

-  Пантомимические  этюды  на  выразительность  жеста,

-Разучивание  « Танца  с  ложками» .муз.  композиция  А, Широкова

«  Золотая  Хохлома» .

- Овладение  приёмами  игры  на  ложках,

- Игра  в  оркестре  на  русских  народных  инструментах (  колотушки,  коробочки,  трещотки,  бубенцы.  рубель, бубен),  

-  Дидактические  игры  « Узнай  эмоцию»,  «  Моё  настроение»

-Рассматривание  репродукций  картин  И, Шишкина  « Корабельная  роща»,   «Утро  в  сосновом  лесу».  

-Чтение  р. н. сказки « Жихарка»

- Беседа  о  народно-  прикладном  творчестве, об истории хохломы.

- Рисование элементов хохломских узоров.

- Драматизация  сказки  « Жихарка»

-Просмотр  презентации  « Хохломская  роспись»

-Игровые  упражнения  « Пойми  меня»

- Презентация  « Родные  напевы», «  Весёлые  наигрыши» (  ансамбль  ложкарей,  оркестр народных  инструментов.  

                       « Ложечка  точёная,  ручка  золочёная»

Старший  дошкольный  возраст

Задачи:

  Обучающие:

-Совершенствование  умения играть  на  русских  народных  инструментах  в  ансамбле, оркестре.

 - Умение сохранять  певческую  осанку, правильное   положение  корпуса  во  время  всех  видов  деятельности.                      

-  Умение  выразительно  исполнять  знакомые  песни,  передавать  характер  и  настроение ,  заложенное  в  песне.  

- Умение  оценивать  прослушанные  музыкальные  произведения, высказывать  свои  суждения  о  них

-Совершенствование  связной  речи, умения  участвовать  в  коллективном  обсуждении,  высказывать  свои идеи, дополнять идеи  своих  сверстников.

- Овладение  новыми  приёмами  рисования.

- Обогащение  знаний  об  окружающем  мире,

 Развивающие:

-Развитие  познавательной  инициативы  детей, памяти, логического  мышления, воображения, наблюдательности, внимания,  творческих  способностей.      

- Поощрение  стремления  к  музыкально-  ритмической импровизации, самостоятельности  в создании   игровых  образов

-Поддержание  интереса  к  художественной  деятельности, к музыке.

-Развитие  эстетического  восприятия,  образного  мышления, способности  созерцать  красоту  русской  природы., музыки; речевой  и  коммуникативной  активности   во  время  обсуждения.

- Развитие  чувства  ритма, координации  движений. пластической выразительности, музыкальности, умения  согласовывать  свои  действия  друг  с  другом, игровых  навыков,  произвольного  поведения..

- Развитие  умения  смешивать  краски  для  получения  разных  цветов  и  оттенков, рисовать  элементы  хохломы: завиток,  ягоды. листья, используя  разные  приёмы  рисования.                  

 Воспитательные:

-Создание  положительного  эмоционального  настроя, эмоционального  отклика путём  использования  художественных  средств (фольклора, музыки,  репродукции  картин).

-Воспитание  межличностного  доверия,  навыков  сотрудничества, доброжелательного  отношения   к  сверстникам  и  взрослым,  чувства сопереживания,  эмоциональной  отзывчивости  на  музыку  в  процессе  слушания.  

- Воспитание  уважительного  отношения  к продуктивной  деятельности  друг  друга, желания  оказать  ему  помощь,  если  она ему  потребовалась.

- Воспитание  бережного  отношения  к  своему  голосу,  музыкальным  инструментам.

- Снятие  эмоционального  и  мышечного  напряжения.             

Методы  и  приёмы.

Наглядный:  

- наглядно-  слуховой (слушание  музыкальных    произведений),

- наглядно-  зрительный  (  просмотр  презентации. – этапы  выполнения  росписи, слайд- шоу, рассматривание  репродукций  картин), показ  воспитателем приёмов  рисования.

 -Игровой: (появление  игрушки-  гриба; диска (звуковое  письмо  героев  сказки., появление персонажей : Лисы, Кота, Петуха). .  

Метод физических  действий (средства  театральной  педагогики):этюды  (на   вживание  в  атмосферу,  « Создай образ»,  игровое  упражнение  «   «Передай эмоцию». ритмопластическа, музыкально- пластические  импровизации,  ритмодекламация.

Словесный: создание  педагогом  воображаемой  ситуации, рассказ воспитателя,  художественное  слово.  проблемные  и  уточняющие  вопросы.  поощрения, объяснения,  индивидуальные ответы, организация  обсуждения., беседа –полилог.

Проблемный (частично-  поисковый): вопросы, создание проблемных ситуаций

Практический: исполнение этюдов, этюдов-пантомим, упражнений с использованием ритмодекламации, игра на музыкальных инструментах, исполнение упражнений для развития музыкально-ритмических навыков, метроритма, «пластическое» интонирование , роспись  шаблонов  ложки. 

Материалы и оборудование:

-видеопроектор, экран, ноутбук, флэшнакопитель, мольберты, игровое пособие Гриб-Боровик, диск со звуковым письмом, видеопрезентация «Золотая хохлома», слайды по сказке «Жихарка», репродукции картин на видеослайдах «Корабельная роща» , «Утро в сосновом бору» И.Шишкин

- шаблоны ложек; краски, стаканчики с водой, кисточки, подставки для

кисточек;

- пианино, музыкальный центр, аудиозаписи с пением птиц, русскими народными мелодиями в исполнении оркестра народных инструментов, народные музыкальные инструменты: деревянные ложки, колотушки, коробочка, трещотки, бубенцы, свистулька;

-пиктограммы, элементы костюмов лисы, кота, петуха.

                                          «Ложечка  точёная, ручка золочёная».

Структурный  этап

Деятельность педагога

Предполагаемая  деятельность детей

1.  Организационный момент (  мотивация  детей)

Муз.  руководитель  приходит  в  группу ,  в  руках  гриб (  мягкая  игрушка): « Доброе  утро, дети, придя  в  зал, я  увидела на пианино - вот  этот  гриб. Я думаю,  это  неспроста, он  как  будто   что- то хочет  нам  рассказать.».

  Как  вы  думаете,  может  быть  это  звуковое  письмо? Послушаем  и  узнаем  ,  что  в нём.  Хотите  узнать  от  кого  оно?    

Я  приглашаю  вас  в  музыкальный  зал.

Доброе  утро.

Дети  рассматривают  игрушку- гриб,  шляпа снимается,  заглядывают  внутрь: «  А  там  что- то  есть!»

(  достают  диск  и    деревянную   ложку  без  росписи)

Хотим

Дети  вместе  с  воспитателем  проходят  в  музыкальный  зал

2. Основной

 

(  музыкальный  руководитель  включает  запись:

  «Помогите  нам,  ребята,  научиться  рисовать,  ложку  деревянную  узором  расписать.  Жихарку  обидела  хитрющая  лиса,  плачет  бедный  Жихарка ,  проплакал  все  глаза.»

Воспитатель: «  Ребята.  поможем  лесным  жителям , научим  их  рисовать?

( звучит  «  Пение  птиц  лесов  средней  полосы  России» ( аудиозапись), на

экране  репродукции  И, Шишкина     «Корабельный  лес»  и  « Утро  в сосновом  бору»,  

 Муз.  рук.; « Ребята,  как  вы   думаете,    в какой  лес нас пригласили  герои  сказки  и  почему  вы  так  думаете? А  вы  хотели  бы оказаться  в  этом  лесу?

( этюд  на  вживание  в  атмосферу    «Здравствуй,  лес, зелёный  лес, полный  сказок  и  чудес,  солнце, солнышко, гори,  всем нам  радость  подари! Здравствуй,  солнце   ясное,  здравствуй, солнце  красное!»

Муз.  рук.:«А  что  б  было  веселее  по  тропинкам  нам  шагать, будем музыку  мы слушать  и  движенья  выполнять».

Муз. рук.;« А  какую   песню  вы  хотели  бы сейчас  вспомнить?

 Муз. рук « Лес  загадками  встречает,  кто же  здесь  прошёл-  узнаем. Посмотрите, чьи-  то следы  (на  экране  следы-пиктограммы   зайца, лисы,  кота, петуха.)

Как  вы  думаете, кто    оставил  эти  следы  и  какие  чувства испытывал  при  этом ?

 

 

Муз.  рук.«Представьте,  что  вы сейчас  испытываете  те  же  чувства,»  

Муз. рук. « Как  вы  думаете,  какая  музыка  больше  подходит  для  героев  сказки?    

Муз. рук.«Кто    хочет  изобразить  этих    сказочных  героев?          

Муз.  рук.(  обращает  внимание  детей  на    следующий  слайд)  «  Вы  очень  хорошо  вжились в  образ героев  сказки , и на  следах  проявились  слова: « В дремучем  лесу,  под  трухлявым  пеньком  в  глубокой  норе   у  лисицы  был  дом.  Лисица  свой  дом берегла, охраняла и  много вещичек  в  него  натаскала.»

  (  из-  за  декорации выходит  Лиса, поёт  песню  « Лисица»  муз.  Г,  Портнова,

Лиса: « Все  думают:  много  добра,  а мне  мало! О  ложке  с  узором  давно  я  мечтала».  (  любуется  хохломской  ложкой,  уходит.)

  (  выходят  Кот,  Петух-:  «Я  давно  шаги  услышал,  сквозь  кусты  детишек  вижу.

 Петух; «  В  д/ с ребята  ходят ,  научились  там    считать,  песни  петь,  лепить,  играть   и, конечно,  рисовать».

Кот; «Злая,  хитрая  лиса нашу  ложку  унесла,  ложечку  точёную, ручку  золочёную.  Вот  мы  сделали  простую  (  показывает    ребятам  простую  ложку),  а  украсить  не  смогли,  хоть  бы  вы нам  помогли.»

Муз.  рук. «  Вы,  ребята, помогите,  рисовать  их  научите.  чудо-  ложки  распишите,  им  на память  подарите.

Воспитатель; « Чтобы  рисовать  умело,  надо  правила   вам  знать,   сядьте  прямо не  сутультесь  ,  кисточками  не балуйтесь.

(  объясняет  и  показывает);
В  хохломе  важней  всего завиток,  веди  его  (  на  слайдах  поэтапное  обучение хохломской. росписи).

Воспитатель: «  Сверху  вниз  и  закругли,  тонкой  линией  веди,  Краску  лишнюю  на кисти  очень  долго  не  держи.  О  край  баночки  сними, кисть промой  водою  чистой,  о  салфетку  промокни и  трёхлистник  сотвори, нарисуй  его всем ворсом,  меж витками  приложи,  а  потом  рисуй  тычками  россыпь  ягод  иль  цветы.  

Муз.  рук.« Вот так  ложки  расписные, непростые, хохломские.   Ложки-  ложечки  резные, застучат  в  один  момент,  расписные, хохломские, древний  русский  инструмент,

Ложки дети  расписали.  а  сейчас на  них  сыграем,

Муз. рук.  и  воспитатель « Вот и  сказочке  конец,  а  кто  слушал-  молодец!»                

Дети  слушают

Поможем

Дети  слушают  

Ответы  детей

Дети  выполняют  движения в  соответствии  с  текстом, который  читает  муз. руководитель, самостоятельно  выбирают

движения, жесты.

Дети  выполняют

упражнение-  ритмодекламацию    с элементами  игрового  творчества; «  Мы   шагаем  на  прогулку  к  ёлкам, соснам  и  берёзкам, по зелёным  переулкам, по  цветочным  перекрёсткам, через речку, через  мостик.  

Бабочки-  капустницы  на песок опустятся, и  усядутся  все вместе,  чтобы  слушать  наши  песни.» ( аудиозапись «  Турецкий  марш» муз. В, А, Моцарта  из   серии  «  Классики- детям»

 

 ( дети  выбирают  по  желанию) « Детство»  муз.  Филипповой,    «Здравствуй, небо на  рассвете»  муз.М, Еремеевой,

«  Песенка о лете»  муз. А, Чеменёвой    

Дети  рассматривают  слайды.  делятся  своими  наблюдениями, впечатлениями.

 Заяц,  лиса, кот, петух.

Заяц  испуганный.  наверное,  кто- то  его напугал,

Лиса -  хитрая.

Кот   -  удивлённый.  Петух-  сердитый,  они  узнали, что  лиса  украла  у  Жихарки  ложку,   пошли  её искать,  но  не  нашли и  поэтому  попросили  помощи  у  нас.  

Дети выполняют этюды   на  выражение  основных  эмоций.

 ( Дети слушают  рус. нар. мелодии « Во  поле  берёза  стояла» и  « Калинка» в исполнении  оркестра  народных  инструментов.

Лисе-  р. н. м. « Калинка»,  она  радуется,  что  ей  досталась  ложка  и музыка весёлая.  задорная., немного  хитрая,  сначала  медленная,  как  будто  Лиса  осторожно  крадётся  к  дому  Жихарки,  а  потом  начинает  радоваться,  плясать.

Коту    и  Петуху  подходит  больше  «  Во поле берёза  стояла», музыка   напевная,  немного  грустная,  задумчивая,  Кот и Петух  переживают  за  Жихарку.

Дети  выполняют    пантомимические этюды

( по  желанию   изображают  персонажей  сказки, используя  элементы  костюмов , самостоятельно  находят средства  выразительности  для  создания    сказочного  образа (мимику, жесты,  движения), делятся  впечатлениями, кому  наиболее  точно  удалось  передать  эмоции  и  чувства. владеющие    героями  сказки.

Дети  рассматривают  слайд  (фрагмент  из  сказки- лисья  нора)..

  с   интересом наблюдают  за  происходящим  действием.

Ребёнок:.  

Вам  не  надо  горевать,  вас  научим  рисовать .  песню звонкую споём.  учиться  рисовать  начнём.

  Дети  исполняют  песню  « Зверобика»  муз.  Б, Савельева

Дети  рисуют  вместе  с  персонажами,  звучит  музыкальная  композиция  «Золотая  Хохлома»  автор  А, Широков ( ансамбль.  народных  инструментов «Русские  узоры»),  у  детей  шаблоны-  ложки).

Кот  и  Петух  благодарят  ребят  за  помощь    

Дети  играют  на  ложках (  право выбора: оркестр  или  танец  с  ложками,  по  желанию,  песня « Хохлома» . автор  Ю, Таран.)

 

Заключительный

Что  вам  запомнилось  больше  всего,  что  вы  расскажете  друзьям  или    родителям? Что  нового  вы  узнали?

Дети обмениваются  впечатлениями.

Новое-  этюд «Здравствуй,  лес!»    

                       Список  литературы:

1. Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду», Волгоград,2011г.

2. Бочкарева О.И. «Системаработы по художественно-эстетическому воспитанию», Корифей, Волгоград , 2005г.

3. Зацепина М.Б. «Культурно-досуговая деятельность в детском саду» Москва, 2009г.

4. Комарова Т, С, « Изобразительная  деятельность  в  детском  саду». Москва, Мозаика Синтез. 2006 г.

5. Комарова Т, С, « Обучение дошкольников  технике  рисования» Педагогическое  общество  России. Москва, 2005 г.

6. Костина Э.П. «Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон»»

7. Кондрыкинская Л.А. «Художественная литература в развитии творческих способностей старших дошкольников . Досуги, игры, занятия», Москва , 2006г.

8. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду», Москва, Сфера, 20010г.

9. Минаева В.М. «Развитие эмоций дошкольников. Игры и занятия», Москва, 2000г.

10. Постоева Г. А., ЛукинаЛ.Д.. «Интегрированные  развивающие  занятия  для  дошкольников», Москва 2013 г.

11. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Классификация методов музыкального воспитания детей », Москва, 2013г.

12. Скоролупова О.А. «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским декоративно-прикладным искусством»,Москва, 2009г.

13. Скоролупова О.А., Тихонова Т.М. «Игра – как праздник», Москва, 2008г