консультация для педагогов
методическая разработка (младшая группа) на тему

Ольга Александровна Чуйкина

Начало читательского опыта, как и многих способностей, лежит в детстве. Умением ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображённые события, страстно переживать их. Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного, «проживать» его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_po_hud_slovu.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

для педагогов

на тему:

«Формирование интереса к художественному слову у детей младшего возраста».

Что есть талант писателя, а есть талант читателя, как любой талант (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить и воспитать.

С.Я. Маршак

Начало читательского опыта, как и многих способностей, лежит в детстве. Умением ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображённые события, страстно переживать их. Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного, «проживать» его. Малыш рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет, видит, слышит, обоняет и осязает прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Способность сорадоваться и сострадать у детей очень высока.

Первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм: колыбельных песен, пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк, незатейливых по содержанию и простых по форме, - таят в себе немалые жанровые богатства.

Знакомство ребенка с малыми фольклорными формами начинается с песенок, потешек. Под звуки их ласковых, напевных слов малыш:

  • Легче проснется («Потягушки, потянись…»);
  • Даст себя умыть («Водичка, водичка…»). Если взрослый, умывая ребенка, согласует свои движения со словами потешки «Водичка, водичка…», малыш начинает улавливать значение слов «щечки», «роток», «глазки»;
  • Охотнее будет есть. Накормить ребенка поможет потешка «Травка-муравка…».

Не всегда принятые для ребенка моменты  ухода за ним под звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития. А, кроме того, приучают детей к режимным моментам.

Для более глубокого понимания художественного слова в малых фольклорных формах ребенку необходимы собственное участие, действие. Так, рассказывая потешку или прибаутку, лучше всего использовать пальчиковую гимнастику (например, «Божья коровка»).

Наиболее любимы детьми песенки игрового характера: «Сорока-белобока кашу варила», «Этот пальчик – дедушка…». Малыш уже ждет момента, когда надо будет расставить пальчики и повертеть руками под слова «Вместе дружная семья…».

Знакомя малышей с некоторыми потешками («Курочка-рябушечка…», «Наши уточки…», «Кисонька-мурысонька…», «Ой, бычок, мой бычок…»), воспитатель побуждает их к подражанию крику птиц, животных.

Большинство песенок, потешек, прибауток создавалось в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их четкость, ритмичность, краткость и выразительность.

Малые фольклорные формы оказывают на детей нравственное влияние – пробуждают в ребенке чувство симпатии и любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду.

Младший возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируются наглядно-образное мышление, эмоциональность, воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению.

Занятия с использованием русского фольклора можно рассматривать не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т.д. Настроение затейливости, шаловливого веселья, а иногда и некоторого баловства – вот в чем особенность и приоритет фольклорных занятий.

Фольклорно-игровые занятия с использованием малых фольклорных форм с детьми младшего возраста – деятельность специфическая и требует от педагога профессиональных знаний и умений в области народного искусства.

Если педагог ими владеет, фольклорно-игровые занятия будут проходить  не в традиционной форме, а как яркое общение с малышами.

Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве, она оставляет более сильный след, чем прочитанная в зрелом возрасте. «О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной». Эти слова К. Батюшкова имеют отношение и к вопросам чтения. У ребёнка – память сердца. Не сопереживавшие в детстве могут остаться равнодушными к проблемам века – этическим, экологическим, эстетическим…

К сожалению, эта чуткость к прочитанному не возникает сама по себе. Ведь не секрет: чудо книги существует не для всех. И наша задача, педагогов и родителей, открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение.

Читатель в ребёнке начинается раньше, чем он научится читать.

Ребёнок – слушатель – это уже читатель. И здесь многое зависит от взрослого, который берёт в руки книгу и становится посредником между писателем и слушателем (читателем). Мы педагоги, чтобы привлечь к книге ребёнка, должны сами любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность изображённых коллизий, искренне увлекаться событиями и обстоятельствами, в которые попадают герои книг, уметь передавать свои чувства и переживания детям, интерпретировать для них литературные образы и авторский идейный замысел. От того, как сложатся у ребёнка первые «отношения» с книгой, зависит очень многое.

Главная задача знакомства детей с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умения слушать и понимать художественный текст и многое другое, что является фундаментом для воспитания будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.

В работе необходимо применять следующие методические приемы:

  • Пальчиковая гимнастика (показ);
  • Использование игрового персонажа (кошечки, курочки, петушка, козлика и т.д.);
  • Речевые (процесс говорения как образец);
  • Инсценирование (элементы игры - драматизации);
  • Действенное соучастие детей (привлечение малышей к поисковой деятельности, самостоятельности с целью развивать их фантазию).

Ребёнок 2 –4 лет (задачи):

  • формировать у детей интерес к книге, приучать внимательно слушать литературные произведения;
  • обогащать жизненный опыт малышей знаниями и впечатлениями, необходимыми для понимания книг;
  • учитывать при отборе книг для детей тяготение ребёнка к фольклорным и поэтическим произведениям;
  • помогать детям устанавливать простейшие (последовательные) связи в произведении;
  • помогать детям выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;
  • поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребёнка при восприятии книги;
  • помогать детям мысленно представить, увидеть события и героев произведения (с помощью отбора иллюстраций, опоры на личный опыт детей и др.);
  • учить рассматривать иллюстрации.

В заключении хотелось бы добавить, что воспитателю необходимо:

  • знать уровень  развития своих воспитанников;
  • научиться владеть художественными средствами;
  • обеспечить понимание смыслового содержания народного произведения;
  • петь  и танцевать;
  • использовать элементы артистичности (эмоциональную окраску речи, изменение тембра голоса);
  • использовать красочность и богатство зрительных образов;
  • применять забавный сюжет;
  • больше использовать словесные, наглядные, игровые методы;
  • варьировать методическими приемами;

и использовать  в своей работе формы работы с использованием произведений фольклора:

  • Занятия;
  • Игры;
  • Самостоятельная творческая продуктивная деятельность;
  • Элементы театральной игры;
  • Досуги;
  • Календарные праздники.

Песенки, потешки, прибаутки – маленькие шедевры народного творчества, накопленные веками, которые передают мудрость, лиризм и юмор. Важно, что и по сей день, педагоги используют этот материал в работе с детьми. Благодаря простоте и мелодичности звучания, дошкольники, играя, легко запоминают незатейливые тексты, приобретая вкус к художественному слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....