Педагогический потенциал традиционной народной культуры
статья на тему

Смирнова Валентина Алексеевна

Много лет в нашей стране народное искусство не изучалось, не преподавалось, не воспитывалось отношение к нему как к национальному достоянию. Но сейчас произошли коренные изменения в обществе, повысился интерес людей к национальным особенностям своей страны, народа, нации, к корням культуры древних преданий и поверий.
Задача современного человека – сохранить и использовать тот опыт, который был накоплен предыдущими поколениями.
Каждый народ имеет свою национальную культуру. С древних времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество, человека. В фольклоре, основанном на жизненном опыте и мудрости, заложен идеал и надежды человека. Процесс познания духовного богатства своего народа, освоение народной культуры должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, поговорки, сказки.
От того, каким было детство человека, в какой эмоциональной среде он находился, кто и как вел ребенка к истокам фольклора, во многом зависит мировостприятие человека, его отношение к общечеловеческим ценностям и, в конечном счете, его судьба.

В данной статье рассматриваются традиции народной культуры в жизни детского сада
 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Педагогический потенциал традиционной народной культуры

Смирнова Валентина Алексеевна

музыкальный руководитель ГБДОУ д/с №16 Красносельского района

Много лет в нашей стране народное искусство не изучалось, не преподавалось, не воспитывалось отношение к нему как к национальному достоянию. Но сейчас произошли коренные изменения в обществе, повысился интерес людей к национальным особенностям своей страны, народа, нации, к корням культуры древних преданий и поверий.

Задача современного человека – сохранить и использовать тот опыт, который был накоплен предыдущими поколениями.

Каждый народ имеет свою национальную культуру. С древних времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество, человека. В фольклоре, основанном на жизненном опыте и мудрости, заложен идеал и надежды человека. Процесс познания духовного богатства своего народа, освоение народной культуры должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, поговорки, сказки.

От того, каким было детство человека, в какой эмоциональной среде он находился, кто и как вел ребенка к истокам фольклора, во многом зависит мировостприятие человека, его отношение к общечеловеческим ценностям и, в конечном счете, его судьба.

Традиции народной культуры в жизни детского сада

Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщить детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является.

Познавая произведения народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважение к человеку, бережное отношение к природе.

Перед воспитателем в детском саду стоят такие задачи, как развитие речи, движений, изобразительных и музыкальных способностей ребенка через народную игру, сказку, потешку, хоровод; формирование устойчивого интереса к русским народным традициям, обрядам, устному народному творчеству. Овладение богатством народного слова, выраженного в сказках, закличках, дразнилках, колядках, попевках.

Знакомство с музыкальным фольклором в нашем детском саду осуществляется на музыкальных и других занятиях, в повседневной жизни, на досугах, народных праздниках.

Народная песня – одно из ярких и доступных произведений музыкального фольклора. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритмя, ясность, простота формы придают ей неповторимую прелесть. Отдельного внимания заслуживают колыбельные песни, в которых преобладают ласкательные мотивы. С древних времен матери убаюкивали детей песнями, утешали, ласкали, внушали. Эти песни вызывают у ребенка чувство психологической защищенности. Они поются напевно, протяжно, спокойным, тихим голосом. Образы, передаваемые в колыбельных песнях, конкретны, близки и понятны детям с момента рождения (Котенька-коток, Заинька, Собачка, Гуленьки и т.п.). Они несут в себе пожелания добра и благополучия своему ребенку со стороны матери.

С каким вниманием и интересом слушают и подпевают колыбельную маленькие дети, как нежно и ласково они качают зайку, собачку, куклу на мелодию колыбельной. Но не все дети слышат дома колыбельную песню. Некоторые говорят: "А мне мама не поет колыбельную". Возьмешь такого ребенка на ручки, покачаешь под мелодию колыбельной, а он прижмется, затихнет, и так уютно ему на руках даже у воспитателя. Недаром пестушки, потешки, колыбельные песенки называют школой материнства.

Песни, упражнения, применяемые на музыкальных занятиях, способствуют постепенной выработке естественного, легкого звучания голоса, чистоты интонации в пене, облегчают работу над расширением диапазона детского голоса. Например, такие русские народные мелодии, как "Прибаутка", "Солнышко-ведрышко", "Дудочка", "Не летай, соловей", "У кота воркота" и другие. Очень нравится детям инсценировать народные песни, такие, как "Во кузнице", "Во сыром бору тропинка", "Как у наших у ворот", "Пошла млада за водой". А исполнение их "а капелла" способствует формированию у детей более устойчивого ладотонального слуха. Они приучаются слушать себя, своих товарищей.

Знакомство с народным музыкальным искусством включает и обучение игре на народных музыкальных инструментах (бубнах, трещотках, треугольниках, ложках, свистульках).

С помощью. родителей мы изготовили простейшие шумовые инструменты. Очень часто на праздниках и детских досугах играют наш оркестр, ансамбль ложкарей.

Неотъемлемая часть народного творчества – театрализация. Кто из нас не мечтал в детстве окунуться в волшебный мир сказки и превратиться в одного из ее героев?

Русская народная сказка учит детей доброте и справедливости, трудолюбию и доброжелательности, мудрости и терпению. Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи.

Готовясь к постановке сказки, дети изучают русский быт, народный костюм, хороводные песни танцы, озорные скоморошьи перевертыши и прибаутки.

Театрализованной деятельностью мы начинаем заниматься с младшей группы – даже маленьким детям по силам сыграть сказку "Репка".

С детьми старших групп мы инсценировали русские народные сказки "Гуси-лебеди", "Три медведя", "Кот, петух и лиса". А в других сказках, например, в сказке Ш. Перро "Красная шапочка", использовались некоторые виды русского народного творчества такие как колыбельная, считалки.

Любой обрядовый праздник, досуг в детском саду всегда связан с игрой. Народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством. Они развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. А прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и содержательным. С каким интересом дети играют в такие народные игры как "Золото", "Кот и мыши", "Как у деда Трифана", "Шел козел по лесу", "Горелки" и др.

Источниками народного творчества являются родная природа, окружающий быт. Русское музыкальное творчество тесно связано с бытом деревни, с трудом крестьянской семьи, со сменой времен года. Все обрядовые праздники отражали важные моменты жизни и были основаны на трудовых традициях. Природа одушевлялась. Человек ощущал себя ее частью и считал, что, подобно ему, живыми были земля и небо, вода и огонь, гром и молния, деревья и камни… Обряды, отражающие быт крестьянской деревни, явления природы, связанные со сменой времен года, труд людей и отношения взрослых к детям были ярко красочно представлены в народных праздниках. Естественно, что и обрядовые народные традиции нашли свое место в наше время в детском саму.

Одним из древнейших праздников у славян была Месленица. Как и все народные календарные праздники, Масленица была связана с круговоротом солнца. Именно поэтому этот праздник отмечается в день весеннего равноденствия, когда солнце начинает пригревать сильнее, а значит, отступает зима и приходит весна.

В нашем детском саду праздник Масленицы проходит очень весело. Обязательно участвуют взрослые. Это воспитатели и родители, которые исполняют роли мифологических существ, зверей и т.п. Проводятся различные народные игры, звучит народная музыка. Обязательны встреча и прощание с Масленицей, угощение блинами.

В детском саду регулярно проводятся и другие обрядовые праздники и развлечения, такие как Осенняя ярмарка, Осенние посиделки, Встреча весны "Жаворонушки", Праздник березки, Рождество.

Опыт показывает, что детям очень близок фольклор. Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы.

Использование народных песен, частушек, танцев не только развивает музыкальные способности, но и сближает таких разных и не похожих друг на друга детей.

Хочется надеяться, что наша работа с детьми оставит добрый след в их душе.

Литература

  1. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  2. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  3. Куприна Л.С., Бударина Т.А. и др. Знакомство детей с русским народным творчеством. – СПб.: "Детство-Пресс", 1999.
  4. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба: Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: "Детство-Пресс", 2004.
  5. Фокина Э.Д., Скворцова Л.Н. Русский фольклор – детям. – СПб.: СПбГУПМ, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический потенциал традиционной народной культуры

Статья раскрывает необходимость широкого ознакомления ребенка с традиционной народной культурой...

обобщение опыта работы по теме: "Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством народных праздников"народной куль

Учитывая значимость данного опыта для развития личности ребенка, автор пришел к пониманию необходимости организовать работу по приобщению дошкольников к традиционной народной культуре в соответствии с...

«Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре посредствам народных праздников»

«Приобщение старших дошкольников  к традиционнойнародной культуре посредствам народных праздников»...

«Педагогический потенциал традиционной народной культуры».

Статья по организации  инновационной  работы в  области  воспитания....

План мероприятий по приобщению старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством народных праздников

тематическое планирование по приобщению старших дошкольников к традиционной культуре посредством народных праздников...

Статья Педагогические возможности традиционной народной культуры в воспитании детей дошкольного возраста

Интерес к народной культуре на сегодняшний день существенно возрос. Это связано с тем, что в современных условиях традиции становится связующим звеном с исторической памятью и...

Приобщение детей раннего возраста к ценностям традиционной народной культуры через использование народного фольклора. Потешки, присказки и прибаутки.

Приобщение детей раннего возраста к ценностям традиционной народной культуры через использование народного фольклора. Потешки, присказки и прибаутки....