Педагогический потенциал традиционной народной культуры
статья по музыке по теме

Кудашова Лариса Валерьевна

Статья раскрывает необходимость широкого ознакомления ребенка с традиционной народной культурой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_pedpotencial.docx18.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Педагогический потенциал традиционной народной культуры.

Ранее  и дошкольное детство – это начало познания жизни.

 Это и время начала формирования ребенка как личности, становления его характера.

Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознания себя в этом мире; а позднее, создавая  все условия для его самостоятельной игры

 Без игры нет детства вообще. Кроме того, в игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности и фантазию.

Вот тут-то на помощь и приходит детский фольклор.

Детский фольклор черпает материал из разных источников:

  1. Прежде всего -  это то, что взрослые на протяжении многих лет создавали для детей. Это колыбельные песни, успокаивающие ребенка, усыпляющие его. Это поэзия пестовования, ухода за ребенком, поэзия ласковых прикосновений к нему.

 Пестушки всегда удовлетворяли потребность ребенка в тактильных ощущениях – почти все дети любят, когда их поглаживают по головке, рукам, плечикам, прижимают к себе близкие люди – это язык эмоционального общения.

  1. То, что взрослые черпали из общей сокровищницы фольклора, отбирали для детей доступные их пониманию песни, загадки, пословицы, поговорки, игры. Брали для детей то, что педагогически целесообразно.
  2. Наконец, дети сами, подрастая, участвуют в играх сверстников, осваивают их и все, что с ними связано (считалки, скороговорки, дразнилки и т.д.)

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому еще задолго до ознакомления со сказками. Былинами и другими крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры.

 Что же относится к детскому фольклору?

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки – игры взрослого с ребенком.

Заклички – обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям). Закличка – от слова «закликать» - звать, приглашать.

 Закличка рождает в ребенке веру в весомость, значимость слова.

Многие заклички сопровождались игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда.

 Приговорки – обращения к насекомым, птицам, животным. Это интимное общение с природой один на один. Приговорки обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям.  Приговорки во время игр – это своеобразные просьбы к природе в соучастии, в доброй помощи. В них закреплены для всех играющих необходимые правила игры.

 Кричалки – это эмоции и переживания ребенка, запечатленные в слова. Каждая строчка кричалки – это смысловой и ассоциативный обыгрыш. Кричалки можно петь. Играть, выпрыгивать, вытанцовывать, подчиняясь их бойкому и звонкому ритму.

Считалки – коротенькие стишки, служащие для распределения ролей в игре.

Скороговорки и частоговорки – помогают незаметно дл ребенка обучать его чистой и правильной речи. Это веселая и бойкая игра в быстрое повторение труднопроисносимых слов и одновременно это баловство, любимая игра в словотворчество.

Скороговорки отличает сложная ритмика. Каждый звук, звукосочетание и слово скороговорке подчиняются ритму и создают ритм.

Дразнилки -  веселые, шутливые, кратно и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности,  особенности поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселит детей.

Сказки-шутки. Сказки-потешки – удивительные создания детской поэзии. Сказка-потешка стоит на границе между веселой, смешной и радостной вседозволенностью детства и суровыми законами бытия. Детская сказка-потешка не просто нагромождает одно событие на другое, она соединяет их в строгом соответствии с реальными жизненными связями между предметами, явлениями природы, животными и людьми.

Народные загадки – важный жанр детской литературы, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Это игра в узнавание, угадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, в ином качестве.

 Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Народные игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки. Игры дают воспитателю возможность сделать процесс воспитания детей интересным и радостным. Ребенок в игре обретает хорошее настроение, бодрость, радость от общения со сверстниками.

 Огромный пласт народной культуры – это наши традиционные праздники. Это те праздники, которые передаются из поколения в поколение, « из уст в уста, от сердца к сердцу». Народная культура состоит из множества взаимосвязанных частей: поэтического слова, напева, игры, танца, рукоделия, ремесел и др. Традиционные праздники концентрировали в себе все эти элементы.

Дети особенно остро воспринимают такую особенность народных праздников, как их связь с жизнью природы. Тысячелетние православные праздничные традиции русского народа органично соединяют в себе два начала: духовное (события церковной истории) и древнеземледельческое (этапы выращивания хлеба насущного), образуя «годовой круг праздничных дней».

Народный праздник – веками отработанный способ единения людей в коллективном сопереживании события. Здесь нет деления на исполнителей и зрителей-потребителей.

Используя народный опыт, мы можем помочь детям творчески проявить себя уже в процессе подготовки к празднику, не говоря уже о самом праздничном действе, приобщить к радости коллективного творчества. В свою очередь дети могут помочь своим родителям открыть для себя новый мир.

Приобщение детей к народным традициям помогает педагогам воспитывать здоровую, гармоничную личность, способную преодолеть жизненные препятствия.

Незаменимый материал для такой педагогической работы – детские традиционные игры, как самостоятельный культурный комплекс и как элемент народных праздников.

 Важным элементом воспитания может стать знакомство с традиционным народным костюмом. Его изготовление, ношение во время праздников. Ведь  в одежде народ воплощает свои этнические и эстетические представления, понятии о гармонии мира и человека.

Ребенок. Воспитанный на подлинно народном отношении к одежде, где каждая деталь полная смысла и значения, сможет сознательно противостоять деструктивным влияниям в этой области, господствующим в современной молодежной моде.

 Народная культуры – это огромный пласт культурного наследия нации, который мы должны как можно шире использовать на благо ребенка и для ребенка.

Задачи.

  1. Приобщать к истокам народного творчества,
  2. Воспитывать знание народных традиций.
  3. Формировать любовь к родной земле.
  4. Выявлять творческие способности детей.
  5. Развивать активное восприятие народной музыки.
  6. Формировать исполнительские навыки.
  7. Развивать музыкальные способности.
  8. Развивать импровизаторские способности.
  9. Знакомит с жанрами русского музыкального народного творчества (песни, пляски, игры, хороводы, страдания, попевки, заклички).
  10. Знакомить с устным народным творчеством (сказки, дразнилки, считалки, скороговорки, потешки, пестушки).
  11. Учит элементам русской народной пляски.
  12. Знакомить с бытом и укладом жизни русских крестьян.
  13. Дать представление о русском национальном костюме в разных областях России.
  14. Знакомить с русскими национальными ремеслами.
  15. Знакомить с русскими народными музыкальными инструментами, обучить приемам игры на некоторых из них.
  16. Дать представление о народном театре (театре скороморохов)
  17. Формировать целостное восприятие народной культуры.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы по теме: "Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством народных праздников"народной куль

Учитывая значимость данного опыта для развития личности ребенка, автор пришел к пониманию необходимости организовать работу по приобщению дошкольников к традиционной народной культуре в соответствии с...

«Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре посредствам народных праздников»

«Приобщение старших дошкольников  к традиционнойнародной культуре посредствам народных праздников»...

«Педагогический потенциал традиционной народной культуры».

Статья по организации  инновационной  работы в  области  воспитания....

План мероприятий по приобщению старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством народных праздников

тематическое планирование по приобщению старших дошкольников к традиционной культуре посредством народных праздников...

Педагогический потенциал традиционной народной культуры

Много лет в нашей стране народное искусство не изучалось, не преподавалось, не воспитывалось отношение к нему как к национальному достоянию. Но сейчас произошли коренные изменения в обществе, повысилс...

Статья Педагогические возможности традиционной народной культуры в воспитании детей дошкольного возраста

Интерес к народной культуре на сегодняшний день существенно возрос. Это связано с тем, что в современных условиях традиции становится связующим звеном с исторической памятью и...

Приобщение детей раннего возраста к ценностям традиционной народной культуры через использование народного фольклора. Потешки, присказки и прибаутки.

Приобщение детей раннего возраста к ценностям традиционной народной культуры через использование народного фольклора. Потешки, присказки и прибаутки....