Дидактические игры для дошкольников
учебно-методический материал на тему

                               Дидактические игры для дошкольников

 

Дидактические игры - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в образовательном   процессе   и    может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как    средство воспитания различных сторон ребенка.  Они направлены на решение конкретных задач обучения, в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Применение дидактических игр повышает эффективность воспитательного процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывают огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая детей в процессе игры, необходимо стремиться к тому, чтобы радость от игр перешла в радость обучения.
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация видов дидактических игр; игрушками и предметами; настольно-печатные; словесные игры. В игре  используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, формой, величиной, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются, что важно   для   развития логического мышления.     Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки,  домино,   лото. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания.  Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяют характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.

Виды дидактических игр. Педагоги   выделяют   виды   дидактических   игр: игры-путешествия,  игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы. Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура - это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, игровую, правила игры, игровые действия, результат (подведение итогов).             

Руководство дидактическими играми в зависимости от возраста детей осуществляется по-разному и требует большого   педагогического   мастерства...Решая   через  игру и   в  игре   дидактические   задачи,  воспитатель  должен   сохранить   игру-  деятельность   интересную,  близкую   детям,  радующую  их,  содействующую  общению   детей.   . У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразнее объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре есть несколько правил, то не следует сообщать их сразу. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей, учили их играть,  не мешать  друг другу, постепенно подводили к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее.  У детей среднего дошкольного возраста есть некоторый опыт совместных игр, но и здесь воспитатель должен  принимать участие в дидактических играх. Он является учителем и участником игры, учит детей и играет с ними, стремится вовлечь всех детей, постепенно подводит их к умению следить за действиями и словами товарищей, т. е. интересуется процессом всей игры. Подбирает такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и  закрепить  словарь. Здесь могут быть использованы игры с куклой и комплектами всех предметов обихода. Предметы должны быть разные по цвету, форме, величине. В этом возрасте рекомендуется широко использовать музыкально-дидактические игры  «Узнай по голосу», «Что кукла делает» и другие с целью обучения детей умению вслушиваться в звучание слов, звуков, которые  встречаются в словах. Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета, величины, пространственных отношений, звуков. Дети старшего дошкольного возраста обладают значительным игровым опытом и настолько развитым мышлением, что они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. Лишь в отдельных случаях требуется наглядный показ. С детьми этого возраста проводятся дидактические игры со всей группой, с небольшими группками. У них, как правило, складываются коллективные взаимоотношения на почве совместных игр. Поэтому с группами старшего возраста уже могут быть использованы в игре элементы соревнования.
В дидактических играх детей старшего возраста отражаются более сложные по своему содержанию жизненные явления (быт и труд людей, техника в городе и   селе). Дети классифицируют предметы по материалу, назначению.
Широко используются в этом возрасте словесные игры, требующие большого умственного напряжения. У детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх больше проявляется произвольное внимание, самостоятельность в решении поставленной задачи, выполнении правил.
Для закрепления и уточнения пространственной ориентировки проводится игра «Куда пойдешь, что найдешь». Воспитатель заранее раскладывает игрушки или другие какие-либо предметы в группе. Игровое действие в данном случае — найти игрушку или предмет.  Дидактических же задач может быть несколько: выбрать и назвать направление, по которому ребенок пойдет искать игрушку; обозначить местоположение найденной игрушки; назвать игрушку; сказать, из чего она сделана. Руководя этой игрой, воспитатель вначале предлагает детям два направления (вперед — назад, справа — слева), прячет небольшое число предметов (игрушек). Затем, когда дети овладели правилами и игровым действием, дидактическая игра может быть усложнена. Воспитатель может дать несколько пространственных направлений (4—5) и увеличить число спрятанных игрушек. У детей подготовительной к школе группы игровая деятельность более осознана и направлена на достижение результата. Руководство должно быть таким, чтобы игра содействовала интеллектуальному развитию и в то же время оставалась игрой. Необходимо и в этом возрасте сохранить эмоциональный настрой детей, переживание радости от хода игры и удовлетворения от результата, т. е. решения задачи.
Руководя настолько-печатными играми, воспитатель развивает у детей способность различать, узнавать, припоминать.  Дети упражняются в быстроте, точности и прочности запоминания, в сохранности воспроизведения этих образов.  В подготовительной к школе группе детского сада детям много читают, рассказывают, они играют в дидактические и другие игры, но педагогическая практика свидетельствует, что объем знаний еще не говорит о высоких качествах умственной деятельности. Причиной является то обстоятельство, что в некоторых детских садах детям дается необходимый запас знаний, но мало уделяется внимания развитию их мышления, воспитанию, умению практически использовать имеющие  знания.  Следовательно,   руководство   дидактической   игрой   состоит   в   правильном  определении   дидактической  задачи -   познавательного   содержания,   в   определении   игровой   задачи  и     реализации   через   нее   дидактических   задач,   в   продумывании   игровых   действий,   которые   являются  одной   из   важнейших   задач   игры.   Особую   заботу   воспитателя   составляет   создание   «  материального   центра»   игры:   подбор   игрушек,   картинок   и   других   материалов   для   игры.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_dlya_doshkolnikov2.docx17.77 КБ

Предварительный просмотр:

                                Дидактические игры для дошкольников

Дидактические игры - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в образовательном   процессе   и    может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как    средство воспитания различных сторон ребенка.  Они направлены на решение конкретных задач обучения, в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Применение дидактических игр повышает эффективность воспитательного процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывают огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая детей в процессе игры, необходимо стремиться к тому, чтобы радость от игр перешла в радость обучения.
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация видов дидактических игр; игрушками и предметами; настольно-печатные; словесные игры. В игре
  используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, формой, величиной, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются, что важно   для   развития логического мышления.        Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки,  домино,   лото. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания.  Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяют характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.

Виды дидактических игр. Педагоги   выделяют   виды   дидактических   игр: игры-путешествия,  игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы. Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура - это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, игровую, правила игры, игровые действия, результат (подведение итогов).            

Руководство дидактическими играми в зависимости от возраста детей осуществляется по-разному и требует большого   педагогического   мастерства...Решая   через  игру и   в  игре   дидактические   задачи,  воспитатель  должен   сохранить   игру-  деятельность   интересную,  близкую   детям,  радующую  их,  содействующую  общению   детей.   . У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразнее объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре есть несколько правил, то не следует сообщать их сразу. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей, учили их играть,  не мешать  друг другу, постепенно подводили к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее.  У детей среднего дошкольного возраста есть некоторый опыт совместных игр, но и здесь воспитатель должен  принимать участие в дидактических играх. Он является учителем и участником игры, учит детей и играет с ними, стремится вовлечь всех детей, постепенно подводит их к умению следить за действиями и словами товарищей, т. е. интересуется процессом всей игры. Подбирает такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и  закрепить  словарь. Здесь могут быть использованы игры с куклой и комплектами всех предметов обихода. Предметы должны быть разные по цвету, форме, величине. В этом возрасте рекомендуется широко использовать музыкально-дидактические игры  «Узнай по голосу», «Что кукла делает» и другие с целью обучения детей умению вслушиваться в звучание слов, звуков, которые  встречаются в словах. Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета, величины, пространственных отношений, звуков. Дети старшего дошкольного возраста обладают значительным игровым опытом и настолько развитым мышлением, что они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. Лишь в отдельных случаях требуется наглядный показ. С детьми этого возраста проводятся дидактические игры со всей группой, с небольшими группками. У них, как правило, складываются коллективные взаимоотношения на почве совместных игр. Поэтому с группами старшего возраста уже могут быть использованы в игре элементы соревнования.
В дидактических играх детей старшего возраста отражаются более сложные по своему содержанию жизненные явления (быт и труд людей, техника в городе и   селе). Дети классифицируют предметы по материалу, назначению.
Широко используются в этом возрасте словесные игры, требующие большого умственного напряжения. У детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх больше проявляется произвольное внимание, самостоятельность в решении поставленной задачи, выполнении правил.
Для закрепления и уточнения пространственной ориентировки проводится игра «Куда пойдешь, что найдешь». Воспитатель заранее раскладывает игрушки или другие какие-либо предметы в группе. Игровое действие в данном случае — найти игрушку или предмет.  Дидактических же задач может быть несколько: выбрать и назвать направление, по которому ребенок пойдет искать игрушку; обозначить местоположение найденной игрушки; назвать игрушку; сказать, из чего она сделана. Руководя этой игрой, воспитатель вначале предлагает детям два направления (вперед — назад, справа — слева), прячет небольшое число предметов (игрушек). Затем, когда дети овладели правилами и игровым действием, дидактическая игра может быть усложнена. Воспитатель может дать несколько пространственных направлений (4—5) и увеличить число спрятанных игрушек. У детей подготовительной к школе группы игровая деятельность более осознана и направлена на достижение результата. Руководство должно быть таким, чтобы игра содействовала интеллектуальному развитию и в то же время оставалась игрой. Необходимо и в этом возрасте сохранить эмоциональный настрой детей, переживание радости от хода игры и удовлетворения от результата, т. е. решения задачи.
Руководя настолько-печатными играми, воспитатель развивает у детей способность различать, узнавать, припоминать.  Дети упражняются в быстроте, точности и прочности запоминания, в сохранности воспроизведения этих образов.  В подготовительной к школе группе детского сада детям много читают, рассказывают, они играют в дидактические и другие игры, но педагогическая практика свидетельствует, что объем знаний еще не говорит о высоких качествах умственной деятельности. Причиной является то обстоятельство, что в некоторых детских садах детям дается необходимый запас знаний, но мало уделяется внимания развитию их мышления, воспитанию, умению практически использовать имеющие  знания.  Следовательно,   руководство   дидактической   игрой   состоит   в   правильном  определении   дидактической  задачи -   познавательного   содержания,   в   определении   игровой   задачи  и     реализации   через   нее   дидактических   задач,   в   продумывании   игровых   действий,   которые   являются  одной   из   важнейших   задач   игры.   Особую   заботу   воспитателя   составляет   создание   «  материального   центра»   игры:   подбор   игрушек,   картинок   и   других   материалов   для   игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Создание интерактивной дидактической игры для дошкольников"

В статье представлен опыт реализации проекта для педагогов ДОУ "Создание интерактивной дидактической игры для дошкольников". Проект был успешно реализован МОУ ДПО «Центр научно-методического обеспечен...

дидактические игры для дошкольников

Дидактические игры по экологическому воспитанию ...

Электронно-дидактическая игра для дошкольников "Отгадай профессию"

Электронно-дидактическое пособие для дошкольников...

Дидактические игры для дошкольников Пальчиковые игры.

Дидактические игры для дошкольниковПальчиковые игры....

Дидактические игры для дошкольников. Пальчиковые игры

МКДОУ Бутурлиновский детский сад №11             Дидактические игры для дошкольников...

Дидактические игры для дошкольников Развивающие игры для детей дошкольного возраста «Путешествие в страну ПДД».

Дидактические игры для дошкольников Развивающие игры для детей дошкольного возраста «Путешествие в страну ПДД»....