«Патриотическое воспитание дошкольника» Консультация для педагогов ДОУ Подготовила воспитатель МБДОУ № 33, г. Армавира Ивсина Т.З.
консультация на тему

Ивсина Татьяна Захаровна

"патриотическое воспитание дошкольника" консультация для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_dou.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

   

«Патриотическое воспитание дошкольника»

Консультация для педагогов ДОУ

Подготовила воспитатель МБДОУ № 33, г. Армавира Ивсина Т.З.

   Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, с любовью к своему народу, дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.

   Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей.

   Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества. Это ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

   Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

   Работа по патриотическому воспитанию детей должна вестись непрерывно и осуществить это на практике не так уж сложно. Патриотическое воспитание в детском саду может осуществляться и посредством сказок, и песенного творчества, и интересных рассказов об истории нашей родины, и даже национальными играми и игрушками. Играя, дети не только развиваются и развлекаются, но и многому учатся, познают окружающий мир. Только через игру возможно патриотическое воспитание дошкольников. Именно в игре можно приобщить малышей к родной культуре, развить чувство патриотизма к своему краю, городу, народу. Красивые дымковские или гжельские игрушки, всевозможные свистульки и русские матрёшки, глиняные мишки и зайчики – всё это учит ценить и любить мастерство своего народа, и вызывает чувство долга за красоту, сделанную руками мастеров своей родины. Таких истинно национальных игрушек должно быть в детском саду как можно больше, ведь именно с них начинается знакомство малышей с родной культурой и творчеством, ремёслами и промыслами, закладывая прочный фундамент патриотизма и любви к своему отечеству.  

   Маленькие дети очень любят слушать пение взрослого человека, а иногда и пытаются подпевать вместе. Ребёнку нужно как можно чаще слышать народные мелодии и песни, потешки и колыбельные, шуточные песенки. Песенное творчество очень понятно даже самым маленьким детям.           Таким образом, воспитывается патриотизм и любовь к своей национальной культуре и своему народу. Песенки можно не только петь самим, но и включать в аудиозаписи. Интересно детям будет и знакомство с национальными музыкальными народными инструментами. Желательно, показывать их не только на картинке, но и приобрести в детский сад миниатюрные народные музыкальные инструменты, чтобы малыши сами смогли издавать на них звуки, познакомиться с ними, посмотреть и потрогать их. Деревянные ложки, дудочки, флейты, барабаны, бубны, губные гармошки, маракасы, трещотки – всё это принесёт не только пользу, но и много радости маленьким детям. Кроме этого, отлично закладывают любовь к своей родине куклы в национальных нарядах. И девочкам, и мальчикам интересно и полезно будет рассмотреть красивое платье с народной вышивкой, головной убор в виде веночка или кокошника, многоярусные бусы из бисера. Кукол можно изготовить и сшить самим. Такие игры отлично помогают в патриотическом воспитании детей с ранних лет.

   Детей старших и подготовительных групп детского сада уже можно приобщать к художественному искусству родного края и страны. На уроках рисования и прикладного творчества желательно показывать репродукции картин и скульптуры художников и скульпторов нашей родины, рассказывая об их жизни и творчестве. Можно предложить детям изобразить рисунок на такую же тему, как любой известный художник-земляк, или слепить из пластилина фигурку, похожую на скульптуру известного мастера. В детском саду желательно организовывать выставки с детскими работами, посвящёнными какому-либо национальному календарному празднику. Очень интересно было бы организовать поход в национальный музей родного города.

   Со старшими детьми необходимо разучивать детские народные песни и танцы. Не обязательно учить сложный танец с множеством движений. Для того, чтобы ребёнок понял и полюбил танцевальную культуру своей родины, достаточно несколько характерных движений, красивое и ритмичное музыкальное оформление, и яркие национальные костюмы, а также атрибуты в виде лент, цветов, веточек и так далее. Обычно все дети с удовольствием поют и танцуют народные песни и танцы, так как большинство из них задорного и весёлого характера и чаще всего обладают интересным смысловым сюжетом. Можно устраивать национальные песенные и танцевальные конкурсы в стенах детского сада, а также проводить календарно-обрядовые праздники. Соприкасаясь с музыкой и творчеством своей страны или края, ребёнок начинает любить и ценить свой народ и своё отечество. Очевидно, что мероприятия по патриотическому воспитанию в детском саду могут и должны быть самыми разнообразными. Любовь к Родине детям невозможно привить через скучные лекции и нравоучения и, составляя план по патриотическому воспитанию необходимо учитывать все это. Так, помимо вышеперечисленного, патриотическое воспитание в детском саду можно прививать, организовывая встречи с соотечественниками, писателями, художниками, мастерами, героями родного края. А также устраивая походы на городские концерты народных песен и танцев, экскурсии по родному городу с посещением памятников и других достопримечательностей, читая народные сказки, стихи и былины, рассказывая детям о быте, национальных костюмах, культуре, обычаях и традициях своего народа.
    Постепенно ребёнок пронимает, что он - частица большого коллектива - детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становиться основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является ЧЕЛОВЕК.

Список литературы

  1. Илющенко Р. Что значит быть патриотом? // Победа, победившая мир. — 2004. — № 10/26.
  2. Князьков С. Патриотами не рождаются, патриотов - воспитывают. // Красная звезда. - 2002. - 13 апреля.
  3. Колпачук О.С., Добрицкая И.Г. «О патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» // Гармонизация психофизического и социального развития детей. – Мн., 2006. С. 66-68.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое эссе. Тема: «Моя любимая игра!» Подготовила воспитатель МБДОУ № 33, г. Армавира Ивсина Т.З.

Педагогическое эссе. Тема: «Моя любимая игра!» Подготовила воспитатель МБДОУ № 33, г. Армавира Ивсина Т.З....

Мастер- класс для педагогов «Авторская сказка, как метод патриотического воспитания дошкольников» Автор разработки: Дубовова Олеся Викторовна, воспитатель МБДОУ "Слободской детский сад Пряничный домик» .

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на личность с целью ...