Наблюдения на прогулке весна подготовительная группа
материал (подготовительная группа) на тему

Данная разработка включает в себя наблюдения на прогулке на каждый день для детей подготовительной группы весной: март, апрель и май.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Март

1. Наблюдение за сезонными изменениями

Цели:

  • формировать представление о весенних изменениях в природе;
  • учить видеть изменения в поведении воробьев с приходом весны;
  • воспитывать интерес к наблюдениям за птицами, бережное отношение к ним.

Ход наблюдения

В канаве с водою талой

Плещется воробей.

У темной ольхи я встала,

Смотря из-за голых ветвей.

Как беззаботный мальчишка,

С головкой он хочет нырнуть...

Задорный, лихой воробьишка —

Боюсь я его спугнуть.

Забыл он голод и стужу,

Забыл, как поземка мела,

Он рад нынче солнечной луже

И каплям скупого тепла!

Едва пригреет солнышко, воробьи оживляются, собирается в шумные стайки.

Обратите внимание на оживленное поведение воробья. Заметили, какие изменения произошли в жизни птицы с приходом весны? (Воробьи радуются ей, задорно чирикают: чик-чирик, чик-чирик.) Рассаживаются на изгородях, ветках деревьев, кустарников. Если найдет озорной воробьишка  небольшую лужицу с талой водой, то норовит «принять ванну», смыть поскорее зимнюю грязь — поплещется в холодной прозрачной воде, а потом взъерошит перышки и отряхнется.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Давайте вспомним, чем питался воробей зимой? (Зернышками, крошками.)

А летом и осенью? (Клюют зернышки и семена растений.)

  • А весной? (Воробьи любят питаться мошками, комарами, гусеницами, тлей.)

Ребята, вы уже знаете, что воробьи весной занимаются строительством гнезда? Давайте поищем гнезда на территории детского сада. Строительство гнезда — дело нелегкое.

  • Из чего воробьи строят гнезда? (Из перышек, сухих травинок, кусочков ваты.)
  • А для чего воробьям гнезда? (В гнездах насиживают яйца.)

Да, воробьиная пара вместе строит гнездо, а потом по очереди насиживают яйца. Через две недели в гнезде появляются маленькие птенцы.

  • Пока птенцы маленькие, кто их кормит? (Родители.)
  • Чем родители кормят своих малышей? (Мошками, комарами и другими насекомыми.)
  • Растут воробушки быстро, и уже дней через десять родители начинают обучать их всем премудростям воробьиной жизни. За лето в гнезде появляется еще одно или два новых поколения. До наступления холодов их тоже надо вырастить и выучить в птичьей школе.

2. Наблюдение за градом

Цели:

  •  Уточнить   понятие «град»;
  • дать представление о том, почему в природе наблюдается град;

—        активизировать внимание, память.

Ход наблюдения

С неба полетели

Белые горошки.

Испугалась курица,

Убежала кошка.

Я хотел попробовать

Белого горошка,

Только почему-то

Тает он в ладошках.

Когда земля нагревается, теплый воздух вместе с водяным паром поднимается вверх. Высоко над землей всегда холодно, поэтому капли воды превращаются в льдинки. Град обычно идет с дождем: одни льдинки успевают растаять, другие же, самые крупные, падают на землю. Вот так мы наблюдаем это природное явление.

Исследовательская деятельность

Понаблюдать и определить, где дольше не тают льдинки-горошки: на дороге, под кустами и т.д.

3. Наблюдаем за ветром

Цель: Повторить понятие «ветер». Уточнить  зависимость между деревьями, их состоянием и ветреной погодой.

Ход наблюдения

Понаблюдать, как раскачиваются деревья, гнутся ветки. Спросить, почему так неспокойно ведут себя деревья. Какой дует ветер: холодный, теплый? Вспомнить о ветре в разные времена года.

Видел я, как ветерок

К нам летел на огонек!

Скрипнул он оконной рамой,

Тихо форточку толкнул,

Поиграл моей панамой,

Повозился и уснул.

Г.Лагздынь

4. Наблюдение за собакой

Цели:  систематизировать представления о жизни животных весной;

  • учить отыскивать причины изменений в жизни животных, устанавливать причинно-следственные связи;  развивать доказательную речь;  воспитывать чувство ответственности за тех, кого приручили.

Ход наблюдения

Мой щенок похож немного

На бульдога и на дога,

На собаку-водолаза

И на всех овчарок сразу.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Как вам кажется: этот щенок — «мальчик» или «девочка»?
  • Какое имя (кличка) щенку подходит?
  • Какое у щенка настроение?

♦        Чем, по-вашему, щенок больше всего любит заниматься? Собака, которую взяли в дом, признает вас хозяином.

Она будет с вами везде, готова переносить ради вас любые лишения. Ведь собака — преданный друг человека. Но и мы должны помнить, что о ней нужно заботиться, правильно кормить и содержать. Но, прежде всего нужно любить ее.

5. Наблюдение за облаками

Цель: продолжать формировать сознание единства земли и неба как основу целостного восприятия мира.

Ход наблюдения

Как по небу с севера

Плыла лебедь белая,

Плыла лебедь сытая.

Вниз кидала, сыпала

На поля озерушки,

Белый пух да перышки.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Посмотрите на небо, что вы видите?
  • Какие сегодня облака?
  • Как вы думаете, будет сегодня дождь или снег?
  • В каком направлении плывут облака?

6. Наблюдение за снегом

Цели:

  • учить вести наблюдение за сезонными изменениями в природе.
  • закреплять знания о взаимосвязях, происходящих в неживой природе (солнце — снег).

Ход наблюдения

Есть приметы: если снежные хлопья стали крупными — жди оттепели; снегирь поет зимой на снег, вьюгу и слякоть — жди ранней весны.

Исследовательская деятельность

Измерить глубину снега на солнце и в тени.

7. Наблюдение за капелью

Цели:

—        закреплять знания об изменениях воды в зависимости от температуры;

—        обучать исследовательским действиям.

Ход наблюдения

На солнышках согрелась ель,

Подтаяла сосна.

В лесу апрель, звенит капель.

В лесу у нас весна,

По снегу капельки стучат:

«Подснежник, хватит спать!»

А шубки белок и зайчат

С утра мокры опять.

И замедляя хитрый бег,

Идя по снегу в бор,

Проваливаясь в талый снег,

Лиса у лунки пьет.

Жемчужинки слетают вниз:

«А ну, ловите нас!»

Весь в дырочках от светлых брызг

Под елкой хрупкий наст.

Но все же март, а не апрель...

Чуть солнышко зайдет,

Смолкает звонкая капель

И вновь на ветках лед.        

3. Александрова

Воспитатель задает детям вопросы, проводит беседу.

  • С какой стороны сосульки длиннее — с солнечной и теневой? (С солнечной.)
  • Почему? (Солнце пригревает больше, и от этого они  «растут».)
  • В морозный день сосулька растет или уменьшается? (Уменьшается, так как разрушается от мороза и ветра)
  • А в солнечный день? (Растет.)
  • С какой стороны сосульки тают быстрее? (С солнечной — солнце греет лед, и он превращается в воду.)

Давайте проверим. Один сосуд ставим под сосульки с теневой стороны, другой — с солнечной. Посмотрим, в какой сосуд больше накапает воды.

А как вы думаете, где вода от сосулек будет чище — на участке детского сада или возле проезжей части? Чтобы точно узнать, давайте поставим еще один сосуд под сосульки, которые находятся возле дороги.

Наблюдение проводится на следующий день. Воспитатель спрашивает детей, в каком сосуде воды больше, в каком она чище.

8. Наблюдение за высотой стояния Солнца

Цель: закреплять знания о влиянии солнечной энергии  на  жизнь растений, животных и человека.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.

Что выше леса,

Краше света,

Без огня горит?

Без него плачемся,

А как появится —

От него прячемся.

(Солнце.)

Чем выше солнце, тем теплее и длиннее день. От тепла  тает снег, нагревается земля и появляются проталинки. Начинает расти трава. Что же еще происходит в природе? (Установить и закрепить представления об экологических связях.) Где восходит, где заходит солнце?

Исследовательская деятельность

Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее.

Ответить, какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые?

С помощью чего можно долгое время смотреть на солнце? (Темных стекол.)

9. Наблюдение за таянием снега

Цель: учить устанавливать взаимосвязи в природе.

Ход наблюдения

Снег теперь уже не тот —

Потемнел он в поле,

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Стало небо выше,

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Обратить внимание детей на то, что весной по утрам  на снегу часто образуется ледяная корочка — наст. Происходи,, это потому, что солнце светит ярко, снег сверху подтаивает,  а ночью еще морозно. Подтаявший снег замерзает, превращаясь в ледяную корочку.

Исследовательская деятельность

Рассмотреть снег в сугробах, талый снег и воду из лужи. Сравнить наст, образованный в тени, с настом, образованным на солнце.

10.Наблюдения за растениями и кустарниками на участке

Цель: закреплять представление о том, что любое дерево, кустарник — живое существо.

Ход наблюдения

Тополечек не сажала,

Сам он вырос под окном.

Но придется мне, пожалуй,

Позаботиться о нем, —

Обзавелся он дружками.

Да какими! Сорняками!

А известно: сорняки

Все подряд — озорники.

Обступили, окружили,

Свет и солнце заслонили,

Жмут и давят малыша,

Он стоит, едва дыша.

Тополек я пожалела,

Сорняки убрать сумела,

Поливала — сбилась с ног.

Хорошо ли, тополек?

Проверить, как перезимовали деревья (много ли поломанных веток).

  • Какие еще произошли изменения?
  • Какое состояние кроны деревьев на участке?
  • Как страдают деревья от загрязнения воздуха? (Отмирают ветви по краям кроны.)

11.Наблюдение за камнями

Цель: знакомить с разнообразием камней и их свойствами.

Ход наблюдения

На участке детского сада спрятать «волшебную шкатулку» с разнообразными камнями.

Отметить на карте место нахождения камней. После обнаружения шкатулки прочитать и обсудить стихотворение «Алмазная гора».

Намокли брюки и носки,

Заела мошкара.

Но не уйду я от реки,

Наверно, до утра.

Я просто так сюда пришел,

Как прихожу семь лет.

И вдруг я камешки нашел,

Что излучают свет!

Один — как мамины глаза —

Прозрачно-голубой;

Как виноградная лоза

Зелененький — другой.

А третий — солнышка светлей,

А вдруг это алмаз?!

Я отнесу его в музей,

Учительнице в класс.      

В. Кудрявцева

Воспитатель беседует с детьми о камнях из шкатулки, предлагает ответить на вопросы.

  • Кто из вас находил камни?
  • Где это происходило?

Какие они были?

Можно ли найти камни на территории нашего детского сада?

Исследовательская деятельность

Найти камни на участке детского сада: серого цвета, круглой формы, большие и маленькие.

12.Наблюдение за облаками

Цель: закреплять знания о явлениях неживой природы.

Ход наблюдения

Бегут по небу разные зверюшки:

Медведи, волки, зайцы, лисы, хрюшки.

А если вы фантазией богаты,

Там свой портрет отыщите, ребята.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦        Что такое облака? Какого они цвета?

♦        Из чего они состоят? (Из бесчисленного количества капелек воды или кристалликов льда.)

♦ Какие бывают облака? (Кучевые, грозовые, перистые, слоистые.)

Кучевые облака называются так потому, что держатся на небе кучками.

  • На что похожи перистые облака?
  • Какие облака самые большие?
  • Какие облака посылают нам дождь?

♦        Почему облака двигаются по небу? (Их гонит ветер.)

Исследовательская деятельность

Определить, какие облака на небе.

Найти облако, похожее на объект живой, неживой природы.

13.Наблюдение за ветром

Цель: уточнить представление о ветре.

Ход наблюдения

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч.

Вы волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

А. Пушкин

Воспитатель предлагает детям понаблюдать, как раскачиваются ветви деревьев, задает вопросы.

  • Каким бывает ветер?
  • Почему дует ветер?

Воздух в атмосфере нагревается по-разному: теплый воздух, более легкий, поднимается вверх, а холодный, более тяжелый, стелется понизу. Происходит движение воздуха. Сила ветра зависит от разницы температур холодного и теплого воздуха. Чем быстрее передвигаются массы воздуха, тем сильнее ветер.

♦        Назовите наиболее сильные ветры. (Ураганы, тайфуны, метели, бураны.)

Слабый ветер называется бриз. Люди, наблюдающие за силой и направлением ветра, называются метеорологами, синоптиками.

♦        Можно ли увидеть следы ветра?

Исследовательская деятельность 

Определить направление ветра по компасу. Определить силу ветра с помощью флюгера.

14. Наблюдение за водоемом

Цель: закреплять знания о свойствах льда.

Ход наблюдения

Весна с каждым днем одерживает победу над холодной зимой. Первая победа весны — полевая. Появляются проталины, цветы мать-и-мачеха, темный снег. Вторая победа весны -  речная. Снег ручьем стекает в овраги и под лед в речку. Вода поднимается в реках и ломает лед. И понеслись по течению огромные льдины, налетая друг на друга. Когда ломается лед и разливаются реки, температура воздуха резко понижается. А в стоячих водоемах лед держится дольше, так как вода не течет, не передвигается. Только постепенно бежит под лед и заливает его сверху. Лед не ломается, а постепенно тает.

Исследовательская деятельность

Измерить толщину льда с помощью ледомера (продолжить наблюдение за таянием льда в водоеме на последующих прогулках).

15.Наблюдение за почвой

Цель: познакомить с почвенным слоем — торфом.

Ход наблюдения

Вокруг нас много болот, а болота богаты торфом. Торф — это удобрение и топливо. Он быстро разгорается при сильном нагреве. Торф сырой, вязкий, темный и тяжелый весной когда пропитан влагой. Он плохо пропускает воду, поэтому если пройти по мокрому торфу, то он прилипнет к обуви. Поэтому нежелательно ходить по таким тропинкам. Торф добавляют в грядки и под деревья как удобрение.

Исследовательская деятельность

Сравнить сухие и влажные комочки торфа.

Через лупу рассмотреть, из чего состоит торф (стебельки листья, корешки растений, мох, кусочки земли).

Сравнить песчаную и торфяную проталину. Ответить, где быстрее просыхает почва и почему?

16.Наблюдение - приметы ранней весны»

Цели: продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе в конце весны, развивать наблюдательность, воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения:

В солнечный мартовский день обратить внимание на приметы весны: яркое ослепительное солнце, высокое небо, легкие белые облака. С южной стороны на солнышке снег подтаивает, и появляются сосульки. Снег стал рыхлым и влажным - из него можно лепить. Воробьи весело чирикают и прыгают по снегу.

Скоро-скоро быть теплу

Эту новость первой

Барабанит по стеклу

Серой лапкой верба.

Надоела нам зима, уходи зима сама!

В марте солнышко печет, в марте с крыш вода течет,

И расцвел подснежник в срок - самый первый наш цветок.

Добрый март, весь мир согрей, ты всех месяцев милей!

16. Наблюдение - кругом вода

Цели: показать детям разнообразные действия с растаявшим снегом, расширять представления детей о сезонных изменениях в природе, развивать наблюдательность.

Ход наблюдения:

Снова нет ручьям покоя —

День и ночь журчат в кустах.

Ходит солнце золотое

В чистых-чистых небесах.

Днем становится теплее, по двору текут ручьи. Понаблюдать, как вода течет с возвышенных мест вниз. Пройти по течению ручейков. Обратить внимание, что вода стекает в особые места (приемники) через решетки на улице. Затем течет по трубам и попадает в реку. Прислушаться к журчанию воды. Обратить внимание детей старших групп на то, как сугробы оседают, из-под сугробов текут струйки воды и с каждым днем их становится больше; образуются лужи, которые утром стягивает тонкий ледок. Предложить подумать, почему утром лужи замерзают, а днем оттаивают. Какая вода в лужах? почему по лужам нельзя ходить?

17. Наблюдение за небом и облаками

Цели: закрепить представления о весне, обратить внимание на изменения,  произошедшие на небе, развивать восприятие красоты и многообразия небесной сферы.

Ход наблюдения:

Посмотреть на небо: таким ли оно было зимой? Что изменилось? Небо стало синим-синим. Появились белые легкие облака, которые медленно плывут, не торопясь, любуются сверху на детишек. Весна идет!

Весна, весна!

Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Е.Баратынский

18. Наблюдение за березой и елью

Цели: расширять представления детей о деревьях, развивать умения анализировать, сравнивать и делать выводы,  воспитывать желание защищать и оберегать природу.

Ход наблюдения:

  Берёза - это изящное лиственное дерево с прозрачной, сквозистой кроной и с тонкими свисающими ветвями. У берёзы белая кора, с чёрными отметинами, которая у основания покрыта мощной черноватой коркой, с глубокими трещинами.

Тонкая березка, ростом невеличка,

Словно у подростка, у нее косички!

Деревце на славу за год подросло!

До чего ж кудряво, до чего бело!

Ель - это вечнозелёное хвойное дерево. У неё тёмно-серая кора и ширококонусовидная крона с жёсткой колючей хвоей. Шишки свисающие, продолговатые и растут на концах верхних ветвей. Ель - дерево долгожитель. Живёт она от 300 до 500 лет.

Меня всегда в лесу найдешь,

Пойдешь гулять и встретишь:

Стою колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

19. Наблюдение за лиственницей

Цели: формировать у детей представление о лиственнице помочь находить отличительные признаки, называть отдельные части дерева; развивать наблюдательность, воспитывать бережное отношение  к растениям.

Ход наблюдения:

Лиственница — очень светолюбивое дерево. Это дерево устойчиво к весенним заморозкам, очень устойчиво к зимним заморозкам. На севере выдерживает температуры до −60 °C. Хвоя однолетняя, мягкая. Сплюснутая, ярко-зелёная. Шишки имеют яйцевидную или продолговато-округлую форму.

Зимой стоишь на холоде, раздета,

Лишь снег тебя от холода спасает.

Ну, а когда опять придёт тепло, -

Ты снова, как с иголочки одета,

И сердце моё – радость наполняет.

Ирина Чеботникова

Апрель

1. Наблюдение - пришла весна

Цели: продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе в конце весны, развивать наблюдательность, воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения:

 Солнце стало чаще появляться на небосводе. Его лучи ярче светят. Снег искрится разноцветными огнями и начал таять. Солнце греет все сильнее, от солнечных лучей нагреваются скамейки, стволы деревьев, рукава шубы.

 Весна – это время просыпающейся природы, время тающего снега и первых ручьев, время первых проталин и подснежников, время душистых почек, березового сока и молодой ярко-изумрудной листвы, время пения вернувшихся птиц и жужжания майского жука. Это время начала сельскохозяйственных работ.

 В народном творчестве можно найти много поговорок о весне:

«Весна красна цветами, а осень пирогами».

«Весна - что девушка: не знаешь, когда заплачет, когда засмеется».

«Весной час упустишь, днем не наверстаешь».

2. Наблюдение как стали одеваться люди весной

Цели: закрепить знания   детей о сезонной одежде, развивать наблюдательность.

Ход наблюдения:

Обратить внимание на одежду прохожих, детей. Уточнить, какая это одежда по сезону, теплая или нет. Почему? Холодно или тепло.

Зайка по лесу скакал,

Зайка Ёжика искал.

Ёжика лесного

Знатного портного.

Хорошо в лесу весной!

Вот и домик под сосной.

На крылечке Ёж сидит,

Зайке шубку он кроит.

- Ну-ка, Зайка, примеряй-ка!

Примеряй обновку, Зайка,

Шубку белую сними,

Шубку серую возьми.

До морозных зимних дне

Смело, Зайка, бегай в ней.

3. Наблюдение за природой (деревья)

Цели: уточнить название деревьев, находить отличительные признаки, называть отдельные части; развивать наблюдательность, воспитывать бережное отношение  к растениям.

Ход наблюдения:

Напомнить детям, какие деревья растут на территории детского сада: берёза, ель, рябина, лиственница и д.р.

Что есть у всех деревьев?

Есть у дерева крепкие корни,

Глубоко сохранились в земле,

Чтобы дерево крепко стояло,

Чтоб от ветра оно не упало,

Чтобы ветви питаться могли.

Есть ствол, а на стволе кора.

Если жарко – укроет кора,

Если сильный мороз –

Ствол защитит, чтоб не замерз!

Тонких веток, тонких веток,

Может, сразу миллион!

Листья звонкие на ветках

Шелестят со всех сторон!

4.Наблюдение за перелетными птицами

Цель: закреплять знания о трясогузке.

Ход наблюдения

Синичка-сестричка,

Тетки-чечетки,

Краснозобные снегирюшки,

Щеглята молодцы,

Воры-воробьи,

Вы по воле полетайте,

Вы на вольной поживите,

К нам весну скорей ведите.

В народе трясогузку зовут «ледоломкой» — срок ее приле-та совпадает с ледоходом. Говорят, что «трясогузка хвостом д6д разбивает».

Птица маленькая, серая, с черным «галстуком»; ножки высокие, тоненькие; хвост длинный, постоянно встряхивает хвостом; отсюда и название. Голос подает и в полете, и на земле. Кормится, собирая на «сугревах» мелких насекомых. Свои гнезда трясогузка устраивает вблизи водоемов.

Трясогузка, трясогузка —

Полосатенькая блузка!

Я тебя всю зиму жду,

Поселись в моем саду.

И за ставенкой резной

Свей гнездо свое весной.

Исследовательская деятельность: Сравнить трясогузку с воробьем.

5. Наблюдение - кустарники на участке

Цели: закрепить знания  о кустарниках, закреплять представление о том, что любое дерево или кустарник — живое существо, воспитывать бережное отношение  к растениям.

Ход наблюдения:

Кустарник невысокое деревянистое растение, ветвящееся от одного корня с поверхности земли и в отличие от деревьев не имеющее главного ствола. Кустарники нужны для расселения, питания и укрытия от хищников многочисленных видов птиц и грызунов в экологических зонах (лес, степь).

Как отличить кустарник от дерева?

Жесткой, черной листвой шелестит и трепещет кустарник,

Точно в снежную даль убегает в испуге.

В белом поле стога, косогор и забытый овчарник

Тонут в белом дыму разгулявшейся вьюги.

Иван Бунин

6. Наблюдение за работой дворника

Цели: воспитать уважение к труду взрослых, формировать желание приходить на помощь окружающим.

Ход наблюдения:

Обратить внимание детей на работу дворника.

Как изменилась работа дворника весной?

Работа дворников начинается рано утром.

В работе дворника используются различные инструменты

Мётлы: подметание мелкого мусора. Совок (дворницкий): переноска мелкого мусора, заметенного метлой. Вёдра: ручная переноска твердых и жидких отходов и мусора. Грабли: уборка газонов (от скошенной травы, листьев и веток деревьев, мусора).

Профессия дворника в силу своей широкой распространенности и известности нашла большое отражение в культуре многих стран и народов. Про дворника написано много стихов, картин, даже есть памятники дворнику (в России такой памятник установлен в Санкт-Петербурге).

7. Наблюдение за пожарной машиной (закрепление)

Цели: расширять знания о роли машин и их механизмах; воспитывать любознательность.

Ход наблюдения:

Воспитатель задает детям вопросы.

• Почему весь транспорт про пускает вперед машины с сиренами?

• Почему у автомобиля спереди и сзади имеются мигалки?

• для чего пожарной машине длинная раздвигающаяся лестница?

Машины с сиренами спешат на помощь людям. Мигалки предупреждают о том, что машина поворачивает направо или налево. Раздвигающаяся лестница нужна для тушения пожара в многоэтажном доме. Каски защищают голову от падающих предметов.

Машина с воем мчится:

«Всем, всем посторонится,

На помощь я спешу туда,

Где дым и пламя, где – беда!»

8. Наблюдение за трудом почтальона (закрепление)

Цели: закреплять конкретные представления о сезонных изменениях в природе; формировать представления о труде почтальона; воспитывать интерес и уважение к работе взрослых.

Ход наблюдения:

Воспитатель предлагает ответить на вопросы:

• Для чего нужна такая профессия?

• Какая у него сумка?

• Что в ней лежит?

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой "5" на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?

Это он,

Это он,

Ленинградский почтальон.

У него

Сегодня много писем

В сумке на боку

Из Ташкента,

Таганрога,

Из Тамбова

И Баку.

9. Наблюдение за весенними работами на огороде

Цели: закреплять знания о сезонных изменениях в природе; развивать наблюдательность; воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения:

Апрель - один из самых "горячих" месяцев. Не зря в народе говорят: «Один день – год кормит.»

Готовим почву для посева семян. В апреле многолетние овощные культуры также нуждаются в уходе: рыхление земли (зимующие), посадки растений, прополка от сорняков.

Лейку бабушка берёт,

Ну а я - лопатку,

Мы пришли на огород,

Мы копаем грядку.

Здесь морковка, здесь редис...

Поливай, не торопись!

10. Наблюдение за набуханием почек на деревьях

Цели: закреплять умение понимать зависимость объектов и явлений в природе; вызывать радостные чувства.

Ход наблюдения:

Посмотреть, как набухают почки на деревьях. Понюхать их, осторожно потрогать руками.

После зимнего сна оживает каждое дерево. Весенние соки поднимаются вверх по стволу к сучьям, наполняют собой почки, а они надуваются, разбухают, вот-вот готовы лопнуть. Из почек появляются листочки. На березе листья сморщенные, клейкие, гармошкой, темно-зеленые. На тополе – листья блестящие, клейкие, темно-зеленые.

Выбрались из почек

Первые листочки,

Радуются солнцу,

Не поймут со сна: Неужели это…

Неужели лето?

- Нет, еще не лето,

Но уже весна!

В.Данько

11. Наблюдение за насекомыми

Цели:

—        продолжать расширять знания и представления об особенностях внешнего вида мухи, ее жизненных проявлениях;

—        формировать реалистические представления о природе.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, задает вопросы.

С хоботом, а не слон.

Не птица, а летает.

Никто не приучает,

А на нос садится. (Муха.)

  • Как выглядит муха?
  • Как мухи ходят по потолку? (Мухи имеют липкие волосатые подушечки на лапках; поскольку муха легкая, а сила сцепления подушечек с любой поверхностью очень велика, муха в состоянии удержаться практически везде.)

Муха над нами

Вверх ногами.

Ходит — не страшится,

Упасть не боится.

Целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настанет,

Тогда перестанет.

  • Почему мух называют вредными насекомыми?
  • Какой вред приносят мухи? (Разносят микробы.)
  • Как размножаются мухи? (Откладывают яйца.)

Где мухи откладывают свои яйца? (В навозе, мусоре)

  • Какие враги есть у мух? (Пауки, стрекозы.)

♦        Есть ли нос у мухи? (У насекомых нет носа, чтобы нюхать, они могут осязать, обонять и чувствовать вкус благодаря своим лапкам, усикам. Усики — важнейший орган чувств. Они воспринимают температуру, влажность и запахи.)

♦        Чем кушают мухи? (Хоботком.)

♦        Сколько глаз у мухи? (Два вида глаз — простые и сложные: они могут видеть одновременно впереди, сзади и внизу.)

♦        Где и как муха проводит зиму?

Исследовательская деятельность

 Наблюдать за полетом мух (длина перелета).

Найти участок большого скопления мух (почему на данном участке большое скопление мух и как с этим бороться).

12. Наблюдение за голубем

Цели: закрепить знания детей о голубях, формировать желание заботиться о них, воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход наблюдения:

Голубь широко распространённая птица.

У него, голова, шея и грудь пепельно-сизые с зеленоватым цветом. Такой же отлив может быть на крыла. Плохо усаживаться на ветви деревьев, передвигается в основном по земле шагом, постоянно покачивая головой взад и вперёд. Голубь питается преимущественно растительными кормами: семенами, ягодами, плодами фруктовых деревьев. В местах проживания человека легко приспосабливается к употреблению в пищу пищевых отбросов и бросового зерна (пшеницы, ячменя, кукурузы и др.). Изредка употребляет в пищу насекомых. Городские голуби, хорошо защищённые от хищников и обитающие вблизи (кошки).

Смотрю на небо я через окно...

Голуби кружатся, словно мотыльки...

И играют с солнцем, в облаках они...

Как заходит солнце, в отчий дом летят...

Почтари обратно, вновь ко мне спешат...

Преданнее птицы, нет ведь на Земле...

13. Наблюдение - зеленый ковер

Цели: повторить признаки весны; строение травянистых растений; вызывать радостные чувства от общения с природой.

Ход наблюдения:

Обратить внимание на проталины: там уже появилась зеленая травка. Предложить провести ладошкой по травке — она мягкая. Воспитатель говорит: "Травушка-муравушка. Травка шелковая". Трава начинает расти у заборов и домов, где больше пригревает солнце. У детей спросить, что у травки есть в земле, дышит ли она, питается ли. Какая по размеру бывает трава: высокая и низкая, широкая и узкая

Я по травке на лугу

В белых тапочках бегу.

А трава хорошая!

Ну-ка тапки сброшу я.

Ой, трава щекочется –

Мне смеяться хочется

О. Бедарев

14. Наблюдение - солнышки на траве

Цели: расширять знания о первых весенних цветах и их строении, развивать наблюдательность, воспитывать бережное отношение  к растениям.

Ход наблюдения:

Одуванчик - одно из самых неприхотливых многолетних травянистых растений.

Растет одуванчик везде: на лугах, полях, лесных опушках, склонах оврагов, словно символ солнышка и любви к жизни. Крепко держится за почву длинный толстый корень одуванчика. Раскинулась над землей розетка из ярко-зеленых листьев.

Каждый листок одуванчика смотрит в свою сторону. Величина листьев зависит от того, где растет цветок. Чем больше влаги получает из земли растение, тем ярче и сильнее его листья. В середине каждого листа есть желобок. Он собирает капли росы и дождя и направляет их к корню растения. Из середины растения тянется вверх цветочный стебель — стрелка: толстая трубочка без листьев. На верхушке стрелки желто-золотистая верхушка —

корзиночка, наполненная мелкими цветами. Закрываются цветов вечером (ложиться спать), в пасмурную погоду цветы также закрываются, защищая пыльцу от влаги. Всем известны семена -парашютики этого растения: окончательно созревшие, они легко срываются с корзинки легким дуновением ветра и уносятся на значительные расстояния.

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится

В беленькое платьице:

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

15. Наблюдение за клёном

Цели: расширять представления детей о деревьях; развивать наблюдательность; воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения:

Клен получил своё название из “острый”, так как его листья имеют острые лопасти

 Клён - это дерево или кустарник с опадающими, простыми, довольно крупными листьями. Плоды клёна имеют лёгкие своеобразные крылья, с помощью которых семена разносятся ветром по округе.

 Осенью эти растения окрашиваются в яркие цвета: лимонные, жёлтые, красные, оранжевые или бордовые. Окраска их зависит от вида клёнов. Клён - это постоянный обитатель городов и посёлков.

Распускается весной

Клен нарядный - лист резной.

Каждый листик, как звезда,

Клен узнаешь без труда.

16. Наблюдение за грузовым автомобилем (закрепление)

Цель: закрепить умения детей различать части машины (кузов, кабина, колеса, руль); формировать интерес к профессии водителя; закрепить умение анализировать, делать выводы.

Ход наблюдения:

     Грузовой автомобиль – это машина силач. По размерам он больше легкового автомобиля. Колёса у грузовиков больше и мощнее, чем у других машин. Часто у таких машин не 4 колеса, а 6, 8 и более.

Стонет новый грузовик,

Он к работе не привык.

Он к работе не приучен,

Он заплакан и замучен.

Не грусти грузовичок,

Ты не первый новичёк.

По большим дорогам ездить

Интересно, если вместе.

17. Легковой автомобиль (закрепление)

Цель: расширять знания о транспорте; формировать представление о правилах дорожного движения; развивать наблюдательность.

Ход наблюдения:

Вместе с детьми понаблюдать за движением автомобилей.

Легковой автомобиль небольшого размера и весит значительно меньше других машин отсюда и название – легковой. Он напоминает небольшой железный домик на четырёх колесах с окнами и дверями. Форма и размер машины зависят от её модели.

Легковой автомобиль

По дороге мчится.

А за ним густая пыль

Тучею клубится.

18. Наблюдение за проезжающим транспортом (закрепление)

Цель: закрепить умения детей различать части машины (кузов, кабина, колеса, руль); формировать интерес к профессии водителя; закрепить умение анализировать, делать выводы.

Ход наблюдения:

При выходе на прогулку обратить внимание на продуктовую машину, стоящую возле кухни, отметить ее основные части и назначение - привозит продукты в детский сад.

Понаблюдать за проезжающим автотранспортом. Машины какие? Легковые и грузовые. Грузовые автомобили, их назначение. Какие грузы перевозят грузовые машины? Какие машины вы знаете? Их назначение. А автобусы для чего нам нужны? (Перевозить пассажиров по городу.) А еще существуют специальные машины. Предложить детям их назвать. («Скорая», пожарная, милицейская, машина для поливки улиц.) Рассказать об их назначении. Спросить, у кого папа работает водителем.

На улице нашей машины, машины

Машины-малютки, машины большие.

Спешат грузовые, фырчат грузовые,

Торопятся, мчатся, как будто живые.

У каждой машины дела и заботы

Машины выходят с утра на работу.

Май

1. Наблюдение за погодой

Цель: продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе в конце весны.

Ход наблюдения

Хорошо весной, поле чистое,

Муравой-травой ты украшено.

Да цветочками все душистыми

В утро майское принаряжено.      

С. Дрожжин

Воспитатель дает детям задание, проводит беседу.

  • Рассмотрите пейзажные картинки, сравните их и скажите, какое время года изображено. (Детям предлагаются картинки с изображением ранней и поздней весны.)
  • Объясните, почему люди стали одеваться легче, почему растаял снег? (Из-за повышения температуры, потепления.)
  • Что произошло со снегом? (Он растаял.)
  • Что стало с водой, которая образовалась от таяния снега? (Снег тает, превращаясь в воду, вода испаряется с поверхности земли под воздействием солнечных лучей и в верхних слоях атмосферы превращается в кучевые облака.)
  • Каким стало небо? (Ярко-синим.)
  • Что произошло с почвой? (Оттаяла, нагрелась, стала просыхать.)
  • Как изменилась река? (Реки вскрылись, начался ледоход.)
  • Какая была температура воздуха, когда шел снег?
  • При какой температуре идет дождь?
  • Чем отличается поздняя весна от ранней? Назовите эти отличия. (С наступлением поздней весны стало ослепительно сиять солнце, потеплело. От весеннего тепла растаял снег и сбежал ручейками в реки; водоемы освобождались ото льда; оттаяла почва, зазеленела трава, появились цветы; на деревьях распустились листочки; птицы звонко щебечут, гремят первые грозы.)

2.Наблюдение за одуванчиком

Цели:  уточнить знания об одуванчике (обратить внимание на начало цветения);

  • формировать умение и желание активно беречь и защищать природу;

—        закреплять знания о лекарственных растениях.

Ход наблюдения

Растет одуванчик везде: на лугах, полях, лесных опушках, склонах оврагов, словно символ солнышка и любви к жизни. Крепко держится за почву длинный толстый корень одуванчика. Раскинулась над землей розетка из ярко-зеленых листьев. Каждый листок одуванчика смотрит в свою сторону. Величина листьев зависит от того, где растет цветок. Чем больше влаги получает из земли растение, тем ярче и сильнее его листья. В середине каждого листа есть желобок. Он собирает капли росы и дождя и направляет их к корню растения. Из середины растения тянется вверх цветочный стебель — стрелка: толстая трубочка без листьев. На верхушке стрелки желто-золотистая верхушка — корзиночка, наполненная мелкими цветами. Каждый цветок — это трубочка из пяти сросшихся лепестков и приросших к ним тычинок. Если, нюхая одуванчик, ты поднесешь его слишком близко к носу, то выпачкаешься в ярко-желтой пыльце. Во второй половине дня или во время дождя корзинка цветка закрывается, спасая пыльцу от влаги. Зато в ясную погоду уже в шесть часов утра можно любоваться прекрасным цветком. Через некоторое время на месте мелких цветков появляются серовато-бурые продолговатые плоды-семена.

Много прозвищ у одуванчика: «подойничек» (потому что сок из сорванного стебля по цвету напоминает молоко) и «придорожь» (потому что любит расти у дороги), но самое смешное название этого цветка — «плешивец» (ветер дунет — семена разлетаются, а на месте остается голая головка цветка).

Но помните, любоваться лучше растущим цветком, не пытаясь сорвать и принести его домой: сок одуванчика испачкает ладошки и одежду, а цветы не простоят и дня, завянут.

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет — нарядится

В беленькое платьице:

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Как выглядит одуванчик?
  • В какое время можно им любоваться?
  • Какие прозвища есть у одуванчика?
  • Почему одуванчик относят к лекарственным растениям?

Исследовательская деятельность

Определить, какое лекарственное растение переносит свои семена, как и одуванчик, на парашютиках?

3. Наблюдение за подорожником

Цель: продолжать развивать познавательную активность  в процессе формирования представлений о лекарственных растениях.

Ход наблюдения

Воспитатель проводит с детьми беседу, предлагает ответить на вопросы.

  • Как называют май в народе? (Цветень.)
  • Где трава уже появилась, а где нет? (Где солнца много там и трава.)
  • Где тень и сыро, трава не взошла, почему?
  • Что происходит с травами после майских дождей? (Они ярче зеленеют.)
  • Смотрите, вдоль дороги растет трава с круглыми выпуклыми листочками. Что это? (Подорожник.)
  • Почему его так назвали?
  • Что он прячет под листочками? (Влагу вокруг себя для своих корней.)
  • Подорожник поднял листочки, как вы думаете, почему? (Земля под ним сырая, надо дать солнышку ее немного подсушить.)

♦        Кто знает, чем может помочь подорожник?

Исследовательская деятельность

Через лупу рассмотреть листья подорожника и отметить отличительные особенности.

Найти сходства и различия мать-и-мачехи и подорожника.

4. Наблюдение за насекомыми

Цели:  уточнить содержание понятия «насекомые»;

  • научить сравнивать их по существенным общим признакам.

Ход наблюдения

Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке.

Воспитатель загадывает детям загадки, проводит беседу, предлагает ответить на вопросы.

Худ да тонок,

Голосом звонок,

Летит — распевает,

Сидит — кусает.

Кто его убьет —

Свою кровь прольет. (Комар.)

На ромашку у ворот

Опустился вертолет —
Золотистые глаза.

Кто же это? (Стрекоза.)

На большой цветной ковер

Села эскадрилья —

То раскроет, то закроет

Расписные крылья. (Бабочки.)

 ♦ Как одним словом называются отгадки?-Насекомые.)

♦        Каких еще насекомых вы знаете? (Гусеницу.)

Только насекомое имеет тело, состоящее из двух-трех частей и трех пар ног. У взрослого насекомого тело состоит из трех частей: голова, грудь и брюшко. На голове — пара усиков, служащих для осязания и обоняния. У большинства насекомых одна пара сложных глаз, состоящих из множества крошечных глазков. Все насекомые имеют три пары членистых ног, прикрепленных к груди. Ноги насекомых выполняют различные функции. На них может быть маленький кармашек для сбора пыльцы.

  • Какие насекомые опыляют цветы? (Пчелы.)

Какие изменения происходят в жизни насекомых весной? (Весной из яиц развиваются личинки, которые

  • ведут самостоятельную жизнь: активно питаются, растут и Развиваются.)
  • Где живут насекомые? (В саду, на дереве, у водоемов.)
  • Как защищаться от насекомых?
  • Чем питаются насекомые?

Как они передвигаются?

  • Как насекомые спасаются от врагов? (Имеют отпугивающую окраску, острое жало, выпускают едкую пахучую жидкость.)
  • Какие насекомые приносят пользу? (Пчелы, бабочка-шелкопряд, муравьи.)
  • Какие изменения происходят в жизни насекомых осенью? (Они забиваются в укромные места и засыпают на зиму.)
  • Как полезные насекомые спасают сады и леса от вредителей насекомых?
  • Есть ли у комаров уши? (Уши у комаров-самцов находятся в усах, не такие как у человека, но с помощью этого органа слуха комар-самец находит по звуку свою подружку.)
  • Почему комаров называют вредными насекомыми? (Они разносчики опасных болезней.)

Исследовательская деятельность

Найти божью коровку и определить ее название.

Найти тропу муравья.

5. Наблюдение за цветником

Цели:

  • расширять представления о цветнике весной;
  • закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Назовите садовые цветы.
  • Назовите полевые цветы.
  • Где они растут?
  • Какие цветы вам нравятся? Почему?
  • Есть ли у вас дома цветы? Какие?
  • Как вы за ними ухаживаете?
  • Что надо сделать, прежде чем посадить цветы?
  • Как называются цветы, которые мы посадили в группе для нашей клумбы?
  • Что надо сделать, чтобы наши растения выросли и зацвели?
  • Почему нельзя в наших условиях высадить растения на улицу сейчас?
  • Почему некоторые растения называются однолетние, многолетние?

6. Наблюдение за велосипедом

Цель: закреплять знания о назначении велосипеда.

Ход наблюдения

Уточнить, что велосипеды бывают детские и взрослые. Чем они отличаются? (Размером и количеством колес.)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть велосипед, задает вопросы.

  • Из каких частей состоит велосипед?
  • Каких размеров бывают велосипеды?
  • Для кого они предназначены?
  • Тяжело ли ездить на велосипеде?

♦        Нужно ли знать правила дорожного движения, чтобы управлять велосипедом?

♦        Чем отличается велосипед от машины?

♦        Сколько человек может одновременно ехать на велосипеде?

7. Наблюдение за муравейником на экологической тропе

Цели:

  • закреплять знания о муравьях;
  • воспитывать интерес к исследовательской работе.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Он работник настоящий,

Очень-очень работящий.

Под сосной в лесу густом        ,

Из хвоинок строит дом. (Муравей.)

  • Какую пользу приносят муравьи людям и лесу? (Уничтожают вредных насекомых.)
  • Кто из лесных жителей любит полакомиться муравьями и их личинками? (Медведь, дятел.)

Муравейником правит муравьиная принцесса. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, став матерью большого семейства, муравьиха отгрызает себе крылья, и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яйца, из которых позже появляются личинки. Заботу о подрастающем поколении берут на себя рабочие муравьи — они кормят и ухаживают за личинками. Охраняют муравейный терем муравьи-солдаты, эти бесстрашные защитники крепости. Муравьи — хищники, уничтожают множество насекомых.

♦        А где живут наши муравьи? (Муравейник находится в верхнем слое почвы, под асфальтом.)

Давайте понаблюдаем, как муравьи работают. Они ползают по дорожкам, которые прогрызли в асфальте.

Исследовательская деятельность

Одну дорожку засыпать песком и посмотреть, что муравьи будут делать; вторую — сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать.

Ответить, кто же самый сильный на земле?

8.Наблюдение за одуванчиком

Цели:

—        учить сравнивать одуванчик в начале и конце цветения, знать изменения, произошедшие с цветком;

— развивать познавательную деятельность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, применения.

Ход наблюдения

Почему одуванчиков так много? Они неприхотливы. В золотисто-желтой корзинке образуется несколько сотен семян. Каждое семечко снабжено пушистым белым хохолком на длинной ножке — парашютиком. Пока семечко не созрело, парашютик не раскрывается. Созревшие плоды расправляют белые пушинки зонтиком, и одуванчик становится похож на пушистый белый шарик. Стоит дунуть ветру или задеть за пушистый цветочек, как шарик распадается на сотни парашютиков, и летят во все стороны отважные семечки-парашютисты. А на месте остаются голые головки цветка. Семена одуванчиков легко прорастают, поэтому их много кругом. В огородах одуванчик считают сорняком и стараются его вырвать с корнем, что не всегда удается.

Зной в травинку подышал

И надул воздушный шар.

Ветерок единым духом

Шар пустил по свету пухом.

Был он желтым, стал он белым,

Только дунет ветерок,

К облакам взлетит он смело —

Он летающий цветок.

Воспитатель проводит с детьми беседу, задает вопросы.

Какие изменения происходят в процессе цветения одуванчика?

  • (Сначала появляется зеленый бутон, который раскрывается в желтый цветок, затем на месте лепестков появляются белые пушинки — зонтики, с помощью которых ветер разносит семена цветка.)
  • Почему одуванчик считается лекарственным растением? (Сырьем являются корни. Отвар корней одуванчика применяется в качестве горечи для возбуждения аппетита и улучшения пищеварения.)
  • Каковы правила заготовки лекарственных растений? (В городе их нельзя рвать. Корни выкапывают только после созревания и осыпания семян, желательно оставлять в земле для возобновления растений, не все корни вырывают.)
  • Когда закрывается корзинка цветка? Почему в сырую погоду и во второй половине дня?

Исследовательская деятельность

Определить возраст одуванчика. Рассмотреть через лупу розетку цветка.

9. Наблюдение за радугой

Цель: продолжать формировать представление о радуге как части неживой природы.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.

Что за чудо — красота!

Расписные ворота

Показались на пути,

В них ни въехать, ни войти. (Радуга.)

Когда идет дождь и светит солнце, на небе может появиться радуга. Она видна, когда лучи солнца проходят сквозь дождевые капли. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. В радуге семь цветов — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Они располагаются всегда в одном и том же порядке.

Приказало солнце — стой! — Семицветный мост крутой. Туча скрыла солнца свет — Рухнул мост, а щепок нет.

Воспитатель дает задание, задает вопросы.

Нарисовать на асфальте цветными мелками радугу.

 ♦ Когда исчезнет радуга? I

 ♦ Когда она может появиться?

Что это за явление — радуга?

10. Наблюдение за бабочкой

Цели:  расширять знания о бабочке, ее происхождении, строении, размножении и пользе;

способствовать развитию экологического мышления; воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.

Не птица, а с крыльями.

Не пчела, а над цветами летает. (Бабочка.)

Над зеленым лугом весело порхают пестрокрылые красавицы-бабочки: и желтые лимонницы, и темно-красные крапивницы, и голубянки, и капустные белянки, и переливницы, и перламутровки. В Древнем Риме люди верили, что бабочки произошли от цветов, оторвавшихся от растений. У бабочки две пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками, поэтому их называют чешуекрылыми. Тело бабочки покрыто чешуйками и волосиками. У них короткие усики и большие глаза. Когда она пьет капельки нектара с цветов, хоботок разворачивается, а потом опять сворачивается спирально. Перелетая с цветка на цветок, бабочка собирает нектар и опыляет их. Летом самка откладывает яички в почву. Через некоторое время из них появляются личинки — гусеницы. Потом гусеницы сбрасывают шкурку и окукливаются, и появляются взрослые бабочки, которых называют мотыльками. Бабочки тутового шелкопряда, питающиеся листьями тутового дерева, дарят людям тончайшие нити, из которых получают шелк.

11.Наблюдение за грозой

Цели:

  • знакомить с понятием «гроза»;
  • формировать реальные представления о явлении природы;
  • обогащать словарный запас;

—        развивать наблюдательность.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Потемнело небо —

Тучами покрылось,

Будто колесница

В небе покатилась.

Муравьишки скрылись,

Гром гремит, пугает,

Дождь ручьями льется,

Молния сверкает.

Спрятались под крышу

Воробьи-зазнайки.

Что с природой стало,

Дети, отгадайте? (Гроза.)

  • Что потемнело и покрылось тучами?
  • Что гремит и пугает?
  • Про какие явления природы еще говорится? (Про дождь, молнию.)
  • Кого напугала гроза? (Муравьишек, воробьев.)
  • Как вы думаете, что такое гроза?

Когда погода плохая, внутри облака накапливается электричество. Молния — это гигантская электрическая искра. Молния нагревает окружающий воздух.

Горячий воздух сталкивается с более холодным, и раздается гром. Молния во время грозы очень опасна. Очень часто попадает в высокие, одиноко стоящие предметы, может разнести в щепки дерево и устроить пожар. Нельзя стоять под деревом во время грозы.

Исследовательская деятельность

Сравнить обыкновенный дождь и грозу, назвать сходства и различия.

12. Наблюдение за сиренью

Цели: закреплять знания о сезонных изменениях в жизни растений; воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения:

 Сирень получила своё название из греческого языка и обозначает “трубка”, что указывает на строение цветка. По другой версии сирень получила свое название от имени нимфы Сиринга, превращённой в тростник, из которого бог лесов Пан изготовил пастушью свирель “сиринкс”.

В дикой природе сирень встречается в горных областях и в светлых листопадных лесах Южной Европы от Албании до Западных Карпат и доходит до Малой Азии.

 Сирень - это красивоцветущий кустарник. Ствол её покрыт серовато- бурой корой. Крона округлая, не очень густая. Листья простые, яйцевидные или сердцевидные, гладкие или ланцетные, с заострённой верхушкой. Цветки мелкие и душистые, собранные в крупную метёлку. Плоды - сухие, жёсткие коробочки, сдавленные по бокам. Весной сирень радует нас своим обильным цветением от белого до ярко- фиолетового цвета.

Белая сирень!

Нежный аромат!

Нежные цветы…

Подарила мне сирень.

Аромат хмельной!

Я принес домой.

13. Наблюдение за облаками

Цели: продолжать формировать сознание единства земли и неба как основу целостного восприятия мира.

Ход наблюдения:

Как по небу с севера

Плыла лебедь белая,

Плыла лебедь сытая.

Вниз кидала, сыпала

На поля озерушки,

Белый пух да перышки.

Посмотрите на небо, что вы видите? Какие сегодня облака?

Как вы думаете, будет сегодня дождь или снег?

В каком направлении плывут облака?

На что похожи сегодняшние облака?

Как по облакам узнать погоду? В облачный день спросить у детей, что они видят на небе. Заметить, что облака движутся, иногда они плывут медленно, иногда быстро. Какие они? Если на небе есть облака, они закрывают собой солнце, тогда на улице уже не так жарко. С детьми вспомнить, что облака бывают перистые и кучевые. Определить, какие облака на небе в день прогулки.

14. Наблюдение за весенними работами на огороде

Цели: закреплять знания о сезонных изменениях в природе; развивать наблюдательность; воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения:

"Коли май в начале теплый, жди холодов со второй половины". "Много майских жуков - жди засухи". Чем раньше распустится березовый лист, тем теплее лето. Птицы свили гнезда на солнечной стороне - к холодному лету.»

Май - один из самых хлопотных месяцев для садовода и огородника.

В мае проводятся основные работы по выращиванию овощей в открытом грунте.

Садят в гряды: редис, редьку, лук, лук, морковь и др. растения.

Лейку бабушка берёт,

Ну а я - лопатку,

Мы пришли на огород,

Мы копаем грядку.

Здесь морковка, здесь редис...

Поливай, не торопись!

15. Наблюдение: весенние забавы

Цели: закрепить названия предметов для прогулки (скакалка, ведро) и их назначение; уточнить знания о правилах безопасности при игре на участке, воспитывать желание играть вместе.

Ход наблюдения:

Весеннее чудо

Сорвите несколько веточек с дерева и, придя домой, поставьте их в вазочку с водой. Теперь вам и детям остается только ждать весеннего чуда.

Капитан дальнего плавания

Одна из самых весенних игр - мастерить и пускать кораблики в ручейках. Можно играть и с большим покупным судном, приделав ему веревочку.

Цветные мелки

Когда на улице подсохнет, обязательно возьмите на прогулку цветные мелки. Можете просто рисовать с ребенком мелом на асфальте, а можно придумать замечательные развивающие игры, например, такие:

Мыльные пузыри

Пригодятся вам на прогулке и мыльные пузыри. Дети с восторгом их пускают, а потом бегают, пытаясь поймать радужные шарики. Удивительно наблюдать, как пузыри опускаются на поверхность лужи и некоторое время держатся на воде.

16. Наблюдение: помощники

Цели: воспитывать в детях уважение к труду взрослых, формировать желание помогать окружающим, развивать наблюдательность.

Ход наблюдения:

Радость побежала по дорожке

Радость распахнула все окошки

Радость разбудило всех детей

Радость пригласила к нам гостей

Сегодня солнечный радостный день. Уже растаял снег, появились первые всходы на клумбе (цветы). Но не только красоту нам дарит весна, это ещё и вытаявший из под снега мусор: палки, банки, бумага, облетевшие листья.

Нам на таком участке гулять нельзя.

Что необходимо сделать нам?

Какие инструменты нам для этого понадобятся?

17. Наблюдение как стали одеваться люди

Цели: сформировать у детей представление о сезонной одежде, развивать наблюдательность.

Ход наблюдения:

Обратить внимание на одежду прохожих, детей. Уточнить, какая это одежда по сезону, теплая или нет. Почему?

Весной в дождливую погоду верхняя одежда должна быть из непромокаемого материала с подстежкой, обладающими хорошими теплозащитными свойствами. Очень удобны куртки или комбинезоны на синтепоновой подкладке: они легкие, достаточно теплые

18. Наблюдение - глина

Цели: познакомить с разнообразием глины и её свойств; закрепить умение анализировать, делать выводы.

Ход наблюдения:

Глины и суглинки кирпичные

Основные запасы кирпичного сырья сосредоточены в западной части области, где и находится большая часть кирпичных заводов.

Легкоплавкие глины применяются в производстве кирпича. Глины керамических кирпичей, пустотелого и полнотелого кирпича, черепицы, пустотелых блоков. Помимо этого, они являются основным сырьем в производстве строительной керамики.

Глинистые породы используются почти во всех промышленных отраслях, но большая их часть применяется в керамическом производстве.

19. Наблюдение за цветником

Цели: продолжать наблюдение за ростом и развитием цветов; закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать.

Ход наблюдения:

Мне не нужен огород, ягода клубника —

Лучше клумбы разобью, пусть растет гвоздика.

Посажу тюльпан, нарцисс, розу, незабудку.

Ты зайди, не поленись, в сад мой на минутку.

Первый опыт у меня не совсем удачен,

Но тюльпаны, посмотри, выросли на даче!

Быть садовником хочу, когда стану взрослым,

Буду разводить цветы, хоть это и непросто.

Ребята, как называются цветы, которые мы посадили? Что надо сделать, чтобы наши семена взошли? Почему некоторые растения называют однолетними, двулетними и многолетними? Чем одни цветы отличаются от других? Какие названия цветов вы знаете? Отличаются ли семена растений друг от друга? Уточните чем?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдения на прогулке весной

ВЕСНАНаблюдение № 1Обсудить с детьми (в солнечный день), почему март называют «утром года». Выявить взаимосвязи в природе: солнце пригревает все теплее, следовательно, снег тает, превращается в воду, ...

Наблюдения на прогулке весной старшая группа

Данная разработка включает в себя наблюдения на прогулке на каждый день весной: март, апрель и май....

Наблюдения на прогулке. Весна

Пришла весна Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3—7 лет. Цель - дать представление о ранней весне, о том, каюте изменения произошли ...

Наблюдения на прогулке весной

Наблюдения на прогулке веснойВЕСНАНаблюдение № 1Обсудить с детьми (в солнечный день), почему март называют «утром года». Выявить взаимосвязи в природе: солнце пригревает все теплее, следовательно, сне...

Организация наблюдений на прогулке весной для второй младшей группы

Знакомимся с одуванчиками(вторая младшая группа) Задачи:обучающие: познакомить с цветущими травянистыми растениями (одуванчиком); формировать представления о строении цветка (стебель, листья, цве...

Наблюдения на прогулках. Весна. Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет).

Наблюдения на прогулках для воспитателей. Весна. Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). По программе дошкольного образования "От рождения до школы"....

Картотека наблюдений на прогулке (весна)

Картотека прогулок. Первая младшая группа. Прогулка 1Наблюдение за снегом – продолжать знакомить детей с природными явлениями – снегом. Каким стал снег? Почему на дорожках скользко? К...