Инновационные технологии обучения и воспитания в детском саду
статья (младшая, средняя группа) по теме

Развитие образовательного процесса ДОУ в современном мире невозможно без инновационной образовательной деятельности, цель которой  – улучшение способности педагогической системы достигать более качественных и высоких результатов образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc54.5 КБ
Файл mamin_doklad_-_kopiya_2.pptx1.52 МБ

Предварительный просмотр:

Инновационные технологии обучения и воспитания

в детском саду

Дошкольное образовательное учреждение — один из социальных институтов, отвечающих на важнейшие, жизнеобеспечивающие запросы общества. В наше время на первое место общество ставит цели и задачи, прежде всего направленные на развитие личности. А значит, основной функцией современного дошкольного учреждения становится целенаправленная социализация личности, т.е. введение растущего человека в мир природных и человеческих связей и отношений, «погружение» его в человеческую материальную и духовную культуру посредством передачи лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.

Развитие образовательного процесса ДОУ в современном мире невозможно без инновационной образовательной деятельности, цель которой  – улучшение способности педагогической системы достигать более качественных и высоких результатов образования.

Дошкольные учреждения, применяя инновационные образовательные технологии, имеют возможность совершенствовать свою деятельность по воспитанию и обучению дошкольников, повышать качество образования на начальной его ступени. Без нововведений, без применения новых методов и подходов невозможно качественное развитие детских дошкольных учреждений.

Центральным звеном образовательной системы является педагог. Именно он совершенствует свои методы работы с детьми, применяет новые разработки в процессе воспитания и обучения, совершенствует приемы преподнесения детям того или иного образовательного материала.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Одной из таких технологий стал метод проектов. Метод даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, позволяет ему адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Проект может быть реализован в любом объединении дошкольников: «в группе, подгруппе и т.д.»

Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у детей внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, приходить к результату. Проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающейся личности, способствует воспитанию гражданско–патриотических чувств.

Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе.

С другой стороны, проектирование, как творческий вид деятельности педагогов, позволяет достаточно точно сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность наличных и необходимых средств, обеспечивающих оптимальные пути достижения желаемого результата, а самое главное – раскрывают возможности для педагогического творчества.

Еще один немаловажный плюс применения метода проектов – это совместная реализация с родителями различных проектов как одна из наиболее эффективных форм, которые сближали бы между собой педагогов, родителей и детей.

Связи между семьей и детским садом строятся на доверии. А взаимное доверие возникает в результате эффективного обмена информацией. Если воспитатели хотят стимулировать успешное вовлечение родителей в свою работу, им необходимо установить активный,  непрерывный, гибкий и позитивный обмен информацией с родителями.

Вовлечение родителей в образовательный процесс имеет очень большую ценность:

  • становясь активными участниками  процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения;
  • у родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;
  • развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста;
  • возможность закрепления знаний, получаемых в детском саду с помощью занятий дома.

С другой стороны, участие родителей в совместных с ребёнком делах доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам; расширяет социальный опыт ребёнка и дает положительные модели для подражания; дети начинают относиться к родителям, как к источнику знаний и опыта.

Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на четыре этапа:

  • Выбор цели проекта

На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; воспитатель должен помочь детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу для их уровня развития.

  • Разработка проекта

На втором этапе педагог помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы, и происходит составление плана деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научиться работать для достижения цели.

  • Выполнение проекта

На третьем этапе выполняется практическая часть проекта. Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

  • Подведение итогов

Последний, четвертый этап проекта - это презентация проекта, когда дети представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности. Проводится "разбор полетов", оценка результатов и определение задач для новых проектов.

Виды проектов в ДОУ:

В настоящее время проекты классифицируют по следующим признакам: составу участников, срокам реализации, а также по тематике и способам реализации результатов.

  • По составу участников проекты делятся на индивидуальные, групповые и фронтальные.

  • По продолжительности проекты бывают как краткосрочными (1-3 занятий), так средней продолжительности и долгосрочными (пример: ознакомление с творчеством крупного писателя может длиться весь учебный год).

  • По тематике и способам реализации результатов проекты различаются на творческие, информационные, игровые или исследовательские.

  • После воплощения творческого проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.
  • Исследовательские – это проекты, когда дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.
  • Игровые проекты - это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
  • Выполняя информационные проекты, дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).

Инновационная деятельность в нашем детском саду реализуется через групповые тематические проекты, которые направлены на работу педагога с детьми по основным разделам программы воспитания и обучения в детском саду. Программа включает в себя художественное и эстетическое развитие детей, физкультурно-оздоровительные занятия, экспериментально–исследовательскую и социальную работу.

Прежде чем внедрить тот или иной проект в воспитательно-образовательный процесс, он активно обсуждается на педсоветах ДОУ. Проект может быть скорректирован и дополнен методическими разработками других воспитателей. Таким образом, происходит передача опыта и идей между воспитателями в детском саду и в воспитательно-образовательный процесс внедряется все самое интересное. Также имеется возможность скорректировать возможные проблемы и ошибки в проекте на основе опыта воспитателей, уже внедрявших аналогичный проект в свою педагогическую практику.

Также после проведения того или иного проекта происходит его обсуждение на педсовете, которое позволяет выявить достоинства и недостатки проектов. По итогам обсуждения проведенных мероприятий и изучения продуктивной деятельности детей педагоги выносят предложения по возможной  корректировке проектов, методов, приемов работы с детьми и родителями, определяют дальнейшие перспективы данного проекта: продолжить накопление материала для обобщения опыта работы по данной проблеме; взять за основу тематического плана; включить конспекты занятий и развлечений в уже имеющийся в ДОУ цикл мероприятий по данной лексической теме и т.д.

В практике нашего дошкольного учреждения были реализованы следующие проекты:

Проект «Друзья светофора»

Проект  «День народного единства»

Проект «Моя мама лучше всех!»

Проект «Скоро, скоро Новый год!»

Проект «Святочная неделя»

Патриотический проект «Защитники Отечества»

Проект «Широкая Масленица»

Проект «Моя семья»

Проект «Праздник Пасха»

Анализ результатов внедрения проектов в деятельность ДОУ позволил сделать следующие выводы:

  • Применение проектного метода помогает систематизировать образовательный процесс в ДОУ, позволяет оптимально совмещать различные методы обучения для усвоения определенной темы;
  • Проектный метод позволяет раскрыть и проявить творческие способности воспитателей, заинтересовать и  привлечь родителей, способствует выявлению и развитию творческих способностей детей;
  • Обсуждение проводимых проектов в ДОУ позволяет обмениваться профессиональными знаниями, выявлять ошибки, недочеты и использовать успешный опыт другими педагогами, что также способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса;
  • Изучение проектной деятельности опытных педагогов позволяет передавать опыт более молодым и менее опытным воспитателям.

В целом, внедрение инновационных подходов в воспитательно-образовательный процесс ДОУ позволяет найти подход к каждому ребенку, выявлять его таланты и способствовать развитию личности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инновационные технологии обучения и воспитания в МБДОУ Детский сад №2

Слайд 2

Целенаправленная социализация личности , т.е. введение растущего человека в мир природных и человеческих связей и отношений, «погружение» его в человеческую материальную и духовную культуру посредством передачи лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. Основная функция дошкольного учреждения

Слайд 3

Цель – улучшение способности педагогической системы достигать более качественных и высоких результатов образования. Дошкольные учреждения имеют возможность совершенствовать свою деятельность по воспитанию и обучению дошкольников, повышать качество образования на начальной его ступени. Инновационная образовательная деятельность

Слайд 4

Даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Развивает у детей внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, приходить к результату. Позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающейся личности, способствует воспитанию гражданско – патриотических чувств. Метод проектов

Слайд 5

Проектная деятельность создаёт условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Метод проектов

Слайд 6

Проектирование, как творческий вид деятельности педагогов , позволяет достаточно точно сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность средств, обеспечивающих оптимальные пути достижения желаемого результата. Возможность для творчества педагогов

Слайд 7

Мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения. У родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них; развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста; Есть возможность закрепления знаний, получаемых в детском саду с помощью занятий дома. Совместная реализация проектов с родителями

Слайд 8

Доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам; расширяет социальный опыт ребёнка и дает положительные модели для подражания; дети начинают относиться к родителям, как к источнику знаний и опыта. Совместная реализация проектов с родителями

Слайд 9

1 этап Выбор цели проекта Воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Задачи детей на этом этапе -вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей. Воспитатель помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития. Этапы выполнения проекта

Слайд 10

2 этап Разработка проекта Педагог помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач: к кому обратиться за помощью, определить источники информации, подобрать материалы и оборудование для работы, с какими предметами научиться работать для достижения цели. Этапы выполнения проекта

Слайд 11

3 этап Выполнение проекта Воспитатель оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков. Этапы выполнения проекта

Слайд 12

4 этап Подведение итогов Презентация проекта, когда дети представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности. Проводится "разбор полетов", оценка результатов и определение задач для новых проектов. Этапы выполнения проекта

Слайд 13

По составу участников индивидуальные групповые фронтальные По продолжительности краткосрочные долгосрочные По тематике и способам реализации результатов творческие игровые информационные исследовательские Виды проектов

Слайд 14

Реализация групповых тематических проектов в МДОУ Детский сад №2 До проведения проект обсуждается на методсобраниях . Если нужно, корректируется или дополняется методическими разработками других воспитателей (обмен опытом). После проведения происходит обсуждение проекта , выявляются его достоинства и недостатки. Определяются дальнейшие перспективы: продолжить накопление материала для обобщения опыта работы; взять за основу тематического плана; включить конспекты занятий и развлечений в цикл мероприятий по данной лексической теме и т.д.

Слайд 15

Плюсы метода проектов Оптимальное совмещение различных методов обучения для усвоения определенной темы; Раскрытие творческих способностей воспитателей; Заинтересованность родителей; Развитие творческих способностей детей; Повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса; Обмен опытом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии обучения и воспитания в детском дошкольном учреждении

Инновационные технологии обучения и воспитания в детском дошкольном учреждении...

Консультация для педагогов "Инновационные технологии обучения и воспитания в детском дошкольном учреждении"

Может быть использована при подготовке к педагогическому совету так и в работе с кадрами...

Инновационные технологии обучения и воспитания в детском дошкольном учреждении

Основные виды инновационных технологий, применяемых в детских дошкольных учреждениях...

Консультация для родителей «Инновационные технологии обучения и воспитания в детском дошкольном учреждении»

Консультация для родителей «Инновационные технологии обучения и воспитания в детском дошкольном учреждении»...

Доклад на педсовете "Инновационные технологии обучения и воспитания в детском саду"

В современной образовательной практике часто возникает вопрос: " Как повысить эффективность образовательного процесса?" В данной работе я кратко расскажу о популярных инновационных  тех...

Инновационные технологии обучения и воспитания в детском саду

Педагогический коллектив инновационных детских садов разрабатывает и применяет в деятельности по воспитанию детей и в организации образовательной среды модель, которая отличается от общепринятой в дру...