Цвет в работе педагога
консультация на тему

Юлия Константиновна Ковальчук

Материал будет полезен педагогам, использующим в своей работе элементы цветотерапии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsvet_v_nashey_zhizni.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагога.

Цвет в работе педагога.

    Каждый цвет, как море, имеет собственные глубины. Каждый цвет содержит целую гамму оттенков, от тончайших и нежных до глубоких, пронизанных мудростью и знанием.

    Вся наша жизнь наполнена красками и цветом. Мы постоянно занимаемся цветотерапией, даже не подозревая об этом. Достаточно вспомнить о цветовых  предпочтениях. У нас есть любимые и нелюбимые цвета, приятные для глаз или раздражающие оттенки разных цветов.

    Облачаясь в одежду любимого цвета или наслаждаясь красками природы, мы ощущаем комфорт, спокойствие и внутреннее удовлетворение.

    Доктор Макс Люшер, психолог и исследователь в области цвета, изучал выбор оттенков из цветовой гаммы различными людьми. Он пришел к заключению, что реакция людей на цвет имеет глубокие корни в самом человеке. Люшер сделал вывод, что выбор цвета отражает психологические качества человека, а также гормональные нарушения в нем.

    Ученые выделили физиологическую и психологическую составляющие воздействия цвета на человека. И эти две составляющие имеют непосредственную близость к эмоциям. Разные эмоциональные состояния вызывают соответствующие изменения в теле: ускорение или замедление пульса, изменение ритма дыхания, скорости реакции и т.п.

    Эксперименты показали, что воздействие теплых оттенков красного, оранжевого и желтого цветов повышает артериальное давление, частоту пульса и дыхания, а воздействие зеленого, синего и черного цветов понижает эти же показатели.

   Цвета неизменно присутствуют в нашем окружении. Дома или на работе, в магазине или на улице, осознанно или нет, но мы постоянно ощущаем на себе сильнейшее влияние цвета.

   Было обнаружено, что когда лестницы в рабочих помещениях окрасили в красные тона, то служащие стали реже останавливаться, чтобы поболтать друг с другом.

   Для усмирения буйных заключенных в США используют комнаты, окрашенные мягким розовым цветом.

   В палатах родильных домов часто используют лампы голубого цвета для лечения желтухи новорожденных.

   Хирурги в операционных одеты в темно-зеленые халаты. Эспериментально доказано, что этот цвет помогает остановить кровотечение.

   Если форма любимой футбольной команды желтого цвета, то толпа болельщиков может стать крайне агрессивной. Напротив, бледно-голубой цвет помогает сдерживать эмоции.

Психологическая характеристика цвет

Красный

   Красный цвет – это сила, цвет огня, жажды жизни и скорости. Дает энергию, активизирует и возбуждает. Он излучает тепло, оказывает тонизирующее действие на нервную систему. Улучшает и ускоряет обменные процессы в организме и устраняет застойные явления в органах.

   Под воздействием красного цвета у человека учащается пульс, увеличивается артериальное давление, учащается дыхание, активизируется мускульная сила.

   Красный цвет может помочь в преодолении инерции, депрессии, страха. Он повышает работоспособность и выносливость.

   Злоупотребление им может вызвать перевозбуждение нервной системы, волнение, беспокойство и головную боль.

Оранжевый

  Оранжевый – это теплый, активизирующий цвет. Он помогает человеку почувствовать себя более раскрепощенным, свободных. Оранжевый способствует оптимизму, открытости, эмоциональной уравновешенности.

  Действие оранжевого цвета вызывает у человека некоторое возбуждение, но менее сильное, чем от красного, незначительное учащение пульса и дыхания, улучшает аппетит.

   Как цвет жизненности и тепла, этот цвет регулирует обменные процессы, оказывает положительное влияние на работу эндокринных  желез.

   Оранжевый и мягкий персиковый оказывает благоприятное воздействие на замкнутых и недоверчивых детей, помогая им раскрыться.

Желтый

  Стимулирует интеллект и общительность. Это последний из теплых цветовых лучей. Он связан с умственными способностями, организованностью, вниманием к деталям, дисциплиной. Желтый нужен для концентрации и ясности мыслей. Это тонизирующий цвет.

   Созерцание желтого цвета обеспечивает организму равновесие, самоконтроль, создает гармоничное отношение к жизни, повышает самооценку и помогает при нервном истощении. Этот цвет полон оптимизма и радости.

Зеленый

   Зеленый уравновешивает теплый спектр красного, оранжевого и желтого и холодные цвета: голубой, синий и фиолетовый.

    Зеленый цвет – цвет природы, вечного обновления и бессмертия. Он вызывает чувство уравновешенности, гармонии, спокойствия и надежды,  помогает рассеивать отрицательные эмоции.

   В лечебном плане зеленый нормализует деятельность сердечно-сосудистой системы, снимает сильной сердцебиение, стабилизирует артериальное давление и функции нервной системы. Эффективно действие зеленого при головных болях, утомлении глаз и нарушении зрения.

   При отсутствии зеленого цвета возможно развитие повышенной возбудимости, нервозности, раздражительности. Также зеленый цвет обладает усыпляющим действием, способностью успокаивать расшумевшихся.

   Воздействие зеленого создает в организме ощущение мира и равновесия. Отрицание зеленого цвета может указывать на недовольство своим эмоциональным состоянием.

   Приверженность к темно-зеленым оттенкам может говорить о том, что человек занимает оборонительную позицию по отношению к жизни.

Голубой

   Голубой – это цвет эмоциональности, цвет общения. Голубые тона производят впечатление легкости, воздушности, чистоты. Этот цвет учит, его называют «цветом истины». Он тих и спокоен, способен оказать помощь в решении любой проблемы.

   В цветолечении голубой цвет обладает болеутоляющим свойством, эффективен при воспалительных процессах, при лечении болезней горла, головных болях.

   Голубой цвет успокаивает душу. Это особенно важно для детей, страдающих страхами и навязчивыми идеями. Он также уменьшает эмоциональную боль, противодействует жестокости и грубости.

   Теплая голубая спальня, например, очень хорошо будет успокаивать гиперактивного ребенка. Злоупотребление голубым цветом может привести к некоторому утомлению.

Синий

   Синий помогает прийти к покою в себе, стимулирует вдохновение, творчество, веру и преданность. Синий предполагает мягкость, терпение, самообладание.

    Синий снижает мышечное напряжение, значительно уменьшает чувство боли. Дыхание становится еще более замедленным и глубоким, чем при голубом.

    В цветотерапии синий используется для лечения нервных больных, сверхвозбудимых и буйных. Нередко применяется при бессоннице, беспокойстве. Хорош этот свет для слабых и утомленных глаз, а также для лиц, занимающихся умственным трудом. Применяется для лечения ожогов и воспалительных процессов.

    Синий цвет очищает душу, вдохновляет на творчество. Он полезен для детей, страдающих недоверчивостью, беспокойством, напряженностью. Злоупотребление синим цветом может вызвать у детей от природы робких, неуверенных в себе состояние тревоги и подавленности.

Фиолетовый

  Красивый и чистый. Он связан с интеллектуальными способностями человека. В этом цвете соединяются два цветовых начала – синий и красный, олицетворяющие спокойствие и буйство одновременно.

   В лечебном плане – это цвет сознательной энергии. Он успокаивает нервную систему, способствует спокойному сну, его эффективно используют при психических нарушениях, воспалительных заболеваниях и как болеутоляющее средство. Он хорош при занятиях творческим трудом.

    Длительное влияние этого цвета может вызвать состояние тоски и депрессии.

Розовый

  Представляет собой смесь красного и белого цветов. Розовый романтичен. Он – воплощение доброты и мягкости. Розовый прекрасно успокаивает и вызывает ощущение удобства.  Это цвет примирения, он хорош в критических ситуациях.

  Розовый помогает изменять точку зрения и избавляться от навязчивых мыслей.

   Избыток розового свидетельствует о потребности в защите. Чрезмерное увлечение розового выдает желание подчинить события своей воле, способствует проявлению излишней уступчивости и чрезмерной эмоциональности.

Коричневый

  Символизирует надежность и прочность. Это консервативный цвет. Он успокаивает. Человек, предпочитающий коричневый цвет, продвигается вперед медленно, но верно. Он склонен все тщательно продумать, рассчитывать и лишь затем приступить к конкретным действиям. Личная жизнь любителя коричневого может быть достаточно трудной, потому что они склонны воспринимать жизнь как борьбу.

   Позитивные качества коричневого цвета – это цельность, надежность, умеренность, уверенность в себе и здравый смысл.

   Негативные свойства коричневого: разочарование, недовольство, депрессия.

Белый

  Белый включает в себя все цвета и издревле считается цветком очищения и божественности. Белый цвет ассоциируется с облаками, неземным светом, чистотой и святостью.

  Если человек предпочитает белый цвет серому, значит, он готов освободиться от старых привязанностей и начать новую жизнь.

  Белый способен стать великим исцеляющим цветом, так как содержит в себе энергию и мощь преобразования.

  Белый оказывает благотворное влияние на замкнутых и скованных. Он «ломает лед», помогает при общении.

   Всеподавляющее господство белого может создать состояние чрезмерной стерильности и неприступности.

Черный

   Черный – это таинственное и неизведанное. Это область видений и время сновидений. Этот цвет ориентирован на внутренний мир.

    Черный символизирует конец. Но именно он и дает начало всему новому.

    Пристрастие к черному цвету может указывать на нехватку или отсутствие в жизни человека чего-то важного. Это цвет депрессии.

Серый

  Серый цвет стремится к стабильности и гармонии. Он способен управлять эмоциями и стабилизировать процессы, вышедшие из-под контроля. Людям, предпочитающим серый цвет, свойственны здравомыслие, чувство меры и умение разрешать сложные проблемы. В негативном аспекте серый может быть связан с печалью, депрессией, болезнями и склонностью к критике.

Серебряный

    Серебряный цвет – воплощение женственности. Он успокаивает, уменьшает волнение, освобождает от эмоциональной скованности. Этот цвет помогает устранять споры и восстанавливать душевное равновесие. Серебряный цвет развивает воображение и фантазию, терпимость к мнению окружающих.

    Отрицательные свойства этого цвета могут быть связаны с самообманом и иллюзиями относительно происходящих событий.

Золотой

   Символизирует чистоту, преодолевает все. Это цвет славы.

    Золотой символизирует  несметные сокровища. Золотому открыт доступ к миру познания, в том числе к познанию самого себя.

   Золотой – это воплощение мудрости и способности ее передавать. Этот цвет излучает приветливость и жизненную силу.

   В своем негативном аспекте золотой отличается недоверчивостью. Отрицательными чертами золотого могут быть боязнь успеха, страх перед поражением, нежелание в чем-то участвовать.

 

  Не существует плохих цветов. У каждого цвета свои специфические свойства и сила. Цвет воздействует на эмоциональный настрой человека независимо от того, ощущает ли человек его воздействие.

  Здоровый уравновешенный человек находится в гармоничных отношениях со всеми цветами.

  Случаи явного предпочтения одних цветов или откровенной неприязни к другим свидетельствуют о некоторой неуравновешенности.

   Японцы считают: «Гармония в цвете – гармония в душе – гармония в жизни».

Педагогам на заметку.

Психология детского рисунка.

   Рисунок – это зеркало чувств, зрелости и развитости личности ребенка.

   Ребенок рисует не только то, что видит, но и то, что уже знает о вещах. В своих рисунках он изображает фантастические элементы, которые являются выражением уровня его видения больших проблем человека, а следовательно, его отношений с самим собой, семьей, окружающим миром.

   Ребенок «регистрирует» из действительности только то, что ему кажется достойным внимания, пренебрегая остальными деталями.

   Как в игре вообще, так и в рисовании действует один и тот же принцип, когда для самовыражения ребенок пробует себя и совершенствует свои способности. В рисовании он находит удовольствие, но прежде всего рисование стимулирует его к обогащению своих познаний о мире. В этим смысле психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, которые часто вынуждают детей действовать по установленным схемам, следовать стереотипно, которые не возбуждают фантазию ребенка, не стимулируют развитие творческой личности.

   Ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психологическое пространство. У него никогда не должно быть недостатка в цветных карандашах, фломастерах, бумаге. Сюжет рисунка никогда не должен подвергаться критике, а наоборот, время от времени ребенка надо воодушевлять, чтобы он продолжал заниматься рисованием. Полезно устраивать персональные выставки ребенка. Предлагайте ребенку рисовать все, о чем он любит говорить, и говорить обо всем, что он любит рисовать.

       Стадии рисования:

  1. Каракули.

 В 2 года первые рисунки – каракули. Это простые движения руки, соответствующие степени развития его психо-моторного контроля и мыслительных функций.

В 3 года он уже будет в состоянии рисовать по вашей просьбе каракули в центре листа.

В этом возрасте он сумеет даже провести одну линию через нарисованный вами объект.

2. Человеческая фигура.

В 4 года появляется настоящий рисунок – графическое изображение рисунка человека. Он чаще выполняется по одной схеме: круглая большая голова, большие глаза, волосы, как лучики у солнца. Руки приделаны к голове и пальцы располагаются веером. Только после 4 лет ребенок начинает рисовать фигуру в полный рост и на лице появляются рот и уши.

Около 5 лет ребенок, наконец, довольно четко передает на рисунке все части тела человека, хотя он пока не одет.

У ребенка 6 лет фигура  человека приобретает более определенные формы благодаря возросшему мастерству, контролю за своими движениями и лучшей ориентировке в отношениях с окружающим миром.

 

Основные графические факторы.

  1. Пространство

Какую площадь бумаги использует ребенок для рисунка?

Обычно маленький ребенок просто не укладывается в рамках листа. Использование слишком ограниченного пространства листа является признаком робости и неуверенности.

Если ребенку не удается соблюдать границы листа, то необходимо развивать сенсор-моторную координацию (рисование по разбитой на квадраты бумаге, использование альбомов для копирования и т.п).

Если ребенок интуитивно чувствует границы листа, но сознательно их нарушает, заполняя весь лист по самые края, пытаясь тем самым старательно избегать, чтобы на листе оставалось хотя бы минимальное пространство, свободное от рисунка, это указывает на чувство беспокойства. Страх перед пустотами в пространстве означает на самом деле пустоты в чувственной жизни ребенка.

      Когда ребенок рисует сюжетный рисунок, он обычно начинает с центра листа, расположив в нем более значимый для него объект. Вы заметите, что для него главная проблема – найти точное место для каждого предмета, исходя из чисто личного восприятия иерархии вещей.

     До 4 лет не следует придавать серьезного значения слишком увеличенным или уменьшенным размерам нарисованных предметов, их завершенности на листе бумаги. У ребенка внимание еще рассеянно и он проявляет интерес лишь к тому, что завладевает его вниманием в данный момент.

    Рисунок ребенка – важный диагностический материал.

Так, размер рисунка говорит о самооценки ребенка: высокая – большой размер рисунка;

                                                                                         адекватная – средний размер;

                                                                                         заниженная – мелкий рисунок;

Уровень притязаний – определяется в зависимости от расположения рисунка на листе:

                                                                                        Высокий – в верху листа;

                                                                                        Средний – в середине листа;

                                                                                        Низкий – внизу листа;

Активность психической деятельности определяется в соответствии с расположением рисунка на листе:                             высокий уровень активности – рисунок расположен в левой части листа;

                                       Средний уровень активности – в центре листа;

                                        Низкий уровень активности (пассивность) – в правой части листа;

  1. Линия

  Наиболее простой символ, используемый ребенком для изображения объектов – линия.

 -    толстая и протяженная линия свидетельствует об уверенном владении карандашом, волевом характере, хорошем эмоциональном равновесии.

  • толстая, но прерывающаяся линия – ребенок наделен сдерживаемой агрессивностью, эмоциональной неуверенностью.
  • толстая, но неровная линия – недостаточная вера ребенка в себя, боязнь совершить ошибку.
  • равномерная, слегка волнообразная линия – развитый ум и хитрость, он работает дело – и с плеч долой.
  • неточная, легкая, прерывистая линия свидетельствует о нерешительности;                                 это робкий ребенок. Ребенок не прилагающий усилия в рисовании, не прилагает усилия ни в чем.
  • прерывистая, штрихообразная линия – внутренняя агрессивность. Такой ребенок не умеет действовать прямо, поэтому использует повторяющиеся короткие попытки для завоевания пространства и самовыражения. В отношениях  с людьми подозрителен и недоверчив.
  • кривая линия – возможны нарушения эмоционального состояния.

  1. Цвет

       Отношения к цвету является объектом многочисленных исследований медицины и психологии. Большинство исследователей этой проблемы придерживаются того мнения , что ребенок обладает инстинктивным, врожденным чувством цвета. В зависимости от условий жизни значительно меняется восприятие пространства и цвета. На рисунках детей из разных сельских районов дома окрашены в серый, белый, коричневый цвета. Городские дети рисуют большие, расположенные близко друг к другу дома, в то время как у деревенских детей на рисунках дома маленьких размеров на удаленном расстоянии.

      По мере взросления ребенок начинает пользоваться большим количеством красок и оттенков. Проследите за тем, как он расходует цветные карандаши.

      Цвет в рисунках детей не имеет строгого значения, но тем не менее, можно выделить некоторые общие особенности. Надо сказать, что если ребенок рисует синего кота, то это значит, что он просто развлекается, а не пытается сравнивать рисунок с реальностью. Если ему нравиться красный цвет, он будет предпочитать его другим цветам, не заботясь  о том, подходит этому предмету цвет или нет.

  1. Содержание рисунков.

      В рисунках ребенка содержится весь его жизненный опыт, его отношение к внутреннему и внешнему миру, который, как некий образ, откладывается в его сознании.  

     Посредством рассказов он изливает душу. Эти рассказы необходимо выслушивать и толковать, а рисунок позволит вам войти в контакт с его внутренним миром.  

    При анализе рисунков следует быть очень осторожным, например, изображение воздушного налета или кровавого боя может оказаться для ребенка здоровой отдушиной для его агрессивности и, наоборот, изображение зоопарка или цирка с животными в клетке может означать его закрытость в депрессивном состоянии.

    Помните также, что ребенок во время рисования входит в состояние неподвижности и концентрации, предаваясь своим фантазиям. Вывести ребенка из такого состояния будет ошибкой, потому что он прервет нить своих мыслей, логику «внутреннего рассказа».

    Рассмотрим особенности рисования человека.

  • о демонстративных тенденциях ребенка свидетельствует степень декорирования фигуры человека (пышность платья, короны, карманы, шляпки); необычность, нестандартность изображаемых персонажей (феи, русалки, клоуны и т.п); размер фигуры (крупный рисунок).
  • о тревожных тенденциях можно сказать по: процессу рисования (ребенок обращается за помощью); нажим на карандаш (очень сильный, косые штрихи); тенденция к исправлению (при этом исправления не приводят к улучшению); штриховка; подчеркнутая прорисовка глаз, их преувеличенный размер; преувеличенное внимание к деталям.
  • агрессивность: преувеличенные кулаки, длинные растопыренные пальцы, военная тематика, подчеркнутый рот; косвенными признаками защитной агрессивности служат размер фигуры человека (маленький человек с огромными кулаками), характер линий (тревожные линии), военная тематика рисунка.

Интерпретация «Дом»

Дом вблизи – открытость, доступность, чувство теплоты.

Дом вдали – чувство отверженности.

Ступеньки, ведущие в глухую стену – отражение конфликтной ситуации, неприступность объекта.

Прозрачные стены – потребность влиять на ситуацию.

Отсутствие дверей – трудности при стремлении раскрыться.

Двери парадные – откровенность.

Двери открытые – сильная потребность к теплу.

Очень большие двери – чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью.

Двери очень маленькие – нежелание впускать  в свое «Я».

Двери с огромным замком – враждебность, мнительность, скрытость, защитные тенденции.

Густой дым – внутреннее напряжение.

Сильно открытые окна – развязность и прямолинейность.

Отсутствие занавесок – отсутствие стремления скрывать свои чувства.

Жирный контур крыши – фиксация на фантазиях, как на источнике удовольствий.

Отсутствие трубы – субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома.

Дорожка очень широкая вначале и сильно сужающаяся у дома – попытка замаскировать желание быть одиноким.

Солнце – символ авторитетной фигуры.

Интерпретация «Дерево»

Круглая крона – эмоциональность.

Ветви опущены – отказ от усилий.

Ветви вверх – энтузиазм, стремление к власти.

Ветви в разные стороны – поиск самоутверждения, суетливость.

Ветви нарисованы одной линией – бегство от неприятностей реальности.

Толстые ветви – хорошее различение действительности.

Пальма – стремление к перемене мест.

Зачернение, штриховка – напряжение, тревожность.

Ствол зачернен – внутренняя тревога.

Ствол из одной линии – отказ реально смотреть на вещи.

Листва тонкими линиями – тонкая чувствительность и внушаемость.

Линии ствола прямые – ловкость, находчивость.

Линии ствола кривые – активность заторможена тревогой.

Ствол оторван от земли – недостаток контакта с внешним миром.

Ствол расширяется книзу – поиск надежного положения в своем кругу.

Острая вершина – стремление защититься от опасностей.

      В качестве рисовальных проб могут быть использованы рисунки – «Дорога в детский сад», «Мое любимое занятие», «Мои друзья», «Моя семья», «Несуществующее животное» и другие. Время выполнения задания не ограничено. Ребенок может рисовать то, что ему захочется и как захочется. В протоколе отмечается: отношение к заданию, последовательность рисования предметов, деталей, паузы в рисовании, стирания, спонтанные комментарии ребенка, эмоциональные реакции.

     После окончания рисования воспитатель задает ряд вопросов о рисунке: «Что ты нарисовал? Кто это с тобой? Что он делает?». Нужно попытаться выяснить смысл нарисованного ребенком, уточнить значение определенных деталей. При этом по возможности избегать прямых вопросов, не настаивать на ответе, так как это может вызвать тревогу, настороженность ребенка.

     Интерпретация процесса рисования требует большого опыта и хорошего знания личности ребенка, его окружения. Изображение в первую очередь себя может говорить об эгоцентризме ребенка; если он изображает мать, воспитателя, то они для него особенно значимы, эмоционально близки. Если фигура человека декорирована, есть основание полагать, что ребенок хочет быть похож на него. Возвращение к рисованию каких-то деталей может указывать на главное переживание ребенка. Паузы перед рисованием указывают на напряженность, тревожность. Стирание изображенного может быть связана с негативными эмоциями к этому человеку.

     Из рисунков ребенка (спонтанных или управляемых), от того, каким образом он их комментирует, как он рисует, какие цвета использует – из всего этого можно извлечь полезную информацию. Можно понять, когда и где мы допустили ошибку, общаясь с ребенком и как ее исправить. Можно составить более точное представление о проблемах ребенка и невысказанных вопросах.

Распознавание типов воспитания по рисункам

       Приведем примеры наиболее часто встречающихся вариантов рисунков различных типов воспитания детей.

  1. Кумир семьи.

Ребенок начинает рисовать семью  с изображения себя. Родители находятся чуть поодаль. Родители ниже или вровень с величиной фигуры их кумира. Художник выделяет себя яркими нарядами, девочки рисуют себя принцессами.

  1. Гиперопека.

Ребенок начинает рисовать семью с того, кто больше всего его опекает. Затем рисует рядом с ним себя. Обычно гиперопекаемые дети находятся вплотную к маме с папой, крепко держат их за руки. Ребенок ниже ростом, чем родители. Его одежда по расцветке очень схожа по расцветке с нарядом мамы и папы.

  1. Гипоопека.

Ребенок, либо «забывает» нарисовать себя, либо рисует только себя, при этом утверждая, что никого дома нет. Когда ребенок все-таки рисует полностью  свою семью, он лишний раз подчеркивает разобщенность ее членов большими промежутками пространства между ними. Довольно часто при гиперопеке дети изображают себя лишь только контурами. Родителей он   рисует нарядно одетыми.

  1. Безнадзорность.

Чаще всего отказываются от рисования. Ребенок рисует себя в виде маленького, крохотного человека в огромном пространстве. Наряжен в одежду холодных тонов.

5. Воспитание по типу «Золушки». 

 Ребенок при этом типе воспитания начинает рисовать семью обычно с того брата или сестры, которому или которой его противопоставляют в доме. Следующими рисуются родители, а себя ребенок рисует в отдалении, маленьким и незаметным. Рисунок переполнен холодными тонами.

6.«Ежовые рукавицы».

При этом типе воспитания ребенку очень тяжело нарисовать всю семью в целом. На рисунке нет того из родителей, кто держит его в строгости. Зато себя ребенок окружает любыми родственниками, знакомыми. Когда ребенку на рисунке приходится изобразить родителей, то обычно он в своем сюжете не оставляет места для себя. Ребенок рисует себя меньше, чем родители.

Выступление на педагогическом совете

Тема: «Детский рисунок как средство познания

чувственного мира ребенка»

Педагог – психолог – Ковальчук Юлия Константиновна

 

ЦРР «Сказка

Г. Нижневартовск

2004 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Варианты использования чисел в цвете в работе педагога.

Внедрение в практику эффективных дидактических средств: палочки Кюизенера....

Семинар-практикум для педагогов Тема: «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».

Цель: повышение коммуникативной и психологической компетентности педагогов в общении с родителямиЗадачи:1. Дать теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог-родитель».2. Да...

Семинар-практикум для педагогов Тема: «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».

   Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

Использование цвета в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ

Одним из методов, позволяющих сохранить психологическое здоровье дошкольников, является цветотерапия.Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи опре...


 

Комментарии

Авдеева Ксения Васильевна

Юлия Константиновна, хороший материал, спасибо!