НОД по теме "Невидимка - воздух" (эксперименты).
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Василенко Наталия Алексеевна

Здесь собран доступный материал для дошкольников старшей группы по ознакомлению с природным явлением - ветер. В игровой форме показаны свойства ветра, как с ним можно играть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veter.docx27.56 КБ

Предварительный просмотр:

http://podsnezhniksad.ucoz.com/.s/t/946/9.gif

        Муниципальное  автономное  дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 18

города Кропоткин муниципального образования Кавказский район

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познание» на тему: «Невидимка – воздух» (эксперименты).  Старшая группа «Мотылек».

Воспитатель: Василенко Н.А. Июнь 2015г.

Программное содержание.

Дать представление о том, что воздух есть вокруг и внутри нас, занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха. Развивать познавательную активность детей, инициативность, способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор, позитивное отношение к окружающему миру.

Словарная работа: активизировать словарь детей словами: прозрачный, невидимый, опыты.

Предшествующая работа:

Наблюдения за ветром; проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха;

эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка; изготовление корабликов с парусами, вееров.

Материал:

- скорлупа грецких орехов, цветная бумага, пластилин;

- сосуд – «море» для корабликов;

-салфетки бумажные (по количеству детей);

- веера, султанчики  (по количеству детей);

- семена клёна и ясеня;

- материал для изготовления «пугала»: ленточки, скрепки, DVD диски, веточки, листочки;

- «небесный» фонарик.

 Ход занятия

Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадки:

1  Он нам нужен, чтобы  дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это?  (Воздух!)

2   Это что за невидимка 
Хлопает в саду калиткой, 
На столе листает книжку, 
Шорохом пугает мышку. 
Сорвал с бабушки косынку, 
Покачал в коляске Димку, 
Поиграл листвой на ветках... 
Ну, конечно, это - ...
(Ветер)

Воспитатель: Правильно, это воздух и ветер! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого отправиться нужно на воздушном шаре в путешествие. Хотите путешествовать?  (Ответы детей). Тогда давайте сделаем большую корзину, прикрепим шар и полетим. Воздушный шар-это летательный аппарат легче воздуха, который движется не с помощью моторов, а при нагревании находящегося в куполе воздуха. В подготовленный купол с помощью вентилятора запускается холодный воздух. Когда купол надут, пилот с помощью пламени горелок начинает греть находящийся в куполе воздух. Нагретый воздух расширяется и поднимается вверх. Таким образом, купол надувается и начинает подниматься с земли.

Воспитатель:   Когда воздух движется, получается ветер. Хотите, ребята,  устроить ветер?

Игра « Кораблики»

Воспитатель: Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы. Научить детей делать кораблики из скорлупы грецкого ореха и отправлять их в плавание при помощи ветра. Познакомить со стихотворением               А. Пушкина:  Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь, стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.

Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (всё это дети могут продемонстрировать).

Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. А ребята уже знают, ветер - это движение воздуха (старайтесь, чтобы дети делали как можно больше самостоятельных выводов, ведь уже обсуждался вопрос, откуда берётся ветер).

Опыт 1. С веером.

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

Воспитатель: Смотрите, от моего веера даже кораблики могут плыть. Ветер не только помогает парусникам плыть. Он может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась.  Рассказать, как люди использует ветер для своих нужд. Изготовить с детьми совместно макет ветряной мельницы. В ветреную погоду дать детям поиграть с султанчиками, а можно помахать ими, и появится ветерок.

Физминутка (под музыку).

Наши ноги - это корни,

Наше туловище - ствол,

Наши руки - это ветви,

Наши пальцы - это листья.

- Подул легкий ветерок - зашелестели листочки на деревьях. (Шевелят пальчиками.)

Усилился ветер - затрепетали, закачались веточки.(Шевелят кистями рук.)

Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы, клонит к земле. (Наклоняются из стороны в сторону.)

Но вот утих ветер, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури. (выпрямиться, шевелить только пальцами рук).

Ребята, мы учили с вами стихотворение о ветре, расскажите его, пожалуйста.

1  Полина:  Весёлый ветер, в летний зной

Прохладу ты несёшь,

О чём-то шепчешься с листвой

И тихо мне поёшь…

 

2   Артем:  Ты надуваешь паруса –

Корабль ведёшь вперёд!

И улетаешь в небеса

Без горя и забот.

 

3 Вадим:   И даже лютою зимой

Ты прилетаешь к нам,

Не устоять перед тобой 

Январским холодам!

 

4 Даниил:   Ну а сегодня, летним днём,

Я змея запустил, –

И с ветром в небе голубом

Он сразу птицей взмыл!

 

5  Андрей:   Бегу за змеем я, бегу, –

Готов от счастья петь!

Как жалко, ветер, не могу

С тобою я взлететь…

Опыт 2.  «Ветер и семена»

На участке рассмотреть с детьми крылатки клена и ясеня. Почему семена имеют такую форму? Предложить положить семена на ладонь и подуть на них. Что с ними происходит?

Опыт3.   «Пугало»

Воспитатель рассказывает детям, как он увидел у соседей на даче пугало, на котором висели легкие банки и ленты от старых магнитофонов. Как вы думаете, для чего висят на пугале эти предметы? Потом предлагает поэкспериментировать с такими предметами, когда дует ветер.(Чтобы отпугивать птиц, когда дует ветер, предметы шевелятся и звенят.) Вместе с детьми изготовить маленькое пугало и поставить на участке на клумбу, посмотреть, что будет, когда дует ветер.

Пальчиковая гимнастика "Птички и ветер"

Маленькие птички,                      (сжимаем и разжимаем кулачки)
Птички-невелички, 
По лесу летают,                            
Песни распевают.                       
(машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел,               (
руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло        (
соединили пальцы в "замок")
Там не тронет их никто.

Нашу беседу о ветре я начала с рассказа о воздушном шаре и закончить хочу сюрпризом для вас, ребята.  Воспитатель достает воздушный (небесный)  фонарик и с помощью помощника  воспитателя, запускает его вверх. Дети в стороне наблюдают за его полетом, делясь друг с другом своими впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Невидимка-воздух" (эксперименты)

Задачи:Образовательные:- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а та...

«Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля - воздух» (эксперименты с воздухом)».

Тема: «Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля - воздух» (эксперименты с воздухом)»....

Видео занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля - воздух» (эксперименты с воздухом)

МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида»  Ичалковского муниципального района Республики Мордовия» с. Кемля     Тема: «Открыт...

План (конспект) НОД «Удивительный воздух» (эксперименты с воздухом)

План (конспект) НОД  «Удивительный воздух» (эксперименты с воздухом)Автор-разработчик: Феничева Л.А.Длительность: 25 минутЦель: познакомить детей с основными свойствами воздуха.Задачи...

Тема: «Удивительный воздух» (эксперименты с воздухом)

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: «Удивительный воздух» (эксперименты с воздухом)...