Рабочая программа кружковой работы "Разноцветный мир" по познавательному развитию детей
рабочая программа (младшая группа) на тему

Ларионова Ольга Владимировна

Предназначена для проведения кружковой работы с детьми 3-4 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа51.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Козловский Центр развития ребенка – детский сад «Пчёлка»

Рабочая программа

кружковой работы «Разноцветный мир»

по образовательной области «Познавательное развитие»

младшая группа «Колокольчики»

на период с 1.09.2013 по 31.05.2014г.

«От рождения до школы»

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под.ред. Н.Е.Вераксы,

Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Составитель:

Ларионова Ольга Владимировна

Должность: воспитатель

Категория:   I кв. категория

Козловка, 2013

I. Целевой раздел.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА.

         Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС, Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г., №1155) на период с 1 сентября 2014 г. по 31 мая 2015 г., направлена на развитие сенсорных процессов детей 3-4 лет.

        Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на развитие сенсорных процессов младших дошкольников,  их интеллектуальное развитие, обеспечивающая социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья детей.

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений.  Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа). Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае у ребёнка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.

Сенсорное  развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.

Существует следующие виды сенсорных ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые.

Основной целью программы является развитие и  совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.

        Задачи:

  • Сформировать у детей младшего дошкольного возраста умение воспринимать и представлять предметы и явления, способствующие совершенствованию процессов рисования, лепки и развития речи, и, выделять в них самое существенное,  характерное (признаки, качества).
  • Учить  применять полученные знания в  практической и познавательной деятельности.
  • Развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение).  

Программа кружка «Разноцветный мир» составлена на основании примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»/Под ред. Н.Е Веракса, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой. – Мозаика-Синтез, 2012г.

   

                   

Данная программа разработана с учетом   требований следующих нормативных  документов:

  • Закон  РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012г. №273 - ФЗ,
  • Конвенция о правах ребенка 1989,
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОУ  2.4.1.3049-13,
  • Приказ Министерства образования и науки РФ (от 30 августа 2013г.) № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»,
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября №1155.

           А также следующих методических пособий:

  •  Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателей детского сада. М.:1988,
  • Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под ред. В. Салахетдинова. - Киев: «Полиграфкнига», 1973.

Данная рабочая учебная программа является нормативно-управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим систему организации образовательной деятельности воспитателя. Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста воспитатель создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. 

         В условиях дошкольного образования и с учетом его специфики данная система (модель) представляет собой оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие становление общечеловеческих ценностей, базиса личностной культуры, социальную успешность ребенка дошкольного возраста. Составляющими этих условия являются:

        *содержательные условия;

            *организационные условия;

        *технологические условия (принципы, методы, приемы);

        *материально-технические условия (развивающая среда);

        *социально - культурные условия (взаимодействие с родителями, социальными партнерами различных социально-культурных институтов).

        Методы:

  • Игровой метод (дидактические игры).
  • Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
  • Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

Формы организации деятельности:

  • групповая;
  • подгрупповая;
  • индивидуальная.

1 подгруппа

2 подгруппа

  1. Абдрахманова Юлия
  2. Александрова Анастасия
  3. Алексеев Макар
  4. Афанасьева Ирина
  5. Васильев Дмитрий
  6. Выйгетова Софья
  7. Ковалева Софья
  8. Козлов Антон
  9. Кормачев Ярослав
  10. Кукушкин Кирилл
  11. Майорова Анна
  1. Милютин Александр
  2. Мухамедзянов Расим
  3. Николаев Алексей
  4. Николаева Ариана
  5. Обрубов Иван
  6. Семендюков Дмитрий
  7. Семенов Матвей
  8. Сергеев Данил
  9. Шурдеев Федор
  10. Чиркова Милана
  11. Юркова Карина

График занятий  кружка «Разноцветный мир» 2 раза в неделю (по средам и пятницам) по графику работы воспитателя Ларионовой О.В.

План-программа работы кружка «Разноцветный мир»

во второй младшей группе «Колокольчики»

на 2013 – 2014 уч. год

Месяц

Темы игр

Первая неделя

Вторая неделя

Третья неделя

Четвертая неделя

Сентябрь

«Назови геометрическую фигуру»

«Пересыпание ложкой»

«Прыг-скок по дорожке»

«Сортировка»

Октябрь

«Найди предмет такой же формы»

«Подбери игрушки маленькому зайке и большому мишке»

«Шумящие коробочки»

«Играем с бумажными шариками»

Ноябрь

«Волшебный поднос»

«Наряди солнышко»

«Подбери по форме»

«Игры с прищепками»

Декабрь

«Поймай льдинку»

«Кто скорее соберет игрушки»

«Счетные палочки»

«Золушка»

Январь

каникулы

«Пальчиковые игры с грецкими орехами»

«Окрашивание воды»

«Поможем Мишке разложить игрушки»

Февраль

диагностика

«Строим башню»

«Что лежит в мешочке?»

«Тактильные подушечки»

Март

«Сделаем куклам бусы»

«Спрячь мышку»

«Игры со счетными палочками»

«Башня из кубов»

Апрель

«Подбери картинки для куклы и мишки»

«Подбери фигуру»

«Ткани»

«Игры – шнуровки»

Май

«Воздушные шары»

«Веселые матрешки»

«На что похожа клякса?»

«Составь предмет из геометрических фигур»

III. Организационный раздел.

  1. Календарно-тематический план работы

месяц

Тема

Цели и задачи

Обеспечение интеграции

Планируемые результаты

Сентябрь

№1

«Назови геометрическую фигуру»

Формировать  умение детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник)

Познание (сенсорное развитие): развивать зрительное восприятие формы плоскостных фигур, закреплять названия цветов

Коммуникация: называть геометрические фигуры.

Умеют различать и называть геометрические фигуры, сравнивать их по величине

№2

«Пересыпание ложкой»

Развивать ручную умелость, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность.

Познание: развитие мелкой моторики рук.

Труд: овладение данным видом трудовой деятельности.

Коммуникация: обозначать выполняемые действия словами.

Умеют пересыпать зерна ложкой, не просыпать содержимое ложки на стол; владеют данным видом деятельности

№3

«Прыг – скок по дорожке»

Развивать активность детей в двигательной деятельности. Закреплять знание детьми цветов

Социализация: развитие игровой деятельности детей.

Познание (сенсорное развитие): закрепление основных цветов – красный, желтый, синий, зеленый.

Коммуникация: называть цвета предметов.

Умеют различать и называть цвета

№4

«Сортировка»

Развивать у детей восприятие в связи с визуальными представлениями, игровую деятельность

Познание (сенсорное развитие): обогащать чувственный опыт детей.

Коммуникация: развивать умение фиксировать полученные результаты в речи.

Умеют подбирать предметы по цвету, величине

месяц

Тема

Цели и задачи

Обеспечение интеграции

Планируемые результаты

Октябрь

№1

«Найди предмет такой же формы»

Формировать  умение детей выделять форму в конкретных примерах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами.

Познание (сенсорное развитие): развивать зрительное восприятие формы плоскостных фигур.

Коммуникация: называть геометрические фигуры.

Умеют сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами

№2

«Подбери игрушки маленькому зайке и большому мишке»

Закреплять умение группировать и соотносить однородные предметы по величине.

Познание: сравнение предметов контрастных размеров.

Коммуникация: обозначать результаты сравнения словами.

Умеют группировать и соотносить однородные предметы по величине

№3

«Шумящие коробочки»

Развивать слуховое восприятие, формировать умение составлять пары одинаковых шумов.

Познание: восприятие и дифференциация шумовых различий, тренировка моторики, развитие слуховой памяти.

Музыка: подготовка к восприятию музыки.

Умеют акустически (на слух) различать и замечать изменения в силе звучания содержимого коробочек, находить одинаковые по силе звучания

№4

«Играем с бумажными шариками»

Развивать у детей мелкую моторику рук. Знакомить детей со свойствами бумаги.

Познание: развивать ручную умелость, ловкость при игре с шариками.

Социализация: способствовать становлению дружеских
взаимоотношений

Умеют сминать листы бумаги, образуя шар

месяц

Тема

Цели и задачи

Обеспечение интеграции

Планируемые результаты

Ноябрь

№1

«Волшебный поднос»

Формировать умение детей выполнять задание правильно, развивать мелкую моторику рук.

Познание: развивать ручную умелость.

Умеют выполнять задания по описанию

№2

«Наряди солнышко»

Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, голубой.        

Познание:  формировать восприятие цвета, формы, величины предметов.

Закреплять  понятия « больше – меньше», развивать произвольное внимание, сообразительность,  мелкую моторику рук.

Коммуникация: развивать правильную связную речь.

Умеют группировать предметы по цвету; закрепляют знания о цвете, величине, форме

№3

«Подбери по форме»

Закреплять знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал.

Социализация: развитие игровой деятельности детей.

Познание (сенсорное развитие): закрепление представления детей о геометрических формах; навык обследования геометрических форм приёмом обведения и накладывания. 

Коммуникация: упражнять в их назывании.

Умеют подбирать фигуры по образцу, различать и называть цвета

Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии. Учить подбирать фигуры по образцу.

№4

«Игры с прищепками»

Развивать у детей мелкую моторику рук

Познание (сенсорное развитие): развитие мелкой моторики рук, образного мышления, закреплять цвет.

Коммуникация: стимулировать речевую активность детейь.

Умеют выкладывать предметы по образцу (солнышко, елка, ежик), сличать и различать предметы по признаку цвета

месяц

Тема

Цели и задачи

Обеспечение интеграции

Планируемые результаты

Декабрь

№1

«Поймай льдинку»

Развивать координацию движений, внимание, знакомить  со свойствами воды. Формирование правильного захвата руки.

Познание: развитие  у детей внимания, координации движения, мелкой и общей моторики. Знакомство со свойствами воды. Развитие тактильной чувствительности и ловкости.

Коммуникация: называть изменения, происходящие с льдинкой, развивать связную речь

Умеют доставать льдинки сачком, осуществлять правильный захват рукой; закреплять понятие о таком свойстве воды – лед тает и превращается в воду

№2

«Кто скорее соберет игрушки»

Формировать умение детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, назначению, но имеющие одинаковый цвет        

Познание:  формировать восприятие цвета, формы, величины предметов.

развивать произвольное внимание, сообразительность,  мелкую моторику рук.

Коммуникация: развивать правильную связную речь.

Умеют группировать предметы одинаковые по цвету по цвету; закрепляют знания о  величине, форме

№3

«Счетные  палочки»

Формировать умение детей с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки.

Познание: развивать мелкую моторику рук, координацию движений, внимания, абстрактного мышления.

Коммуникация: упражнять в  назывании полученных предметов и фигур.

Умеют выкладывать знакомые  геометрические фигуры и предметы

№4

«Золушка»

Формировать умение детей сортировать предметы (фасоль) по цвету, развивать мелкую моторику рук, координацию движений

Познание (сенсорное развитие): развивать восприятие, создавать условия для ознакомления с цветом. Коммуникация: развивать связную речь.

Умеют отбирать и группировать предметы по цвету (красная и белая фасоль) знать наполнители емкости

месяц

Тема

Цели и задачи

Обеспечение интеграции

Планируемые результаты

Январь

№1

каникулы

№2

«Пальчиковые игры с грецкими орехами»

Развивать мелкую моторику рук.        

Познание:  формировать координацию движений пальцев кистей и рук

Коммуникация: формировать речевую деятельность детей через развитие мелкой моторики

Умеют вращать между ладонями, катать по столу в разные стороны

№3

«Окрашивание воды»

Продолжать знакомить детей со свойствами воды (прозрачность). Закрепить названия цветов, формировать представления об их оттенках (светлый, темный). Воспитывать эстетический вкус

Познание: формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Коммуникация: обогащать и активизировать словарь за счет существительных и прилагательных.

Умеют наблюдать и делать простейшие выводы о таком свойстве воды как прозрачность, но она может менять цвет

№4

«Поможем Мишке разложить игрушки»

Закреплять знание детьми геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника, овала.

Познание: продолжать различать понятия «один – много». Закреплять знания о форме (круг, квадрат, треугольник, овал), величине, цвете (желтый, красный, зеленый).

Коммуникация: активизировать в речи слова «большой - маленький», «один – много»

Умеют соотносить и группировать предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету

месяц

Тема

Цели и задачи

Обеспечение интеграции

Планируемые результаты

Февраль

№1

диагностика

Выявить уровень знаний детей в области сенсорных эталонов (величины, цвета и формы) посредством дидактического материала

№2

«Строим башню»

Формировать умение  соотносить по величине четыре предмета

Познание:  формировать восприятие величины предметов.

Коммуникация: развивать правильную связную речь.

Умеют группировать предметы одинаковые по цвету по цвету; закрепляют знания о  величине, форме

№3

«Что лежит в мешочке?»

Закреплять знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одними и теми же геометрическими образцами

Познание: закреплять умение определять знакомые геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр и др.) на основе осязательно-двигательного обследования.  

Коммуникация: упражнять в  назывании знакомых геометрических  фигур.

Умеют узнавать на ощупь и называть знакомые  геометрические фигуры

№4

«Тактильные подушечки»

Развивать у детей осязание

Познание (сенсорное развитие): развивать тактильное восприятие, память, мелкую моторику.

Коммуникация: развивать связную речь, обогащать словарь детей словами-определениями, характеризующими качество предметов

Умеют на ощупь определять наполнение подушечки

месяц

Тема

Цели и задачи

Обеспечение интеграции

Планируемые результаты

Март

№1

«Сделаем куклам бусы»

Закреплять умение группировать предметы по цвету, формировать умение нанизывать бусы на нитку

Познание: развитие цветового восприятия, умения соотносить предметы по цвету). Развивать моторику кончиков пальцев рук

Коммуникация: развивать связную речь, активизировать выражения «разные по цвету», «одинаковые по цвету»

Умеют нанизывать мелкие детали на шнур

№2

«Спрячь мышку»

Закреплять у детей представления об основных цветах        

Познание: развивать восприятие, закреплять умение группировать однородные предметы по цвету.
Формировать умение называть свойства предметов, совершенствовать навыки установления тождества предметов по их свойствам.

Коммуникация: развивать правильную связную речь.

Умеют узнавать и называть шесть цветов спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.

№3

«Игры со счетными  палочками»

Развивать у детей мелкую моторику рук

Познание: развивать мелкую моторику рук, координацию движений, внимания, абстрактное мышление.

Коммуникация: упражнять в  назывании полученных предметов и фигур.

Умеют выкладывать знакомые  геометрические фигуры и предметы

№4

«Башня из кубов»

Формировать умение сравнивать несколько объектов по величине (меньше – еще меньше) и располагать их по убывающей величине

Познание (сенсорное развитие): развивать восприятие величины предметов, создавать условия для ознакомления с цветом.

Коммуникация: развивать связную речь, закреплять слова-характеристики размеров объектов

Умеют собирать башню, ориентируясь на образец и располагая кубы по убывающей величине.

месяц

Тема

Цели и задачи

Обеспечение интеграции

Планируемые результаты

Апрель

№1

«Подбери картинки для куклы и Мишки»

Продолжать формировать умение детей группировать предметы по форме, отвлекаясь от цвета.

Познание: развитие восприятия, умения соотносить предметы по форме.

Коммуникация: развивать связную речь, активизировать выражения «разные по форме», «одинаковые по цвету»

Умеют подбирать предметы в соответствии с формой

№2

«Подбери фигуру»

Закреплять представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их назывании

Познание: (сенсорное развитие): закрепление представления детей о геометрических формах; навык обследования геометрических форм приёмом обведения и накладывания.

Коммуникация: развивать правильную связную речь.

Умеют соотносить однородные фигуры по форме

№3

«Ткани»

Развивать у детей осязание, формировать умение составлять пары одинаковых на ощупь тканей.

Познание: развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

Коммуникация: упражнять в  назывании свойств – характеристик тканей, называть некоторые из них.

Умеют находить одинаковые на ощупь ткани, называть некоторые из них

№4

«Игры - шнуровки»

 тренировать мелкую

Развивать мелкую моторику руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствовать развитию точности глазомера, координации и последовательности действий.

Познание: развивать воображение, готовить руку к письму, воспитывать усидчивость.

Коммуникация: развивать связную речь

Умеют шнуровать предложенную картинку, соблюдая последовательность действий

месяц

Тема

Цели и задачи

Обеспечение интеграции

Планируемые результаты

Май

№1

«Воздушные шары»

Закреплять знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый путем подбора по образцу

Познание: развитие цветового восприятия, умения соотносить предметы по цвету.

Коммуникация: развивать связную речь, активизировать выражения «разные по цвету», «одинаковые по цвету»

Умеют подбирать к каждому шарику одинаковые по цвету ниточки

№2

«Веселые матрешки»

Различать и сравнивать предметы по разным качествам величины

Познание: совершенствовать навык установления различия предметов по их свойству - величине.

Коммуникация: развивать умение фиксировать сравнение в речи.

Умеют различать однородные предметы по величине, обозначать результат в речи

№3

«На что похожа клякса?»

Развивать мускулатуру пальцев, зрительные и пространственные представления, формировать правильный захват руки. Развивать творческое воображение, речь.

Познание: развивать мелкую моторику рук, координацию движений, внимания, абстрактное мышление.

Коммуникация: упражнять в  назывании полученных предметов и фигур.

Умеют раздувать кляксу из гуаши, определять на что она похожа

№4

«Составь предмет из геометрических фигур»

Упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур).

Познание (сенсорное развитие): закрепление представления детей о геометрических формах.

Коммуникация: развивать связную речь, вспомнить стихи и загадки о полученных предметах

Умеют составлять любой предмет из набора геометрически фигур

Перечень необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса

программ, технологий, методических пособий:

  1. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  2.  Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  3. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.,1982 г.
  4.  Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1991.
  5.  Бондаренко. А.К. Дидактические игры в детском саду. - М., 1991г.
  6. http://www. volgasadik.ru/ Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» детей 5-6 лет (старшая группа)

     Рабочая программа разработана для работы с детьми  старшей  группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Батыревский  детский сад...

Программа кружковой деятельности по познавательному развитию детей дошкольного возраста (5-7 лет) "ХОЧУ! ВСЁ! ЗНАТЬ!"

Программа для развития познавательной потребности ребенка, которая находит отражения в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на «открытие» нового, которая развивает п...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...