Рабочая программа по области "Художественно-эстетическое развитие"
рабочая программа (старшая группа) на тему

Ларионова Ольга Владимировна

Предназначена для работы с детьми 5-6 лет по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа92.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Козловский Центр развития ребенка – детский сад «Пчёлка»

Рабочая программа

по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

старшая группа «Колокольчики»

на период с 1.09.2015 по 31.05.2016г.

«От рождения до школы»

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под.ред. Н.Е.Вераксы,

Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Составитель:

Ларионова Ольга Владимировна

Должность: воспитатель

Категория:   I кв. категория

Козловка, 2015

I. Целевой раздел.

Пояснительная записка.

    Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» дошкольников разработана для детей старшей группы (5 – 6 лет) МА ДОУ «Козловский ЦРР – детский сад «Пчелка» ( общеразвивающего типа).

        С точки зрения современного развития дошкольного образования рабочая программа составлена на основе федерального образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г.) и с учетом примерной  общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С, Комаровой, М.А. Васильевой. 

Цель рабочей программы: становление эстетического отношения к окружающему миру.

Задачи рабочей программы.

1.Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства.

2. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания  мира природы.

3. Формирование элементарных представлений о видах изобразительного искусства.

4. Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности детей.

6. Реализация самостоятельной творческой конструктивно - модельной деятельности.

7. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия изобразительного искусства народов, проживающих в Чувашской Республике (чуваши, русские, татары, марийцы и др.).

Национально  - региональные особенности осуществления образовательного процесса обеспечиваются путём внедрения Программы художественно-творческого развития ребёнка - дошкольника средствами чувашского декоративно – прикладного  искусства, составила Л.Г.Васильева. Чебоксары 1994г., педагогической технологии Л.Г. Васильевой «Приобщение  дошкольников к  искусству чувашского орнамента» Чебоксары 2002, методики Богатеевой З.А. «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях» М.: Просвещение 1986.

Содержание рабочей программы предусматривает интеграцию с другими образовательными областями: «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

         Количество образовательных ситуаций  с 1 сентября 2013 по 31 мая 2014 года – 111.

         Дополнительные образовательные услуги не предусматриваются.

Принципы и подходы к формированию программы:

Программа «От рождения до школы»:

• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);

• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;

• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

Планируемые результаты освоения Программы:

        Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: конструированию, изобразительной деятельности, игре.

        Проявляет эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству.

        Способен конструировать по собственному замыслу.

        У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

        Различает произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство, скульптура).

        Выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).

        Знает особенности изобразительных материалов.

        Рисование. Создает изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.

        Использует разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.

        Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.

        Выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.

        Лепка. Лепит предметы разной формы, используя усвоенные предметы и способы лепки.

        Создает небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.

        Создает изображения по мотивам народных игрушек.

        Аппликация. Изображает предметы и создает несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, обрывания бумаги.

II. Содержательный раздел.

  1. Содержание рабочей программы.

Модуль 1. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства. Формирование элементарных представлений о видах изобразительного искусства.

     Обязательная часть рабочей программы. Формирование умения выделять, называть, группировать произведения      по видам искусства (изобразительное искусство).

      Знакомство с жанрами изобразительного искусства.

     Формирование умения выделять и использовать в своей изобразительной деятельности средства выразительности разных видов искусства, называть материал для разных видов художественной деятельности.

     Знакомство с произведениями живописи  (И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов, и. Грабарь, П. Кончаловский и др.)      Знакомство с творчеством художников – иллюстраторов детских книг (Ю. Васнецов, Е. Рачёв, Е. Чарушин, И. Билибин).

     Продолжать знакомить детей с архитектурой. Закреплять знания о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры и др.

     Обращать внимание детей на сходства и различия архитектурных сооружений одинакового назначения: форма, пропорции (высота, длина, украшения — декор и т.д.). Подводить к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т.д.

      Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать здания, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих деталей.

      При чтении литературных произведений, сказок обращать внимание детей на описание сказочных домиков (теремок, рукавичка, избушка на курьих ножках), дворцов.

      Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству. Формировать умение соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности.

     Подвести детей к понятиям «народное искусство», «виды и жанры народного искусства». Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах. Развивать интерес к участию в фольклорных праздниках.

     Формировать бережное отношение к произведениям искусства.

  Знакомство с понятиями «народное искусство», «виды и жанры народного      искусства». Расширение представления детей о народном искусстве и художественных промыслах. Формирование у детей бережного отношения к произведениям искусства.

Содержание  формируемое участниками образовательного процесса.

     Воспитание эмоционально - личностной отзывчивости на произведения народного прикладного искусства. Формировать увлечение, интерес к процессам эстетического восприятия произведений чувашского декоративного прикладного творчества и созидания при своей художественной деятельности.

     Развитие восприятия художественного образа произведений народного прикладного искусства. Продолжать приобщать детей к истокам чувашской национальной культуры.

    Формировать элементарные представления о художественном образе произведений чувашского декоративно - прикладного искусства:

    Дать представление о чувашском орнаменте. Учить понимать содержательный смысл чувашского орнамента, художественно- образный язык декоративно-прикладного искусства.

    Подводить детей к выделению видов чувашского декоративного искусства (вышивка, узорное и ковровое ткачество, резьба  и роспись по дереву, шитьё бисером и серебром, плетение и т.д.).

    Знакомство с искусством других народов, проживающих на территории края.

Модуль 2. Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания  мира природы.

Обязательная часть рабочей программы.

       Развитие эстетического восприятия, умения созерцать красоту окружающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений  развитие мыслительных операций (анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщения). Формирование умения передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.

      Развитие способности наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменяются форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепенно раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, как изменяется освещение предметов на солнце и в тени).

                     

         Содержание  формируемое участниками образовательного процесса.

   Вводить детей в мир связей народного искусства с природой, бытом, трудом и жизнью человека и общества.

Модуль 3. Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности.

        Обязательная часть рабочей программы.

Предметное рисование. Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках.

Закреплять умение передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день — наклоняться и т. д.); передавать движения фигур.

Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать изображение на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали). Закреплять приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, фломастеры, разнообразные кисти и т.п).

Вырабатывать навык рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.

Закреплять умение рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой).

Совершенствовать умение детей рисовать кистью разными способами: широкие линии — всем ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.

Знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, poзовый, темно-зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью). При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. В карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передать до трех оттенков цвета.

Сюжетное рисование. Подводить детей к созданию сюжетных компартий на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений  Кого встретил Колобок», «Два жадных медвежонка!», «Где обедал воробей ?» и др.).

Развивать композиционные умения, учить располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу.

Обращать внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов). Развивать умение располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие перед домом деревья частично его загораживают и т. п.).

Декоративное рисование. Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов. Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки.

Познакомить с росписью Полхов-Майдана. Включать городецкую и Полхов-Майданскую роспись в творческую работу детей, помогать осваивать специфику этих видов росписи. Знакомить с региональным (местным) декоративным искусством.

Предлагать детям составлять узоры по мотивам городецкой, Полхов-Майданской, гжельской росписи: знакомить с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки).

Вызывать желание создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.).

Для развития творчества в декоративной деятельности учить использовать декоративные ткани. Предоставлять детям бумагу в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и др.), предметов быта (салфетка, полотенце).

Закреплять умение ритмично располагать узор. Предлагать расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры.

Лепка.

Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из глины, пластилина и пластической массы.

Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки); передавать их характерные особенности. Совершенствовать умение лепить посуду из целого куска глины и пластилина ленточным способом.

Закреплять умение лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способами. Формировать умение сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми.

Закреплять умение передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях): «Курица с цыплятами», «Два жадных медвежонка нашли сыр», «Дети на прогулке» и др.

Формировать умение лепить по представлению героев литературных произведений (Медведь и Колобок, Лиса и Зайчик, Машенька и Медведь и т. п.). Развивать творчество, инициативу.

Продолжать формировать умение лепить мелкие детали; пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы, узор, складки на одежде людей и т.п.

Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки; побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки и т.д.).

Закреплять навыки аккуратной лепки.

Закреплять привычку тщательно мыть руки по окончании лепки.

Декоративная лепка. Продолжать знакомить детей с особенностями декоративной лепки. Формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно-прикладного искусства.

Закреплять умение лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек, передавая их характерные особенности (дымковской, филимоновской, каргопольской и др.).

Формировать умение украшать узорами предметы декоративного искусства. Учить расписывать изделия гуашью, украшать их налетами и углубленным рельефом, использовать стеку.

Учить сглаживать неровности вылепленного изображения, обмакивая пальцы в воду, когда это необходимо для передачи образа.

Аппликация.

Закреплять умение разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие (квадрат — в два-четыре треугольника, прямоугольник — в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

Формировать умение вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения — из бумаги, меженной пополам (стакан, ваза, цветок и др.). С целью создания выразительных образов познакомить с приемом обрывания.

Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения.

Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.

Развитие детского творчества.

Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности, обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; закреплять знания об основных формах предметов   и объектов природы.

Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. Обращать внимание на передачу в изображении не только основных свойств предметов (форма, величина, цвет), но и характерных деталей, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.

Развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменяются форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепенно раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, как изменяется освещение предметов на солнце и в тени).

Развивать способность наблюдать явления природы, замечать их динамику, форму и цвет медленно плывущих облаков.

Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности,

Развивать чувство формы, цвета, пропорций,

Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Полхов-Майдан, Гжель), расширять представления о народных игрушках (матрешки — Городецкая, богородская; бирюльки).

Знакомить детей с национальным декоративно-прикладным искусством (на основе региональных особенностей); с другими видами декоративно-прикладного искусства (фарфоровые и керамические изделия, скульптура малых форм). Развивать декоративное творчество детей (в том числе коллективное).

Продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы (рисунки, лепку, аппликации), радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений.

         Содержание  формируемое участниками образовательного процесса.

В декоративном рисовании (бумаге, ткани, бересте, цветной тушью по ткани):

     Продолжать учить составлять декоративные композиции по мотивам чувашского прикладного искусства:

 -используя геометрические и геометризированные орнаменты, растительные и зооморфные элементы.

- составляя многоцветные гаммы на белом и цветном фонах;

-осваивая композиционные приёмы на разных формах (полосе, квадрате, прямоугольнике, силуэтных и объёмных формах).

     Учить рисовать по сюжетам чувашских народных сказок.

В декоративной лепке:

     Учить лепить посуду разной формы по мотивам чувашской керамики и изделий из дерева.

     Учить лепить декоративные пластины по мотивам чувашских изразцов.

     Продолжать учить лепить разные украшения по типу изделий чувашских народных умельцев.

     Учить создавать глиняные расписные игрушки в стиле чувашских народных мастеров.

     Учить окрашивать вылепленные изделия гуашевыми, эмульсионными и темперными белилами и расписывать гуашевыми,  темперными, глазурными красками и ангобом.

В декоративной аппликации (из бумаги и ткани на бумажной и тканевой основах).

     Продолжать учить составлять орнаментальные композиции в стиле чувашского народного искусства из геометрических, растительных и зооморфных форм на полосе, квадрате, прямоугольнике и силуэтах с разным цветом фона.

     Учить использовать в работе различные изобразительные материалы: угольный и жировой карандаш, фломастеры, цветные тушь и гуашь для передачи чёткости и тонкости чувашского узора.

Развитие декоративно – орнаментального творчества и индивидуальности ребёнка.

     Учить придумывать декоративные композиции по мотивам прикладного искусства, передавая его характерные особенности.

Модуль 4. Развитие самостоятельной творческой конструктивной модельной деятельности.

Обязательная часть рабочей программы.

 Ручной труд. Совершенствовать умение работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке (шапочка, лодочка, домик, кошелек).

Закреплять умение создавать из бумаги объемные фигуры: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам (домик, корзинка, кубик).

Продолжать закреплять умение делать игрушки, сувениры из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки и др.), прочно соединяя части.

Формировать умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр (флажки, сумочки, шапочки, салфетки и др.); сувениры для родителей, сотрудников детского сада, украшения на елку.

Привлекать детей к изготовлению пособий для занятий и самостоятельной деятельности (коробки, счетный материал), ремонту книг, настольно-печатных игр.

Закреплять умение экономно и рационально расходовать материалы.

     Содержание  формируемое участниками образовательного процесса.

В художественном труде:

     Учить изготавливать декоративные композиции по мотивам чувашской народной вышивки и узорного ткачества из бумажных лист.

     Учить изготавливать поделки из широких бумажных и берестяных полосок и украшать их элементами чувашского орнамента.

     В соответствии современными   требованиями  предусмотрено две модели организации образовательного процесса: совместная деятельность взрослого и ребёнка, самостоятельная деятельность детей.

  1. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы.

Способы организации:

                         -фронтальная

                         -подгрупповая  виды деятельности.

Средства организации Программы:

                           -окружающая предметная среда;

                           -игровая среда;

                           -изобразительная и декоративно-орнаментальная деятельность;

                           -народное и изобразительное искусство;

                           -праздники и развлечения.

Методы и приемы:

         - игровая ситуация;

         - творческая мастерская;

         - игра-экспериментирование;

         - опыты с красками;

         - экспериментирование с пластическими материалами;

         - оформление выставки (ярмарка) работ, изделий декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи, скульптуры, архитектуры;

         - развлечение;

         - игра-путешествие;

         - рассматривание и обсуждение иллюстраций, народных игрушек, произведений искусства;

         - просмотр слайд-фильмов.

        

Образовательный процесс осуществляется в двух основных организационных моделях, включающих:

  1. совместную деятельность взрослого и детей;
  2. самостоятельную деятельность детей.
  1. Способы и направления поддержки детской инициативы:

Для поддержания инициативы детей используются экспериментирование (опыт с водой, красками, пластическими материалами), введение элементов музейной педагогики, диалог культур.

  1. Взаимодействие с семьей:

Март: Организовать выставку вещей , созданных чувашскими, татарскими и другими народами.

Конкурс для родителей с детьми на тему «Герб нашей семьи».

 Подготовить наглядное пособие «Алгоритм работы с акварельными красками».

Папка – передвижка для родителей «Воспитываем интерес к живописи».

Май: Выставка семейного художественного творчества «День победы».

Информационный стенд.  «Организация детского творчества в летний период».

Консультация «Детский рисунок – ключ  к внутреннему миру ребёнка».

III. Организационный раздел.

  1. Календарно-тематический план работы

 

Месяц

Тема недели

месяца

Основные направления работы

Тема и формы организации образовательной деятельности

Обязательная часть содержания образования

Содержание, формируемое участниками образовательных отношений

Интеграция с другими образовательными областями

НОД

Образовательная деятельность в режимные моменты

Совместная  деятельность

 взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

 

март

«Международный женский день»

(1 – 7 марта)

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности.

(в рисовании)

«Картинка к празднику 8 марта».

Работа

творческой мастерской

[9, с.89]

Обучать детей рисованию фигур людей, передавая их пропорции и различия по величине (взрослый  

человек и ребёнок).

Закреплять умение изображать простейшие движения фигуры взрослого и ребёнка, удачно располагать  фигуры на листе. Воспитывать любовь и уважение к маме, стремление сделать ей приятное.

Развивать эстетическое

 восприятие, умение

созерцать красоту

окружающего мира.

Развивать способность

наблюдать, всматриваться

(вслушиваться) в явления

и объекты природы,

замечать их изменения

 (например, как  

изменяются

 форма и цвет

медленно плывущих

облаков,

 как постепенно

раскрывается

 утром и закрывается вечером

венчик цветка, как изменяется

освещение предметов на

солнце и в тени).        

«Речевое развитие»

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности

( в аппликации)

«Ваза с ветками».

Работа

творческой мастерской.

[10, с.125]

Учить вырезать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое. Развивать зрительно – двигательные координации. Воспитывать стремление дополнять изображение,

добиваясь выразительности

«Речевое развитие»

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности

( в лепке).

По замыслу.

Эксперимент с пластическими материалами.

Развивать умение задумывать содержание лепки, приёмы исполнения и последовательность создания изображения. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

Развивать самостоятельность.

 

«Речевое развитие»

Развитие предпосылок ценностно -смыслового восприятия понимания произведений изобразительного искусства.

«Знакомство с искусством гжельской росписи».

Рассматривание художественных фотографий, альбомов.

[9, c.89 - 90]

Познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме. Развивать умение выделять ее специфику: цветовой строй, ритм и характер элементов. Воспитывать интерес к народному декоративному искусству.

.

«Речевое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Народная культура и традиции»

(10 – 21 марта)

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности

« Путешествие

    в страну

   красивых

     вещей».

Выставка

произведений

прикладного

искусства.

[4, c.79-82]

С участием

родителей.

.

Дать почувствовать общее впечатление мажорности звучания предметов декоративно – прикладного искусства, созданных чувашским, русским, татарским и др. народами.

Подвести детей к

пониманию того,

что в национальном

 костюме

отображаются

представления

 людей о гармонии

 природы и строения

 мира, а в

чувашской

 головной повязке

«масмак» -

представления о

 небесном, космосе

как верхней сфере

Вселенной, в

рисунках

 узоров этой

повязки

заключено солнце.

«Речевое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности.

(в рисовании)

«Радуга и солнце на вышитом холсте (небесный мир на головной повязке «масмак»). Игровая ситуация.

[4 c.89-93]

«Речевое развитие»

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности.

(в рисовании)

«А у солнышка

  лучи ясные».

      Работа

  творческой

  мастерской.

   [1 c.35-37]

.

 Обучать детей создания образа – символа чувашской мастерской.

«Речевое развитие»

 Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности.

(в рисовании).

«Красота земного мира в узорах на головной повязке «масмак».

Работа в

творческой мастерской.

[4, c.93-97]

Продолжать подводить детей к пониманию того,

что в чувашской головной повязке «масмак» отображаются представления древних людей о красоте природы, небесном и земном мирах, строение мира и отношение к нему. Познакомить со смысловым значением чувашских узоров,

изображающих животных.

«Речевое развитие»

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности.

(в рисовании).

«Животные, повернувшие назад головы».

Работа

творческой мастерской.

[1 c.58-60]

Обучать созданию символов – чувашских узоров, изображающих животных.

«Речевое развитие»

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности.

(в рисовании).

«Звери у крутой горы».

Работа

творческой мастерской.

[6, c.64-65]

Обучать созданию орнаментального образа по мотивам головной повязки «масмак» путём повторения и чередования образов – символов узоров в строгой их очерёдности в четырёх частях полосы бумаги

«Речевое развитие»

«Птицы»

(24 марта – 1 апреля)

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности.

(в лепке).

«Птицы на кормушке (воробьи и голуби или вороны и грачи)».

Работа

творческой мастерской.

[10, c.92]

Учить лепить птицу по частям; передавать форму и относительную величину туловища и головы, различие по величине птиц разных пород; правильное положение головы, крыльев, хвоста.

Развивать восприятие детей, умение выделять разнообразные свойства птиц (форма, величина, расположение частей тела); сравнение птиц.

Развивать умение оценивать результаты лепки, радоваться  созданным изображением.

Развивать эстетическое

восприятие, умение

созерцать красоту

окружающего мира.

Развивать способность

наблюдать, всматриваться

(вслушиваться) в явления

 и объекты природы,

замечать их изменения

(например, как изменяются

форма и цвет медленно

плывущих облаков, как

постепенно раскрывается

утром и закрывается

вечером венчик цветка, как

изменяется освещение

 предметов на солнце

 и в тени).

«Речевое развитие»

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности.

(в рисовании).

«Пришла весна, прилетели птицы».

Работа

творческой мастерской.

[11, c.131]

Учить детей передавать в рисунке картины природы.

Упражнять в красивом расположении изображения на листе.

Закреплять умение использовать для выразительного решения темы разные материалы. Развивать эстетическое восприятие.

«Речевое развитие»

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности.

(в аппликации).

«Сказочная птица».

Работа

творческой мастерской.

[10, c.92]

Учить передавать образ сказочной птицы, украшать отдельные части и детали изображения.

Закреплять умение детей вырезать части предмета разной формы и составлять из них изображение.

Закреплять умение вырезать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое (хвосты разной конфигурации). Развивать воображение, активность  творчество,

умение выделять красивые работы, рассказывать о них.

«Речевое развитие»

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности.

(в лепке).

«Индюк»

Работа

творческой мастерской.

[11 c.129]

Учить

передавать

характерное

строение

фигуры,

самостоятельно

решить, как

лепить эту

птицу из

целого куска,

 какие части

 можно

присоединить.

Закреплять умение пользоваться стеком, сглаживать поверхность фигуры

«Речевое развитие»

Развитие предпосылок смыслового восприятия понимания изобразительного искусства

«Роспись индюка»

Работа

творческой мастерской.

[11, c.131]

Учить детей

расписывать

вылепленную

игрушку по

мотивам

дымковского

орнамента.

Развивать эстетические чувства (ритма, цвета, композиции), эстетическое восприятие. Воспитывать творчество.

«Речевое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

Развитие предпосылок смыслового восприятия понимания изобразительного искусства

 «книжная графика».

"Совушка-сова" (по иллюстрации художника Ю. А. Васнецова)

Познакомить детей с иллюстрациями художника – иллюстратора Юрия Алексеевича Васнецова к детским художественным произведениям.

Учить детей изображать образ птицы к известной потешке «Совушка», передавая форму и строение частей тела, их расположение, соблюдая пропорции между ними.

Учить детей в умении придавать выразительность образу птицы через прорисовку тёмных штрихов (перьев) на светлом силуэте, нанося их в разных направлениях в соответствии с расположением перьев на голове, теле, крыльях.

Упражнять в умении сочетать разную технику в процессе рисования используя различные художественные материалы.

Развивать цветоощущения и технические навыки при работе кистями разного ворса.

Воспитывать интерес к книжной графике.

«Речевое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

        Месяц

Тема недели

месяца

Основные направления работы

Тема и формы организации образовательной деятельности

Обязательная часть содержания образования

Содержание, формируемое участниками образовательных отношений

Интеграция

с другими образовательными областями

НОД

Образовательная деятельность в режимные моменты

Совместная деятельность

 взрослого и детей

Самостоятельная деятельность

апрель

«Весенние цветочки»

(4 – 8 апреля)

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности.

(в рисовании и аппликации).

Панно  с элементами аппликации «Красивые цветы».

Работа

творческой мастерской.

[9, c.90 -91]

Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение и творчество, умение использовать усвоенные приёмы рисования. Формировать  стремление преобразовывать  окружающую среду, вносить в неё элементы красоты, созданной своими руками.

Продолжать  

закреплять навыки

коллективной работы.

Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира.

Развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменяются форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепенно раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, как изменяется освещение предметов на солнце и в тени).

«Речевое развитие»

 «Социально-коммуникативное развитие»

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности.

(в рисовании).

«Букет нарциссов». Работа

творческой мастерской.

[8, c.139]

Учить передавать

 в рисунке

 характерные

 особенности

весенних цветов:

окраску, строение

 цветка, стебля,

листьев. Красиво

располагать

изображение на

листе бумаги.

Развивать

Эстетическое

 восприятие.

Учить

оценивать

рисунки,

сопоставляя их с

натурой.

«Речевое развитие»

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности.

(в рисовании).

«Гжельские узоры»

Работа

творческой мастерской.

[9, c.104]

Формировать умение рисовать элементы, характерные  для гжельской росписи.

Продолжать знакомить  детей  с гжельской росписью. Развивать лёгкие  и тонкие движения руки. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, композиции, цвета

«Речевое развитие»

Развитие предпосылок ценностно -смыслового восприятия понимания произведений изобразительного искусства «живопись».

«Цветы и плоды». Рассматривание картины Ивана Фомича Хруцкого.

Обучать детей видению различных цветовых сочетаний картины.

«Речевое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Космос»

(9 – 11 апреля)

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности.

(в рисовании).

«Космический пейзаж».

Работа

творческой мастерской.

[ c.45-46]

Воспитывать у детей стремление к познанию окружающего мира.

Научить новому способу получения изображения - граттажу.

Побуждать детей передавать в рисунке картину космического пейзажа, используя впечатления , полученные при рассматривании репродукций, чтении литературы о космосе.

Воспитывать у детей стремление к познанию окружающего мира.

Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира.

Развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменяются форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепенно раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, как изменяется освещение предметов на солнце и в тени).

 

«Речевое развитие»

«Познавательное развитие»

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности.

(в  аппликации)

«Летим на ракете».

Игровая ситуация

[11 c.129]

Учить вырезать ракету из бумаги: обрезать у прямоугольника  по диагонали углы для крыльев и передней части ракеты. Воспитывать у детей интерес к космонавтам, развивать воображение, творчество, дорисовывать лица детей – космонавтов, звёзды.

«Речевое развитие»

«Социально – коммуникативное развитие»

«Апрель, апрель – на воре звенит капель»

(14 – 25 апреля)

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности.

(в рисовании).

«Вспаханная земля»

Работа

творческой мастерской.

[1c.67]

Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира.

Развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменяются форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепенно раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, как изменяется освещение предметов на солнце и в тени).

 Формировать представление о земледелии как основном занятии чуваш в далёком прошлом.

Подводить к пониманию параллелей между искусством чувашского орнамента и устным народным творчеством. Учить рисовать образ – символ чувашского узора.

«Речевое развитие»

«Познавательное развитие»

Развитие предпосылок ценностно- смыслового понимания изобразительного искусства «Живопись».

Рассматривание репродукции картины

И.И. Левитана «Голубая весна»

[14 c.63]

Учить детей внимательно рассматривать картину, понимать замысел. Обучать детей видению различных цветовых сочетаний картин. Развивать эстетическое видение, умение анализировать. Воспитывать интерес к живописи, формировать эстетическое восприятие.

«Речевое развитие»

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности.

(в  аппликации)

«Весенний ковёр»

Работа

творческой мастерской.

[9 c.107]

Упражнять в симметричном расположении изображений на квадрате и на полосе, в различных приёмах вырезывания. Развивать эстетические чувства (композиции, цвета, ритма) и эстетическое восприятие.

Закреплять умение создавать части коллективной композиции.

.

«Речевое развитие»

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности.

(в рисовании).

«Весенние ветки».

Работа

творческой мастерской.

[10 c.128]

Учить детей рисовать веточки с натуры, передавая их характерные особенности: строение, расположение почек, листочков, их цвет. Учить детей готовить на палитре оттенки цвета. Развивать эстетическое восприятие.

Закреплять  

технические навыки рисования кистью и красками.

«Речевое развитие»

«Познавательное развитие»

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности.

(в рисовании).

«Весенний дождь».

Работа

творческой мастерской.

[8 c.135]

Развивать у детей

 интерес к

окружающему,

учить передавать

 явления природы

 доступными

 изобразительным

и средствами,

ритмичными

линиями рисовать

 весёлый дождик.

 Он помогает

расти траве,

цветам,

изображать

фигурки людей с

яркими зонтиками.

«Речевое развитие»

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности.

(в рисовании).

«Цветут сады».

Работа

творческой мастерской.

[9c.109]

Учить располагать изображение по всему листу (ближе к нижнему краю и дальше от него). Развивать  эстетическое восприятие, образные представления.

Закреплять умение детей изображать картины природы, передавая её характерные особенности.

«Речевое развитие»

Месяц

Тема недели

месяца

Основные направления работы

Тема и формы организации образовательной деятельности

Обязательная часть содержания образования

Содержание,

формируемое

участниками

образовательных

отношений

Интеграция

с другими образовательными областями

НОД

Образовательная деятельность в режимные моменты

Совместная деятельность

 взрослого и детей

Самостоятельная деятельность

май

«День Победы»

(28 апреля – 8 мая)

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности.

(в  аппликации).

«Пригласительный билет родителям на празднование Дня Победы».

Работа

творческой мастерской.

[9, c.102]

Учить красиво подбирать цвета, правильно передавать соотношения по величине. Развивать эстетические чувства, воображение.

Закреплять умение детей задумывать содержание своей работы. Упражнять в использовании знакомых способов работы ножницами.

Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира.

Развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменяются форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепенно раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, как изменяется освещение предметов на солнце и в тени).

«Речевое развитие»

«Скоро лето»

(12 – 21 мая)

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности.

(в аппликации).

«Вырежи и наклей  что хочешь».

Диагностическое задание.

Работа

творческой мастерской.

[10, c.128]

Выявить смысловое значение и эмоциональную выразительность созданные детьми работы в технике аппликации.

Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира.

Развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменяются форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепенно раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, как изменяется освещение предметов на солнце и в тени).

 

«Речевое развитие»

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности.

(в рисовании и аппликации).

«Сияй, солнце, свети, солнышко, радуй человеческие сердца» (чувашскими узорами).

Диагностическое занятие.

[6, c.95]

Выявить у детей восприятие и осмысление образов символов чувашского узора – солнца.

«Речевое развитие»

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности.

(В лепке)

«Зоопарк для кукол» (коллективная работа)

Диагностическое задание (по лепке)

[9, c.109]

Выявить смысловое значение и характерные особенности животных; эмоциональную выразительность создании детьми образа животного  в  лепке

«Речевое развитие»

Развитие предпосылок

ценностно  - смыслового восприятия изобразительного искусства

(живопись)

Рассматривание репродукции картин Н. П. Карачарского  

«На полях Чувшии» и

 А.П. и С.П. Ткачевых

«На родной земле».

Диагностическое задание (наблюдение).

[14, с.111]

Рисование на тему «Луг и поле».

Выявить представление детей  о различиях в изображении луга и поля в произведениях  живописи, средствах выразительности, передающих настроение.

Выявить  эмоционально –личностное  отношения дошкольников к произведениям искусств.

Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира.

Развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменяются форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепенно раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, как изменяется освещение предметов на солнце и в тени).

«Речевое развитие»

«Социально-коммуникативное»

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности.

(в рисовании)

«Бабочки летают над лугом»

Работа

творческой мастерской.

[9 c.110]

Учить детей отражать в рисунках несложный сюжет, передавая картины окружающей жизни; располагать изображения на широкой полосе; передавать колорит того или иного явления на основе наблюдений. Развивать цветовое восприятие. Учить передавать контуры бабочек неотрывной линией.  Учить сочетать в рисунке акварель и гуашь; готовить нужные цвета, смешивая акварель и белила. Развивать эстетическое восприятие, умение видеть красоту окружающей природы, желание отразить её в своём творчестве.

«Речевое развитие»

«Социально – коммуникативное развитие»

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности.

(в рисовании)

«Как бы чуваши узорами создали картину летнего солнечного дня?»

Работа

творческой мастерской.

[5 c.39-41]

С участием родителей

Побуждать детей к

самостоятельному

созданию

геометризованного

 орнаментального

 образа по

 конкретному

содержанию

 путём повтора,

вариации и

импровизации

знакомых образов –

 символов

 чувашского

 декоративно –

прикладного

искусства.

«Речевое развитие»

«Социально – коммуникативное развитие»

«Животные» (22 - 30 мая)

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности.

(в лепке)

«Сказочные животные».

Игровая ситуация

[9 c.106]

Продолжать формировать умение детей лепить разнообразных сказочных животных (Чебурашка, Винни – Пух, мартышка, слонёнок и др.)передавать форму основных частей и деталей. Упражнять в сглаживании поверхности смоченными в воде пальцами; в лепке предметов по частям и из целого куска. Развивать воображение и творчество.

Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира.

Развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменяются форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепенно раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, как изменяется освещение предметов на солнце и в тени).

 

«Речевое развитие»

«Социально – коммуникативное развитие»

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности.

(в рисовании)

Нарисуй своё любимое животное».

Работа

творческой мастерской.

[9 c.78]

Учить выразительно передавать в рисунке образы животных; выбирать материал для рисования по своему желанию.

Закреплять технические навыки и умения в рисовании.

Продолжать развивать детское изобразительное творчество. Развивать представление о выразительных возможностях выбранного материала

«Речевое развитие»

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности.

(в лепке)

«Белочка грызёт орешки»

Работа

творческой мастерской.

[9 c.101]

Развивать образное восприятие, образные представления, умение оценивать изображение.

Закреплять умение детей лепить зверька, передавая его характерные особенности,

Позу. Отрабатывать

Приёмы лепки пальцами.

.

«Речевое развитие»

  1. Материально-техническое обеспечение программы.

Группы задач по ФГОС дошкольного образования

Материалы, оборудования

Учебно-наглядные пособия

Информационные и технические средства обучения.

1.Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства.

  1. Изделия декоративно – прикладного искусства: дымковская игрушка, чувашские матрёшки, филимоновская  игрушка,

Картины русских художников о весне.

Репродукции картин о природе:  

 П.П. Кончаловского «Натюрморт»,

И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору»,

И.С. Остроухова  «Золотая осень»,

 А.А. Пластова

« Первый снег»,

 И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»,

 К. Ф. Юона

 « Мартовское солнце»

Изобразительные модели оригиналов узоров.

Карточки с рисунками узоров и их образов-символов.

Узорные полотна женских головных узоров «масмак», «сурпан».

Динамическая модель создания линейного орнамента.

Плакаты большого формата. – М.: Мозаика-Синтез, 2010

Гжель. Изделия.

Гжель. Орнамент.

Полхов – Майдан. Изделия.

Полхов – Майдан. Орнаменты.

Филимоновская свистулька.

Хохлома. Изделия.

Хохлома. Орнамент.

Презентация на тему: изделия городецких мастеров.

Мультимедийное оборудование.

2. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания  мира природы.

Серия наглядно – дидактических пособий «Рассказы по картинкам» М.: Мозаика – Синтез, 2010 – 2012. Времена года.

Зима.

Осень.

Весна.

Лето.

Родная природа.

3.Формирование элементарных представлений о видах изобразительного искусства

Муляжи: фруктов, овощей; декоративные фигурки животных; карточки с изображением эмоций.

Таблицы с узорами народно – декоративного рисования, образцы рисования элементов узоров.

Презентации о видах изобразительного искусства.

Мультимедийное оборудование.

4.Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности детей.

Краски: гуашевые, акварельные. Глина, пластилин, цветные мелки, цветные карандаши, простые карандаши, фломастеры, разнообразные кисти. Масса для лепки, доски, стеки, салфетка.

Алгоритм  работы с акварельными красками.

Таблицы образцов аппликации различных изображений (предметной, сюжетной).

Образцы схем животных  из кругов и овалов.

Трафареты.

5.Реализация самостоятельной творческой конструктивно - модельной деятельности

Природный материал: шишки, листья, семена.

Бумага, бросовый материал: пустые коробочки, катушки, проволока в цветной обмотке.

Серия альбомов для творчества «Искусство – детям». – Мозаика- Синтез, 2005 – 2012

Волшебный пластилин.

Секреты бумажного листа.

Тайны бумажного листа.

6.Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия изобразительного искусства народов, проживающих в Чувашской Республике.

Изделия декоративно – прикладного искусства чувашского народа.

Репродукции картин чувашских художников.

Изобразительные модели оригиналов узоров.

Карточки с рисунками узоров и их образов-символов.

Узорные полотна женских головных уборов «масмак», «сурпан».

Динамическая модель создания линейного орнамента.

Альбомы открыток «Города Чувашии»; «Природа Чувашии»; «Волга».

Образцы изделий чувашских мастеров.

Альбом «Чувашский орнамент на современных вещах».

 Альбом  «Художники Чувашии».

Презентации о художниках и скульпторах.

Мультимедийное оборудование.

Список литературы.

1. Васильева Л.Г. Загадочный мир народных узоров. Развитие у детей 5 – 7 лет способностей к созданию образов – символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. Чебоксары,2005.

2. Васильева Л.Г.  Какие новые условия организации образовательного процесса в детском саду диктует реализация ФГТ?/ Васильева Л.Г.// Народная школа. – 2012 №2  - С.15 -16.

3. Васильева Л.Г. Рабочая программа педагога детского сада. / Васильева Л.Г.// Народная школа. – 2012 №3  - С.66-68

4. Васильева Л.Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. Чебоксары,2002.

5. Васильева Л.Г. Интеграция русской живописи и чувашского орнамента в развитии дошкольников // Народная школа. – 2009. - №5

        6. Васильева Л.Г. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников. Формирование орнаментального образа в   изобразительной  деятельности детей 5-7 лет/Л.Г.Васильева. – Чебоксары: «Новое Время», 2006.-104с.

       7. Закон «Об образовании в  Российской Федерации».

       8. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество: (Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1985. – 192с.

        9.Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий.     - М., 2009.- 128с.

        10.Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в  детском саду.  М., Просвещение, 1978.  - 191с.

        11.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред.  Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика – Синтез, 2012. – 336с.

12.Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательного учреждения. /Авт.–  сост.Л.Г. Васильева, И. В. Махалова. -  Чебоксары: «Новое Время», 2010.-52с.

        13.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.  – М. : Центр педагогического образования, 2014.

        14.Чумичёва Р.М. Дошкольникам о живописи: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1992. – 126с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа образовательной области Речевое развитие (по примерной образовательной программе "Детство") Средняя группа

Примерная образовательная программа "Детство", образовательная область Речевое развитие...

Рабочая программа Тарадеевой Г.А. "Развитие социальной компетентности ребенка через речевую активность" на основе программы Е. В. Рылеевой "Открой себя"

В программе представлены: пояснительная записка, 3 цикла паботы с детьми по данной теме с использованием базовой программы, регионального компонента, коипонента доу, творческих заданий и тем занятий. ...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Речевое развитие". Дидактические игры по развитию речи, методические рекомендации, практическое пособие

Дидактические игры по развитию речи – специальная форма обучения для детей дошкольного возраста, позволяющая обогащать, совершенствовать, активизировать и закреплять словарный запас в процессе и...

Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию Раздел «Музыка» вторая младшая группа 2019-2020 уч.год один год (срок реализации программы)

1. Целевой раздел1.1 Пояснительная запискаРабочая программа по художественно-эстетическому развитию (раздел Музыка) дошкольников  разработана в соответствии с Основной общеобразовательной програм...

Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию (Раздел «Музыка») средняя, старшая, подготовительная группы 2019-2020 уч.г. один год (срок реализации программы)

Рабочая программапо художественно-эстетическому развитию(Раздел «Музыка»)средняя, старшая, подготовительная группы2019-2020 уч.г.один год(срок реализации программы)...

Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию для старшей группы по программе "От рождения до школы".

Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию для старшей группы по программе "От рождения до школы"....