Рабочая программа Тарадеевой Г.А. "Развитие социальной компетентности ребенка через речевую активность" на основе программы Е. В. Рылеевой "Открой себя"
рабочая программа (старшая группа) на тему

Тарадеева Галина Алексеевна

В программе представлены: пояснительная записка, 3 цикла паботы с детьми по данной теме с использованием базовой программы, регионального компонента, коипонента доу, творческих заданий и тем занятий. Подобрана используемая литература.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_taradeevoy.docx35.55 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                        МКДОУ № 2 «Солнышко»        

                                                                                                                                                                                                           г. Болохово

                                                                                                                                                                                                                   утверждаю

                                                                                                                                                                                              _______________ (подпись)

                                                                                                                                                                                                      05.09.2014г. (дата)

                                                                                                                                                Принято на заседании педагогического совета № 1 от 05.09. 2014г.

     

              Рабочая программа на тему: «Развитие социальной компетенции ребенка через                     речевую   активность» ( на основе авторской программы Е. В. Рылеевой «Открой себя»)

                                                              Тарадеевой Г. А.,

                                               воспитателя МКДОУ «Болоховский детский сад № 2 «Солнышко».

                                                                                      (старшая группа)

                                                                                    Срок реализации 1 год.

 

                                                                                                                     

                                                                                                                         2014 -  2015 гг.

                                                                                    Пояснительная записка.

Всё более высокие требования предъявляются к организации воспитания и обучения детей в ДОУ. Родители и школа хотят видеть будущего школьника полноценным, всесторонне развитым. Наиболее полное раскрытие потенциала ребёнка возможно через выбор приоритетного направления. ДОУ. Детский сад № 2 «Солнышко» имеет несколько приоритетных направлений. Одно из них - социально-личностное развитие,  осуществляемое с обновлением содержания образования дошкольников по различным парциальным программам, расширяющим, углубляющим знания, умения, навыки детей в этой области.

В 2014 - 2015 учебном году решено начать работу по программе «Открой себя» Е.В. Рылеевой, осуществляя личностное развитие детей через речевую активность. Основные занятия проводятся 1 раз в неделю по разделу основной комплексной программы «Детство», «Социальный мир» в первой половине дня длительностью 25-30 минут. Всего курс составляет 32 занятия. Итоговые занятия проводятся в форме викторин, конкурсов.

Педагогический анализ 2 раза в год (вводный - сентябрь, итоговый - май.) Особенностью данного курса является выделение на занятиях специального времени на реализацию регионального компонента. Программа создана в связи с учётом межпредметных отношений по разделам: экологическое воспитание, познавательное развитие, физвоспитание, ознакомление с художественной литературой. ОБЖ.

Задачи:

-индивидуализация самосознания;

-раскрытие в ребёнке человеческой природы,

- осознание общего, сходного для всех людей;

-ознакомление с явлениями окружающего мира, его законами;

 -первичное планирование ребёнком своей будущей жизни.

Тема занятий

Опорные понятия

Содержание занятий

Творческие задания

Базовая программа

Региональный компонент

Компонент ДОУ

        1 цикл

1.

Имя

(Мулько.

«Социально –нравственное воспитание»,

стр.47)

Отчество, сведения, национальность, страна, гражданин.

Связь имени с генеалогическим древом, (стр. 17, «Нравственно – этические беседы»)

Имена в названиях улиц города.

Имена персонала детского сада.

п/и «Покажи и выполни»,  «Чтение эмоций»

2.

    Внешность

(«Здравствуй, мир!», стр. 102)

Опрятность,

аккуратность,

неряшливость,

эстетика.

Составление словесного портрета («Здравствуй, мир!», стр. 98)

Значение  моего

внешнего вида в восприятии меня

окружающими.

Знает правила'

«Каждой вещи - своё место» и следует  ему.

Нарисовать

автопортрет

3.

Семья

Генеалогическое древо, возраст, пол, ролевые отношения, традиции, быт, семья.

Организация быта семьи. Распределение обязанностей.

Генеалогическое  древо семьи (стр. 17,27 «Нравственно – этические беседы»)

Ролевые  отношения

между членами

семьи.

(Пазухина,  стр.  250)

Детский коллектив -

  семья.

Наблюдение членами семей в повседневной жизни, участие в семейных традициях.

4

Чувства

Эмоция, настроение, мимика, жест, такт, поступок, восприятие.

Разделение понятий «эмоция» и «настроение», зависимость восприятия от внутреннего состояния человека. Особенности восприятия внешних и внутренних условий («Соц.- нрав», стр. 16)

Этюды по психогимнастике, (программа «Детство»)

5

Тело

Закаливание,

режим,

источник,

наслаждение,

страдания,

здоровый

образ жизни.

Тело как источник наслаждения и страдания. Преимущества и условия здорового образа жизни («Здравствуй, мир!» стр. 189, ОБЖ, Фисенко, стр.34)

Спортивные секции нашего города.

Походы, закаливания, утренняя зарядка, физкультура прогулки, беседы.

,

Составить рассказ о своем режиме дня  и занятиях спортом.

6

Проявления  жизни. (Мулько, стр.58,84)

Цикл, этап,

ответственность

 ситуация,

 норма поведения,

 чувства.

Преимущества человеческого образа жизни. Принятия чувства

ответственности за жизнь вокруг себя.

Оказание посильной помощи природе (Коломина, «Экология», стр. 82)

Наблюдения в природе.

Игры: «Молчанка», «Гляделки». Рисунки о  природе.

7

Человеческое

Рукотворный, нерукотворный, творец.

Человек- творец и хозяин рукотворного мира. Ответственность человека за равновесие двух миров: рукотворного и нерукотворного. (Алёшина, «Ознакомление с окружающим» стр. 160)

Социальные объекты нашего города.

Воспитывать бережное

отношение ко всему окружающему.

Поделки совместные с родителями I и детские.

8

Уникальность,

неповторимость.

Качество, личность,

уникальность,

самооценка,

неповторимость.

Качества, составляющие сильную сторону личности. Мои сильные стороны и примечательные особенности. Уникальность сочетания этих качеств как основа самооценки и неповторимости человека (Мулько, стр.77, Алябьева, стр.40)

Анкетирование .(Мулько, стр.93.)

        2 цикл

9

Руки

людей.

Левша, правша, орган, профессия, материальный мир.

Левши и правши.

Руки как орган человеческого тела, производящий на свет предметы

материального мира, рождённые в воображении человека. (Алешина, стр.20, ТРИЗ, стр. 115, «Здравствуй, мир!», стр. 224, 247)

Экскурсии в

музыкальную

школу,

библиотеку,

ПРОФИТ,

хлебозавод.

Знакомство с профессиями

детского сада..

Совместная

деятельность,

творчество.

10

Прямохождение

Пространство, стиль

перемещения,

скорость.

Ноги как средство перемещения человека в пространстве. Взаимосвязь особенностей перемещения человека в пространстве со скоростью. Границы естественных и искусственных возможностей человека в скорости перемещения. (ТРИЗ. стр. 118, М.А. Фисенко, с. 61).  

Спортивные

достижения

Тульской области,

футбольный

клуб г.Болохово.

Двигательная

активность.

Подвижные

игры.

11

Речь,

язык,

сердце.

Интуиция,

устная,

письменная

речь.

Язык как средство осмысления мира (внутренняя речь), устная, письменная и внутренняя речь. Язык сердца - интуиция. (Мулько, стр. 54, Алёшина, стр. 175)

Общение.

Чтение сказок народов мира

12

Пол  людей.

Душа, пол.

Два начала как основа продолжения человеческого рода. Любовь как состояние души, объединяющее два начала, дарующее силу и радость жизни. (Мулько, стр.22, Алёшина, стр.60, книга «Что такое пупок?»,

стр. 46,   М.А. Пазухина, с.215)

Различия людей по половому признаку.

Д/и «Кому это

нужно?»,

(Мулько. «Социально – нравственное воспитание»)

13

Среда

обитания

Поселения.  Орудия труда.  Названия жилищ.

Виды поселений:

городской и сельский.

Особенности

городского и сельского образа жизни.

Смысложизненные перспективы городских и сельских жителей. «Здравствуй, мир» стр. 90 -  180,  «ОБЖ» Фисенко,  стр. 38 Алёшина, стр. 22 .Самое удобное жилище городское (Поляков, «ОБЖ» стр. 12)

Беседа о видах жилья (собственный  частный дом), о прилежащих  деревнях (д.Болоховка, Горки -  Дубравы, Большая Еловая, Сергеевск)

Чтение произведений о видах жилищ у животных,  сказочных

героев,  человека.

Тема:

Конструирование из бумаги «ферма кота Матроскина».

14

Мир

профессий

Карьера,

Профессионализм.

Профессия как специализация человека в одном из общественно - полезных видов деятельности. Профессионализм как путь к жизненному успеху. Карьера как направление развития в рамках выбранной профессии( «Здравствуй, мир!» , стр. 138, Алёшина, стр. 138.)

Знакомство с профессиями родителей.

...

Знакомство с профессиями сотрудников детского сада ( заведующая, методист, завхоз, медсестра, повара, прачки.., дворники).

Чтение С.Я.Маршак

«Почта», В. Маяковский «Кем быть?», Д. Родарри. «Чем пахнут ремесла?»,  книга «Читаем детям».

15

Люди и время

Традиция, гороскоп, знаменательная дата,

ориентиры (вехи)

N

Времена года, круговой ход времени. Праздники и знаменательные деты как вехи на «великом пути времени».( «Здравствуй ,мир!», стр. 178, 200, 256,

142.

Коломина, стр. 7. Алёшина, стр. 103, 192,215.)

Домашние

праздники.

Календарные

праздники.

Конкурс на

лучший

рисунок.

16

Спорт

Инвентарь,

достижения,

рекорды,

тренер,

разминка,

кросс.

Спорт как профессиональная деятельность. Некоторые факты из истории развития спорта.

(Алябьева, стр. 132. Фисенко, стр. 95.)

Футбол,

плавание,

велосипедный

трек.

Просмотр детских

спортивных

передач.

С/p игра

«Олимпиада».

Д/и «Магазин

полезных

продуктов

питания».

Изготовление

альбома «Виды

спорта».

17

Искусство

.

Шедевр экскурсовод, экскурсия портер

Шедевры мирового искусства. Великие мастера. Творчество в жизни человека («Здравствуй ,мир!», стр. 236,

Алёшина, стр. 125, Мулько, стр. 15,  Алябьева, стр. 58)

Посещение музеев, выставок, театров, цирка.

Просмотр

представлений В д/с, занятия, утренники, свободная деятельность.

Игра

«Выставка

изделий

народно

прикладного

искусства»

(Алёшина. «Социально – нравственное воспитание»)

        3 цикл

18

Земля и космос

Земля,

планета,

звезда, миф,

полюс,

раскалённый

шар, солнце,

легенда, космос.

Происхождение Земли в легендах и мифах народов мира. Земля - космический дом человека. Ближайшие космические соседи. Алёшина, стр. 168. Коломина, стр. 11 Бондаренко, стр. 36

День

космонавтики

Изготовление

макета

«планеты»

19

Время

Возраст,

процесс,

ориентация,

приборы.

Возраст людей как линейный необратимый процесс. Часы и время: ориентация во времени по механическим часам; Другие приборы для измерения времени. (Мулько, стр. 50, Колесникова, стр. 10.)

Правила поведения по отношению ко взрослым. (Фисенко, стр. 109).

Правила

поведения по отношению к малышам.

Учить

малышей

одеваться,

рассказывать

сказки. Размышлять о своём

будущем.

20

Вода

Круговорот,

испарение,

родник,

водоём,

физические

свойства.

Круговорот воды в природе. Вода в жизни человека. Жизнь и болезни водоёмов. Свойства воды.

(Бондаренко Т.М., стр. 106, 108.

Коломина, стр. 57, 73,81,95.

Мулько, стр. 41, 42.)

Водоёмы нашего района, города.

Наблюдения за лужами Экскурсии к водоёмам.

(Коломина, стр. 15.)

.

П/и «Ходят капельки по кругу».

21

Суша (2зан).

Минералы,

антропогенные

воздействия,

материк.

Минералы, камни, их свойства и применение. Формы земной поверхности. Названия материков. Следы

антропогенного воздействия. («Здравствуй, мир!», «Почемучка».)

Название

области,

района, города.

Знакомство с

формами

земной

поверхности

Тульской

области,

почвой.

Работа в

цветнике, на участке. Опыты, эксперименты, экскурсии, наблюдения за живой и неживой природой и в живом уголке.

Конкурс эрудитов, викторина «Что, где, когда?».

22

Воздух

Атмосфера,

стихия,

планета.

Источники загрязнения воздуха:

Беседа о промышленных выбросах

Беседы

о

воздухе

Опыты. Игрушка – самоделка.

                                               Используемая литература:

                                        I цикл - «Человек в истории и культуры».

1.Рылеева Е.В. «Как помочь ребенку найти свое Я»

2.Рылеева  Е.В. «Как помочь ребенку найти свое место в мире людей

3.Козлова С.А.«Я - человек»- программа социального развития.

4.Гризик Г.А. «Познаю мир»-2001-Д/В, № 5,8,9, 11.

5.«Мое тело» - энциклопедия

6.«Главное  чудо света» - энциклопедия

7.120 очков по естествознанию и истории для самых маленьких.

8.Данилина Г.Н. «Дошкольнику об истории и культуре России».

9.Алешина  Н.В. «Ознакомление с окружающим и социальной действительностью»

10.Ю.Мулько  «Развитие представлений о человеке в истории и культуре»

11.Алябьева Е.А. «Нравственно - этические беседы»

12.Петерина «Культура  поведения»

13.«Органы чувств» - Д/В №3- 2000г.

14.Куцакова  Л..B.«Нравственно - трудовое воспитание»

15.Алябьева  Е.А.«Тематические дни и недели»

16.Кочемасова «Здравствуй, мир»

17.Атлас для самых маленьких

18.Шорыгина,  Пахомова, Нефедова «Окружающий мир и развитие речи» ,«Развивающие сказки для детей»

19.Маханева,  Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

20.«Мифы и легенды древней Греции» (Родная речь, 2 класс),  Д/В №5, 11- 2004г.

21.Былины об Илье Муромце

                          II цикл - « Мир нерукотворный»

  1. .Иванова «Живая экология» (программа, человек, мир растений)

2.Рыжова «Эта  волшебница вода»

 3.Николаева  С.Н.  «Методика экологического воспитания)

4.Кондратьева «Мы» (программа экологического воспитания)

5.Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми»

6.Молодова «Игровые экологические занятия»

7.Шорыгина«Окружающий мир и развитие речи»

8.Плешаков « Зеленые страницы»

9.Поглазова «Окружающий мир»

10.Энциклопедии:

  • Почемучка
  • Неизвестное об известном
  • Чудо - всюду
  • Космос
  • Доисторическая жизнь
  • Большая энциклопедия животных
  • Энциклопедия для ленивых
  • Все обо всем
  • Что есть что
  • Древо познания
  • Леокум.  Детская энциклопедия
  • Животные строят

                                  III цикл - « Предметный мир»

1.Энциклопедия «7 чудес света»

2.Ильин,  Сегал « Рассказы о том, что тебя окружает»

3.Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх детей)»

4.Нуждина «Чудо - всюду» ( мир вещей и машин )

5.Дыбина  О.В.«Рукотворный мир», «Что было до..» (путешествие  в прошлое предметов)

6.Шорыгина «Окружающий мир»

7.Щербак «Тематические  физкультурные занятия» (серия «История развития спорта» )

8.Деркунска я  «Культура  здоровья»

9.Тарабарина «Детям о времени»

10.Уокер Д. «Погода» ( природоведение)

11.Рахтерман Т.«Формирование представлений о времени»

12. Люди и звезды ( атлас)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по развитию творческих способностей детей через обучение технике торцевание «Город мастеров»

Данный материал представляет работу с детьми старшей и подготовительной группыс ииспользованием техники торцевание.....

26 ноября 2013 года состоялся педагогический совет по теме: "Работа по развитию социальной компетентности и познавательной активности детей дошкольного возраста через организацию мини-музеев"

26 ноября 2013 года состоялся педагогический совет по теме: "Работа по развитию социальной компетентности и познавательной активности детей дошкольного возраста через организацию мини-музеев"Цель...

Сообщение из опыта работы "Развитие социальной компетентности дошкольников через проектную деятельность"

Тема сообщения актуальна в наше время. Раскрываются понятия социальная компетентность и социализация. Какую роль играет детский сад в процессе социализации. Как с помощью технологии проектной деятельн...

Рабочая программа по образовательной области "Речевое развитие" для дошкольников 5-7 лет "Развиваем речь" (на основе программы О.С.Ушаковой "Развития речи дошкольников")

Данная рабочая программа адресована воспитателям, работающим по основной образовательной программе МБДОУ «ДС ОВ №20» г. Усинска, для организации работы по образовательной области «Ре...

Программа коррекционно-развивающей работы «Развитие социальных и коммуникативных компетенций ребенка 3-4 лет с задержкой психического развития через развитие игровой деятельности»

Коррекционно-развивающая программа направлена на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста, коррекцию развития детей с ...