Программа коррекционно-развивающей работы «Развитие социальных и коммуникативных компетенций ребенка 3-4 лет с задержкой психического развития через развитие игровой деятельности»
статья по коррекционной педагогике (младшая группа)

Сутягина Ирина Александровна

Коррекционно-развивающая программа направлена на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста, коррекцию развития детей с задержкой психического развития с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx30.53 КБ

Предварительный просмотр:

Программа коррекционно-развивающей работы «Развитие социальных и коммуникативных компетенций ребенка 3-4 лет

с задержкой психического развития через развитие игровой деятельности»

Составила:

педагог-психолог ГБОУ Школа №1381

Сутягина И.А.

Москва

2017

  1. Пояснительная записка.

Коррекционно-развивающая программа разработана для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральным государственным стандартом дошкольного образования.

Коррекционно-развивающая программа направлена на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста, коррекцию развития детей с задержкой психического развития с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Для успешной деятельности по реализации коррекционно-развивающей программы необходимо:

- учитывать особенности психофизического развития и возможности детей, индивидуальные потребности детей с задержкой психического развития,

-осуществлять построение коррекционно-развивающей работы на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка,

-использовать специальные методы, дидактические материалы,

-выстроить взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития,

-оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Основными принципами коррекционной работы с детьми являются:

*индивидуализация,

*разносторонность,

*систематичность.

Индивидуализация психолого-педагогического воздействия достигается за счет тщательного динамического изучения психолого-педагогических особенностей каждого ребенка, объективного анализа причин наблюдаемых отклонений и особенностей в его психическом развитии. Коррекционная работа с детьми осуществляется в ходе индивидуальных занятий и в самостоятельной деятельности детей. Педагог-психолог имеет возможность оказывать направленную помощь детям и предлагать индивидуальные задания. Задачи и содержание занятий определяется исходя из клинического диагноза, структуры, степени выраженности нарушения у детей, их индивидуально-типологических особенностей.

Разносторонность (интегрально-личностный характер) психологической работы предполагает обязательный учет в коррекционном процессе индивидуально-типологических особенностей дошкольников. При этом обязательно должны быть приняты во внимание закономерности общего психического развития, нацеленность педагога-психолога на целостное развитие личности.

Комплексность коррекционного воздействия и возможность проведения соответствующей развивающей работы не только непосредственно, но и опосредованно, используя для этого резервы различных видов детской деятельности. На основе рекомендаций педагога-психолога и в тесном сотрудничестве с ним педагоги и родители создают обогащенную предметно-развивающую среду в дошкольном учреждении и в семье. Это позволяет оказывать коррекционную помощь детям как параллельно образовательному процессу, так и в его контексте за счет привлечения внимания к развитию ребенка близких ему взрослых и их равноправного партнерства в коррекционно-образовательном процессе.

При оказании коррекционной помощи очень важно соблюдать систематичность. Только проведение хорошо продуманной, рационально спланированной, скоординированной работы дает основание говорить о реальном достижении положительных результатов.

Содержание и наполнение программы определяется психологическими особенностями

детей 3-4 лет.

В трехлетнем возрасте ребенок переживает значимый для него развития и социализации возрастной кризис. Маленький дошкольник впервые начинает осознавать свою автономность и индивидуальность, стремится к самостоятельности, понимает, что многое может сделать сам, без помощи взрослого. В возрасте 3 лет у детей появляется интерес к совместной игровой деятельности, происходит переход от «игры рядом» к «игре вместе». Активно развивается эмоциональная сфера ребенка. В 3 года у ребенка идет активное развитие сенсорно-перцептивной сферы. На основе освоения сенсорных эталонов идет развитие восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения. Основным видом деятельности ребенка данного возраста становится игра. Начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться половая идентификация.

Развитие детей с ЗПР имеет свои особенности.

Задержка психического развития представляет собой общую психическую незрелость с характерной низкой познавательной активностью, которая проявляется неравномерно во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР. Снижена скорость мыслительных операций, сенсорный опыт долго не закрепляется и не обобщается в слове.

Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки у них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но и даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов детской деятельности. Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Дети с ЗПР испытывают трудности ориентации во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

У всех детей с ЗПР наблюдаются и недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, краткосрочного и долговременного. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии их мыслительной деятельности.

Отличается от нормы и речь детей с ЗПР. Практически у всех детей с ЗПР имеются те или иные нарушения, страдает звукопроизношение, фонематический слух, нарушен грамматический строй. Особенно страдает связная речь, построение связного высказывания, нарушена смысловая сторона речи.

Отмечаются типичные для детей с ЗПР особенности в эмоциональном развитии: неустойчивость эмоциональной сферы, что проявляется в невозможности длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности, проявлении негативных характеристик кризисного развития, трудности в установлении контактов, появлении эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям.

Только коррекционные целенаправленные упражнения, задания, дидактические игры при целенаправленной систематической помощи в специально созданных условиях образовательной среды во взаимодействии учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей и родителей помогают преодолеть указанные трудности и отклонения у детей с задержкой психического развития.

  1. Целевой раздел

Цель программы:

Создание специальных условий для психологического развития ребенка с задержкой психического развития, способствующих освоению основной образовательной программы дошкольного образования.

Задачи программы:

- способствовать развитию коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения,

- развивать эмоциональную сферу, вводить ребенка в мир человеческих эмоций, способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости, восприимчивости. Развивать первые нравственные эмоции «хорошо-плохо»,

- развивать личностную сферу – способствовать формированию позитивной самооценки, повышению уверенности в себе,

- сохранять и поддерживать индивидуальность ребенка, развивать его индивидуальные способности и творческий потенциал,

- способствовать обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах коррекции и развития детей с задержкой психического развития,

- способствовать осуществлению преемственности в работе с родителями воспитанников и сотрудниками образовательной организации, оказание необходимой консультативной помощи педагогам.

Программа включает в себя:

  1. Проведение обследования детей с целью разработки индивидуальной программы развития.
  2. Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению имеющихся нарушений.
  3. Проведение непосредственно коррекционно-развивающей работы.
  4. Оказание консультативной помощи педагогам, родителям.

В процессе коррекционно-развивающей деятельности на первое место выходит личностно-ориентированный подход, использование таких видов психолого-педагогической деятельности как поддержка, помощь, адаптация, коррекция, формирование и развитие.

Проведение обследования

С целью разработки индивидуальной траектории коррекционно-развивающей работы педагог-психолог проводит диагностическое обследование. Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии является системным и включает в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие). В качестве источников диагностического инструментария используются научно-практические разработки С.Д. Забрамной, Е.А. Стребелевой, М.М. Семаго. Обследование проводится процессе наблюдения при создании специальной игровой ситуации, организованной игровой деятельности непосредственно-образовательной деятельности, организованной деятельности в режимных моментах.

Параметры диагностического обследования в младшем возрасте (3-4 года)

- понимание речи,

- активная речь,

- сенсорное развитие,

- игра,

- развитие пространственных представлений,

- поведение (взаимодействие со взрослыми и сверстниками).

Для обеспечения условий для коррекции недостатков развития детей необходимо создать предметно-пространственную среду, которая бы служила интересам, потребностям и развитию детей.

  1. Организационный раздел

Требования к предметно-пространственной среде, обеспечивающей реализацию коррекционно-развивающей программы:

Предметная среда кабинета психолога строится в соответствии с программой, которая реализуется в образовательной организации. РППС должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной, безопасной. Игры и пособия систематически меняются в течение года.

Необходимые средства обучения:

Помещение

Средства обучения

Кабинет педагога-психолога

Рабочая зона педагога-психолога оборудована столом, стулом, компьютером.

Консультативная зона включает кресла и журнальный стол.

Зона коррекции оборудована детским столом и стульями, предметными игрушками, строительным материалом, учебно-наглядными пособиями, дидактическими играми, игровым материалом для развития мелкой моторики.

Сенсорная комната

Центр релаксации: мягкие маты, сухой бассейн, сухой душ, музыкальный центр и аудиотека и др.

Формы организации коррекционно-развивающей деятельности:

индивидуальная.

Занятия строятся в доступной и интересной детям форме с использованием:

  • Развивающих игр и упражнений
  • Организованной и свободной игровой деятельности

Количество занятий: 64

Продолжительность занятий:

15 минут.

Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей программы:

  1. У ребенка сформировано представление о самом себе, положительное отношение к себе.
  2. Ребенок имеет представления об основных эмоциональных состояниях: радость, грусть, злость.
  3. Ребенок умеет выражать эмоциональные состояния через вокализацию, с помощью мимики, жестов и выразительных движений.
  4. Ребенок умеет принимать различные роли в игре, придуманной взрослым.
  5. Ребенок умеет вежливо обращаться к взрослому, здороваться и прощаться.
  6. Ребенок по просьбе взрослого или сверстника умеет помочь другому ребенку, пожалеть его, поделиться игрушкой.
  7. Ребенок может удерживать правило в игровой ситуации.
  8. Ребенок умеет ориентироваться на требования взрослого.
  9. Ребенок проявляет активность в общении, игре, познавательной деятельности.

Формы работы с детьми в рамках программы:

Программа предназначена для работы с детьми от 3 до 4 лет в дошкольном образовательном учреждении.

Содержание и наполнение программы определяется психологическими особенностями детей младшего возраста.

Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интересов ребенка, темпа усвоения материала и результатов наблюдений педагога-психолога.

Все занятия проводятся в игровой форме.

Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.

Каждое занятие содержит следующие этапы:

  1. Организационный этап – постоянный ритуал начала занятия.
  2. Мотивационный этап – создание положительного эмоционального настроя, сообщение темы занятия.
  3. Практический этап – работа по теме с использованием игровых форм взаимодействия.
  4. Рефлексивный этап – подведение итогов занятия, постоянный ритуал завершения занятия.

Работа с родителями детей – участников программы:

- привлечение родителей к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни;

- консультирование и просветительская работа с родителями.

Учебный план

№ пп

Этапы освоения программы

Кол-во часов

1.

Формирование доверительных отношений, установление и развитие контакта со взрослым.

4

2.

Освоение игровых действий с игрушками и предметами

20

3.

Формирование представлений о себе, образа «Я».

12

4.

Знакомство с основными эмоциями

8

5.

Формирование положительных контактов со сверстниками.

20

Тематическое планирование

№ занятия

Тема занятия

Коррекционные задачи

«Знакомство»

Установление эмоционального контакта с ребенком.

2.

«Ладушки»

Установление положительного эмоционального контакта ребенка со взрослым.

3.

«Солнечные зайчики»

Стимулирование подражания взрослому, умения действовать по речевой инструкции.

4.

«Дождик»

Стимулировать подражание действиям взрослого, умения действовать по речевой инструкции, вызывать спонтанные движения.

5.

«Мой веселый звонкий мяч…»

Вызывать внимание к игровым действиям взрослого, стимулировать подражание действиям с игрушкой.

6.

«Ванька-встанька»

Вызывать внимание к игровым действиям взрослого, стимулировать подражание действиям с игрушкой.

7.

«Зайка серенький скакал…»

Вызывать внимание к игровым действиям взрослого, стимулировать подражание действиям с игрушкой.

8.

«Собачка»

Вызвать интерес к игрушкам, стимулировать ответные игровые действия.

9.

«Прятки 1»

Вызвать интерес к игрушкам, стимулировать совместные игровые действия с ними.

10.

«Прятки 2»

Вызвать интерес к игрушкам, стимулировать совместные игровые действия с ними, действия по подражанию и инструкции взрослого.

11.

«Будем спать»

(игрушки собачка, корова, петух)

Вызвать интерес к игрушкам, стимулировать совместные игровые действия с ними, действия по подражанию и инструкции взрослого.

12.

«У нас в гостях кукла»

Вызвать интерес к игрушкам, совместным игровым действия с ними.

13.

«Куколка Катюша»

Учить объединять в сюжет несколько действий с игрушками, развивать интерес к бытовым процессам.

14.

«Кукла Катя танцует»

Вызвать интерес к игрушкам, знакомить с внешностью куклы, названиями частей тела.

15.

«Оденем куклу на прогулку»

Вызвать интерес к игрушкам, знакомить с внешностью куклы, названиями частей тела.

16.

«Гуляем с куклой Катей, катаем в коляске»

Вызвать интерес к игрушкам, совместным игровым действиям с ними.

17.

«Помоем кукле ручки»

Вызвать интерес к игрушкам, совместным игровым действиям с ними.

18.

«Накормим куклу»

Вызвать интерес к игрушкам, совместным игровым действиям с ними.

19.

«У куклы Кати гости»

Вызвать интерес к игрушкам, совместным игровым действиям с ними.

20.

«Кукла готовится ко сну»

Вызвать интерес к игрушкам, совместным игровым действиям с ними.

21.

«Уложи куклу спать»

Вызвать интерес к игрушкам, совместным игровым действиям с ними.

22.

«Кукла Катя смотрит в зеркало 1»

Знакомить с внешностью куклы, названиями частей лица.

23.

«Кукла Катя смотрит в зеркало 2»

Знакомить с внешностью куклы, названиями частей лица.

24.

«У нас в гостях кукла и зайка»

Знакомить с внешностью куклы, внешностью сюжетной игрушки, знакомить с названиями частей тела сюжетной игрушки.

25.

«Зеркало»

Формировать интерес к разглядыванию себя в зеркале, узнаванию и показыванию частей тела.

26.

«Рассматриваем себя в зеркале»

Закреплять интерес к разглядыванию себя в зеркале, узнаванию и показыванию частей тела.

27.

«Ладушки-ладушки»

Закреплять интерес к разглядыванию себя в зеркале, узнаванию и показыванию частей тела.

28.

«Ручки, где вы…?»

Закреплять интерес к разглядыванию себя в зеркале, узнаванию и показыванию частей тела.

29.

«Вот носик, вот ротик…»

Закреплять интерес к разглядыванию себя в зеркале, узнаванию и показыванию частей тела и лица.

30.

«Играем с отражением в зеркале»

Закреплять интерес к разглядыванию себя в зеркале, узнаванию и показыванию частей тела и лица.

31.

«Кто в зеркале?»

Учить детей наблюдать за изменениями во внешнем виде при использовании аксессуаров и дополнительных предметов одежды, обозначающих сюжетного персонажа (косыночка, бусы, шапочка, портфель, фартук, медицинский халат)

32.

«Кто хороший? Кто пригожий?»

Закреплять у детей интерес к подбору наряда, к рассматриванию себя в зеркале; учить рассматривать себя с разных сторон.

33.

«Играем перед зеркалом»

Закреплять умение наблюдать за своими действиями и изменениями в зеркале «Надень шапочку», «Надень халат доктора».

34.

«Похлопаем-потопаем»

Учить детей наблюдать за своими действиями в зеркале («Помаши ручками», «Похлопай в ладошки»)

35.

«Притворщик Петя 1»

Учить выкладывать лицо человека из отдельных частей на интерактивном коврике.

36.

«Притворщик Петя 2»

Закреплять умение выкладывать лицо человека из отдельных частей на интерактивном коврике.

37.

«Радость»

Знакомить с эмоцией радости, учить наблюдать за мимическими проявлениями эмоций в зеркале.

38.

«Петя радуется»

Закреплять знания о мимических проявлениях эмоции радости наблюдать за собственными проявлениями эмоций в зеркале.

39.

«Грусть»

Знакомить с эмоцией грусти, учить наблюдать за мимическими проявлениями эмоций в зеркале.

40.

«Петя грустит»

Закреплять знания о мимических проявлениях эмоции грусти наблюдать за собственными проявлениями эмоций в зеркале.

41.

«Злость»

Знакомить с эмоцией злости, учить наблюдать за мимическими проявлениями эмоций в зеркале.

42.

«Петя сердится»

Закреплять знания о мимических проявлениях эмоции злости, наблюдать за собственными проявлениями эмоций в зеркале.

43.

«Изменение настроения»

Закреплять знания о мимических проявлениях эмоциях радости, грусти, злости; наблюдать за собственными проявлениями эмоций в зеркале.

44.

«Петя грустит, сердится, радуется»

Закреплять знания о различных эмоциональных состояниях человека (работа с интерактивным ковриком «Притворщик Петя»).

45.

«Прилетела птичка»

Развивать внимание к сверстнику, стремление находиться вместе с ними.

46.

«Зайки»

Развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия по инструкции взрослого, подражать ровесникам.

47.

«Разноцветные клубочки»

Развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия и достигать результата.

48.

«Топ-топ-топ»

Развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия по инструкции взрослого, подражать ровесникам.

49.

«Катаем мяч»

Развивать умение обмениваться со сверстниками действиями.

50.

«Играем с Петрушкой»

Развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия по инструкции взрослого, подражать ровесникам.

51.

«Хоровод с куклой»

Развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия по инструкции взрослого, подражать ровесникам.

52.

«Кукла Катя идет в гости 1»

Развивать умение выполнять игровые действия совместно со сверстниками. Учить правилам вежливости при встрече и прощании, учить благодарить.

53.

«Кукла Катя идет в гости 2»

Закреплять умение выполнять игровые действия совместно со сверстниками. Закреплять знание правил вежливости при встрече и прощании, учить благодарить.

54.

«Кукла едет в магазин»

Учить детей совместной игре с машиной: возить по комнате, катать в машине кукол, возить разные предметы загружать и выгружать кубики из машины.

55.

«Строим из кубиков»

Знакомить детей со строительными играми, учить строить по показу, учить играть рядом, делиться строительным материалом.

56.

«Строим гараж»

Знакомить детей со строительными играми, учить строить по образцу, учить играть рядом, учить просить и делиться строительным материалом.

57.

«Построим ворота»

Закреплять умение играть рядом, дружно; закреплять умение просить и делиться строительным материалом.

58.

«Строим маленькие и большие ворота»

Закреплять умение играть рядом, дружно (строить ворота, прокатывать под ними машину); закреплять умение просить и делиться строительным материалом.

59.

Игра «Дочки-матери»: «Дочка проснулась», «Завтрак у дочки»

Учить детей совместной игре, распределению ролей, выполнению действий в соответствии с ролью, учить играть дружно.

60.

«Оденем дочку для прогулки», «Катя вышла на прогулку»

Учить детей совместной игре, распределению ролей, выполнению действий в соответствии с ролью, учить играть дружно.

61.

«Дочка хочет спать»

Учить детей совместной игре, распределению ролей, выполнению действий в соответствии с ролью, учить играть дружно.

62.

«Дочка заболела»

Учить детей совместной игре, распределению ролей, выполнению действий в соответствии с ролью, учить играть дружно.

63.

«Идем с дочкой в парикмахерскую»

Учить детей совместной игре, распределению ролей, выполнению действий в соответствии с ролью, учить играть дружно.

64.

«Идем с дочкой в гости»

Учить детей совместной игре, распределению ролей, выполнению действий в соответствии с ролью, учить играть дружно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование речевого дыхания у дошкольников с задержкой психического развития в процессе игровой деятельности

Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.  Дыхательная функция у детей, не имеющих отклонений в развитии, формируется спонтанно, а речевое дыхание - в проц...

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО–ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Каждый  дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.Поэтому развивая интеллектуально – творческие способности детей дошкольного возраст...

План – программа коррекционно-развивающей работы с детьми от 6 до 7 лет с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития.

План – программакоррекционно-развивающей работыс детьми от 6 до 7 летс общим недоразвитием речи III уровняречевого развития....

План – программа коррекционно-развивающей работы с детьми от 5 до 6 лет с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития.

План – программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми от 5 до 6 лет с общим недоразвитием речи   III уровня речевого развития....

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

Программа коррекционно-развивающей работы для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития по развитию коммуникативных навыков....