"Связь народных игр с природой".
статья на тему

Пименова Алена Николаевна

Игра - одно из явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, тесно связана природой. Игра - величайшее чудо из чудес, изобретенных человеком сообразно природе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyaz_narodnyh_igr_s_prirodoy.docx17.07 КБ

Предварительный просмотр:

Связь народных игр с природой.

Игра — вид деятельности, заключающийся в психологической вовлеченности в некий процесс. Как известно, на одном из этапов возрастного развития, игра является основой формирования личности и важнейшим фактором социализации ребенка. На то, что игра является важнейшим воспитательным и педагогическим средством педагога и воспитателя указывали такие виднейшие ученые как: А.Н. Леонтьев, Д Б. Эльконин, В.В. Давыдов и другие.

Игра - одно из явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, тесно связана природой. Игра - величайшее чудо из чудес, изобретенных человеком сообразно природе. Велико значение игр в воспитании детей. В них тесно связаны слово, мелодия и действие. Посредством игр ребенку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения. Игры для детей - серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, ко взрослой жизни. Игра, предшествующая общественной деятельности, как бы является ее генеральной репетицией, порой сливается с трудовыми праздниками и входит, как составной элемент, в завершающую часть труда, и даже в сам процесс труда.

Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. По определению Воробьева С.В., «народные игры - это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развитиях. Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век.

Народная игра, как правило, не существует сама по себе, а исторически происходит из определенных обрядов, праздников, повседневной работы человека. В силу этого, она несет не только развивающую функцию, а является механизмом освоения определенных морально-нравственных концепций, которые входили в круг мировоззрения человека, как члена определенного социума.

Народные игры отражают культуру и менталитет нации, поэтому претерпевают существенные изменения под влиянием экономических, социальных, политических, и прочих процессов. Игра - деятельность непродуктивная, ее мотивация заключается в самом игровом процессе. Но как бы игровой процесс не строился, и насколько бы сложны или просты не были правила игры, она остается не только развлечением или физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Без игры немыслимо формирование человека, как полноценной личности.

Народные игры - самодостаточные произведения народного творчества, созданные и отточенные десятками поколений наших предков, и вобравшие в себя опыт народа. Вряд ли когда-нибудь мы всерьез задумывались, кто и когда слепил первый снежок, кто выдумал кататься на санках с горки: или сколько лет “казакам-разбойникам”. Эти игры жили с нами с самого детства и воспринимались нами как нечто само собой разумеющееся. Л ведь практически все активные детские игры имеют свою историю, которая тесно переплетается с историей нашей страны, просто мы не обращаем на это внимания. Если внимательнее проследить за возникновением, историей и развитием народных игр, то можно заметить, что сами игры возникали не на пустом месте, а прообразом для них служили реальные события как бытовые, так и культурно-исторические. Рассмотрим игры, отражающие отношения человека с природой.

Жизнь человека в старину была намного более тесно связана с природой, чем в наши дни. Леса были полны зверей. Полевые работы, охота, промыслы были подчинены природным циклам и погодным условиям. Во многом именно от природы зависело, будет ли община сыта, и жить в достатке, или людям придется голодать.

Закономерно, что эта связь нашла свое отражение в культуре, обычаях, традициях, праздниках у славянских народов. Дети, в своем стремлении подражать взрослым в их делах, проделывали то же самое в игровой форме. Так возник целый пласт игр - игры, в которых отражается отношение человека к природе. Во многих из них лесные хищники - медведь, волк, лисица - главные действующие лица.

В процессе игр дети учились действовать орудиями труда для поля, подсобного хозяйства; имитировать особенности движений животных, голоса и звуки, издаваемые ими, их характерные образы, затем учились идентифицироваться с животными, ставить себя на их место в какой-либо ситуации в пространстве или обстоятельстве, понимать их чувство, настроение - все это во взрослой жизни помогало охотиться, выживать. Народные игры в наше время способствуют расширению чувственного опыта современных детей, формированию умения эмоционально идентифицироваться с объектами живой и неживой природы, развивают эмпатию.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные приметы о природе

Народные приметы о природе...

Лиса в русских народных сказках и природе.

Актуальность проблемы развития речи всегда будет иметь место в воспитании детей дошкольного возраста, так как речь является инструментом общения и познания. Освоение языка, грамматического строя...

Презентация "Лиса в русском народном творчестве и природе"

Изучая русские народные сказки о животных, мы заметили, что главной героиней многих сказок является лиса.Мы решили узнать, почему именно этому зверю русский народ посвятил столько сказок и сравнить ,к...

Народные приметы о природе

Народные приметы о природе...

Народные приметы про природу

Народные приметы про природу...