Самостоятельная двигательная активность детей в условиях ограниченного пространства
методическая разработка на тему

Ковалёва Елена Александровна

Данный материал поможет педагогам в условиях ограниченного пространства групповых комнат грамотно организовать двигательную активность детей

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самостоятельная двигательная активность детей в условиях ограниченного пространства

Слайд 2

Неотъемлемая часть педагогической работы в ДОУ - Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие

Слайд 3

Одна из важнейших задач - Удовлетворение естественной потребности детей в движении

Слайд 4

Недостаточная двигательная активность ведет к дефициту познавательной активности, знаний, к мышечной пассивности и снижению работоспособности организма.

Слайд 5

В городских условиях ограничены условия для двигательной активности Замкнуты, перенасыщены пространства групп в ДОУ и комнат в квартире Ограничение двигательной активности на прогулке Запреты взрослых Увеличение продолжительности занятий с преобладанием статических поз Преобладание статичного времяпрепровождения Генетическая наследственность

Слайд 6

Проблема Дети не умеют правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность в условиях ограниченного пространства

Слайд 7

Традиционные подвижные игры Требуют большого пространства Участие нескольких игроков

Слайд 8

Игровые предпочтения дошкольников «Домики» - организуют домик и обустраивают его «Зверята» - кто-то из детей мама, кто-то ее детеныш; выполняют несложные движения, устраивают домики «Больница» «Магазин» «Гаражи» (или подобная игра с машинами)

Слайд 9

Игровые предпочтения дошкольников «Лего» -постройки из мелкого и крупного конструктора «Лото» Рисование и раскрашивание

Слайд 10

«Домики» «Гараж»

Слайд 11

«Больница» «Магазин»

Слайд 12

Конструирование

Слайд 13

Рисование и раскрашивание

Слайд 14

В результате исследований выяснено, что: Показатель самостоятельной двигательной активности у дошкольников в помещении значительно ниже нормы 12-15% детей группы повышенная двигательная активность (дети источники конфликтов и травмоопасных ситуаций в группе)

Слайд 15

Необходимо разработать серию игр Учитывающих индивидуальные потребности дошкольников: игровые интересы, тренировка отдельных групп мышц, задачи развития Позволяющих активно двигаться в условиях группы

Слайд 16

Новые атрибуты для игр На чем можно попрыгать в группе? Что можно метать и кидать так, чтобы было безопасно и интересно? Где полазить?

Слайд 17

Активное использование новых атрибутов На занятиях Физкультминутки В совместной деятельности В сюжетно-ролевых играх Создание проблемных ситуаций

Слайд 18

Введение новых игр опосредовано Через рассказы взрослых, т.е. те игры, в которые любили сами играть в детстве

Слайд 19

Серия игр Для активной двигательной деятельности детей в условиях группы с новым оборудованием спортивного уголка

Слайд 20

Игры с ковриками Оборудование: текстильные коврики разных цветов 25 х 25 см. с разноцветными геометрическими фигурами в центре (варианты оформления лицевой стороны различны). Нижняя сторона ковриков должна быть сделана из нескользящего материала.

Слайд 21

«Классики» Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации, формирование перекрестных движений Организация: коврики раскладываются на полу с чередованием: 2 коврика, 1 коврик (как в классиках) Ход игры: дети по очереди прыгают по коврикам как по классикам

Слайд 22

«Гигантские шаги» Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации; формирование перекрестных движений Организация: коврики раскладываются по кругу, на расстоянии большого шага ребенка Ход игры: дети по очереди различными способами перешагивают с коврика на коврик (прямые, боковые, на пальцах, на пятках, спиной вперед)

Слайд 23

«Веселая дорожка» Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации, внимания; формирование перекрестных движений, упражнение в прыжках и беге Организация: коврики располагаются по полу хаотично, на расстоянии небольшого прыжка Ход игры: выбирается водящий, который первый прыгает с коврика на коврик, остальные стараются не ошибиться и прыгать так же.

Слайд 24

«Займи свое место» Цель: развитие пространственного воображения, восприятия, крупной моторики, координации, внимания, формирование перекрестных движений Организация: коврики располагаются по большому кругу Ход игры: детям дается указание, какой коврик занять, по сигналу дети начинают бежать по кругу, по следующему сигналу занимают коврики (варианты: свой; любой – рассказывает на каком коврике оказался)

Слайд 25

«Достань ягодку» Цель: развитие координации, пространственного воображения и восприятия, понимания пространственных отношений (право-лево), тренировка мышц плечевого пояса и рук Организация: на стене, выше силуэтов ладошек, наклеить изображение ягод Ход игры: по команде двое детей должны подняться по ладошкам от пола до ягод. Можно отрывать только одну руку, соблюдая право-лево. Побеждает тот, кто первым сорвал ягодку.

Слайд 26

Игры с тихим тренажером Оборудование: наклеенные на стене силуэты детских ладошек в различных вариациях от пола до 1,5 м., силуэты стоп от пола до 70 см.; разноцветные полоски (5-10 штук) длиной 1,0-1,5м. для подпрыгивания.

Слайд 27

«Пройди по стенке» Цель: развитие координации, тренировка мышц спины и ног, релаксация. Организация: около стены расстилается мягкий коврик. Ход игры: дети по очереди ложатся на пол и стараются «пройти» по дорожке на стене. Начинают от пола, постепенно поднимая ноги все выше, переходя в положение «березка».

Слайд 28

«Допрыгни до полоски» Цель: развитие координации, пространственных отношений (право-лево), упражнение в прыжках с места в высоту, тренировка стопы. Организация: дети стоят в колонну по одному. Разноцветные полоски наклеиваются на стенку на высоте вытянутой руки самого низкого ребенка до высоты прыжка самого высокого. Ход игры: дети по очереди подпрыгивают у стены, стараясь дотянуться как можно выше до разноцветных полосок.

Слайд 29

«Путаница» Цель: развитие координации, пространственного воображения и восприятия, понимания пространственных отношений (право-лево), тренировка мышц плечевого пояса и рук Организация: на стене – силуэты рук. Ход игры: варианты: 1 -ребенок играет один, «ходит» руками по стене; 2 -игра в паре «Кто быстрее доберется до условной метки» (можно перекрещивать руки, меняться местами, не отрывая рук от стены; 3 – ведущий дает команду, куда идти (правая –красная, левая –зеленая и т.д.)

Слайд 30

Рекомендации по организации обучения детей основным видам движений в условиях ограниченного пространства ( печатное приложение)

Слайд 31

Успехов в работе!



Предварительный просмотр:

Рекомендации по организации обучения детей основным видам движений в условиях ограниченного пространства

Основные виды движений

Особенности развития детей старшего дошкольного возраста

Методические рекомендации

Игры для самостоятельной деятельности

Пособия и игры

Ходьба

Слабый мышечный корсет. Не сформировано ощущение правильной осанки. Мышцы разгибатели развиты слабее, поэтому дети часто принимают неправильные позы (опущенная голова, сутулая спина, запавшая грудь)

  • Следить за правильной осанкой детей.
  • При ходьбе давать детям ориентир, чтобы не опускали голову.
  • Чаще использовать ходьбу на носках с предметом на голове.
  • Давать задания с изменением темпа и направления движения при ходьбе, чередование ходьбы с другими движениями и разными положениями рук
  • Чаще использовать упражнения в ходьбе: по песку, дорожкам с естественными поворотами, преодолением препятствий.
  • «Гигантские шаги» (перешагивание различными способами с коврика на коврик)
  • «Веселая дорожка» (перешагивание с коврика на коврик по команде ведущего)
  • «Веселые негритята» (перенос мешочков с грузом на голове, ходьба по ортопедической дорожке между шнурами)

Коврики

Коврики

Мешочки с грузом, ортопедические дорожки

Бег

Мышечная система еще слабая. Формируется свод стопы. Координация движений в процессе формирования. Быстрое утомление.

  • Контролировать осанку детей во время бега.
  • Обращать внимание на согласование движений рук и ног, непринужденность движений.
  • Следить во время бега, чтобы не разводили в стороны носки ног, ставили стопы ближе одна к другой.
  • Недопустимо сгибания рук в локтях и прижимание их к груди, что сковывает движения, плохо влияет на кровообращение и дыхание.
  • Применять бег на короткие дистанции, чередуя со спокойной ходьбой.
  • «Веселая дорожка» (перешагивание с коврика на коврик по команде ведущего)
  • «Займи свое место» (перебегание по команде с коврика на коврик)
  • «Прогулка» (ходьба по узкой дорожке между скакалок, по ортопедической дорожке)
  • «Обезьянки» (хождение руками и ногами по стенке (развитие координации)

Коврики

Коврики

Скакалки, дорожки

Тихий тренажер

Прыжки

Формируется свод стопы, слабые связки и мышцы. Слабо развиты координация движений, глазомер, чувство равновесия.

  • Обращать внимание на мягкое приземление, а не преодоление высоты или длины.
  • Лучше организовывать подпрыгивание, тогда внимание ребенка не отвлекается необходимостью преодоления препятствия, а сосредоточено на самом движении.
  • Использовать подводящие упражнения (поднимание на носках, сочетание поднимания и взмахов рук, подпрыгивания)
  • «Достань ягодку» (подпрыгивание, дотягивание до условной метки)
  • «Через кочку» (перепрыгивание через мешочки с песком)
  • «С кочки на кочку» (запрыгивание и спрыгивание на большие мешочки с песком)

Тихий тренажер

Мешочки с песком

Большие мешочки с песком

Метание, катание, бросание

Слабые мышцы плечевого пояса

  • Внимание на правильный замах (способствует укреплению мышц спины)
  • Обращать внимание на правильную позу при метании (исходное положение).
  • Уточнять элементы техники броска, ловли мяча (замедленные движения).
  • «Урожай в кладовочку» (забрасывание мешочков в короб)
  •  «Попади в цель» (метание мешочков в цветные ладошки)
  • «Хитрый мяч» (прокатывание мяча из руки в руку различными способами)
  • «Кольцеброс»
  • «Кегли»

Мешочки с песком

Тихий тренажер

Мячи большие и малые

Кольцеброс

Кегли, мяч

Лазание, ползание, подлезание, пролезание

Страх высоты, слабо развита координация движений. Продолжается развитие и совершенствование двигательного анализатора. Слабые мышцы спины. Продолжается формирование позвоночных изгибов.

  • Следить за тем, чтобы дети правильно обхватывали планку, руки держали на ширине плеч, поочередно работали обеими руками; не смотрели вниз, держались прямо.
  • Обращать внимание, чтобы дети не пропускали перекладины (чередующийся шаг).
  • Постепенное освоение перехода с пролета на пролет – приставной шаг.
  • При ползании на четвереньках обязателен последующий переход в вертикальное положение и активное выпрямление позвоночника.
  • Регулярное усложнение препятствий, которые нужно преодолевать.
  • «Паутинка» (перелезание, подлезание, пролезание между натянутых шнуров)
  • «Достань ягодку» («лазание» по тихому тренажеру)
  • «Пройди по стенке» (ходьба и лазание по тихому тренажеру)
  • «Котята» (хождение на четвереньках по ортопедическим дорожкам и коврикам)
  • «Паровозик» (пролезание на четвереньках в обручи, под препятствиями)

Скакалки, шнуры

Тихий тренажер

Тихий тренажер

Ортопедическая дорожка, коврики

Обручи

Упражнение на равновесие

Устойчивость и чувство равновесия еще только формируются

  • Проводить упражнения в спокойном темпе, не включать соревнований на быстроту выполнения движений.
  • Обращать внимание на уверенность выполнения статичных поз.
  • «По мостику» (хождение по шнурам, ортопедической дорожке, между скакалок)

  • «Аисты» (стояние на одной ноге на мешочке с песком или на полу)

Шнуры, ортопедическая дорожка, скакалки

Мешочки с песком

Упражнения на развитие отдельных групп мышц

Остаются слабыми мышцы шеи, груди, поясницы, свода стопы и кистей рук.

  • Точно дозировать упражнения и применять их разнообразных комбинациях и вариантах.
  • Обеспечивать избирательный характер воздействия на отдельные звенья двигательного аппарата, отдельные группы мышц и определенные системы организма – в зависимости от конкретных задач.
  • «Сажаем огород» (игры с ортопедической дорожкой)
  • «Паутинка» (перелезание, подлезание, пролезание между натянутых шнуров)

Ортопедическая дорожка

Скакалки, шнуры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная двигательная активность детей в условиях ограниченного пространства

Данная презентация дает представление о двигательной активности, о целях прогулки. в какие игры можно поиграть находясь в ограниченном пространстве. Главное не забывать про выносной материал для прогу...

Самостоятельная двигательная активность детей в условиях ограниченного пространства.

Как сделать самостоятельное активное движение интересным и доступным для детей?  В статье предлагаются игры, для игры в которые не понадобится много свободного пространства. Данная статья будет и...

Консультация «Самостоятельная двигательная активность детей в условиях ограниченного пространства»

Консультация    «Самостоятельная двигательная активность детей в условиях ограниченного пространства»...

Организация самостоятельной двигательной активности детей в условиях ограниченного пространства ДОУ.

При применении разнообразных развивающих игр, методических рекомендаций в ограниченном пространстве группы дети будут отдавать предпочтение активному времяпрепровождению. Значительно во...

Презентация "Самостоятельная двигательная активность детей в условиях ограниченного пространства ДОУ"

   «Гимнастика, физические упражнения, хотьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь&raqu...

Консультация для воспитателей " Самостоятельная двигательная активность детей в условиях ограниченного пространства"

Консультация для воспитателей " Самостоятельная двигательная активность детей в условиях ограниченного пространства"...

Консультация для педагогов "Самостоятельная двигательная активность детей в условиях ограниченного пространства"

Консультациядля воспитателей: «Самостоятельная двигательная активность детей в условиях ограниченного пространства».           П...