Главные вкладки

    План - программа по экологическому воспитанию
    рабочая программа на тему

    Мирзоева Любовь Юрьевна

    Дошкольный возраст - самоценный этап в развити экологической культуры личности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan-programma_po_ekologicheskomu_vospitaniyu.docx26.72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

               Школа № 2048 в ЦАО г. Москвы СП- 1 дошкольное отделение

                                                                                                                                   

                                                                                                                                           Составили: воспитатели

        Мирзоева Л.Ю.    Кузнецова Н.А.,

                                                                                                                                     

    Всё хорошее в людях — из детства!
    Как истоки добра пробудить?
    Прикоснуться к природе всем сердцем:
    Удивиться, узнать, полюбить!
    Мы хотим, чтоб земля расцветала,
    И росли, как цветы, малыши,
    Чтоб для них экология стала.
    Не наукой, а частью души!

    Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

    Экологическое образование дошкольников — непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

    План-программа

    по экологическому воспитанию

    Задачи экологического воспитания:

    1. Усвоение системы знаний о природе, о ее компонентах и взаимосвязях между ними.

    2. Формирование представлений об универсальной ценности природы.

    3. Воспитание потребности в общении с природой.

    4. Привитие трудовых природоведческих навыков.

    5. Развитие экологического сознания.

    6. Эстетическое воспитание.

    Перечень форм и методов экологической работы:

    1. Экологические занятия.

    2. Экологические экскурсии

    3. Уроки доброты.

    4. Уроки мышления.

    5. Экологические кружки.

    6. Экологические конкурсы.

    7. КВН, «Поле чудес», викторины.

    8. Экологические акции.

    9. Трудовой десант.

    10. Зеленый патруль.

    11. Клуб исследователей природы.

    12. Лаборатория юного эколога.

    13. Обсуждение и проигрывание ситуаций.

    14. Составление экологических карт.

    15. Ведение «Панорамы добрых дел».

    16. Ведение календарей природы.

    17. Коллекционирование.

    18. Экологические выставки и экспозиции.

    19. Экологические музеи.

    20 .День (неделя) экологического творчества.

    21. Экологические игры (дидактические, имитационные, игры –моделирования экосистем, игры – путешествия и т.д.).

    22. Экологические сказки.

    23. Экологические тренинги.

    24. Инсценировки, театрализации.

    Уроки доброты.

    Цель: Развивать интерес к природе; формировать положительное эмоциональное отношение к ней. Желание беречь ее и заботиться о ней; воспитывать чуткость и чувство сопереживания.

    Обсуждение и проигрывание ситуаций.

    Цель: Способность закреплению в сознании детей норм и правил поведения в природе.

    Экологические экскурсии – экспедиции.

    Цель: Найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научить наблюдать, «читать книгу природы».

    Экологические выставки и экспозиции.

    Цель: Ознакомление с природными явлениями, недоступными для наблюдения детям.

    Экологические наблюдения.

    Цель: Сформировать представления о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в природе.

    Практическая деятельность детей.

    Цель: Закрепление норм поведения в природе, формирование понимания разумного ограничения потребностей для сохранения окружающей среды во всех ее взаимосвязях.

    Сентябрь

    «Я и природа»

    1. Что такое природа?

    2. Значение природы в жизни человека.

    3. Взаимосвязь различных компонентов природы.

    Октябрь

    «Солнце»

    1. Солнце – источник света и тепла.

    2. Роль солнца в жизни растений и животных.

    3. Роль солнца в жизни человека.

    Ноябрь

    «Растения»

    1.Разнообразие видов растений в природе.

    2.Характерные признаки деревьев, кустов и трав.

    3.Рост  и развитие растений.

    4.Понятие о дикорастущих, культурных, комнатных, лекарственных, ядовитых растениях.

    Декабрь

    «Лес»

    1.Лес, как пример сообщества.

    2.Взаимосвязь живой природы с неживой (водой, светом, теплом).

    3.Лес и человек.

    Январь

    «Животные»

    1.Разнообразие животного мира.

    2.Знакомство с некоторыми представителями птиц, зверей, домашних животных, рыб, земноводных.

    3.Места обитания, «жилище» животных (дупло, гнездо, нора, берлога).

    4.Сезонные изменения в жизни животных.

    Февраль

    «Вода»

    1.Вода в природе (водоемы, осадки).

    2.Свойства и состояния воды.

    3.Вода в жизни человека, животного и растительного мира.

    4.Вода и здоровье человека.

    Март

    «Воздух»

    1.Значение воздуха в жизни человека, животного и растительного мира.

    2.Ветер. Роль ветра в природе и в жизни человека.

    3.Роль растений в поддержании чистоты воздуха.

    4.Чистый воздух и наше здоровье.

    Апрель

    «Камни, песок, глина»

    1.Свойства песка, глины, камней.

    2.Использование человеком песка, глины, камней.

    3.Разнообразие камней в природе.

    Май

    «Почва»

    1.Почва, как верхний слой земли.

    2.Обитатели почвы, их роль в формировании почвы (на примере дождевого червя).

    3.Значение почвы для жизни растений.

    Июнь

    «Человек и природа»

    1.Природа, как среда обитания, «дом» человека.

    2.Охрана человеком редких животных и растений.

    3.Живем в дружбе с природой.

    Блоки занятий

    Тема

    Обучающий компонент

    Воспитывающий компонент

    « Я и природа»

    Что такое «природа». Солнце (свет и тепло), растения, животные, почва как компоненты природы. Значение природы в жизни человека. Человек как часть природы. Взаимосвязь различных компонентов природы (почвы, воды, растений, животных).

    Понимания значения природы в жизни человека и формирование бережного отношения к окружающему миру, умение видеть красоту природы.

    «Солнце»

    Солнце – источник света тепла. Смена дня и ночи. Роль света в жизни растений и животных ( на примере комнатных растений и животных уголка природы). Ночные животные, животные, обитающие под землей в условиях отсутствия или недостатка света. Животные, обитающие в условиях холода и жары. Роль Солнца в жизни человека. Легенды и сказки о Солнце. Солнце и наше здоровье.

    Уход за животными уголка природы и комнатными растениями с точки зрения обеспеченности их светом и теплом. Эмоциональное отношение к Солнцу. Красота природы при разных условиях освещения (закаты, восходы Солнца).

    «Вода»

    Вода в природе: водоемы, осадки (дождь, снег, роса, град). Основные свойства воды: прозрачная, без цвета, запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества (на опытах). Различные состояния воды (лед, вода, пар). Знакомство с круговоротом воды в природе (путешествие капельки). Вода в жизни наземных растений, животных (в том числе комнатных растений и животных уголка природы). Водные растения, животные. Их приспособленность к жизни в воде. Использование воды человеком. Вода в нашем доме, необходимость экономии воды. Загрязнение водоемов и влияние этого фактора. Вода и наше здоровье.

    Осознанное, бережное отношение к воде как к важному природному ресурсу. Экономное использование воды в быту. Экологически грамотное поведение во время отдыха на берегу водоемов. Эстетическая оценка воды в природе (красота реки, капель росы, сверкающего снега).

    «Растения»

    Разнообразие видов растений в природе. Деревья, кустарники, травы, их характерные признаки. Части растений (корень, ствол, листья и пр.). Связь растений с насекомыми. Растения – пища животных т человека. Растение растений ( на примере  1-2 растений ближайшего окружения). Влияние света, тепла, воды на жизнь растений. Понятие о дикорастущих, культурных, комнатных, лекарственных, ядовитых растений.

    Воспитание эстетического отношения к растениям, умение любоваться ими и бережно к ним относиться. Понимание роли растений в природе и в жизни человека. Формирование навыков ухода за растениями. Правила обращения с незнакомыми растениями и умение различать ядовитые растения.

    «Лес»

    Лес как пример сообщества. Взаимосвязь живых организмов друг с другом (растений с животными, растений и растений, животных и животных). Взаимосвязь живой природы с неживой (водой, светом, теплом).  «Дома» лесных растений и животных. Последствия уничтожения деревьев (исчезновение животных, растений, муравейников, грибов), Лес и человек. Значение леса как части природы; его роль в жизни человека. Лес и наше здоровье. Причины исчезновения лесов на Земле. Охрана леса.

    Бережное отношение ко всем лесным жителям, соблюдение правил поведения в лесу, понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений для букетов). Умение видеть красоту леса.

    «Почва»

    Почва как верхний слой земли: «живая земля». Обитатели почвы (на примере дождевого червя), их роль в формировании почвы. Значение почвы для жизни растений, в том числе выращиваемых человеком. Необходимость охраны почвы.

    Выработка навыков ухода за растениями (копка, рыхление почвы на грядках, внесение удобрений, уход за комнатными растениями). Формирование основ понимания необходимости отношения к почве и ее жителям и значения почвенных животных в природе. Правила поведения при обработке растений и почвы ядохимикатами.

    «Камни, песок, глина»

    Свойства песка: сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду. Песок и глина вокруг нас. Свойства глины: плотность, пластичность, вязкость. Как человек использует песок (строительство, песочные часы и т.п.) и глину (посуда, кирпич, дымковская игрушка). Разнообразие камней в природе. Знакомство с коллекцией камней. Отличительные признаки камней (твердые, не рассыпаются).

    Развитие эстетического вкуса детей (знакомство с образцами народных глиняных игрушек). Умение использовать природные материалы в жизни, в быту (глина-кирпич, посуда, камень – строительство, памятники, укрепления и др.). Воспитание бережного отношения к природным материалам и сделанным предметам.

    «Животные»

    Основные значительные признаки животных. Разнообразие животного мира. Знакомство с некоторыми представителями птиц, зверей, насекомых, рыб, земноводных, рептилий, моллюсков. Их отличительные черты. Значение внешних особенностей в жизни животных. Питание животных, способы передвижения. Места обитания, «жилище» животных (дупло, гнездо, нора). Сезонные изменения в жизни животных. Размножение животных на примере 1-2 видов, обитающих на территории края, области.

    Воспитание бережного отношения к животным, понимания необходимости существования всех видов без исключения, неправомерности их деления на «вредных» и «полезных», красивых и некрасивых. Формирование навыков ухода за домашними животными, обитателями живого уголка. Понимание необходимости охраны не только самих животных, но и их «дома», местообитаний. Правила поведения по отношению к животным во время пребывания на природе. Помощь животным, обитающим рядом с нами.

    «Человек и природа»

    Обобщение знаний, полученных в процессе обучения по предыдущим блокам. Природа как среда обитания «дом» человека. Отношения современного человека с природой. Факты отрицательного воздействия человека на природу. Вымершие животные. Красные книги. Примеры рационального использования природы человеком. Создание заповедников. Охрана редких видов животных и растений. Древние люди и природа. Как жить в дружбе с природой.

    Закрепление и обобщение правил экологически грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе и в быту. Эстетическое восприятие природы. Участие совместно со взрослыми в практической природоохранной деятельности.

    «Воздух»

    Значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Воздух вокруг нас. Свойства воздуха. Ветер – движение воздуха. Роль ветра в природе и жизни человека. Волны, ураганы, бури. Воздух как среда обитания живых организмов. Летающие животные (птицы, насекомые), Распространение семян растений ветром. Особенности строения семян, разносимых ветром. Особенности строения семян, разносимых ветром (на примере отдельных растений). Чистый и загрязненный воздух. Роль растений в подержании чистоты воздуха. Источники загрязнения: автомобили, заводы, фабрики. Чистый воздух и наше здоровье.

    Значение источников загрязнения воздуха, опасность дышать загрязненным воздухом, понимание избегать загрязненных мест   (не играть в местах скопления машин, возле гаражей, вблизи заводов и т.д.). Посадка растений на улицах и в помещении. Уход за ними, понимание роли растений в очистке воздуха. Воспитание отрицательного отношения к факторам, загрязняющим воздух.

    Литература:

     

    1.Горячев А. В. Стандарты на вырост: интересы государства и образовательные стандарты // Начальная школа: плюс до и после. — 2010. — № 3. — С. 3–5.

    2. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры / авт.-сост. О. Ф. Горбатенко. — Волгоград: Учитель, 2009. — 286 с.

    3. Виноградова Н. Ф. Примерные программы начального общего образования — путь реализации государственных образовательных стандартов второго поколения // Педагогика. — 2009. — № 4. — С. 41–45.

    4. Просвиркин В. Н. Технология преемственности образовательного учреждения // Современное дошкольное образование. — 2010. — № 4. — С.12.

    5.Егоренков Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. — М.: АРКТИ, 2011. — 128 с.

    6. Воронкевич О.А., «Добро пожаловать в экологию»,

    7. С.Н. Николаева, «Юный эколог»,


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективный план работы по экологическому воспитанию младших дошкольников

    Перспективный план работы по экологии для детей младшего дошкольного  возраста на учебный год....

    Моя рабочая программа по экологическому воспитанию. Программа формирования ценностей здорового образа жизни средствами природы.

    «Путешествие в страну питания»Вопросы охраны и защиты здоровья детей в настоящее время является первостепенной задачей государства. Главнейшим определяющим фактором здоровья считают разумный, осознанн...

    ПЛАН – ПРОГРАММА по экологическому образованию дошкольников с элементами детского экспериментирования «Зелёная тропинка»

    Данная программа направлена на развитие  поисково-познавательной деятельности детей  от 4 до 7 лет.  Программа рассчитана на три года обучения и предназначена для работы с детьми в сред...

    Программа по экологическому воспитанию «Привитие основ экологической культуры дошкольникам»

    Программа по экологическому воспитанию дошкольников в МБДОУ, рассчитанная на четыре года обучения...

    План-программа по экологическому воспитанию

    Экологическое образование дошкольников-непрерывный процесс обучения, воспитания и развитие ребенка....

    Экологическое воспитание дошкольников (план недели по экологическому воспитанию)

    Экологическое образование дошкольников - это не просто дань "модному" направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нем...

    ПРОГРАММА по экологическому воспитанию «Экологический патруль»

    Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изме...