Программа по экологическому воспитанию "Экологическая мозаика"
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа)

Поздяева Светлана Анатольевна

Цель программы - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Задачи программы.

1. Формировать у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; расширять представления детей о физических свойствах веществ, об основных физических явлениях.

2. Развивать собственный познавательный опыт.

3. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Особенностью данной программы является знакомство со способами проведения эксперимента физическими явлениями через познавательно-исследовательскую деятельность, раскрывающую скрытые свойства предметов и явлений окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekomozaika_pozdyaeva.docx111.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.о. Саранск

«Детский сад №112»

Рассмотрена и одобрена                                             «Утверждаю»

на заседании педагогического                                   Заведующая МАДОУ «Детский сад №112»

совета №5 от                                                                ______________________ Л.В.Любавцева

«28» августа 2021 года                                                                          

Протокол №5 от «28» августа 2021 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)

«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МОЗАИКА»

Возраст детей: 4-5лет

Срок реализации: 1 год

                                                                           

                                                                             

                                           Составитель:

                                                                                              Поздяева С.А.

Саранск,  2021-2022 гг

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Паспорт программы

3

2.

Пояснительная записка

4

3.

Учебно-тематический план

6

4.

Содержание изучаемого курса

7

5.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

14

6.

Список литературы

15


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Дополнительная образовательная программа «Экологическая мозаика»

Руководитель программы

Воспитатель Поздяева Светлана Анатольевна

Организация-исполнитель

МАДОУ «Детский сад №112»

г.о. Саранск

Адрес организации

Исполнителя

г. Саранск ул. Володарского 37

Цель программы

Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе

Направленность программы

Познавательно-творческая

Срок реализации программы

1 год

Вид программы

Уровень реализации программы

адаптированная  

дошкольное образование

Система реализации контроля за исполнением программы

координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты программы

  • Знать: нормы поведения по отношению к природе;
  • Уметь: наблюдать за природными объектами и явлениями; 
  • Владеть: навыками рационального природопользования в повседневной жизни.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Направленность программы: познавательно – творческая.

2. Новизна программы.

Долгое время воспитывалось потребительское отношение к природе, стремление ее завоевать и улучшить по своему усмотрению. Взрослым людям, воспитанным на таких позициях, сейчас очень трудно изменить свои взгляды на окружающую среду. Надежда — на подрастающее поколение, которое мы должны воспитывать по-новому.

3. Актуальность программы. Экологическая информация все чаще входит в нашу жизнь, но нам не всегда хватает знаний, чтобы правильно ее оценить. Иногда обычные сведения о количестве различных выбросов в окружающую среду или предупреждение об усилении загрязнения атмосферы в безветренные дни вызывают панику и множество самых разных слухов, не относящихся к реальной ситуации. В то же время, мы живем рядом с источниками экологической опасности, не зная об их влиянии на наше здоровье, выращиваем овощи рядом с автотрассами, где велико загрязнение среды выбросами транспорта, купаемся и ловим рыбу в реках рядом с трубами сточных вод, обрабатываем свои огороды большим количеством ядохимикатов, создаем свалки рядом с домами и делаем многое другое, чего делать ни в коем случае нельзя.

4. Отличительные особенности программы.

Предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы, используются продуктивные виды деятельности: экспериментирование, ручной труд, моделирование; цифровые образовательные ресурсы: виртуальные экскурсии, фотографии, видео- и аудиозаписи. Особое внимание уделено взаимодействию ДОУ с семьей.

5. Педагогическая целесообразность программы.

Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле познавательно-творческая деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.

6. Цель программы - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

7. Задачи программы.

1. Формировать у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; расширять представления детей о физических свойствах веществ, об основных физических явлениях.

2. Развивать собственный познавательный опыт.

3. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Особенностью данной программы является знакомство со способами проведения эксперимента физическими явлениями через познавательно-исследовательскую деятельность, раскрывающую скрытые свойства предметов и явлений окружающего мира.

В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

Принцип нормативности

-Нормативные документы ФГОС регулирует направления эковоспитания детей на разных этапах образовательной лестницы. Работа с детьми, как известно, регулируется правовым полем. Что касается экологического воспитания, то аспекты работы с этим компонентом регулируются Законом Российской Федерации “Об образовании”; Федеральным законом РФ “Об охране окружающей среды”; ФГОС ДО

Принцип системности - предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при организации культурных практик.

Принцип системно–деятельностного подхода – содержание программы реализуется в различных видах деятельности в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.

Принцип индивидуализации - он заключается в том, что траектория обучения ведётся исходя из интересов каждого конкретного малыша , развитие индивидуальных способностей ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы , творческих способностей, потребностей.

Принцип интеграции – образовательный процесс строится на основе взаимодействия содержания образовательных областей, взаимопроникновения в разные виды деятельности.

Игровой принцип заключается в том, что при реализации содержания программы отсутствует жесткая предметность, основной аспект развития ребенка делается на игровую деятельность.

Принцип мобильности предполагает постоянное изучение, исследование, анализ ситуации в ДОУ и своевременную коррекцию структуры и содержания программы.

8. Возраст детей.

Программа разработана для детей дошкольного возраста 4-5 лет.

9. Срок реализации дополнительной образовательной  программы: 1 учебный  год.

10. Форма  детского образовательного объединения: кружок.

Режим организации занятий:

- общее кол-во часов в учебный год (октябрь-май) – 10 часов 40 минут;

- занятие 1 раз в неделю во второй половине дня, длительностью 20 минут.

11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В результате освоения данной программы каждый ребенок овладеет следующими компетенциями:

  • интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы;
  • обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания;
  • задает вопросы взрослому, любит экспериментировать;
  • способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности), в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому;
  • принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
  • способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

12. Форма подведения итогов – итоговое открытое занятие.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование

разделов и тем

Количество часов

Всего

теория

Практика

кол-во занятий

мин.

1

Ознакомительное занятие. «Что такое природа?»

1

20 мин

5 мин

15 мин

2

Живая и неживая природа

1

20 мин

5 мин

15 мин    

3

Грибы

1

20 мин

5 мин

15 мин

4

Деревья осенью

1

20 мин

5 мин

15 мин

5

Перелетные птицы

1

20 мин

5 мин

15 мин

6

Синичкин день.

1

20 мин

5 мин

15 мин

7

Зимующие птицы

1

20 мин

5 мин

15 мин

8

Подготовка диких зверей к зиме

1

20 мин

5 мин

15 мин

9

Секреты заячьих ушек

1

20 мин

5 мин

15 мин

10

Исследовательская работа. Воздух в почве.

1

20 мин

5 мин

15 мин

11

Красота живой ели и наряженной искусственной елки

1

20 мин

5 мин

15 мин

12

Вода вокруг нас

1

20 мин

5 мин

15 мин

13

Эта волшебница вода

1

20 мин

5 мин

15 мин

14

Ходит капелька по кругу

1

20 мин

5 мин

15 мин

15

Что растет в воде

1

20 мин

5 мин

15 мин

16

Кто живет в реке

1

20 мин

5 мин

15 мин

17

Обитатели морей и океанов

1

20 мин

5 мин

15 мин

18

Лягушка

1

20 мин

5 мин

15 мин

19

Жизнь без воды

1

20 мин

5 мин

15 мин

20

Я и река

1

 20 мин

5 мин

15 мин

21

Прогулка в зоопарк (виртуальная)

1

20 мин

5 мин

15 мин

22

Посадка семян для клумбы

1

20 мин

5 мин

15 мин

23

Ознакомление с комнатными растениями

1

20 мин

5 мин

15 мин

24

Перелетные птицы

1

20 мин

5 мин

15 мин

25

Ознакомление с насекомыми. Муравьи и пчелы.

1

20 мин

5 мин

15 мин

26

Продолжение разговора о насекомых. Жуки и бабочки.

1

20 мин

5 мин

15 мин

27

Полевые цветы и травы

1

20 мин

5 мин

15 мин

28

Деревья и кустарники

1

20 мин

5 мин

15 мин

29

Дикие животные весной

1

20 мин

5 мин

15 мин

30

По страницам «Красной книги»

1

20 мин

5 мин

15 мин

31

Итоговое занятие

1

20 мин

5 мин

15 мин

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«Экологическая мозаика»

Неделя

Тема занятий

Содержание

Методы обучения

Формы

работы

Работа с родителями

1

0ктябрь

1 неделя

Ознакомительное занятие. «Что такое природа?»

Формирование представлений детей об окружающем мире природы.

Рассказ воспитателя, беседа по картинам, вопросы воспитателя к детям, чтение стихотворений, напоминание, поощрение;

наглядные: показ иллюстраций, показ предметов из чудесного мешочка;

практические: эмоциональная минутка, физ. минутка.

Подгрупповая,

индивидуальная

2

Октябрь

2 неделя

Живая и неживая природа

Познакомить детей с классификацией природных объектов на объекты живой и неживой природы, с их отличительными признаками.

Беседа, игра, наблюдение, экспериментирование.

Подгрупповая,

индивидуальная

Создание коллекции камней

3

Октябрь

3 неделя

Грибы

Расширить представления у детей о грибах (названии, места произрастания, строении)формировать умение различать съедобные и несъедобные грибы. Закрепить умение отгадывать загадки.

Дидактические игры, наблюдение, лепка.

Подгрупповая,

индивидуальная

4

Октябрь

4 неделя

Деревья осенью

- Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений, наличием пищи для животных.

Формировать умение четко и связно строить фразу при ответе на вопрос, использовать в речи прилагательные и наречия («золотая осень», «холодно», «сыро» и т.д.).

Чтение художественной литературы о природе, временах года.

Разучивание стихотворений.

Рассматривание серии картин о разных периодах осени

Подгрупповая,

индивидуальная

5

Ноябрь

1 неделя

Перелетные птицы

Углубить и расширить знания детей о птицах нашего города;

объяснить причину перелетов птиц (перелётные, зимующие, кочующие);

обогащать и активизировать речь детей;

воспитывать заботливое отношение к птицам; желание помогать птицам в трудный для них период.

Наблюдение, беседа, подвижная игра, дидактическая игра.

Подгрупповая,

индивидуальная

Изготовление масок для подвижной игры «Перелет птиц»

6

Ноябрь

2 неделя

Синичкин день.

Формирование у детей представление о синицах, об их пользе для человека, особенностях внешнего вида и поведения

познакомить детей с праздником "Синичкин день"; учить отличать синиц от других птиц; воспитывать доброе, бережное отношение к птицам, вызвать желание помогать им зимой

Просмотр видео, беседа, наблюдение в природе, проект, коллективная аппликация.

Подгрупповая,

индивидуальная

Изготовление кормушки.

7

Ноябрь

3 неделя

Зимующие птицы

дать знания детям о зимующих птицах, учить их различать, группировать, описывать внешний облик птиц, их особенности, поведение;

продолжать учить составлять краткую описательную характеристику о птицах;

развивать наблюдательность, зрительное восприятие, с помощью взрослого делать выводы.

Беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.

Подгрупповая,

индивидуальная

8

Ноябрь

4 неделя

Подготовка диких зверей к зиме

Закреплять обобщающее понятие «дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных; дать представление о том, как животные в лесу готовятся к зиме

Чтение стихотворений, дидактическая игра, загадки, физкультминутка, рассматривание картинок.

Подгрупповая,

индивидуальная

9

Декабрь

1 неделя

Исследовательская работа. Воздух в почве.

Показать, что в почве есть воздух. Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе

Экспериментирование. Наблюдение. Беседа. Физкультминутка.

Подгрупповая,

индивидуальная

10

Декабрь

2 неделя

Как живут растения зимой?»

Обобщить и систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезонным явлениям

Подгрупповая,

индивидуальная

11

Декабрь

3 неделя

Красота живой ели и наряженной искусственной елки

Учить детей понимать и ценить разную красоту: живого растения и хорошо сделанного предмета

Подгрупповая,

индивидуальная

12

Январь

2 неделя

Вода вокруг нас

Значение воды в нашей жизни, где и в каком виде существует вода в природе

Подгрупповая,

индивидуальная

13

Январь

3 неделя

Эта волшебница вода

познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Закрепить знания детей о том, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Развивать любознательность, мышление, память, внимательность.

Экспериментирование. Рисование.

Подгрупповая,

индивидуальная

14

Январь

4 неделя

Ходит капелька по кругу

Элементарные представления о круговороте воды в природе

Подгрупповая,

индивидуальная

15

Февраль

1 неделя

Что растет в воде

Вода — среда обитания некоторых растений. Знакомство с особенностями водных растений на примере отдельных видов. Охрана водоемов как среды обитания растений и бережное отношение к водным растениям

Чтение рассказа В.Бианки «Зелёный пруд», знакомство с видами водоёмов на основе фотоматериалов и рассматривание репродукции картины В.Д. Поленова «Заросший пруд», беседа «Как образуются водоёмы» Лепка рогоза для макета.

Подгрупповая,

индивидуальная

16

Февраль

2 неделя

Кто живет в реке

Вода — среда обитания некоторых животных. Знакомство с особенностями водных животных на примере отдельных видов.

Просмотр мультфильма. Беседа по просмотренному. Лепка из соленого теста рыб.

Подгрупповая,

индивидуальная

17

Февраль

3 неделя

Обитатели морей и океанов

Продолжать знакомить детей с морскими животными, некоторыми представителями (кит, акула, дельфин, морская черепаха, краб, медуза, осьминог, морской конек): их внешним видом, особенностями передвижения, приспособленностью к жизни в водной среде, особенностями питания, поведения; познакомить с некоторыми формами защиты морских обитателей.

Просмотр видео, Беседа. Раскрашивание рыб, шишек для макета.

Подгрупповая,

индивидуальная

18

Февраль

4 неделя

Лягушка

Познакомить детей с лягушкой (обитание, питание, особенности, приспособление к окружающему миру);

изменить у детей традиционно неприязненное отношение  к  лягушкам;

объяснить, насколько полезны и нужны в природе эти безобидные существа;

Просмотр мультфильма, беседа, конструирование из бумаги (оригами) лягушки.

Подгрупповая,

индивидуальная

19

Март

2 неделя

Жизнь без воды

Формировать представления детей о свойствах и признаках воды, о ее значении в жизни человека и живой природы, об использовании воды и водных ресурсов человеком.

Беседа. Вырезание водорослей для макета.

Подгрупповая,

индивидуальная

20

Март

3 неделя

Я и река

Привить навыки экологически грамотного поведения во время пребывания на водоемах, научить любоваться реками, понимать необходимость бережного к ним отношения и последствий экологически неграмотного поведения.

Беседа, дидактическая игра, физкультминутка.

Сборка макета.

Подгрупповая,

индивидуальная

21

Март

4 неделя

Прогулка в зоопарк (виртуальная)

https://youtu.be/7mSgHb6nPuw

Формирование у детей интереса к миру животных. Дать представление о зоопарке и диких животных дальних стран, живущих в нем; закреплять знания о диких животных Республики Мордовия. Воспитывать заботливое отношение к животным. 

Беседа, просмотр мультимедийной экскурсии, физкультминутка, рисование животных по выбору.

Подгрупповая,

индивидуальная

22

Март

5 неделя

Посадка семян для клумбы

Знакомить детей с семенами, их этапами роста. формировать представления детей о семенах;

формировать элементарные экологические представления детей о природе; закреплять знания детей о явлениях живой природы; воспитывать интерес к выращиванию семян, вести наблюдение за ними.

Чтение сказки «Дюймовочка». Беседа с детьми: «Зачем нужны семена?» Д/И «В саду ли в огороде».

Подгрупповая,

индивидуальная

Беседы о важности формировании навыков экологической культуры детей

23

Апрель

1 неделя

Перелетные птицы. Международный день птиц.

Формирование представлений у детей о перелетных птицах, их особенностей. Формировать представление о зимующих и перелетных птицах; углублять представления о причинах отлета птиц; классифицировать птиц на зимующих и перелетных. Воспитывать доброе отношение ко всему живому в природе, чувство ответственности за судьбу птиц, вызвать желание заботиться о них.

Рассказ воспитателя, показ картинок (видео), беседа, подвижная игра «Перелет птиц».

Подгрупповая,

индивидуальная

24

Апрель

2 неделя

Ознакомление с комнатными растениями

Расширить знания детей о комнатных растениях, закрепить представление о том, что растение – живое существо. Познакомить детей с новым комнатным растением — герань, отмечая ее характерные особенности. Закрепить умение узнавать знакомые растения, называть их части (корень, стебель, лист, цветок, используя модели. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности; научить размышлять, делать выводы. Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями, относиться к ним с любовью и нежностью.

Показ, совместная деятельность по уходу за цветами. Этюд-драматизация «Рост цветка».

Подгрупповая,

индивидуальная

25

Апрель

3 неделя

Ознакомление с насекомыми. Муравьи и пчелы.

Закрепить знания детей о насекомых (особенностях внешнего вида, среде обитания, разнообразии вида. Дать представление о взаимосвязи насекомых со средой обитания. Развивать у детей мышление, память. Воспитывать бережное отношение к природе

Презентация, беседа, загадки, наблюдение.

Подгрупповая,

индивидуальная

26

Апрель

4 неделя

Продолжение разговора о насекомых. Жуки и бабочки.

Активизировать словарный запас детей по теме «Насекомые»;

упражнять детей в подборе слов-антонимов;

совершенствовать навык ведения подготовительного диалога;

учить детей подбирать слова, обозначающие действия;

закреплять и развивать умение составлять описательный рассказ по картине.

развивать внимание, зрительное восприятие, логическое мышление, мелкую и общую моторику, память.

воспитывать любовь и уважение к родной природе.

Сюрпризный момент, дидактическая игра «Четвертый лишний», слушание звуков природы «Жужжуние насекомых», лепка насекомых.

Подгрупповая,

индивидуальная

27

Май

1 неделя

Полевые цветы и травы

Познакомить детей с полевыми цветами, их целебных свойствами. Развивать мышление, умение делать выводы, обогащать словарный запас путем выделения слов, развивать у детей выдержку и активность, учить отгадывать загадки о растениях. Учить описывать растение и узнавать его по описанию. Воспитывать умение слушать ответы детей, дополнять их. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растительному миру.

Работа на экологической тропе «Лекарственные травы», посадка новых растений в грунт, беседа, рассматривание картинок.

Подгрупповая,

индивидуальная

28

Май

2 неделя

Деревья и кустарники

Познакомить детей со строением дерева и кустарника, учить называть части растения (ствол, ветви, корень, крона, листья, кора), объяснять их назначение. Дать знания о пользе живой природы для окружающего мира, воспитывать бережное отношение к природе.

Дидактическая игра «Повтори, не ошибись», рассматривание картинок, рассказ воспитателя.

Подгрупповая,

индивидуальная

29

Май

3 неделя

Дикие животные весной

Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни животных весной – линька, конец спячки, забота о потомстве;

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;

Воспитывать интерес к жизни животных.

Просмотр презентации, беседа, рассказ воспитателя.

Подгрупповая,

индивидуальная

30

Май

4 неделя

По страницам «Красной книги»

Знакомство с Красной книгой.

Просмотр презентации, рассказ воспитателя, создание собственной «Красной книги».

Подгрупповая,

индивидуальная

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу – игра, лепка, аппликация.

  1. Приемы и методы организации – беседа, показ, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, создание макета, проекты.

  1. Дидактический материал – кормушки для птиц, картинки по темам, оборудование для экспериментирования, оборудование для художественно-эстетической деятельности,
  2. Техническое оснащение занятий.

Групповая комната четко разделена на зону для занятий и игровую зону. Зона для занятий группы оснащена детской мебелью, соответствующей по параметрам возрасту воспитанников, целесообразно расставленной относительно света и с учетом размещения настенной магнитной доски. Материалы и оборудование, необходимые для занятий доступны детям и убираются ими на место самостоятельно, что дает возможность развивать социально – коммуникативные навыки детей. Проектор.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Список литературы для педагогов

  1. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем). Для каждой возрастной группы ДОУ даются подробные сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (с сентября по май), связанные общей программой.
  2. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2001. - 128с. В пособии рассматриваются учебно-методические вопросы начального этапа в системе непрерывного экологического образования и воспитания личности детей. Особое внимание уделено эстетическому аспекту.
  3. Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил. Знакомство со свойствами обычных веществ - воды, воздуха и почвы - одно из возможных направлений экологического воспитания. Приемы подачи материала - своеобразный «спортивный комплекс» для формирования познавательных способностей малыша.
  4. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество). Эта удивительная книга открывает двери в волшебный и добрый мир. Книга поможет воспитать в детях чувство любви к природе, чувство ответственности за мир вокруг и покажет красоту родной земли.
  5. Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - М.: Айрис- пресс, 2002. - 240с.: ил. - (Внимание, дети). В сборник вошли сценарии утренников, вечеров досуга, поучительных уроков и комбинированных занятий экологической тематики. Авторы книги предлагают постановки с оригинальным сказочным сюжетом и необычными персонажами.
  6. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с. В пособии излагаются методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса в области экологического образования, подробно рассматриваются современные программы, технологии экологического воспитания дошкольников, даются советы по организационно-методическому руководству этим процессом в ДОУ.
  7. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с. Материал книги – это технология к программе «Юный эколог», одобренной Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства образования России. Данная технология позволяет формировать начала экологической культуры у младших дошкольников в условиях детского сада.
  8. Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата.: Учебно-методическое пособие / Л.С. Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 128с.
  9. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с. Основная задача сборника - оказать практическую помощь руководителям и педагогическому персоналу ДОУ в разработке системы методической работы и планирования по экологическому образованию. Материал пособия раскрывает систему работы с детьми в рамках программы «Детство» и программы экологического образования дошкольников «Мы» Н.Н. Кондратьевой. -
  10. Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - М.: Всемирный фонд дикой природы, 2006. - 104 с.: ил. Сборник экологических стихов и сказок, написанных детьми клубов друзей WWF! Откройте его, окунитесь в мир сказочной экологии, познакомьтесь с его героями: говорящими оленями и тиграми, птицами и насекомыми, рыбами и цветами, деревьями и морями- и поймете, как беззащитен животный мир, как он нуждается в нашей помощи.
  11. Статьи из журналов
  12. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20. В статье даны выдержки из пособия «Образование дошкольников в области экологии», приведены примерные конспекты занятий в разных возрастных группах детского сада: «Зачем нужно, чтобы вода была чистой», «Почему идет дождик?», «Фазы Луны».
  13. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27. В статье рассмотрены основные идеи технологии «Добро пожаловать в экологию», методы экологического образования, организация работы, экологические игры с элементами моделирования. -
  14. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16. В статье говорится о том, как важно сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности. Кузнецова, Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57. Из опыта работы МДОУ г. Череповца по вовлечению семей в совместную деятельность по программе детского сада «Сообщество».
  15. Николаева, С.Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. - С. 42-46. В народной педагогике отчетливо просматривается идея гармоничной взаимосвязи человека с природой. Статья рассказывает о том, что относиться к средствам народной педагогике и что может быть использовано в экологическом воспитании.
  16. Николаева, С.Н. Типовая модель экологического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С.14-20. Модель включает в себя основные параметры экологического воспитания: цель, содержание, формы и методы, технологии, критерии экологической воспитанности, организационно- управленческие действия.
  17. Обруч. - 2008. - № 4. Тема номера «Ребенок и природа», а часть материалов посвящена экологическому воспитанию детей.
  18. Экологические игры
  19. Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С.10-12. Классификация игр, тематика игр, методические рекомендации, распределение игр по дидактической задаче.
  20. Берестнева, Н.П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 1. - С.48-52. Проведение занятий с использованием методов и приемов ТРИЗ и РТВ дает возможность превратить изучение темы в увлекательное «мыслительное конструирование».
  21. Ибрагимова, Г.Т. Ребенок и мир минералов // Дошкольная педагогика. – 2012. - № 10. – С. 60-61
  22. Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2005. - № 2. - С. 38-41. Примеры дидактических игр из трех групп: для обогащения экологических представлений, для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе, для приобщения к экологически ориентированной деятельности…
  23. Константинова, Т.В. Творческая игра на занятиях по экологии в ДОУ // Начальная школа: плюс до и после. - 2006. - № 1. - С.46-48. Творческая игра «На лесной полянке»
  24. Мингазова, Т. Конкурсные задания к «Экологическому ассорти» // Дошкольное воспитание. – 2012. - №2. – С. 43-44.
  25. Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С.40-49. Большие возможности в воспитании эколого-эстетических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических. В статье даны примеры дидактических игр.
  26. Чебан, М.И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С.50-54. Из опыта работы ДОУ г. Новый Уренгой: игры «Волшебное солнышко», «Поле чудес».

Список литературы для детей

1. Анна Гончарова. Еня и Еля. Волшебная экология.

2. Джеки Уайнс. Спасти планету можешь Ты! 101 способ улучшить экологию

3. Елена Ульева. Экологические сказки. Тима и Гриня спасают планету

Материалы интернет источников

1. https://youtu.be/m1Kp0P6kdvA - Синичкин день

2. https://youtu.be/Dk6jwkQZBRM - Эта волшебница вода

3. https://youtu.be/fybOS_iakBM - Ходит капелька по кругу

4. https://youtu.be/CbegkCWKzJ8 - Кто живет в реке

5. https://youtu.be/za8yCAo07DM - Лягушка

6. https://youtu.be/7mSgHb6nPuw - Прогулка в зоопарк


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по художественному труду "Мозаика" (старшая группа)

Пояснительная записка, цель программы, учебно - тематический план. содержание...

Программа танцевального кружка "Ритмическая мозаика"

Представлены пояснительная записка, цель и задачи кружка. Также выделены этапы работы над сюжетным танцем...

Рабочая программа дополнительного образования "Танцевальная мозаика"

Рабочая программа дополнительного образования "Танцевальная мозаика" состоит из:1.Пояснительная записка.2.Учебно-тематический план на 2015-2016 уч.год.3.Содержание.4.Методическое обеспечение.5.Список ...

Программа дополнительного образования "Ритмическая мозаика" 5-6 лет

Программа "Ритмическая мозаика"  - это кружок хореографии в дошкольном образовательном учреждении, которая не ставит перед собой цель превратить детей в профессиональных танцоров и...

Рабочая программа дополнительного образования "Танцевальная мозаика"

Рабочая программа создана для детей 5-6 лет. В программе изложены цели,задачи,музыкальный репертуар,подготовительные упражнения,предполагаемые результаты на конец учебного года....

Программа кружка бисероплетения «Разноцветная мозаика»

В качестве средства эстетического воспитания целесообразно использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое оказывает сильное эстетическое и эмоциональное воздействие на личность, а так...