Выступление и презентация на тему "Дети, которые играют в игры"
статья (подготовительная группа) по теме

Жижова Ольга Владимировна

Статья предназначена как для родителей, так и для воспитателей детских садов. К большому сожалению взрослые в обучении дошкольников нацелены на классно-урочную систему и недооценивают игру, как естестенную форму подготовки к школьному обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

(слайд №1)Дети, которые играют в игры

    Дети, психологически не готовые к обучению в школе имеют уровень развития воображения не соответствующий нормам психического развития дошкольников. Условием и средством развития произвольного воображения в дошкольном возрасте является освоение ребенком всех видов детской игры. Игровая деятельность неоднородна и качественно меняется на протяжении дошкольного детства. На рубеже раннего и младшего дошкольного возраста возникают первые виды самостоятельной детской игры – элементарная режиссерская и образная игра. (слайд №2) Причиной появления детской режиссерской игры является высокий уровень развития предметной деятельности. Умение ребенка действовать с различными предметами, соединяя их в единый сюжет, придавая этим действиям смысл, развивается в раннем детстве на основе изучения свойств предмета и переноса функций с одного предмета на другой, на основе действий с предметами-заместителями. Все перечисленное отличает режиссерскую игру от предметно-манипулятивной деятельности. Предмет-заместитель может быть использован по-разному в зависимости от игровой ситуации. Начальные формы режиссерской игры отличаются примитивность сюжета, однообразием действий с предметами, сравнительной непродолжительностью, ситуативностью возникновения и фрагментарностью. Чаще всего основой примитивной режиссерской игры являются сюжеты сказок, мультфильмов, которые больше всего запомнились ребенку и оставили след в его памяти. Наблюдать этот вид игровой деятельности можно у детей уже с трех лет. (слайд №3)  В режиссерской игре ребенок выступает один за всех: он и режиссер, и актер, и зритель. В этой игре малыш сам создает сюжет-сценарий, придумывает, кто, где будет находиться, как персонажи будут взаимодействовать с другими предметами и что в результате этого произойдет на «сцене». Все роли ребенок исполняет сам. В режиссерской игре он учится «видеть целое раньше частей». В этой игре ребенок играет по сюжету, который он сам придумал, опираясь на опыт собственных переживаний. Режиссерская  игра по форме является коллективно-индивидуальный. Дети могут играть рядом, в одну и ту же игру, но у каждого ребенка будет своя «семья» или своя «армия», и уход одного из детей из игры не разрушит игру другого ребенка.  Обучение режиссерской игре  способствует развитию умения самостоятельно играть с разными предметами и продолжительное время. В результате у  ребенка появляется индивидуальная игра. Предметное манипулирование и управление игрушками в режиссерских играх формирует у детей способность сюжетотворчества, видение игровой ситуации в целом и умения посмотреть на ситуацию глазами разных персонажей.

  (слайд №4)  Почти одновременно с режиссерской игрой появляется еще один вид самостоятельной детской игры – образной, или образно-ролевой. Отличительной чертой этой игры является то, что ребенок принимает на себя своеобразную роль, которую правильнее будет назвать игровым персонажем – образом. Игра состоит в том, что малыш воображает себя кем угодно и чем угодно и, соответственно, ведет себя так, как полагается действовать воображаемому объекту. В режиссерской игре ребенок как бы изнутри познает объекты окружающего мира, отождествляя себя с ними. Особенностью игр этого типа является то, что малыш выделяет и воспроизводит какое-то ключевое действие или специфическую позу, позволяющую ему удерживать воображаемый образ и быть именно тем, с чем он себя отожествил. Для образно-ролевой игры нужны костюмы, лоскуты ткани для драпировки, ножницы и цветная бумага, с помощью которых можно создавать декорации. Этот вид игры по форме и содержанию тоже коллективно-индивидуальная. Дети могут играть рядом, но не вместе, и чаще всего это индивидуальная игра. Для полноты ощущений себя в образе ребенку нужны лишь декорации, атрибуты и наряды. (слайд №5) Источником развития образной и образно-ролевой игры является общение. Роли и образы малыш черпает из своего ближайшего окружения. Эта игра дает возможность ребенку по-новому общаться с взрослым. Для того чтобы не произошло застревание в одном образе,  малышу нужны новые впечатления и новые ситуации общения. Организовывая образно-ролевую игру, можно учить ребенка проигрывать один и тот же образ, но в разных ситуациях или дать ему возможность изображать разные эмоциональные состояния: добродушия, раздражения, усталости, радости, печали. Дети должны научиться не только входить в разные роли и подолгу оставаться в одной  и той же роли, но и вносить существенные изменения по ходу ее реализации. Способность к отожествлению, развивающаяся в образной игре является одной из фундаментальных общечеловеческих способностей и имеет большой вес в творческом потенциале личности.

   (слайд №6) В своем развитии эти виды детской игры приводят к становлению сюжетно-ролевой игры, в которой главными становятся человеческие роли и отношения. Сюжетно-ролевая игра по форме и содержанию коллективная. В этой игре дети играют вместе, а не рядом. В сюжетно-ролевую игру можно играть при наличии партнера по игре. Отличительной чертой этой игры является наличие сопряженных ролей: продавец-покупатель, врач-пациент, мама-дочка, учитель-ученик, водитель-пассажир. Особенно привлекательной является главная роль и менее привлекательной – второстепенная. Если никто из играющих не соглашается на второстепенную роль, то в игру включаются куклы-дочки и появляется две мамы или два летчика, тогда сюжетно-ролевая игра быстро скатывается к образно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра начинается с распространения ролей, но для этого дети должны договориться с партнером, во что и как они будут играть, затем удерживать свою роль, действовать и говорить согласно той роли, которую ребенок на себя принимает, и одновременно следить за всеми действиями партнера. Наблюдая этот вид игровой деятельности  у детей, можно стать свидетелем споров и разногласий по поводу сыгранной роли. (слайд №7) Еще одна отличительная черта сюжетно-ролевой игры – наличие скрытых правил. Если кто-то не желает играть по правилам того, кто первый придумал игру, то игра разрушается. В сюжетно-ролевой игре,  дети  не только знакомятся с миром взрослых и усваивают  определенные социальные отношения и нормы, но и закладываются психические процессы, развиваются качества, необходимые для дальнейшего обучения в школе. В такой игре основное внимание дошкольника направлено на социальные отношения людей. Чем богаче опыт ребенка, тем многообразнее сюжеты игры. Роль взрослого в сюжетно-ролевой игре заключается в том, чтобы помочь выбрать сюжет, а в случае «пробуксовывания» игры – подкинуть новую идею. По мере развития сюжетно-ролевой игры ребенок учится не только решать стоящие перед ним задачи и проблемы, но и сам их себе задавать. В результате дети учатся на более высоком уровне общаться с  взрослыми и сверстниками, подолгу развивать один и тот же сюжет и подчиняться правилам ролевого поведения. Для ролевой игры характерным является подчинение правилу, связанному с ролью, которую берет на себя ребенок. Связь правила с ролью в творческой игре органическая, правила определяются по мере развития и усложнения этого содержания.

  (слайд №8)  Переход от сюжетно-ролевой игры к играм с правилами заложен в логике развития сюжетно-ролевой игры, которая на начальных этапах своего развития имеет развернутое содержание, а на последних этапах можно наблюдать лишь вербальное проигрывание сюжета. Например, в игре ребенок может сказать: «Давай, как будто она уже поспала» и т.д. Изменения в поведении детей связаны с умением слышать и слушать взрослого, подчиняться его требованиям, работать в команде со сверстниками, удерживать учебную задачу. Подчинение правилам, пусть даже игровым, - очень важный показатель психического развития ребенка, который обеспечивается всем предшествующим ходом его воспитания и обучения. К играм с правилами относятся большинство дидактических, настольно-печатных, подвижных, спортивно-соревновательных игр. Отличительной особенностью игр с правилами является наличие явных правил и скрытого сюжета. В играх по правилам ребенок научается сознательно подчиняться правилам, следить за своими действиями и действиями партнеров. (слайд №9) Развитие этого вида игровой деятельности имеет решающее значение для формирования предпосылок учебной деятельности (постановка учебной задачи, выбор действий, направленных на ее достижение, контроль и оценка достигнутого результата), потому что в играх с правилами сначала дети договариваются, во что они будут играть, другими словами – они ставят друг перед другом учебную задачу, потом они договариваются, как следует играть в выбранную ими игру.  Определившись со способом игры, дошкольники начинают играть и в игре устанавливают жесткий контроль за соблюдением правил. Дети могут говорить, что кто-то играет не по правилам или нарушает правила игры. В конце игры дается оценка игре каждого, например: «ты играл хорошо», «с тобой интересно играть», «давай завтра еще поиграем» или «ты играл не по правилам, больше с тобой играть не будем». В играх по правилам ребенок начинает обращать внимание на способ достижения результатов. Игры с правилами по форме и содержанию носят коллективный, групповой характер. Для данного вида игровой деятельности требуется большая компания детей. Организовать игру с правилами можно на основе сюжета любой сказки, истории, рассказа, свернув при этом сюжет и сформулировав правила игры. В процессе придумывания игры с правилами по сюжету сказки или рассказа дети учатся вычленять самое главное и на его основе формулировать правила игры.

   (слайд №10) Интересующая  нас способность детей к обучению школьного типа немыслима без развитой способности устойчиво удерживать особую роль и внутреннюю позицию ученика. Формируется же эта способность в значительной мере в ролевой игре. В игре происходит существенная перестройка поведения ребенка – оно становится произвольным. При выполнении роли образец поведения, содержащийся в роли, становится одновременно эталоном, с которым ребенок сам сравнивает свое поведение и контролирует его, то есть он выполняет как бы две функции: играет свою роль и контролирует свое поведение. Произвольное поведение характеризуется не только наличием образца, но и контролем за выполнением этого образца. Таким образом, при выполнении роли имеется своеобразное раздвоение, то есть рефлексия. Конечно, это еще не сознательный контроль. Вся игра находится во власти привлекательной мысли и окрашена аффективным отношением, но в ней уже содержатся все основные компоненты произвольного поведения. Функция контроля еще очень слаба и часто требует поддержки со стороны участников игры, однако значение игры и в том, что эта функция здесь рождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения. Так как содержание ролей, главным образом, сосредоточено вокруг норм отношений между людьми, то в игре ребенок как бы переходит в мир высших форм человеческой деятельности, в мир правил человеческих взаимоотношений. Нормы, лежащие в основе человеческих взаимоотношений, становятся через игру источником развития морали самого ребенка. Игра имеет значение и для формирования дружеского коллектива, и для развития самостоятельности, и для многого другого. В игре ребенок оценивает человеческие отношения, обнаруживает, что они имеют определенную иерархию подчинения, управления и исполнения. Играя, дошкольник учится осмысленно ориентироваться в переживаниях, оценивать их, и благодаря этому у него возникает новое отношение к самому себе, формируется самооценка. В игре воспитывается коллективизм, умение и желание делать вместе, помогать другому. Очень важно, что дети свободно оперируют знаниями, умениями, необходимыми в игровой ситуации. Игра создает благоприятные условия для развития интеллекта ребенка. В игре старшего дошкольника еще мало импровизации, он скорее копирует взрослую или собственную жизнь, переносит ее в игру, но чем старше становится ребенок, тем больше проявляется собственное отношение к происходящему, тем больше в его игре выдумки, импровизации. Все это показывает, что игра на начальных этапах обучения – действенная эффективная методика.

  (слайд №11)  Наблюдения за детьми 5-7 лет показывают: дошкольники имеют значительные отставания по проживанию отдельных видов игровой деятельности, чаще это сюжетно-ролевая игра и игры с правилами. Такие дети не могут самостоятельно организовать игру, занять себя продолжительное время, им требуется организатор игры – взрослый. При приеме в первый класс необходимо учитывать психологическую готовность ребенка к школе и школьную зрелость. /Коротко: психологическая готовность – это интеллектуальное развитие ребенка, а школьная зрелость – социальное/. Практика показывает: чаще учебные заведения предъявляют определенные требования к психологической готовности детей, на основании чего создаются классы с примерно одинаковыми стартовыми возможностями ребенка. Школьная зрелость при приеме детей в первый класс учитывается в меньшей  степени и чаще ей пренебрегают, а за этим стоит неумение детей договариваться друг с другом, брать на себя второстепенные роли, общаться с ровесниками и взрослыми. Все перечисленное дает сюжетно-ролевая игра, которая, как правило, в школе используется редко. Слабое развитие произвольной сферы у детей, поступающих в школу, затрудняет их обучение. Это показывает, что игра на начальных этапах обучения – действенная эффективная методика, которая в этом случае поможет первоклассникам адаптироваться к школьному обучению. Можно предложить использовать на уроках некоторые сюжетно-ролевые игры и отдельные игровые методики, применение которых будет способствовать развитию произвольного поведения у первоклассников (см. «Школьный психолог», №3, 2006). Эти  игры и методы помогут учителю наладить дисциплину на уроке, а детям позволят легче усвоить устный счет и звуковой анализ слов, лежащий в основе обучения школьников. Сюжетно-ролевые игры необходимо вплетать в процесс обучения как шестилеток, так и детей семилетнего возраста, находящихся на низкой ступени развития произвольности, так как они еще не достигли такого уровня психического развития, при котором появляется учебная мотивация, мотивация достижения, внутренняя позиция школьника, что позволяет ребенку принять на себя роль ученика и выполнять все предъявляющиеся к нему требования. А раз всего этого у ребенка еще нет, то его невозможно учить обычным способом, так как он не включается в процесс обучения. Игра в таком случае выступает в качестве адекватной для таких детей формы обучения, поскольку создает необходимую мотивацию усвоения различных умений. Внутри игры будут развиваться аффективно-потребностная сфера ребенка, произвольность, интеллект. По мере развития     детей в процессе обучения можно будет включать все больше и больше обычных учебных заданий.

Литература.

1. Галена Ховрина «Психологические особенности коррекционной работы с детьми, не готовыми к обучению в школе»,  «Школьный психолог» №21, 2005.

2. Марина Удовенко «Подготовка к школе: союз психолога и родителя», «Школьный психолог» №10, 2007г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игры, в которые играют дети Жижова Ольга Владимировна педагог-психолог ТОГАОУ «Мичуринский лицей»

Слайд 2

Режиссерская игра Причина появления игры - высокий уровень развития предметной деятельности. Умение действовать с различными предметами. Соединение предметов в единый сюжет. Придание действиям игрового смысла. Перенос функций с одного предмета на другой. Действие с предметами-заместителями. Использование предметов-заместителей по-разному в зависимости от игровой ситуации. Основа игры - сюжеты сказок, мультфильмов. В игре ребенок выступает один за всех: он и режиссер, и актер, и зритель. Создание сюжета-сценария \придумывание, кто, где будет находиться, как персонажи будут взаимодействовать с другими предметами и что в результате этого произойдет на «сцене»\. Исполнение всех ролей самим ребенком. Опирается на опыт собственных переживаний. По форме игра коллективно-индивидуальная.

Слайд 3

Режиссерская игра Игра способствует: - развитию умения самостоятельно играть с разными предметами - играть продолжительное время - появлению индивидуальной игры - управлению игрушками - формированию способности сюжетотворчества - видение игровой ситуации в целом - умению посмотреть на ситуацию глазами разных персонажей.

Слайд 4

Образно-ролевая игра Принятие на себя роли – образа. Воображение себя кем угодно и чем угодно, действие согласно воображаемому объекту. Познание объектов изнутри Отождествление ребенка с объектами. Выделение и воспроизведение ключевого действия или специфической позы. Удержание воображаемого образа. Требуются костюмы, лоскуты ткани для драпировки, ножницы и цветная бумага, с помощью которых можно создавать декорации. По форме и содержанию игра - коллективно-индивидуальная. Источник развития игры - общение. Роли и образы черпаются из ближайшего окружения ребенка. Требуются новые впечатления и новые ситуации общения.

Слайд 5

Образно-ролевая игра . Игра способствует: - возможности по-новому общаться с взрослым - вхождение в разные роли - подолгу оставаться в одной и той же роли - внесению существенных изменений по ходу реализации игры - проигрывать один и тот же образ в разных ситуациях - возможности изображать разные эмоциональные состояния: добродушия, раздражения, усталости, радости, печали.

Слайд 6

Сюжетно-ролевая игра По форме и содержанию игра - коллективная. Наличие скрытых правил. Главное - человеческие роли и отношения. Основное внимание направлено на социальные отношения людей. Чем богаче опыт ребенка, тем многообразнее сюжеты игры. Роль взрослого - помочь выбрать сюжет или подкинуть новую идею. Дети играют вместе, а не рядом. Наличие партнера по игре. Наличие сопряженных ролей: продавец-покупатель, врач-пациент, мама-дочка, учитель-ученик, водитель-пассажир. Подчинение правилу, связанному с ролью, которую берет на себя ребенок.

Слайд 7

Сюжетно-ролевая игра Игра способствует: - распространению ролей - договору с партнером об игре - удерживанию своей роли - действию и разговору согласно роли - отслеживанию за всеми действиями партнера - знакомству с миром взрослых - усваиванию определенных социальных отношений и норм - закладыванию психических процессов - развитию качеств, необходимых для обучения в школе - решать стоящие перед ребенком задачи и проблемы - постановке задач ребенка перед самим собой - общению с взрослыми и сверстниками на более высоком уровне - подолгу развивать один и тот же сюжет - подчинению правилам ролевого поведения.

Слайд 8

Игры с правилами Относится большинство дидактических, настольно-печатных, подвижных, спортивно-соревновательных игр. Наличие явных правил и скрытого сюжета. Умение слышать и слушать взрослого. Подчинение требованиям взрослого. Работа в команде со сверстниками. Удерживание учебной задачи. Подчинение правилам. Дети договариваются, во что они будут играть, как следует играть в выбранную ими игру. Устанавливается жесткий контроль за соблюдением правил. В конце игры дети дают оценку игре каждого участника. Обращается внимание на способ достижения результатов. По форме и содержанию - коллективный, групповой характер. Организовать игру с правилами можно на основе сюжета любой сказки, истории, рассказа, свернув при этом сюжет и сформулировав правила игры.

Слайд 9

Игра способствует : сознательному подчинению правилам отслеживанию ребенком своих действий и действий партнеров формированию предпосылок учебной деятельности \постановка учебной задачи выбор действий, направленных на ее достижение контроль и оценка достигнутого результата\ - вычленению самого главного в игре и на его основе формулировать правила игры.

Слайд 10

Характеристика детей, не готовых к школьному обучению Отсутствие внутренней позиции школьника. Слабое развитие произвольной сферы. Низкая адаптация к школьному обучению. Отсутствие учебной мотивации и мотивации достижения.

Слайд 11

Умения, полученные в игре, необходимые для учебной деятельности будущего первоклассника Развитие способности устойчиво удерживать особую роль и внутреннюю позицию ученика. Развитие воображения. Школа произвольного поведения (основные компоненты: наличие образца и контроль за выполнением этого образца). Развитие морали. Воспитание коллективизма. Развитие самостоятельности. Формирование самооценки. Развитие интеллекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление и презентация на тему "Особенности педагогического руководства сюжетно - ролевой игрой в разных возрастных группах ДОУ "(с учётом ФГТ).

В данном выступлении раскрыта роль сюжетно - ролевой игры на современом этапе. её отражение в нормативных документах. Дан сравнительный анализ двух подходов к организаци и руководству сюжетно ролевой ...

Методическое обеспечение рабочей программы. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие": тематический план сюжетно-ролевых игр «Я - играю, ты - играешь, мы - играем»

Сюжетно-ролевые игры направленгы на формирование умения согласовывать свой собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры....

ИГРЫ-КРИЧАЛКИ,ИГРЫ-ТОПАЛКИ ,ИГРЫ-ПРИВЕТСТВИЯ

ИГРЫ-КРИЧАЛКИ,ИГРЫ-ТОПАЛКИ ,ИГРЫ-ПРИВЕТСТВИЯ...

Режимные моменты в старшей группе (С- Ролевые игры, театрализованние игры, дидактические игры)

Режимные моменты в старшей группе (С- Ролевые игры, театрализованные игры, дидактические игры)...

Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...

«Играем всем, играем всегда, играем везде!»

laquo;У ребенка есть страсть к игре и её надо удовлетворять.Надо не только дать ему вовремя поиграть,но и пропитать игрой всю его жизнь» А. МакаренкоЖизнь современного ребенка заполнена телевид...