Специфика психотерапевтической работы с детьми
статья на тему

В работе с детьми основной задачей является осознание и свободное проявление своих желаний и потребностей. С детьми это часто происходит в процессе совместной творческой деятельности ребенка и психолога, которая способствует выражению себя, своих истинных чувств, а это часто является одной из самых больших нехваток в жизни не только детей, но и взрослых. Через экспериментальное взаимодействие ребенка и взрослого, где много экспрессии, творчества, создается особое пространство, благодаря которому ребенок может раскрыть свой внутренний мир, стать более гибким в поведении, свободно осуществлять выбор, принимать решения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsifika_psihoterapevticheskoy_raboty_s_detmi.docx30.19 КБ

Предварительный просмотр:

СПЕЦИФИКА

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

«Ребенок нуждается в вашей любви

больше всего именно тогда,

когда он меньше всего ее заслуживает»

Э.Бомбек

Введение

        В работе с детьми основной задачей является осознание и свободное проявление своих желаний и потребностей. С детьми это часто происходит в процессе совместной творческой деятельности ребенка и психолога, которая способствует выражению себя, своих истинных чувств, а это часто является одной из самых больших нехваток в жизни не только детей, но и взрослых. Через экспериментальное взаимодействие ребенка и взрослого, где много экспрессии, творчества, создается особое пространство, благодаря которому ребенок может раскрыть свой внутренний мир, стать более гибким в поведении, свободно осуществлять выбор, принимать решения. Он приобретает новый эмоциональный опыт при выражении своих чувств без оценки и наказаний, а также ресурсы для того, чтобы научиться реагировать по-новому. Таким образом, работа с детьми включает и обучающий компонент – некоторые дети не знают названия чувств, и психолог объясняет, какие бывают эмоции, зачем они нужны, чем отличаются друг от друга, как они связаны с телом и выражаются с помощью мимики и мышц.

        Методы, используемые в работе с детьми, очень разнообразны как по форме (групповые и индивидуальные), так и по используемым ресурсам (рисуночные, скульптурные, игровые и т.п.). Однако большинство методик, используемые в работе с детьми, основаны на использовании проекции (рисование, лепка, рассказывание историй, разыгрывание сцен, работа с метафорами и т.д.), которые в символической форме позволяют ребенку выразить свои чувства и завершить незавершенные ситуации.

        При выборе психотерапевтических методов в работе педагога-психолога следует учитывать также этап психического развития ребенка и его возрастные особенности. И, конечно, огромную роль в работе с детьми играет личность самого психолога. «Вернись к своим истокам и вновь стань ребенком» - вот основной лозунг детского психолога.

        Психотерапия с детьми отличается от психотерапии взрослых прежде всего потому, что разговаривать с ребенком об их проблемах довольно сложно, не всякий ребенок пойдет на словесный контакт. Поэтому работа с детьми часто похожа на обычную игру, и занятие творчеством.

        Часто родители приводят детей на консультацию с желанием, чтобы психолог сделал с ними что-то, чтобы ребенок изменил свое поведение. Как правило, родители представляют, что специалист «внушит» ребенку, что можно делать, чего нельзя или обяжет его делать то, что хотят от него взрослые или, на худой конец, даст ребенку «волшебную пилюлю». Надо сказать, что так родители проявляют свою родительскую любовь и заботу, потому что действительно видят и понимают, как страдает их ребенок. У ребенка часто при этом не бывает никакого запроса, и он считает, что с ним все в порядке.

        Обычно каждый случай такого вынужденного для ребенка контакта с психологом – это определенный призыв ребенка обратить пристальное внимание на его «симптом». Симптом – это собственно то, на что жалуются родители и педагоги, сверстники и взрослые.  И он может соответствовать или не соответствовать клиническим классификациям. Симптом ребенка – это его творческий способ, уникальный, привычный и единственно возможный для него приспособиться к его жизненной ситуации.

Особенности психотерапевтической работы с детьми

        П. Ванн Дамм, один из представителей детской гештальт-терапии, выделяет специфические особенности детской психики, которые необходимо учитывать в процессе терапии:

        1. Дети, страдающие психосоматическими расстройствами или невротическими проявлениями, мобилизуют большую часть времени на сопротивление, которое называют ретрофлексия (удовольствие или агрессивность не могут выйти наружу).

        2. Ребенок – существо, зависящее от семейного и социального окружения. Он не просился на прием к психологу, есть всегда третий, кто сопровождает его. Он не примыкает к терапевтическому проекту (альянсу) сразу и вся работа доверия и предконтакта необходима для того, чтобы организовать терапевтический альянс и пространство, где ребенок находит удовольствие в регулярной встрече со взрослым.

        3. Ребенок и семье – единое целое. Всякое изменение ребенка отражается на семейной жизни. Вмешательство родителей необходимо, чтобы обеспечить изменения, позволить им противопоставить себя воображаемым изменениям, которые могут влиять на реального ребенка и изменять его.

        4. Взаимодействие между психологом и ребенком проходит через творческую подгонку двух языков: ребенка и взрослого. Каждый пытается общаться с другим через привилегированные средства: игра, артистическое и графическое творчество, крики, музыка, танец в зависимости от возраста и патологии ребенка.

        В. Оклендер, анализируя свой опыт, отмечает следующие особенности психотерапии в работе с детьми:

        1. Зачастую позднее обращение за помощью со стороны родителей, воспитателей, школы и т.п. К тому времени, когда родители впервые обращаются за помощью к психологу, ситуация уже достаточно сложна как для ребенка, так и для родителей. Ребенок в редких случаях сам просит о помощи. Исключение составляют подростки – инициатива такого рода исходит чаще.

        Многие родители обнаруживают особенности поведения, указывающие на наличие проблем. И все же большинство родителей не спешат обращаться за помощью. Причину этого В. Оклендер видит в том, что родители не хотят верить. Что проблемы, возникающие у их детей, требуют профессиональной помощи. Они говорят себе: «Это всего лишь этап, ребенок перерастет его». Кто в состоянии допустить, что недостаточно хорошо справляется с ролью родителя? Кроме того многих пугает стоимость лечения и время, которое необходимо затратить. Определенные опасения связаны и с тем, что может выявиться в процессе терапии. Некоторые родители чувствуют в глубине души, что помощь требуется им самим, а это трудно признать.

        2. Часто привод ребенка к психологу связан с каким-либо необычным событием (смерть или заболевание близких, болезнь самого ребенка, глубокие потрясения и т.д.).

        3. Еще одной особенностью детской психотерапии является ее непродолжительность.

        4. Некоторые дети, в особенности маленькие, вовсе не обязательно испытывают потребность вербализовать свои открытия и осознание всех «что» и «как» своего поведения.

        5. Личность самого психолога. Он должен быть абсолютно нейтрален по отношению к тому, что он раньше знал или читал о ребенке.  Есть большой соблазн составить определенное отношение к ребенку, поговорив с его родителями, воспитателями либо услышав другие отзывы и оценки. «Я должна начинать работу с ребенком с того момента, в котором мы находимся, невзирая ни на что из того, что я слышала, читала или даже диагностировала сама… Когда ребенок вступает в контакт с кем-то, кто готов принять его таким, каков он в этот момент, не опираясь на предвзятые суждения, он может показать себя с другой стороны, со стороны, которую ему трудно было обнаружить перед родителями или другими взрослыми».

        Говоря о личности психолога, работающего с детьми, следует особо отметить, что он должен быть открыт для восприятия полета детской фантазии и не пытаться втиснуть ее в ложе здравого смысла. То, что для ребенка наполнено смыслом и может помочь его лечению, иногда кажется мелочью с взрослой колокольни. Воображение является для ребенка как источником веселья, так и отражением его внутренней жизни: затаенных страхов, невысказанных желаний и неразрешенных проблем.

        6. Терапия с детьми включает и обучающий компонент – некоторые дети не знают названия чувств, и психолог объясняет, какие бывают эмоции, зачем они нужны, чем отличаются друг от друга, как они связаны с телом и выражаются с помощью мимики и мышц.

        7. В работе с детьми основной задачей является осознание и свободное проявление своих желаний и потребностей. То, какие чувства, какие реакции вызывают у окружающих желания ребенка – то есть его прямое заявление о своих потребностях – во многом определяет способ обращения ребенка со своими желаниями. Он может их увидеть или спрятать, проигнорировать, испугаться, застыдиться.

        Ребенок не в состоянии узнать содержание своей потребности, до той поры, пока он не встретиться с ней, пока не испытает удовлетворение, пока не узнает ситуацию, в которой ему хорошо, не выделит в своем сознании предмет, человека или отношение, которое приносит удовольствие, и не познакомиться таким образом со своим желанием. Его чувства говорят ему о том, что чего-то ему хочется, чего-то не хватает. В теле возникает напряжение, дискомфорт, беспокойство. Ребенок выхватывает взглядом какой-то предмет – ага, вот то, что мне нужно, вот этого мне не хватало, без этого мне так плохо! Или вспоминает какую-то прошлую ситуацию, когда было хорошо, и пытается вернуться в нее или воспроизвести ее в текущий момент. Хорошо, если это совпадает с реальным желанием ребенка, тогда действительно наступает удовлетворение и встреча со своей потребностью. Куда как хуже, если на самом деле желание было другим. Тогда ребенок получает желанный предмет, но остается неудовлетворение, остается напряжение и раздражение, которое прорывается через благополучие слезами, криком, обидой или другими способами. И тогда взрослые начинают жаловаться на капризы. Происходит нарушение контакта между ребенком и окружающим миром.

        В терапии и в консультировании приходится встречаться с случаями, когда ребенок испытывает желания, но не осознает их, не владеет эффективными способами обращения со своими желаниями. В таком случае необходимым, а иногда основным содержанием работы становится работа с выявлением подлинного желания ребенка, спрятанного за послушанием, безразличием или бурным капризом. Работа психолога похода на перевод крика «Хочу луну» с детского языка на родительский.

Методы, методики и техники

в работе с детьми и подростками

        В детской психотерапии выделяют две принципиальные ориентации:

        - работа непосредственно с ребенком;

        - работа с его социальным окружением (в первую очередь с семьей и детским коллективом).

        По форме работы выделяют индивидуальные и групповые методы.

        Преимущество группы в работе с детьми заключается в том, что она представляет собой своеобразные островки мира, в котором можно исследовать поведение и опробовать его новые формы. Групповая работа создает идеальную обстановку для детей, нуждающихся в освоении навыков социальных контактов. В группе ребенок может осознать, как он взаимодействует с другими детьми, научиться брать на себя ответственность за свои поступки, испробовать новые формы поведения. Кроме того, каждый ребенок нуждается в связи с другими детьми, чтобы убедиться, что и другие испытывают сходные чувства и сталкиваются со сходными проблемами.

        Детский психотерапевт К. Бремс описывает следующие группы методов работы с детьми:

        - игровая терапия;

        - рассказывание историй;

        - графические и скульптурные художественные методы;

        - поведенческие техники.

В. Оклендер выделяет следующие методы и формы:

        - рисуночные методы (рисование на заданную тему, на свободную тему, групповой рисунок, рисование с помощью пальцев, ног);

        - скульптурные методы (поделки из глины, пластическое моделирование, поделки из теста, дерева, коллажи и т.п.);

        - сочинение рассказов, поэзия;

        - методы по развитию сенсорного опыта;

        - драматургическое творчество (разыгрывание сцен, релаксация, медитация, движения тела);

        - игровая терапия (игры с песком, куклами и т.п.).

В. Оклендер не рассматривает поведенческие методы и особо выделяет драматургическое творчество и методы по развитию сенсорного опыта, так как они наиболее приближены к основной задаче психотерапии – помощь в осознании того, что с ним происходит «здесь и сейчас», осознавании себя, своих чувств и потребностей.

        Согласно В. Оклендер, «драматургическое творчество (разыгрывание сцен, ролевые игры, пантомима) помогает детям становиться ближе к самим себе, потому что позволяет выйти за пределы самих себя. В ролевых играх дети никогда не покидают самих себя по-настоящему: опыт импровизации позволяет им в большей степени выразить себя». Драматургия превращается в средство, помогающее детям отыскать потерянные, скрытые области своего Я и выразить их, что способствует формированию индивидуальности и уверенности в себе.

        Некоторые авторы (Дж. Миллс, Р. Кроули, Д. Бретт) выделяют отдельный метод работы с детьми – работа с метафорами. Используя привычную для ребенка форму, метафора прячет свою истинную цель в ткани рассказа. Примером этого метода может служить техника рассказывания психотерапевтических историй Д. Бретта. Автор предлагает в работе с детьми рассказывать им истории, где в основе лежат реальные детские проблемы (страх темноты, застенчивость, гиперактивность и т.п.), присутствуют герои, похожие на маленьких клиентов, но в ткань повествования вплетаются моменты «более здоровой адаптации», которые отсутствуют в жизни ребенка. Косвенные метафоры дают ребенку возможность отвлечься от своей болезни или проблемы и активируют его ответные реакции, исключая воздействие уже сложившихся на сознательном уровне установок.

        Немецкий психотерапевт Г. Шоттенлоэр выделяет следующие преимущества терапии рисунком и образом:

        1. Рисование и лепка в большей степени, нежели речь, допускают непосредственное выражение снов, фантазий и других видов внутреннего опыта, который скорее проявится в картинах, нежели в словах.

        2. Проекции, привнесенные в рисунок, с существенно большей легкостью минуют внутреннюю цензуру, чем выраженные вербально, что ускоряет терапевтический процесс.

        3. Творения сохраняются в течение длительного времени, не изменяясь.

        4. Обеспечивается автономия рисующего. С каждым разом он учится все лучше обходиться со своими рисунками и использовать их для собственного лечения и развития.

        5. Часто рисующие обнаруживают в своих картинах такую силу, мощь и жизненность, каких до этого в себе не ощущали. Это укрепляет их веру в себя и свою способность успешно решать все проблемы.

        6. Расширяются и углубляются коммуникативные возможности. Доступ к себе и другим при помощи слов часто бывает закрыт. Бессознательное легко проникает в язык рисунка, способствует осознаванию, обогащает и ободряет.

        Таким образом большинство методик, используемых в работе с детьми, основаны на использовании проекции. Дети проецируют на рисунок, поделку или персонажей рассказа то, что чувствуют сами, когда они не в состоянии оказаться лицом к лицу с тем фактом, что они сами испытывают эти чувства. Кроме того, проекция лежит в основе всех видов художественного и научного творчества. Поскольку проекция отражает наш собственный опыт, наши знания и проблемы, исследование проекции позволяет получить ценные данные о нашем ощущении самих себя. То, что ребенок выражает через различные образы в «отдалении», может отражать его фантазии, тревоги, страхи, фрустрации, отношения, импульсы, обиды, желания, потребности и чувства. Все это – ценный материал, с которым надо обращаться очень бережно. Часто проекция представляет собой единственный путь, посредством которого ребенок проявляет себя.

Заключение

        Работа с детьми в любой области требует очень тонкого, чуткого и осторожного подхода. В своей жизни ребенок, как правило, испытывает хроническую нехватку в чем-то жизненно необходимом. Когда он не может удовлетворить желание, все его поведение организовано так, чтобы получить то, в чем он нуждается. Однако, его способы, которыми он пользуется, устарели или являются неадекватными ситуации.

        Когда ребенок «психологически здоров», он осуществляет свои желания, обращаясь к своему окружению, через «контакт» с этим окружением (семья, коллектив, школа и т.д.). Хороший контакт заканчивается удовлетворением желания и возможностью усвоить опыт ситуации. А вот нездоровье рождается из-за хронического прерывания контакта, остановки. В работе с ребенком психолог через игру, рисование и творчество исследует. Что мешает ребенку осуществлять его желания, делать что-то важное для себя и заставляет прерывать контакт.

        Через экспериментальное взаимодействие ребенка и взрослого, где много экспрессии, творчества, создается особое пространство, благодаря которому ребенок может раскрыть свой внутренний мир, стать более гибким в поведении, свободно осуществлять выбор, принимать решения. Он приобретает новый эмоциональный опыт при выражении своих чувств без оценки и наказаний, а также ресурсы для того, чтобы научиться реагировать по-новому.

        Тем, кто работает с детьми, никогда не стоит забывать эпиграф: «Вернись к своим истокам и вновь ребенком стань». Умение вернуться к «ребенку в нас» - поистине бесценное качество. Это происходит, когда мы оживляем свои счастливые детские воспоминания и забавные фантазии или наблюдаем за детьми, играющими в парке, в песочнице, во дворе. Это помогает нам заново припомнить особенности детской непосредственности восприятия и использовать их как важный терапевтический инструмент.

Литература:

  1. Бремс К. Полное руководство по детской психотерапии. Пер. с англ./ М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.
  2. Бретт Д. «Жила-была девочка, похожая на тебя…»: Психотерапевтические истории для детей / Пер. с англ. – М.: Класс, 2008.
  3. Оклендер В. Гештальт-терапия с детьми: работа с гневом и интроектами // Гештальт-терапия с детьми, вып.1 / Под ред. Н. Кедровой. – М.: Московский гештальт институт, 2002.
  4. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии / Пер с англ. – М.: «Класс», 2007.
  5. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальт-терапии. Пер. с нем. /  СПб.: Издательство Пирожкова. 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР по формированию лексико-грамматической стороны речи

Адресовано учителям — логопедам, воспитателям, а также родителям для индивидуальной работы с детьми....

Песочная терапия - инновационная технология психотерапевтической работы с детьми.

Статья рекомендована педагогам и психогоам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста....

"Специфика логопедической работы с детьми, имеющие нарушения зрения"

Статья рассказывает о том, как правильно выстраивать логопедическую работу с детьми, имеющие нарушения зрения....

Специфика логопедической работы с детьми с задержкой психического развития.

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тем, что увели...

Специфика коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения.

На сегодняшний день (декабрь 2017 года) лекотеку посещает 1 ребенок с нарушением зрения. Во время обследования в четырехмесячном возрасте установлено, что у ребенка врожденная катаракта, отслойка сетч...

Доклад на педсовете "Специфика коррекционной работы с детьми с ЗПР".

             По данным различных исследований, количество детей, испытывающих значительные трудности в усвоении программ обучения в дошкольном возрасте достиг...

Специфика коррекционной работы с детьми с задержкой психоречевого развития.

В данной работе рассмотрены особенности работы с детьми с задержкой психоречевого развития....