"Путешествие к звездам и планетам"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Арефьева Валентина Петровна

Занятие в детском саду по теме: "Путешествие к звездам и планетам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kosmos.zip2.03 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Путешествие к звездам и планетам

Образовательная область: познание

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация.

Вид деятельности: познавательно – исследовательская

Возраст: 5-6 лет

Цель: сформировать познавательный интерес к окружающему миру.

Задачи:

1.Образовательные:

- формировать представление об астрономии, звездах, планетах Солнечной системы;

2.Развивающие:

- развивать речь, мышление, наблюдательность;

- развивать умение анализировать информацию, делать выводы;

- развивать умение объединять предметы по какому-либо основному, существенному признаку.

3.Воспитательные:

- воспитывать коммуникативную культуру, умение работать в группах,

Форма организации: фронтальная, индивидуальная.

Материал и оборудование:

ПК, проектор, презентация с изображениями созвездий, планет Солнечной системы, магнитная доска, картинки с изображением Солнца и планет с магнитами, раздаточный материал с заданиями, цветные карандаши, цветная бумага, листы бумаги, клей, ножницы, стихотворения.

Ход непосредственно – образовательной деятельности:

Создание мотивации и эмоционального настроя на деятельность.

        Воспитатель: Сегодня к нам в детский сад приходил  наш хороший друг – гном Кнопкин. (Слайд и изображением гнома). Он очень умный, любознательный и добрый. Гном Кнопкин очень любит астрономию – науку о Солнце и звездах. Никто в царстве гномов не знает астрономию лучше Кнопкина! Он настоящий гном – астроном! Он поведал мне сегодня много звездных тайн, а я поделюсь с вами.

Открытие нового знания или умения.

(слайд с изображением осеннего звездного  неба)

        Воспитатель: Если очень внимательно рассматривать звездное небо, то можно увидеть на нем много различных рисунков из звезд. Давайте рассмотрим их.

        В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано тысячами звезд. Они нам кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие.         Посмотрите на картинку.  И найдите на них большой ковш. Нашли?

        На том участке неба, где расположен большой ковш, кроме семи ярких звезд, которые его образуют, есть еще много звездочек. С давних времен люди обратили внимание на эти  звезды и назвали их созвездием Большой Медведицы. Эту медведицу они рисовали в своих звездных картах.

        Гном Кнопкин рассказывал, что на небе есть звезда, которая заменяет человеку компас. Называется она Полярной звездой.

        Как же её найти на небе?

- А находится она в другом созвездии – Малая Медведица, которая всегда находится рядом с Большой Медведицей. (Слайд с изображениями)

        Кнопкин рассказывал, что давным – давно, в далекой южной стране Эфиопии правил царь по имени Цефей и царица Кассиопея. Была у них дочь, звали её Андромеда. Царица Кассиопея гордилась дочерью и говорила, что нет никого прекраснее Андромеды. Красавицы-волшебницы об этом услышали и рассердились и попросили своего отца послать чудище и разорить Эфиопию. Чудище было страшным, но смелый Персей спас страну от чудища.

        С тех пор на звездном небе появились созвездия Цефея, Кассиопеи, Андромеды и Персея.

        Давайте их рассмотрим на звездном небе. (Приложение 1)

Воспроизведение нового в типовой ситуации (игра по новым правилам).

        Ребятам раздаются карточки с изображением различных созвездий.

        Воспитатель показывает отдельные картинки с изображениями сказочных животных или людей, символизирующих эти созвездия (Лев, Кит, Рыбы, Большая Медведица, Орел, Лебедь, Дракон, Геркулес, Персей, Волопас, Кассиопея, Пегас) кратко рассказывает, дети показывают картинки созвездий

Открытие нового знания или умения

        Воспитатель: Как вы думаете, видны ли на небе звезды днем и почему?

- Звезд на небе днем не видно. А почему днем не видно звезд?

- Потому что светит Солнце.

- Правильно, свет Солнца не дает возможность видеть планеты днем.

(Слайд с изображением Солнца)

        В центре нашей галактики расположена самая большая звезда-планета - Солнце, вокруг нее движутся 9 больших планет: Меркурий, Марс, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Вокруг солнца вращаются 9 планет.

(Магнитная доска со схемой Солнечной ситемы, прикрепляются картинки)

Какой кружок мы с вами выберем для Солнца?

Правильно, самый  большой, желтого цвета. Ищем такой круг и прикрепляем в центр нашей схемы.

Сколько планет вокруг Солнца? Давайте посчитаем.

        Первая и самая маленькая во всей солнечной системе - Меркурий, он расположен ближе всех к Солнцу, это раскаленная - красная планета.

        Вторая от Солнца очень жаркая, фиолетовая планета, сплошь затянутая облаками - Венера.

        Третья - на ней мы живем с вами. Правильно, Земля. 

        Четвертая от Солнца - красноватая звезда Марс.

        Пятая самая большая планета - Юпитер состоит из жидкости и газа.

Шестая планета – Сатурн. Послушаем стихотворение о нём. (Ребёнок читает стихотворение)

                        У каждой планеты есть что-то своё,

                        Что ярче всего отличает её.

                        Сатурн непременно узнаешь в лицо,

                        Его окружает большое кольцо.

                        Оно не сплошное, из разных полос.

                        Учёные вот как решили вопрос:

                        Когда-то давно там замёрзла вода,

                        И кольца Сатурна из снега и льда.

        Самые удаленные от Солнца планеты, а, значит, на них очень холодно и людям очень малоизвестные: Уран, Нептун и самый далекий Плутон.

        Седьмая планета изо льда и газа – Уран. 

        Восьмая - Нептун, больше Урана и темно синего цвета. 

        Девятая поменьше ее серая планета – Плутон. 

(Ребенок читает стихотворение)

                        По порядку все планеты

                        Назовёт любой из нас:

                        Раз … Меркурий,

                        Два … Венера,

                        Три … Земля,

                        Четыре … Марс.

                        Пять … Юпитер,

                        Шесть … Сатурн,

                        Семь … Уран,

                        За ним … Нептун.

                        Он восьмым идёт по счёту.

                        А за ним уже, потом,

                        И девятая планета

                        Под названием Плутон.

   Физкультминутка:

В небе плавает Луна, В облака зашла она.

(Руки подняты  вверх  над головой, раскачиваемся вправо-влево)

Раз – два – три – четыре - пять Можем  мы Луну достать

(Руки подняты над  головой, прыжки)

Шесть-семь-восемь - девять - десять

(хлопки руками  перед собой)

И пониже перевесить.

(Наклоны вниз)

Десять – девять – восемь - семь

(хлопки  перед собой)

Ведь Луна нужна нам всем.

(руки разводим в стороны, изображая шар)

   

Открытие нового знания или умения:

А еще гном Кнопкин просил меня вам рассказать, что звезды имеют разную температуру. Одни звезды очень – очень горячие. Это белые звезды. (например, Сириус в созвездии Ориона). Эти звезды горячее нашего Солнца.

Есть желтые звезды, они холоднее белых, например, звезда Капелла. (Они такие же как Солнце). Есть красные звезды, такие как Альдебаран в созвездии Тельца, они холоднее Солнца.

Индивидуальное задание:

        А теперь давайте с вами подготовим для гнома Кнопкина подарок. Ребята делают на листах бумаги аппликации звездного неба, Солнечной системы  из цветной бумаги.

Воспроизведение нового в типовой ситуации (игра по новым правилам).

        Воспитатель: Мы космонавты, собираемся сесть в космический корабль для полета к дальним планетам. Перед тем как отправиться в полет, космонавты долго тренируются на Земле, проходят разные испытания. Среди них есть испытание на сообразительность. Подумайте хорошенько, что в предлагаемых наборах слов лишнее. Нужно быстро ответить и обосновать свой ответ.

Предлагаемые наборы слов

1. Солнце, Юпитер, Венера, Земля, Африка.

2. Ракета, спутник, луноход, космическая станция, лодка.

3. Комета, метеорит, звезда, астероид, глобус.

4. Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Большая Медведица.

5. Большая Медведица, Малая Медведица, Кассиопея, Андромеда, Марс.

6. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

Итог НОД

        Воспитатель: Космос всегда интересовал человека. Ведь хочется знать - есть ли жизнь где-нибудь еще? Ученый гном - астроном Кнопкин рассказал нам сегодня много звездных тайн. А сейчас приглашаю вас посетить наш планетарий (открывается выставка из поделок на тему «Космос», выполненных ребятами)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: «Представление о звездах и планетах ».

Консультация для воспитателей: «Представление о звездах и планетах »....

Экскурсия в планетарий на "Солнечном острове" по теме "Вселенная звезд и планет"

интегрированное  проведение экскурсии в  планетарий  учителем-логопедом и педагогом-психологом с родителями и детьми по теме "Вселенная звезд и планет"...

Формирование у дошкольников первичных представлений о звездах и планетах

формирование у дошкольников первичных представлений о космосе...

Непрерывная образовательная деятельность в старшей группе на тему «Звезды и планеты»

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».  Автор: Петросян Н...

«Мифы и сказки о звездах и планетах»

Солнце даёт нам тепло и свет.Без его лучей на Земле не было бы ни растений, ни животных, ни людей. Она превратилась бы в ледяную пустыню, погружённую в беспросветную тьму. Солнце необходимо для жизни....

конспект ООД "Звезды и планеты"

конспект ООД "Звезды и планеты"...

Конспект НОД по познанию Тема: «Звезды и планеты».

.Дать элементарные представления о строении Солнечной системы, звездах и планетах. Формировать понятия: космос, космическое пространство, звезды, планеты. Обобщить представления о первом полете в косм...