Основные потребности дошкольника
материал (средняя группа) на тему

Тихонова Ирина Сергеевна

Известно, что многие проблемы взрослого человека берут свои истоки именно в детские годы.

В настоящее время детство находится под угрозой, превращаясь в арену удовлетворения всевозможных амбиций взрослых. Под предлогом «требований современности» дети все чаще становятся жертвами физической, духовной и информационной эксплуатации, а иногда и насилия.

Силы, разрушающие детство, принимают сегодня все более очевидный и масштабный характер (жестокое обращение с детьми, детская наркомания, сиротство при живых родителях, бродяжничество и т.п.).

Каким же образом применительно к современным условиям можно реализовать идею естественного права ребенка на детство?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_potrebnosti_doshkolnika.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Известно, что многие проблемы взрослого человека берут свои истоки именно в детские годы.

В настоящее время детство находится под угрозой, превращаясь в арену удовлетворения всевозможных амбиций взрослых. Под предлогом «требований современности» дети все чаще становятся жертвами физической, духовной и информационной эксплуатации, а иногда и насилия.

Силы, разрушающие детство, принимают сегодня все более очевидный и масштабный характер (жестокое обращение с детьми, детская наркомания, сиротство при живых родителях, бродяжничество и т.п.).

Каким же образом применительно к современным условиям можно реализовать идею естественного права ребенка на детство? Нет сомнения, что эта идея непосредственно связана с удовлетворением его важнейших психологических потребностей, которые должны стать основным ориентиром при организации целенаправленной воспитательной работы с детьми.

Одной из значимых базовых потребностей человека, проявляющейся уже с первых дней жизни, оказывается потребность в любви, нужности другому. Эта потребность удовлетворяется через вербальные и невербальные сообщения, содержащиеся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях и прямых высказываниях, таких, как: «Как хорошо, что ты есть на свете», «Я рад(а) тебя видеть», «Мне так; приятно быть с тобой» и т.п. Доброжелательность отношений с ребенком становится тем фундаментом, на котором выстраиваются его позитивная самооценка, интерес к другим людям, конструктивные социальные контакты.

Выстраивая разнообразные по содержанию отношения с ребенком, недопустимо игнорировать его потребность в понимании, уважении своих уникальных чувств, желаний, мыслей, действий, на которые он имеет право, независимо от существующих у взрослых представлений, о возможности их проявлений.

Благодаря усилиям специалистов, изучавших детей, в психолого-педагогической науке и практике постепенно был признан ошибочным тезис, согласно которому ребенок считался уменьшенной копией взрослого. Как следствие, особое внимание стало уделяться специфическому детскому видению мира, где ведущая роль в процессе познания окружающего принадлежит воображению, образному мышлению. И не учитывать эту особенность - значит абсолютно не понимать ребенка, что, в свою очередь может стать одной из первопричин конфликта «отцов и детей», который глубоко переживают не только взрослые, но и дети.

То, как ребёнок взаимодействует со своим окружением, нередко прямо противоположно тому, как это происходит у взрослого. Первичной для ребенка является возможность реально совершить поступок, действие, эмоционально пережить его и лишь на основе этого сложить о нем представление, которое и станет для него определенным ориентиром в жизни.

В непосредственной связи с перечисленными потребностями ребенка находится и его потребность в доверии к окружающему миру, другим людям. Порой взрослые даже не задумываются о том, насколько ранимо детское доверие, поэтому не считают нужным сдержать данное ребенку обещание. В результате он привыкает к тому, что слова мало что значат, и сам начинает бросать их на ветер, утрачивая способность верить людям.

Ещё одной значимой потребностью в плане полноценного развития ребенка   является его потребность в новых впечатлениях, притоке информации, которая уже в дошкольном возрасте перерастает в познавательную потребность. Известно, что различные виды информационного голода, в том числе сенсорная депривация, приводят к серьезным расстройствам психики, отставанию в развитии, тогда как познавательная потребность и связанная с ней поисковая активность служат важнейшим показателем психического здоровья ребенка. Именно об этом следует помнить, организуя предметную среду и, в частности, выбирая игрушки.

Дети, прежде всего, обращают внимание на нарядные, с различными кнопками и рычажками игрушки. Они для них самые интересные. Можно что-то переключать, переставлять, включать и выключать лампочки - словом, проявлять познавательную активность.

Таким образом, как свидетельствуют исследования, детям быстро надоедают игрушки, которые можно употреблять только игрушки с четко фиксированными функциями (например, заводные и механические игрушки, которые нельзя разобрать). Они психологически бессодержательны, и вовсе не случайно, что именно их ребенок часто ломает, поскольку устает от однообразия и пресыщения.

С точки зрения развития познавательной активности ребенку необходим игровой материал, максимально задействующий его фантазию, позволяющий активно преобразовывать окружающий мир. Иными словами, ценность игрушки напрямую связана с вариативностью ее применения: чем этот спектр шире, тем более ценна игрушка.

Поэтому одно из главных правил - не давать детям слишком много полностью «готовых» вещей. Игрушки должны быть такими, чтобы они могли служить толчком к проявлению детской изобретательности, а это становится возможным при наличии различных предметов-заместителей, и прежде всего того, что в изобилии предоставляет природа: камни, веточки, ракушки, мох, плоды, кора, а также кусочки ткани, разнообразные по форме строительные и поделочные материалы. Неслучайно еще К.Д. Ушинский отмечал, что лучшая игрушка для детей - это куча песка. Однако в индустриально развитой стране такой воспитательный принцип кажется утопией. Отсюда очень важно, чтобы взрослые дарили ребенку игрушки обдуманно и с выбором, так чтобы те служили долго и не сковывали их воображение.

По словам немецкого педагога Каролины фон Гейдебранд, «игрушка может быть для ребенка благодетелем или врагом душевного и телесного развития. Она друг, если проста, примитивна и не очень богата, если дает ребенку возможность образовывать, преобразовывать и заканчивать незаконченное в фантазии. Ребенок должен иметь возможность реализовывать свои фантазии, иначе они накапливаются, отражаются на организме и угнетают ребенка». Это может проявиться в непослушании, плохом настроении, болезненности. Такое внутреннее накопление сил фантазии автор называет «внутренним телесным наказанием», которое для ребенка мучительно и вредно воздействует на его будущее.

Организуя жизненное пространство ребенка, важно позаботиться не только о притоке новой полезной для него информации, но также и о том, чтобы этих новых впечатлений не было слишком много, поскольку их изобилие приводит к утомлению, рассеивает и притупляет внимание, не позволяет углубиться в суть явлений, может даже вызвать скуку. Это касается развивающих игр, чтение книг, просмотра телепередач и т.п. Так, на пример, избыток игрушек вызывает быстрое пресыщение и не способствует «освоению» каждой из них в полной мере. Постепенно игрушки обесцениваются, превращаются в «мертвые», т.е. в те, в которые ребенок не играет. Возникает иллюзия, что потребность во впечатлениях можно восполнить только за счет новых игрушек. Имени поэтому на самом деле главное не просто подарить ребенку игрушку, а научить его играть с ней, показать разные способы использования, в том числе подтолкнуть к придумыванию игр. Неслучайно многие взрослые с любовью вспоминают игрушки своего детства, в которые они при поддержке родителей и педагогов «вдохнули жизнь».

В этом случае игрушка сторицей возвращает вложенную в нее душу, наделяя ребенка различными навыками, творческой фантазией, умением бережно и разумно обращаться с вещами.

Следует помнить, что новые знания совсем не обязательно предполагают наличие: новых объектов; напротив, можно помочь ребенку получать новую информацию от хорошо знакомых предметов. В этом и заключается суть развития любознательности, творчества и глубины ума. К тому же многие дети, «не испорченные» цивилизацией, будучи в чем-то мудрее взрослых, сами выражают готовность неоднократно углубляться в сюжеты уже известных им сказок, игр, как бы заново проживая их и открывая при этом новые, значимые для них грани и нюансы.

Удовлетворяя неуемную любознательность ребенка, стимулируя его активность, нельзя забывать о потребности детей в самостоятельности, включая их право на ошибку, отрицательный опыт, если, конечно, тот не угрожает жизни и здоровью ребенка и других людей. Опыт самостоятельных действий, пусть даже неудачных и ошибочных, не только развивает инициативу и ответственность, но и лежит в основе формирования способности ставить сознательные цели, предвидеть возможные последствия и стремиться к выполнению того, что намечено. Важно помнить, что помощь и поддержка со стороны взрослого необходимы лишь тогда, когда ребенку плохо, трудно и он готов их принять. Иными словами, призыв старшего «Давай вместе!» должен касаться исключительно тех дел, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка, исключать вмешательство в те ситуации, где малыш испытывает радость от своей самостоятельности.

Многие взрослые, озабоченные дисциплиной, сетуют на то, что дети склонны нарушать правила и не признают никаких ограничений. Однако, дети восстают не против правил, а против тех способов, которыми они внедряются. Практика общения с дошкольниками показывает, что в процессе социального взаимодействия дети испытывают внутреннюю потребность в четком соблюдении непротиворечивых правил, ожидая их от взрослых либо вырабатывая самостоятельно.

Хаос и суета, становящиеся неотъемлемыми атрибутами современной жизни, особенно в городе, приводят к нервозности, раздражительности и чрезмерной возбудимости детей, тогда как размеренность и порядок, достигаемые посредством выполнения доступных для ребенка правил, делают его жизнь понятной и предсказуемой, создают чувство безопасности, уверенности и определенности.

Потребность детей в правилах и порядке, поисковой активности и самостоятельности неразрывно связана с ритмичной организацией их жизни, созданием регулярности, повтора, последовательным чередованием «вдоха» и «выдоха», где «вдох» - это получение впечатлений и информации извне, а «выдох» - свободная творческая реализация переработанного опыта.

Следует заметить, что ритм лежит в основе как биологических, так и психических процессов человека, является одним из условий его здоровья в самом широком смысле, поскольку обеспечивает внутреннюю гармонию и равновесие. Применительно к организации жизни детей ритмичность деятельности и мероприятий позволяет им глубоко погрузиться в процесс, постепенно отработать навыки, более легко и качественно усвоить необходимые знания, делает его эмоционально устойчивым, способствует развитию привычек. Кроме того, ритм помогает избежать быстрого наступления утомляемости, поэтому включение ритмичного элемента в педагогический процесс, и в частности в обучение, можно считать эффективным средством профилактики умственных перегрузок, нервного истощения и внутреннего напряжения дошкольников.

Бесспорно, что всем взрослым, кто непосредственно взаимодействует с детьми, необходимо помнить: ребенок, пусть даже самый маленький, - это вполне полноправная личность, имеющая свои потребности, которые должны стать главным ориентиром в процессе воспитания подрастающего поколения как в семье, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Литература

1.        Абраменко В.В. Во что играют наши дети? Игрушка и антиигрушка. М., 2006.

2.        Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2007.

3.        Юркевич B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательной потребности дошкольника

Каждой возрастной ступени присущи свои виды деятельности, побуждаемые определенными мотивами. В старшем дошкольном возрасте ребенок резко меняется: совершенствуются психофизиологические функции, возни...

Основные потребности детей дошкольного возраста.

Очень важно воспитателям, учителям и родителям знать об основных потребностях ребенка дошкольного возраста. Каждый родитель, учитель или воспитатель рано или поздно задумывается: удовлетворяет ли он в...

Разговор с родителями "Основные психологические потребности дошкольника"

Какими необходимыми компетенциями должен обладать дошкольник, чтобы быть как минимум психологически здоровым...

«Основные потребности дошкольника. Пирамида потребностей по Маслову».

       Известно, что многие проблемы взрослого человека берут свои истоки именно в детские годы. В настоящее время детство находится под угрозой, превращаясь в арену удовлет...

Особые образовательные потребности дошкольников с ОВЗ

Рамки действий по образованию детей с особыми образовательными потребностями...

Потребности дошкольника и влияние компьютера

Основы формирования личности закладываются от 2 до 7 лет. В соответствии с возрастом ребёнок имеет определённые базовые  потребности для дальнейшего гармоничного развития. Если у ребёнка какой-ли...