Психодиагностические методики
рабочая программа на тему

Петрушева Елена Михайловна

Психодиагностические методики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Психодиагностические методики43 КБ

Предварительный просмотр:

Психодиагностические методики

Методика "Красно-черная таблица"

Методика предназначена для оценки переключения внимания. Обследуемые должны находить на предложенной им таблице красные и черные числа от 1 до 12 в случайной комбинации, исключающей логическое запоминание. Ребенку предлагают показать на таблице черные числа от 1 до 12 в возрастающем порядке (время выполнения Т1 фиксируется). Затем нужно показать красные числа в убывающем порядке от 12 до 1 (время выполнения Т2 фиксируется). Затем ученика просят показывать попеременно черные числа в возрастающем порядке, а красные числа - в убывающем (время выполнения Т3 фиксируется). Показателем переключения внимания является разница между временем в третьем задании и суммой времени в первом и втором заданиях: Т3 - (Т1 + Т2)

Методика «Долговременная память»

Экспериментальный материал состоит из следующего задания.
Экспериментатор сообщает:
"Сейчас прочитаю вам ряд слов, а вы постараетесь их запомнить. Приготовились, слушайте внимательно:

СТОЛ, МЫЛО, ЧЕЛОВЕК, ВИЛКА, КНИГА, ПАЛЬТО, ТОПОР, СТУЛ, ТЕТРАДЬ, МОЛОКО".

Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили. Проверка происходит через 7-10 дней. Коэффициент долговременной памяти высчитывается по следующей формуле:

C = B/A * 100%,

где A - общее количество слов, B - количество запомнившихся слов, C - коэффициент долговременной памяти.
Результаты интерпретируются следующим образом:
75-100% — высокий уровень
50-75% — средний уровень;
30-50% — низкий уровень;
ниже 30% — очень низкий уровень.

Методика «Оперативная память»

Методика применяется для изучения уровня развития кратковременной памяти.
Испытуемому вручается бланк, после чего экспериментатор дает следующую инструкцию. Инструкция:
"Я буду зачитывать числа - 10 рядов из 5 чисел в каждом (количество рядов, используемых в методике, варьируется от 5 рядов по 4 числа в каждом до максимального с учетом возрастных особенностей). Ваша задача - запомнить эти числа (5 или 4) в том порядке, в котором они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка. Например: 6, 2, 1, 4, 2 (записывается на доске или бумаге). Складываем 6 и 2 — получается 8 (записывается); 2 и 1 - получается 8 (записывается); 1 и 4 - получается 5 (записывается); 4 и 2 - получается 6 (записывается)". Если у испытуемого есть вопросы, экспериментатор должен ответить на них и приступить к выполнению теста. Интервал между зачтением рядов - 25-15 секунд, в зависимости от возраста.

Тестовый материал ОБРАЗЕЦ БЛАНКА

№ ряда    Сумма                СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ                  КЛЮЧ

1__________                    1.    5, 2, 7, 1, 4               1.  7985

2__________                    2.    3, 5, 4, 2, 5               2.  8967

3__________                    3.    7, 1, 4, 3, 2               3.  8575

4__________                    4.    2, 6, 2, 5, 3               4.  8878  

5___________                   5.    4, 4, 5, 1, 7               5.  8968

6___________                   6.    4, 2, 3, 1, 5               6.  6545

7___________                   7.    3, 1, 5, 2, 6               7.  4678

8____________                  8.    2, 3, 6, 1, 4               8.  5975

9____________                  9.    5, 2, 3, 6, 2               9.  7895

10___________                  10.   3, 1, 5, 2, 7               10. 4679

Подсчитывается число правильно найденных сумм (максимальное их количество ? 40). С учетом возрастных особенностей используются следующие нормы:
6-7 лет - 10 сумм и выше
8-9 лет - 15 сумм и выше
10-12 лет - 20 сумм и выше
13-15 лет - 25 сумм и выше
Старше 15 лет - 30 сумм и выше.
Методика удобна для группового тестирования. Процедура тестирования занимает мало времени - 4-5 мин. Для получения более надежного показателя оперативной памяти тестирование можно через некоторое время повторить, используя другие ряды чисел.

Методика Эббингауза

Методика используется для выявления уровня развития речи, продуктивности ассоциаций.

Инструкция: «Вставьте пропущенные слова».

Над городом низко повисли снеговые ____________. Вечером началась _________. Снег повалил большими ____________. Холодный ветер выл как _______________ дикий. На конце пустынной и глухой __________ вдруг показалась какая-то девочка. Она медленно и с ___________ пробиралась по ____________. Она была худа и бедно ________. Она продвигалась медленно вперед, валенки сваливались с ног и ________ей идти. На ней было плохое _____________ с узкими рукавами, а на плечах _________. Вдруг девочка _____________ и, наклонившись, начала что-то искать у себя под ногами. Наконец она стала на ______________ и своими посиневшими от _________ ручонками стала ____________ по сугробу.

Инструкция: «Расставь точки».

ПЛОХОЙ СТОРОЖ У ОДНОЙ ХОЗЯЙКИ МЫШИ ПОЕЛИ В ПОГРЕБЕ САЛО ТОГДА ОНА ЗАПЕРЛА В ПОГРЕБЕ КОШКУ A КОШКА ПОЕЛА И САЛО, И МЯСО, И МОЛОКО

Анализ результатов: фиксируется скорость нахождения и продуктивность ассоциаций.

АНКЕТА
для определения школьной мотивации

1

Тебе нравится в школе?

да;
не очень;
нет

2

Утром ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

иду с радостью;
бывает по-разному;
чаще хочется остаться дома

3

Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?

пошел бы в школу;
не знаю;
остался бы дома

4

Тебе нравится, когда отменяются какие-нибудь уроки?

не нравится;
бывает по-разному;
нравится

5

Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?

не хотел бы;
не знаю;
хотел бы

6

Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

нет;
не знаю;
хотел бы

7

Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям?

часто;
редко;
не рассказываю

8

Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?

мне нравится наш учитель;
точно не знаю;
хотел бы

9

У тебя в классе много друзей?

много;
мало; нет
друзей

10

Тебе нравятся твои одноклассники?

нравятся;
не очень;
не нравятся


Анализ результатов.

За каждый первый ответ - 3 балла, промежуточный 1 балл, последний - 0 баллов.
Максимальная оценка 30 баллов. Чем выше балл, тем выше школьная мотивация.
25-30 баллов - сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная активность.
20-24 балла - отношение к себе как к школьнику практически сформировано.
15-19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
10-14 баллов - отношение к себе как к школьнику не сформировано.
Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе.

Литература:
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М., 1999. – 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка об организации и содержании психодиагностической работы педагога- психолога.

Справка для аттестации педагога- психолога. ( раздел 1.3. экспертного заключения)....

КАРТОТЕКА ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ ИГР

Набор игр позволяющих провести диагностику психических процессов, через игру у детей дошкольного возраста....

Альбом "Психодиагностическое обследование дошкольника"

Описание методик исследования восприятия, ощущения, внимания, мышления, представлений,эмоционально-волевой сферы. Каждая методика включает в свое описание:автора, название, цель, необходимое оборудова...

ЧЕЛОВЕК ПОД ДОЖДЕМ Графическая психодиагностическая методика

Графические методы часто рассматриваются как несамостоятельные и вспомогательные. И специалистами они, в основном, оцениваются как весьма слабые и ненадежные процедуры. Однако они дают возможность чел...

Примерный перечень психодиагностических методик

Диагностические методики,которые рекомендованы к использованию в работе педагога -психолога для диагностики познавательного ,эмоционально волевого развития личности ,а так же определения социометричес...

Методическая разработка по использованию Модифицированной психодиагностической методики "Исключение предметов" Белопольской Н.Л.

Вашему вниманию предлагается Методическая разработка по использованию Модифицированной психодиагностической методики "Исключение предметов" (Четвертый лишний) Белопольской Н.Л.Мет...

Альбом (перечень) методик психодиагностического исследования для детей дошкольного возраста, используемых в работе педагогом-психологом ГБДОУ

Данный перечень методик психодиагностического исследования, используемых в работе с детьми дошкольного возраста поможет начинающим и практикующим педагогам-психологам систематизировать свою работу по ...