Главные вкладки

    Формирование основ здорового образа жизни: теория и практика
    консультация на тему

    Консультация для воспитателей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zozh.docx24.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование основ здорового образа жизни: теория и практика        

    Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, являющейся важной основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста. Именно в первые семь лет происходит интенсивный рост и развитие ребенка. В этот период очень важно уделять внимание здоровью детей и прежде всего здоровому образу жизни. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства.

    Вопросы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения нашли свое отражение и в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Одной из важнейших задач  Стандарта является  охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы.

    Для решения задач по формированию основ здорового образа жизни взаимодействие детского сада и семьи складывается из последовательности определенных действий,  включающей три взаимосвязанных и взаимодополняющих блока: взаимодействие с педагогами, с родителями и с детьми. Технология формирования  представлений о здоровом образе жизни основана на системном подходе и предполагает работу в следующих направлениях:

     Воспитательно-образовательная деятельность

    направлена на формирование потребности к освоению ценностей физической культуры и здорового образа жизни. Педагогический процесс построен с учетом эффективного распределения двигательной активности. Использование нетрадиционных методов оздоровления позволяет снизить процент заболеваемости числа детей.

     Поисково-экспериментальная деятельность

    предполагает раскрытие творческого потенциала сотрудников, стимулирование их к развитию и самообразованию. Основные направления деятельности – это изучение, внедрение и разработка программ, пособий, методических рекомендаций. Используется опыт передовых педагогов  Змановского Ю. Ф., Алямовской В.Г  и д.р.

     Повышение профессиональной компетентности педагогов

    предусмотрено в каждом виде деятельности. Это важнейшее условие организуется в следующих формах: участие в экспериментальной работе, курсы повышения квалификации, мастер – классы,   семинары-практикумы, круглые столы,  обмен опытом  в виде презентаций на педсоветах, участие в конкурсах.

    Работа с родителями

    направлена на информирование родителей о содержании работы детского сада, вовлечение родителей в жизнь детей, пропаганду здорового образа жизни. Предполагается ведение поиска путей сотрудничества с родителями по проблеме физического воспитания и оздоровления детей.

    Взаимодействие с социумом 

    направлено на привлечение общественности к проблемам приобщения к здоровому образу жизни. Это - организация спортивных соревнований, экскурсий, бесед со спортсменами, медицинским персоналом.

    Требования к современному образованию и социальный заказ ставят дошкольное учреждение перед необходимостью работать в условиях не только режима функционирования, но и развития.

      Эффективность работы по укреплению здоровья детей зависит от четкой слаженной работы с родителями. На современном этапе, семейное воспитание признано ведущим. В  законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи.

    В  связи с введением образовательного стандарта  меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Проблема взаимодействия детского сада с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями. Воспитание детей будет наиболее успешно, если между дошкольным учреждением, его педагогами и родителями существует тесный контакт.

    В основу работы с семьей легли следующие принципы:        

    1. Принцип партнерства, взаимопонимания и доверия —это принцип без которого все попытки наладить отношения с родителями оказываются безуспешными. Понимать и доверять друг другу значит направлять совместные действия на воспитание у ребенка потребности в здоровом образе жизни.

    2. Принцип «Активного слушателя» – это умения педагогов «возвращать» в беседе родителям то, что они вам поведали, при этом обозначив их чувства.

    3. Принцип согласованности действий. Правила, ограничения, требования, запреты должны быть согласованы педагогами и родителями между собой.

     4. Принцип самовоспитания и самообучения. Ребенок чувствует как никто другой обман со стороны взрослого. Потерять доверие со стороны ребенка очень легко, завоевать трудно и почти невозможно, если его постоянно обманывают. Педагоги и родители должны признать свои вредные привычки и постараться от них избавиться.

    5.Благодаря принципу ненавязчивости, педагоги и родители могут себя чувствовать партнерами в воспитании у дошкольников здорового образа жизни.

    6. Не бойтесь поделиться своим опытом и выслушать опыт родителей, возможно в совместных действиях он вам пригодится.

    7. Принцип безусловного принятия.  Безусловно, принимать ребенка — значит любить его не за что, что он красивый, умный, способный, отличник и т.д., а просто так, за то, что он есть!

    Работа с родителями по формированию предпосылок к здоровому образу жизни носит системный характер. Что может быть реализовано в   Плане работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни, который рассчитан на учебный год. В плане отражены формы взаимодействия с родителями, содержание проводимой работы, используемая наглядная информация, индивидуальная работа.

    Эффективный результат дают как традиционные, так нетрадиционные форм работы с родителями.

    О жизни группы родителям рассказывают информационные стенды, в папках-передвижках родители находят много полезной информации по воспитанию и обучению детей. В них  отражаются наиболее важные события  праздники и развлечения, дни рождения детей, интересные занятия, конкурсы, продукты коллективного детского творчества. Наглядно-информационные формы позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания.

    Одной из традиционных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Изменение форм и методов проведения общение не на монологе, а на диалоге требует более тщательной и длительной подготовки. Об отношении родителей к детскому саду, их удовлетворенности  качеством образования мы узнаем из опросов, результатов анкетирования.

    Самая популярная и любимая, нами как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Доброй традицией стало ежегодное проведение оздоровительных мероприятий, спортивных праздников. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.

    В наших группах  заработал  семейный клуб. Встречи с родителям проходят 1 раз в месяц, они получают не только знания по воспитанию и обучению детей, но и оказывают посильную помощь в изготовлении нетрадиционного оборудования, дидактических игр, подготовке к праздникам, проводят свои мастер-классы.

     Создание благоприятных педагогических условий для физического воспитания детей только в рамках дошкольного учреждения  не является достаточно эффективной мерой. Для достижения высокой результативности большое значение имеет работа с детьми дома.

    Дома родители проводят с детьми беседы, оздоровительные игры, читают книги  о спорте, здоровье, соблюдении правил гигиены, смотрят  в выходные дни программы про здоровье, посещают и участвуют в городских мероприятий, праздниках своего двора.

    Совместная деятельность родителей и педагогов по созданию здоровьесберегающей среды в ДОУ и в семье направлена  на создание условий для физического развития детей, соблюдение режима дня в выходные дни,   выполнение гигиенических процедур, закаливание, личный пример родителей. Дома так же возможно создать условия, обеспечивающие физическое воспитание детей.

    Яркий пример тому-  физкультурно-оздоровительные комплексы, шведские стенки, турники, мячи, санки, коньки, лыжи, велосипеды и другое оборудование, которые находятся в свободном доступе.

    У каждого взрослого человека есть такие воспоминания о детстве, которые наполняют душу несравнимым ни с чем теплом. Самое лучшее нам хочется «взять с собой» во взрослую жизнь, продолжать лучшие семейные традиции.

    Мы интересуемся традициями семей воспитанников детского сада. Это помогает обозначить формы работы с семьей в течение года. Сохранение и продолжение семейных традиций актуально и необходимо, так как одной из главных проблем отношений между детьми и взрослыми считаем отсутствие преемственности поколений.

    Разнообразная работа по приобщению  детей к здоровому образу жизни повышает престиж детского сада, поднимает на более высокий уровень профессионализм педагогов, заставляет их заниматься самообразованием, организует учебно-воспитательную деятельность, создает условия для сохранения и укрепления здоровья детей. Главное, чтобы эти преобразования, эти достижения педагогического коллектива нашли свое развитие в будущем.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    презинтация конспекта занятия по формированию основ здорового образа жизни "Путешествие в страну здоровых зубов"

    Представляю вашему вниманию презинтацию и конспект занятия по формированию основ здорового образа жизни "Путешествие в страну здоровых зубов"....

    конспект занятия по формированию основ здорового образа жизни "Радуга здоровья"

    Познавательное занятие для воспитанников старшей группы. Дети вместе с Феей Здоровья помогают гному победить микробов. С помощью опытов дети приходят к выводу, что микробы бывают разные. Для того, что...

    Занятие по формированию основ здорового образа жизни в старшей группе. «Путешествие на планету Здоровинка».

        Воспитание основ здорового образа жизни у  дошкольников вызывает затруднения. Дети не всегда осознанно выполняют правила гигиены, много употребляют сладостей.  В занятия вклю...

    Семинар-практикум для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий (технология обучения здоровому образу жизни)»

    Гармоничное развитие ребенка в будущем возможно только при условии, что он будет здоровым. Поэтому нужно с самого раннего возраста приучать детей к заботе о своем здоровье. Важно достичь такого р...

    Практико-ориентировочный проект по формированию основ здорового образа жизни у детей и родителей «Здоровым – жить здорово!»

    Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.  Помочь детям узнавать и учи...

    Практика: формирование основ здорового образа жизни через реализацию проекта "Будь здоров, как Максим Орлов", проблемы в ситуации и пути их решения

    Уникальность данного проекта заключается в создании творческих условий для гармоничного развития личности посредством использования в воспитательном процессе эксклюзивного авторского подхода к изложен...