Формирование основ здорового образа жизни: теория и практика
консультация на тему

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh.docx24.16 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование основ здорового образа жизни: теория и практика        

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, являющейся важной основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста. Именно в первые семь лет происходит интенсивный рост и развитие ребенка. В этот период очень важно уделять внимание здоровью детей и прежде всего здоровому образу жизни. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства.

Вопросы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения нашли свое отражение и в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Одной из важнейших задач  Стандарта является  охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы.

Для решения задач по формированию основ здорового образа жизни взаимодействие детского сада и семьи складывается из последовательности определенных действий,  включающей три взаимосвязанных и взаимодополняющих блока: взаимодействие с педагогами, с родителями и с детьми. Технология формирования  представлений о здоровом образе жизни основана на системном подходе и предполагает работу в следующих направлениях:

 Воспитательно-образовательная деятельность

направлена на формирование потребности к освоению ценностей физической культуры и здорового образа жизни. Педагогический процесс построен с учетом эффективного распределения двигательной активности. Использование нетрадиционных методов оздоровления позволяет снизить процент заболеваемости числа детей.

 Поисково-экспериментальная деятельность

предполагает раскрытие творческого потенциала сотрудников, стимулирование их к развитию и самообразованию. Основные направления деятельности – это изучение, внедрение и разработка программ, пособий, методических рекомендаций. Используется опыт передовых педагогов  Змановского Ю. Ф., Алямовской В.Г  и д.р.

 Повышение профессиональной компетентности педагогов

предусмотрено в каждом виде деятельности. Это важнейшее условие организуется в следующих формах: участие в экспериментальной работе, курсы повышения квалификации, мастер – классы,   семинары-практикумы, круглые столы,  обмен опытом  в виде презентаций на педсоветах, участие в конкурсах.

Работа с родителями

направлена на информирование родителей о содержании работы детского сада, вовлечение родителей в жизнь детей, пропаганду здорового образа жизни. Предполагается ведение поиска путей сотрудничества с родителями по проблеме физического воспитания и оздоровления детей.

Взаимодействие с социумом 

направлено на привлечение общественности к проблемам приобщения к здоровому образу жизни. Это - организация спортивных соревнований, экскурсий, бесед со спортсменами, медицинским персоналом.

Требования к современному образованию и социальный заказ ставят дошкольное учреждение перед необходимостью работать в условиях не только режима функционирования, но и развития.

  Эффективность работы по укреплению здоровья детей зависит от четкой слаженной работы с родителями. На современном этапе, семейное воспитание признано ведущим. В  законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи.

В  связи с введением образовательного стандарта  меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Проблема взаимодействия детского сада с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями. Воспитание детей будет наиболее успешно, если между дошкольным учреждением, его педагогами и родителями существует тесный контакт.

В основу работы с семьей легли следующие принципы:        

1. Принцип партнерства, взаимопонимания и доверия —это принцип без которого все попытки наладить отношения с родителями оказываются безуспешными. Понимать и доверять друг другу значит направлять совместные действия на воспитание у ребенка потребности в здоровом образе жизни.

2. Принцип «Активного слушателя» – это умения педагогов «возвращать» в беседе родителям то, что они вам поведали, при этом обозначив их чувства.

3. Принцип согласованности действий. Правила, ограничения, требования, запреты должны быть согласованы педагогами и родителями между собой.

 4. Принцип самовоспитания и самообучения. Ребенок чувствует как никто другой обман со стороны взрослого. Потерять доверие со стороны ребенка очень легко, завоевать трудно и почти невозможно, если его постоянно обманывают. Педагоги и родители должны признать свои вредные привычки и постараться от них избавиться.

5.Благодаря принципу ненавязчивости, педагоги и родители могут себя чувствовать партнерами в воспитании у дошкольников здорового образа жизни.

6. Не бойтесь поделиться своим опытом и выслушать опыт родителей, возможно в совместных действиях он вам пригодится.

7. Принцип безусловного принятия.  Безусловно, принимать ребенка — значит любить его не за что, что он красивый, умный, способный, отличник и т.д., а просто так, за то, что он есть!

Работа с родителями по формированию предпосылок к здоровому образу жизни носит системный характер. Что может быть реализовано в   Плане работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни, который рассчитан на учебный год. В плане отражены формы взаимодействия с родителями, содержание проводимой работы, используемая наглядная информация, индивидуальная работа.

Эффективный результат дают как традиционные, так нетрадиционные форм работы с родителями.

О жизни группы родителям рассказывают информационные стенды, в папках-передвижках родители находят много полезной информации по воспитанию и обучению детей. В них  отражаются наиболее важные события  праздники и развлечения, дни рождения детей, интересные занятия, конкурсы, продукты коллективного детского творчества. Наглядно-информационные формы позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания.

Одной из традиционных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Изменение форм и методов проведения общение не на монологе, а на диалоге требует более тщательной и длительной подготовки. Об отношении родителей к детскому саду, их удовлетворенности  качеством образования мы узнаем из опросов, результатов анкетирования.

Самая популярная и любимая, нами как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Доброй традицией стало ежегодное проведение оздоровительных мероприятий, спортивных праздников. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.

В наших группах  заработал  семейный клуб. Встречи с родителям проходят 1 раз в месяц, они получают не только знания по воспитанию и обучению детей, но и оказывают посильную помощь в изготовлении нетрадиционного оборудования, дидактических игр, подготовке к праздникам, проводят свои мастер-классы.

 Создание благоприятных педагогических условий для физического воспитания детей только в рамках дошкольного учреждения  не является достаточно эффективной мерой. Для достижения высокой результативности большое значение имеет работа с детьми дома.

Дома родители проводят с детьми беседы, оздоровительные игры, читают книги  о спорте, здоровье, соблюдении правил гигиены, смотрят  в выходные дни программы про здоровье, посещают и участвуют в городских мероприятий, праздниках своего двора.

Совместная деятельность родителей и педагогов по созданию здоровьесберегающей среды в ДОУ и в семье направлена  на создание условий для физического развития детей, соблюдение режима дня в выходные дни,   выполнение гигиенических процедур, закаливание, личный пример родителей. Дома так же возможно создать условия, обеспечивающие физическое воспитание детей.

Яркий пример тому-  физкультурно-оздоровительные комплексы, шведские стенки, турники, мячи, санки, коньки, лыжи, велосипеды и другое оборудование, которые находятся в свободном доступе.

У каждого взрослого человека есть такие воспоминания о детстве, которые наполняют душу несравнимым ни с чем теплом. Самое лучшее нам хочется «взять с собой» во взрослую жизнь, продолжать лучшие семейные традиции.

Мы интересуемся традициями семей воспитанников детского сада. Это помогает обозначить формы работы с семьей в течение года. Сохранение и продолжение семейных традиций актуально и необходимо, так как одной из главных проблем отношений между детьми и взрослыми считаем отсутствие преемственности поколений.

Разнообразная работа по приобщению  детей к здоровому образу жизни повышает престиж детского сада, поднимает на более высокий уровень профессионализм педагогов, заставляет их заниматься самообразованием, организует учебно-воспитательную деятельность, создает условия для сохранения и укрепления здоровья детей. Главное, чтобы эти преобразования, эти достижения педагогического коллектива нашли свое развитие в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий (технология обучения здоровому образу жизни)»

Гармоничное развитие ребенка в будущем возможно только при условии, что он будет здоровым. Поэтому нужно с самого раннего возраста приучать детей к заботе о своем здоровье. Важно достичь такого р...

Практико-ориентировочный проект по формированию основ здорового образа жизни у детей и родителей «Здоровым – жить здорово!»

Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.  Помочь детям узнавать и учи...

Родительское собрание-практикум во второй младшей группе «Возрастные особенности детей 4-го года жизни. Формирование социальной компетентности родителей в формировании основ здорового образа жизни»

Привлечение родителей (законных представителей) воспитанников к сотрудничеству: совместно решать задачи здорового образа жизни детей....

План тематической недели «Мы за здоровый образ жизни» по формированию основ здорового образа жизни для старшего дошкольного возраста

Создать оптимальные условия для укрепления психического и физического здоровья; подвести к осознанию потребностей ребёнка в знаниях о себе и своём здоровье....

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни.Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольно...

Проект по формированию основ здорового образа жизни «Мы - за здоровый образ жизни» (для подготовительного возраста)

Помочь родителям привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физическ...

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста...