Зонирование групповых помещений
статья на тему

Маркова Нина Евгеньевна

Материальная среда детского учреждения должна создавать условия для полноценной реализации видов деятельности, которые в наибольшей степени способствуют развитию детей раннего возраста. При этом материалы должны соответствовать возрастной специфике каждого вида деятельности и подбираться с учетом возраста детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zonirovanie_gruppovyh_pomeshcheniy_2_avtosohranennyy.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Материальная среда детского учреждения должна создавать условия для полноценной реализации видов деятельности, которые в наибольшей степени способствуют развитию детей раннего возраста. При этом материалы должны соответствовать возрастной специфике каждого вида деятельности и подбираться с учетом возраста детей.

Жизненное пространство в группе должно давать детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая, друг другу. Этому способствует зонирование групповой комнаты и спальни. Некоторые зоны могут быть отделены одна от другой перегородками с ячейками, нишами. 


Например, зона сюжетных игр может быть отделена от зоны для подвижных игр для того, чтобы дети не отвлекались и не мешали друг другу. При этом каждая зона должна быть хорошо освещена. Зонирование помещения помогает ребенку выбрать для себя привлекательное занятие и сохранить устойчивый интерес к нему благодаря соответствующим игрушкам, не отвлекаясь на другие виды деятельности.


Содержание развивающей среды в групповой комнате

От рождения до 1 года (младенчество):

- зона для формирования ориентировочной активности, комплекса оживления.

В этой зоне можно использовать подвески, погремушки, колечки; развивающий коврик; фигурки животных; игрушки – вкладыши.

В процессе занятий ребенок получает возможность знакомиться не только со свойствами предметов, но и с цветом, формой, величиной; а также с эффектами звука, света, движения.

-  зона развития движений.

Способствовать развитию движений у малышей помогут каталки, ходунки, машинки, кубики, качели, сухой бассейн, разноцветные мячики.

-   знакомство с окружающим миром.

В этой зоне должны находиться куклы, фигурки людей и животных; предметы домашнего обихода, соразмерные руке ребенка; посуда, машинки.

-   музыкальный уголок.

 В музыкальном уголке должны располагаться детские музыкальные инструменты (пианино, барабан, бубен); шумовые – погремушки; озвученные игрушки ( неваляшки и т.д.)

-   зона уединения.

Зону уединения можно использовать для того, чтобы успокоить плачущего малыша, отгородив его от других детей невысокой ширмой. Возможно использование спокойной расслабляющей музыки.

Группа раннего возраста:

В групповом помещении могут быть организованы зоны для следующих форм активности:

-  приема пищи и занятий (столики и стульчики);

-  зона дидактических игр;

-  сюжетных игр;

-  игр со строительным материалом;

-  игр с машинками;

-  двигательной активности;

-  изобразительной деятельности;

-  музыкальных занятий;

-  чтения и рассматривания иллюстраций;

-  игр с  песком и водой;

-  отдыха (уединения);

-  уголок природы;

-  уголок «ряжения».

Дидактический стол.

Дидактический стол является частью центра развивающих (дидактических) игр. Работа с дидактическим столом организуется по двум направлениям:

  1.  Проведение игр – занятий с небольшой подгруппой детей и индивидуально. Цель данных занятий – развитие сенсорных способностей, т.е. представлений о величине, цвете и фактуре предметов.
  2.  Побуждение малышей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом. Взрослый наблюдает за работой ребенка, при необходимости оказывает помощь, хвалит.

 Ящички дидактического стола должны быть укомплектованы пирамидками, вкладышами разного типа, наборы объемных геометрических форм.

Центр развивающих игр.

Все игрушки и пособия, которые окружают малыша, в той или иной мере оказывают влияние на его развитие. В данном месте в группе собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи.

           В центре развивающих игр должны находиться матрешки, наборы стаканчиков, лото по разным тематикам, мозаики, настольно – печатные игры, различные виды конструкторов и строительного материала, небольшие игрушки для обыгрывания построек, разрезные картинки.

Зона сюжетных игр

В зоне сюжетных игр должна быть оборудована «жилая комната». Для успешного развития детей важно, чтобы они с детства приобретали жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях, овладели определенными навыками действий с этими предметами. Малыши очень наблюдательны. В игре они стараются подражать взрослым. В   «жилой комнате» собраны игрушки и предметы, максимально приближающие детей к окружающим их предметам быта.  Должна присутствовать игровая мебель: кухня, кроватки,  кресла, диван, стульчик. Игрушки: куклы, пупсы , комплекты постельного белья, спальные принадлежности, наборы одежды для кукол, наборы посуды.

Воспитатель проводит игры – занятия с использованием игрушек «жилой комнаты» с целью расширения представлений детей о назначении предметов, переносу полученных знаний и навыков в самостоятельные игры и повседневную жизнь, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.

Центр двигательной активности.

Создание условий для реализации одной из основных потребностей ребенка – потребности в  движении является важной задачей при организации предметно – развивающей среды. Формирование зоны двигательной активности требует от воспитателей продуманного грамотного подхода, т.к. необходимо выделить в группе место, которое бы позволяло детям свободно двигаться. Целесообразно использовать мячи, ленточки, платочки, скакалки, веревки, обручи.

Зона изобразительной деятельности.

Уголок изобразительной деятельности – это место, где находятся необходимые изобразительные материалы. Ранний возраст, а затем и весь дошкольный, наиболее благоприятны для развития изобразительной деятельности. Центр изобразительной деятельности стимулирует детей к апробированию и реализации творческих способностей, дает детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения. Целью центра является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности и активности. Работы детей размещаются в группе на доске с помощью магнитов, а также в раздевалке на доске творчества. Поделки из пластилина размещаются на специальной подставке в форме лесенки. В зоне изо. деятельности должен быть мольберт, наборы цветных карандашей, мелков, фломастеров; пластилин, бумага.

Музыкальная зона.

В музыкальном уголке должны находиться детские музыкальные инструменты – пианино, металлофон.  Самодельные  (например, балалайки, гитары без струн). Звучащие инструменты – бубны, маракасы, погремушки, а также инструменты с фиксированной мелодией (органчики). Музыкальные игрушки – неваляшки, барабанщик, заяц с тарелочками…

В музыкальной зоне могут использоваться  дидактические игры (например, типа лото), альбомы с иллюстрациями к знакомым детям песням.

Книжный уголок

Мини библиотека представляет собой столик с полочками для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. Все книги и иллюстрации обновляются 1 – 2 раза в месяц.

В отдельном месте хранятся папки с детскими рисунками, альбомы с фотографиями. Воспитатели время от времени рассматривают их вместе с детьми.

 Зона «песок – вода».

Центр – зона «песок – вода» помогает воспитателю в решении одной из важнейших задач в развитии ребенка 2-3 лет. Речь идет о самодеятельной игре – экспериментировании с различными подходящими для этого предметами и природными материалами. Организуя игры с песком и водой, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине и цвете предметов; развивает мелкую моторику . Малыши  очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совочка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т.д., а потом разрушать и строить новые.

Отмечено, что игры с песком более устойчивы и целенаправленны, чем другие виды игр. Формирование из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребенка сосредоточиться.

Игры с водой  и песком вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности малыша.

В зоне «песок – вода» должны быть в наличии совочки, разнообразные формочки, мелкие игрушки для закапывания, палочки, грабельки, резиновые и пластиковые игрушки, сачок, камешки, ракушки.

Зона отдыха «уединения».

В уголке уединения все должно быть выдержано в мягких пастельных тонах. Используются предметы, хорошо знакомые ребенку. Вещи должны располагаться на своих постоянных местах. В этой зоне могут находиться фотографии хорошо знакомых взрослых и детей, картинки с изображением пейзажей. Очень хорошо использовать плеер с расслабляющей музыкой (можно использовать классику, звуки природы). У ребенка появляется возможность расслабиться. Почувствовать себя защищенным.

В уголке «ряженья» для детей должны быть головные уборы: платки, кепки, шляпа; юбки разной длины; фартуки, халаты, шарфы, ленты, бусы; маски.

В спальне можно оборудовать уголок для «отдыха» кукол, поставить небольшую низкую вешалку для одежды, предназначенной для «ряжения» кукол.

Зона природы.

 

В природном уголке может находиться несколько растений, у которых четко выражены основные части ( стебель, листья) – например, бегония, бальзамин.

Можно поставить аквариум с красивыми неприхотливыми рыбками, клетку с птицей, имеющей яркое оперение; разместить хомяка, морскую свинку или черепаху.


           Желательно, чтобы расположение зон способствовало плавному переходу от одной деятельности к другой. Например, зона для игр со строительным материалом может соседствовать с зоной сюжетных игр (таким образом, ребенок, играя с сюжетными игрушками, может взять расположенные неподалеку кубики и построить домик и дорожку для кукол).

Динамичность предметной среды


           Принцип зонирования не означает, что предметная среда остается неизменной. Зоны могут меняться, объединяться, дополняться. Динамичность среды должна побуждать малышей к преобразованию, к исследованию нового. Развивающая обстановка должна, с одной стороны, обеспечивать ребенку ощущение постоянства, стабильности, устойчивости, а с другой стороны — позволять взрослым и детям видоизменять обстановку в зависимости от меняющихся потребностей и возможностей малышей и постановки воспитателями новых педагогических задач.


Для этого в группе должны быть легкие материалы и специальные предметы, позволяющие создавать новые зоны и уголки. К ним относятся ширмы, скамейки, мягкие модули, большие куски ткани и т.д. Например, наличие в группе больших модулей из легких материалов позволяет строить в центре комнаты дома, дворцы, лабиринты, пещеры, в которых могут играть все желающие. Эти же модули легко преобразовать в большой общий стол и играть с группой детей. Разворачивающиеся поролоновые маты можно превращать в лодки, корабли, острова.

 Элементы каждой зоны (игры, игрушки) также должны периодически меняться. В каждой зоне должны своевременно появляться новые предметы, стимулирующие двигательную, познавательную активность малышей, развитие их игровой деятельности. Игрушек в каждой зоне не должно быть много, но они должны регулярно обновляться. Так, игрушки для сюжетных игр должны, с одной стороны, побуждать малышей к разыгрыванию традиционных для данного возраста сюжетов; с другой – среди них должны появляться новые, для того, чтобы игра детей не превращалась в воспроизведение штампов.

Наряду с игрушками для сюжетной игры, необходимо предоставлять детям неоформленный материал – природный, бросовый, элементы старых конструкторов для использования в сюжетно-ролевых играх в качестве предметов-заместителей. Эти предметы должны заменяться, чтобы стимулировать развитие воображение детей.

Разностороннему развитию ребенка может способствовать не только игровой и дидактический материал фабричного производства, но и изготовленный самостоятельно педагогами. Главное – чтобы игрушки и материалы соответствовали возрасту детей, были адекватны целям развития и находились в свободном доступе.

Внесение элементов новизны в привычную обстановку, привлечение к ее преобразованию детей, способствуют развитию у малышей свободы, инициативности, творческого воображения.

Итак, окружающая среда является развивающей, если помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста — вхождение в социальную действительность, освоение чисто человеческого образа жизни. При этом в основу берется как ее содержательная, так и эстетическая  стороны. 

Комфортной средой для маленьких детей выступает такая среда, которая эстетически и функционально выдержана для пребывания в ней определенного возрастного контингента малышей.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия для организации экологического воспитания воспитанников в групповых помещениях и на участках детского сада.

Организация зеленой зоны в помещении и на участке детского садаРастения, находящихся в детском саду, можно по-разному расположить и сгруппировать, создавая интересные "экологические пространства" для ...

«Зонирование групповых помещений в соответствии с возрастными особенностями детей. Организация тематических центров»

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОО в соответствии с возрастными особенностями детей, требованиями ФГОС ДО и учетом основной образовательной програ...

Тема: "Зонирование группового пространства; принципы. функциональность, насыщенность в соответствии с ФГОС ДО"

Организация развивающей среды  с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, инте...

Доклад "Зонирование групповых помещений в ясельных группах"

Материальная среда детского учреждения должна создавать условия для полноценной реализации видов деятельности, которые в наибольшей степени способствуют развитию детей раннего возраста. При этом матер...

Требования к зонированию пространства в групповом помещении в соответствии с ФГОС ДО: оформление зоны, посвящённой темам  межгрупповой модели интегрированного образовательного процесса на год

Требования к зонированию пространства в групповом помещении в соответствии с ФГОС ДО: оформление зоны,  посвящённой темам  межгрупповой модели интегрированного образовательного процесса на г...