Главные вкладки

    «Зонирование групповых помещений в соответствии с возрастными особенностями детей. Организация тематических центров»
    консультация

    Алеся Романовна Тарасова

     

    Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОО в соответствии с возрастными особенностями детей, требованиями ФГОС ДО и учетом основной образовательной программы дошкольного образования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsii_dlya_pedagogov_1.docx38.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для педагогов на тему  

    «Зонирование групповых помещений в соответствии

    с возрастными особенностями детей.

    Организация тематических центров»

    Старший воспитатель

    МДОУ «Детский сад № 26»

    Тарасова А. Р.

    Предметно-развивающая среда в дошкольной образовательной организации состоит из нескольких компонентов: содержательный, материальный, организационный и личностный. Охарактеризуем их подробнее.

    Содержательный компонент определяется целью и задачами каждого вида деятельности дошкольников. Приведем примеры содержательного компонента предметно-развивающей среды по видам деятельности дошкольников в ДОО:

    – совместная игра-конструирование (сюжетно-ролевая игра, конструирование из подсобных материалов, коммуникативная деятельность);

    – совместная игра-эксперимент (коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская деятельность);

    – совместная игра-моделирование (игры с правилами, моделирование, коммуникативная деятельность);

    – игра-концерт (пение, сюжетно-ролевая игра, коммуникативная деятельность).

    Содержательный компонент связан с материальным компонентом, который представляет собой совокупность специально подобранных материалов и оборудования. Данный компонент включает следующие составляющие: материалы и оборудование по реализации компонентов интегрированной деятельности, стимульный материал, дидактический материал.

    Материальный компонент среды может быть представлен в следующих видах деятельности детей:

    – совместная игра-конструирование: модель конвейера, детали сборки автомобилей и др.;

    – совместная игра-эксперимент: пластиковые стаканчики, трубочки для сока и др.;

    – совместная игра-моделирование: наборы фотографий нескольких семей, отражающие домашние обязанности и любимые занятия членов семьи;

    – игра-концерт: музыкальные инструменты, диски с записями инструментальной музыки, детских песен.

    Важным компонентом предметно-развивающей среды в дошкольном образовании является организационный компонент. Данный компонент представляет собой совокупность пространственных параметров среды, обеспечивающих организацию материального компонента в процессе реализации конкретной интегрированной деятельности. В соответствии с ним пространство группового помещения делится на четыре зоны:

    – зона выбора и самоопределения;
    – рабочая зона;
    – активная зона;
    – спокойная зона.
    Охарактеризуем названные зоны.
    Зона выбора и самоопределения предназначена для хранения материалов и оборудования, которые обеспечивают возможность организации всех видов деятельности в соответствии с возрастом детей. Педагог или воспитанники в зависимости от своих замыслов смогут в любой момент обратиться к данной зоне, взять, что им нужно, перенести в рабочую или активную зону. Данная зона представлена пристенными шкафами- накопителями, в которых каждая мебельная секция представляет тот или иной центр и соответствует видам деятельности дошкольников.

    Рабочая зона предполагает осуществление организованной образовательной деятельности педагога с дошкольниками и самостоятельную деятельность дошкольников по интересам. Пространство этой зоны включает следующее оборудование: легкие столы на два–три человека или общий стол- трансформер, передвижную двустороннюю доску, различные виды модулей, являющихся по своему содержанию микроцентрами, легкие мебельные конструкции.

    Активная зона предназначена для реализации двигательной активности дошкольников и деятельности, требующей перемещения в пространстве, например, для сюжетно-ролевой игры. В пространстве этой зоны размещается ковер, желательно, чтобы с одной стороны зоны была стена, которую можно было бы использовать для размещения материалов и оборудования, например, для лазанья, метания или бросания.

    Спокойная зона предназначена для отдыха дошкольников или их уединения. Пространство этой зоны наполняется небольшим ковром, легкими банкетками или диваном-трансформером, небольшими столиками.

    Границы всех зон могут быть подвижными, что предполагает следующее:

    – между спокойной и активной зоной могут размещаться крупные ширмы, объемные модули;

    – между активной и рабочей зонами располагаются перемещаемые стеллажи с легким оборудованием для двигательной деятельности, объемные модули;

    – между спокойной и рабочей зоной размещаются перемещаемые стеллажи с настольными играми, материалами для познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

    Личностный компонент предметно-развивающей среды представляет собой совокупность субъектов интегрированной деятельности и способов их со-активности в процессе реализации конкретной запланированной деятельности.

    С учетом содержания вышеуказанных компонентов предметно-развивающей среды определяются следующие ее задачи:

    – реализация потребности ребенка в активной и разнообразной деятельности;

    – обеспечение «зоны ближайшего развития»;

    – предоставление возможности дошкольникам для реализации их индивидуальных интересов и потребностей, организации самостоятельной деятельности;

    – развитие у дошкольников способности творчески осваивать новые способы деятельности;

    – формирование умственных, психических и личностных качеств дошкольников.

    Создание предметно-развивающей среды в ДОО предполагает учет возрастных особенностей детей разных возрастных групп. Поэтому рассмотрим предметно-развивающую среду в зависимости от возраста детей.

    Проектирование предметно-развивающей среды

    с учетом возрастных особенностей детей.

    (Младший возраст (3-4 года))

    В группе для детей младшего дошкольного возраста предметно-развивающая среда предполагает комфорт, безопасность и стабильность. Поэтому проектирование предметно- развивающей среды в младшей группе происходит до прихода детей в ДОО.

    В пространстве группового помещения достаточно иметь три–четыре таких игровых комплекса. Это комплексы материалов (и часть пространства) для развертывания бытовой тематики:

    1) шкафчик с посудой, кухонная плита и несколько кукол на стульчиках вокруг стола;

    2) пара кукольных кроватей, шкафчик с «постельными принадлежностями», диванчик, на котором могут сидеть и куклы, и дети;

    3) домик-теремок – ширма со скамеечкой или модулями внутри, где могут «жить» мягкие игрушки-звери, прятаться и устраивать свой «дом» дети;

    4) тематический комплекс для разнообразных «поездок»: автобус-каркас с модулями-сидениями внутри и рулем на фасадной секции.

    Все материалы, находящиеся в поле зрения, должны быть доступны дошкольникам. К концу учебного года можно делать наборы сюжетообразующего материала более мобильными. Младшим дошкольникам разрешатся перемещать маркеры игрового пространства, чтобы не мешать другим играющим, соединять их по смыслу сюжета.

    Постройки младших дошкольников из строительного материала и конструкции сохраняются до тех пор, пока не будут разрушены или разобраны самими детьми. Свои рисунки и поделки дошкольники могут забрать домой, или использовать в игре, или поместить на выставку.

    Все материалы и пособия в группе для детей младшего дошкольного возраста должны иметь постоянное место. Строительный материал размещается в нескольких местах группы. Напольный строительный материал помещается отдельно на низко расположенных навесных полках и рядом стелется ковер. Мелкий строительный материал насыпается в корзины, ящики или коробки. Конструкторы размещаются на столах в открытых коробках и деревянных ящиках.

    Материал для познавательно-исследовательской деятельности размещается в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу. Часть объектов для исследования располагается на специальном дидактическом столе (или паре обычных столиков, приспособленных для этой цели). Остальные объекты для исследования и образно-символический материал располагаются в поле зрения младших дошкольников непосредственно перед началом их свободной деятельности.

    У младших дошкольников активно развиваются различные движения, вместе с тем они ещё плохо координированы, поэтому элементы предметно-развивающей среды располагаются по периметру группы.

    Для стимулирования двигательной активности младших дошкольников предметно-развивающая среда обязательно содержит горку со ступеньками и пологим спуском; оборудование для пролезания, подлезания, перелезания; матрас, на котором дети младшего дошкольного возраста будут прыгать, ползать или лежать. Физкультурные пособия размещаются таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности младших дошкольников. Рядом с кукольным уголком ставятся игрушки-двигатели (машины, тележки). Крупное физкультурное оборудование требует много места, поэтому его расставляют вдоль одной свободной стены. Для хранения физкультурных пособий в групповых комнатах используется секционная мебель с выдвижными ящиками или тележка «Физкультурный уголок». Мелкое физкультурное оборудование (массажные мячи, шарики, резиновые кольца и др.) держат в корзинах или открытых ящиках таким образом, чтобы дети могли им свободно пользоваться.

    Предметно-развивающая среда в младшей группе включает крупные игрушки, которые размещаются на открытых полках, что способствует проявлению активности и самостоятельности младшего дошкольника.

    Дети младшего дошкольного возраста проявляют активный интерес к рисованию. Поэтому в младших группах необходимо иметь самостирающиеся или восковые доски с палочкой для рисования, рулон белых обоев и восковые мелки; для рисования ладошками целесообразно использовать гуашь с добав- лением жидкого мыла. Игры с песком, водой, глиной, красками требуют специального оборудования: ёмкости для переливания воды, мелкие резиновые и плавающие игрушки, водяные мельницы, камешки, поролоновые губки, пластиковый коврик, несколько комплектов защитной одежды (халатиков, нарукавников, старых папиных рубашек).

    С целью организации наблюдения младшими дошкольниками за своим внешним видом и познания самих себя предметно-развивающая среда для детей этого возраста содержит уголок ряженья.

    (Средний дошкольный возраст(4-5 лет))

    В среднем дошкольном возрасте усиливается интерес к познанию себя. В связи с этим предметно-развивающая среда в группе детей этого возраста содержит плакаты, иллюстрации и фотографии на темы: «Какой Я?», «Кто Я?», «Люди такие разные и такие одинаковые» и др.

    Для детей среднего дошкольного возраста важным является опыт совместных со сверстниками действий, а также творческое отражение своих впечатлений в различных видах продуктивной деятельности. Поэтому в средней группе выделяется место, где дошкольник мог бы выставить свою поделку или творческую работу.

    Предметно-развивающая среда в группе детей этого возраста организуется по принципу полузамкнутых микропространств для того, чтобы избежать скученности детей и способствовать играм небольшими подгруппами.

    В средней группе игровые предметы, игрушки-персонажи располагаются в стеллажах, на полках в непосредственной близости. Меняется содержание и наполнение игрового комплекса для сюжетно-ролевой игры:

    – игровой набор «кухня» для крупных кукол в этой возрастной группе представлен мобильной плитой/шкафчиком на колесах;

    – кукольная «спальня» и «столовая» представлена одной кукольной кроватью, столиком и диванчиком, которые легко перемещаются;

    – «водительская» зона становится мобильной и представлена штурвалом или рулем на подставке, который легко переносится с места на место, или скамеечкой на колесах со съемным рулем;

    – трехчастная ширма с раздвигающейся шторкой.

    Строительный материал для свободной самостоятельной деятельности в средней группе хранится в коробках, в которых он приобретен. Мелкие игрушки для игр со строительным материалом уже не расставляются на полках, а убираются в коробки. Крупный строительный материал хранится в шкафах, на подвесных полках (в открытом виде).

    С целью обобщения и углубления опыта познания окру- жающего мира в средней группе организуется «сенсорный центр», где подобраны предметы и материалы, познавать которые можно с помощью органов чувств.

    Материал для познавательно-исследовательской деятельности в средней группе существенно отличается от материала для познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе. Для объектов исследования в действии выделяется рабочий стол, вокруг которого могут стоять или сидеть несколько детей (в этом возрасте очень важно обеспечить возможность работы в общем пространстве со сверстниками); рядом располагается полка (низкий стеллаж) с соответствующим материалом. Образно-символический и знаковый материалы компактно располагаются в коробках с условными метками- ярлычками на доступных детям полках шкафа, стеллажей. Этот материал дети могут свободно брать и располагаться с ним в удобных, спокойных местах группового помещения (индивидуально или со сверстниками).

    В средней группе «Физкультурный уголок» располагается в углу комнаты. Он представляет собой тележку на колесах. В нем находятся короткие гимнастические палки, геометрические формы, массажные мячи, плоские обручи, кольца. Такие предметы, как мячи разных размеров, мячи-утяжелители, наборы (серсо, кегли, кольцеброс, шнуры) следует хранить в открытом виде в ящиках, которые располагаются вдоль стены. Гимнастические модули и мячи располагаются у стен, где нет батарей. Для формирования правильной осанки у стены располагается деревянная стенка (высота 150 см).

    Пространство группы для старших дошкольников делится на полузамкнутые микропространства для трех–шести человек.

    Игровой материал в старшей группе размещается таким образом, чтобы дошкольники могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои замыслы». В обслуживании игровых замыслов универсальные маркеры игрового пространства и полифункциональный материал приобретают наибольшее значение. Крупные и средние игрушки-персонажи уходят на второй план, поскольку все большее место в деятельности дошкольников занимает совместная игра с партнерами-сверстниками. Функция сюжетообразования принадлежит разнообразным мелким фигуркам-персонажам в сочетании с мелкими маркерами пространства – макетами. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легко доступных детям, они являются переносными, чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для старшего дошкольника месте. Тематические наборы мелких фигурок-персонажей целесообразно размещать в коробках, поблизости от макетов.

    (Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

    В старшей группе специальное место отводится для игротеки, в которой находятся дидактические, развивающие и логико-математические игры. Большая часть игр для старших дошкольников и необходимых материалов хранится в коробках. Выделяется место для экспериментов с использованием технических средств (микроскоп), экспериментирования с шарами, водой или природным материалом. Книжный уголок наряду с художественной литературой представлен справочной, познавательной литературой, общими и тематическими энциклопедиями для дошкольников.

    Размещение материала для исследовательской деятельности в группах старшего дошкольного возраста примерно такое же, как в средних группах. Объекты для исследования в действии располагаются в специально выделенном уголке экспериментирования (с рабочим столом на несколько человек и полками или стеллажом). Наборы образно-символического материала помещаются компактно в коробках на открытых полках шкафа, стеллажах. Здесь же находится и иллюстрированная познавательная литература. Нормативно-знаковый материал располагается поблизости от магнитной или обычной доски, большого фланелеграфа.

    В старшей группе «Физкультурный уголок» располагается в группе так, чтобы старшие дошкольники могли свободно подходить к нему и пользоваться им. Основной набор оборудования и пособий находится в физкультурном зале, так как разные виды занятий по физической культуре в основном проводятся в нем. Оборудование для спортивных игр хранится в секционном шкафу или в закрытых ящиках. Обручи, скакалки, шнуры размещаются на крюках одной свободной стены в группе.

    Для поддержания у дошкольников интереса к школе выделяется учебная зона, элементы которой приближены к учебной (столы, расставленные рядами, как парты, школьная доска).

    Уголок для развития творчества старших дошкольников включает:

    – различные материалы, места для работы с различными материалами (стол, застеленный клеенкой, для работы с бума- гой; место, оборудованное для шитья; стол-верстак для работы с деревом);

    – необходимые инструменты, картинки, рисунки с изображением поделок; игрушки; варианты оформления изделий, выкроек кукольной одежды, готовых изделий, сшитых или связанных взрослым; схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т.п.

    На верхней полке шкафа выделяется место для периодически меняющихся выставок (народное искусство, детские поделки, работы школьников, родителей, воспитателей и др.). На следующей полке помещаются материалы и оборудование для работы с бумагой и картоном (различные виды бумаги и картона, выкройки, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы и др.). Рядом располагаются все предметы, необходимые для работы с использованным материалом (различные коробки из-под пищевых продуктов, парфюмерии, шпагат, проволока в полихлорвиниловой оболочке, поролон, пенопласт и др.).

    Далее на полке располагается все необходимое для шитья (только в подготовительных к школе группах): одна–две швейные детские машинки; коробка с набором ниток, пуговиц, тесьмы, резинки; коробка с кусками различных видов тканей; альбом с образцами тканей; выкройки; шаблоны и др.

    Для работы с деревом в группе может быть оборудован уголок труда или выделено специальное помещение. Для конструирования в старших группах специального места не выделяют, а используют те же столы, за которыми дети занимаются, или любые свободные. Мелкий строительный материал хранят в коробках. Крупный строительный материал убирается в закрытые шкафы и стеллажи. Все острые предметы (иглы, ножницы, ножи, крючки) убираются в закрывающиеся ящики. Рабочие места для дошкольников, занятых практической, продуктивной деятельностью, находятся около окна.

    Компоненты предметно-развивающей среды и примерный перечень необходимых материалов и оборудования

    для детей 4-5 лет.

    Для наглядного примера охарактеризуем компоненты предметно-развивающей среды для детей 4–5 лет и перечень необходимых материалов и оборудования.

    В средней группе предметно-развивающая среда существенно отличается от предметно-развивающей среды в младшей группе. Тематические зоны сменяются более гибкими сочетаниям сюжетообразующих игрушек. Средние дошкольники частично сами организуют среду под свою игровую деятельность.

    В группе для детей среднего дошкольного возраста выделяются следующие зоны: зона сюжетно-ролевой игры, учебная зона, физкультурно-оздоровительная зона, литературная зона, экологическая зона, зона художественно-творческой деятельности детей, зона театрализованной деятельности. Рассмотрим эти зоны.

    Зона сюжетно-ролевой игры включает:
    1. Игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр:
    – врач: шапочка с красным крестиком, халат, атрибуты

    (трубка, шприц, градусник, бутылочка из-под лекарств, баночки из-под мазей с палочкой, пипетка, вата, бинт и др.);

    – шофер, мотоциклист: ремень безопасности, шлем, пер- чатки, копии разных инструментов (гаечный ключ, молоток, от- вертка, пассатижи, насос), руль и др.;

    – повар: колпак, фартук, посуда, продукты;

    – летчик: фуражка, пилотка, атрибуты (штурвал, пульт управления с функциональными кнопками и др.);

    – машинист: железнодорожная фуражка, инструменты, пульт и др.;

    – парикмахер: халат, расчески, бигуди, ножницы, тазик, шампуни, духи, мыло, полотенце и др.;

    – моряк, капитан: бескозырка, матросский воротник, ка- питанская фуражка, бинокль, якорь на шнуре, мачта с флагом, штурвал, капитанский мостик, спасательный круг, подзорная труба и др.;

    – ящик замечательных вещей: разнообразные колпачки (большие, маленькие, деревянные, резиновые, пластмассо- вые), катушки, трубки, кубики, бруски, цилиндры, кегли, па- лочки, звонки, выключатели, пластины из фанеры (разной длины, ширины и формы), веревки, кусочки поролона, цвет- ные лоскутки и др.

    2. Оборудование для режиссерской игры:

    – многофункциональные кубики;

    – макеты (объемные – домики, гаражи; плоскостные – карты-схемы игрового пространства, ширмы);

    – наборы образных (объемных и плоскостных) игрушек небольшого размера: человечки, солдатики, герои мультфиль- мов и книг, игровое оборудование (мебель, посуда);

    – животные (сказочные, реалистичные);

    – неоформленный игровой материал: кубики, шарики, колечки от пирамидок, бутылочки;

    – символы пространства (реки, солнце, скамейки, цветы, грибы).

    3. Зона для игр со строительным материалом, конструкторами, дидактическими играми включает следующее оборудование:

    – строительные наборы и конструкторы с разными способами крепления деталей;

    – образцы построек и поделок;
    – пластмассовые банки, коробки разных размеров;
    – палочки;
    – наборы для моделирования.
    Учебная зона включает:
    1. Игры и оборудование для развития речи: тактильные

    дощечки, коллаж (лист картона, на который наклеиваются или накладываются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры), настольно-печатные игры, приборы-помощ- ники (увеличительное стекло, песочные часы, магниты, мерные ложки, резиновые груши разного объема).

    2. Игры и оборудование для математического развития:
    – игры: «Логические кубики», «Уголки», «Составь куб»;
    – серия: «Сложи узор», «Куб-хамелеон», «Волшебный куб», «Сложи картинку»;

    – игры для понимания символики, схематичности и условности («На что похоже?», «Дострой»);

    – модели: числовая лесенка, ряд величин, спиралевидные модели на познание временных отношений;

    – игры для освоения числовых и пространственно-вре- менных отношений;

    – игры с алгоритмами, включающие 3–5 элементов; 3. Альбомы с образцами логических упражнений.

    Физкультурно-оздоровительная зона включает:
    1. Материалы для игр (мячик, скакалка, обручи и др.). 2. Картотека подвижных игр.

    3. Гимнастические модули и мячи, деревянная стенка для формирования правильной осанки.

    Литературная зона включает:

    1. Произведения малых форм русского народного творче- ства и фольклора народов мира.

    2. Произведения поэтов и писателей России. 3. Литературные сказки.
    4. Русские народные и сказки народов мира. 5. Небылицы.

    6. Басни.
    7. Серии сюжетных картинок (истории в картинках).

    Экологическая зона включает:
    1. Комнатные цветы с крупными листьями (фикус, бегония), цветы с мелкими листьями (аспарагус, «Огонек»), искусственные растения.

    2. Место для труда (инвентарь для трудовой деятельности: два клеенчатых фартука, щетки, тряпки, лейки, тазик, палочки для рыхления и т.д.).

    3. Календарь природы.
    4. Картины-пейзажи по времени года.

    5. Мини-лаборатория для исследовательских опытов.

    6. Материалы по разделам: песок, соль, вода, магнит, бумага и т.д.

    7. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема.

    8. Сита и воронки.
    9. Соломки для коктейля.
    10. Разноцветные стаканчики из-под йогурта, сметаны или плоские емкости (для рассматривания песчинок).
    11. Разные виды бумаги.
    12. Карточки-схемы проведения экспериментов.
    13. Персонажи, наделенные определенными чертами

    (любознательный, удивляющийся и задающий вопросы «Почемучка»), от имени которых моделируются проблемные ситуации.

    Зона художественно-творческой деятельности включает:

    1. Полочка с произведениями искусства.
    2. Трафареты, лекала, геометрические формы.
    3. Краски, кисти, карандаши, мелки, фломастеры.

    4. Белая и цветная бумага.
    5. Ножницы.
    6. Пластилин, салфетки.
    7. Изобразительные и пластические материалы (угольный карандаш, цветной пат, соленое тесто и т.п.).
    Зона театрализованной деятельности включает:
    1. Шапочки, маски для игр-драматизаций на темы люби-

    мых сказок.
    2. Кукольный театр.

    3. Театр из игрушек-самоделок.
    4. Театр резиновых игрушек.
    5. Пальчиковый, перчаточный, варежковый театры.

    6. Клубковый театр.

    7. Театр марионеток.
    8. Плоскостной театр.
    9. Теневой театр.
    10. «Уголок ряженья»: костюмы, украшения-кулоны, бусы,

    пояски, браслеты, манжеты, короны, бабочки, платочки с кружевами, косыночки, шарфики, шляпки, ленточки на ободках.

    11. Атрибуты для театрализованных и режиссерских игр (элементы костюмов).

    Таким образом, предметно-развивающая среда в каждой возрастной группе имеет свои отличительные признаки:

    1) в группе для детей младшего дошкольного возраста предметно-развивающая среда направлена на удовлетворение потребности в активном движении, игровые комплексы содержат сюжетообразующие игрушки (персонажи, предметы оперирования, маркеры пространства), игровые материалы размещаются в низких стеллажах, передвижных ящиках на колесиках, пластмассовых емкостях, вдвигающихся в нижние открытые полки шкафов;

    2) в группе для детей среднего дошкольного возраста предметно-развивающая среда позволяет удовлетворить потребность детей этого возраста в играх со сверстниками, сюжетообразующие наборы (тематические зоны) уступают место более гибким сочетаниям сюжетообразующих игрушек;

    3) в группе для детей старшего дошкольного возраста предметно-развивающая среда направлена на развитие познавательных процессов, стабильные тематические зоны полностью уступают место мобильному материалу – крупным универсальным маркерам пространства и полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место.

    Список используемых источников при составлении консультации:

    1) Предметно-развивающая среда в дошкольной образовательной организации [Текст]: учебное пособие / Е.В. Барышникова. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. – 183 с.

    2) Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации: учебное пособие для бакалавров педагогики (направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата) /О. В. Крежевских. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 221 с.;

    3) Создание оптимальной предметно-развивающей среды в учреждении дошкольного образования. Т. В. Щедрина/ Производственно-практическое издание. – Минск 2014 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Зонирование групповых помещений

    Материальная среда детского учреждения должна создавать условия для полноценной реализации видов деятельности, которые в наибольшей степени способствуют развитию детей раннего возраста. При этом матер...

    Отчет воспитателя Лях Е.П. об особенностях развивающей предметно-пространственной среды группового помещения, игровой площадки.

    Отчет воспитателя Лях Е.П.об особенностях развивающей предметно-пространственной среды группового помещения, игровой площадки....

    Отчет об особенностях развивающей предметно – пространственной среды группового помещения, игровой площадки, теневого навеса, территории ДОО

    ОТЧЕТ     воспитателя МАДОУ детский сад № 22 села Успенского Дубровной Людмилы Александровныоб особенностях развивающей предметно – пространственной среды группового помещени...

    Требования к созданию спортивных центров в групповых помещениях

    Данная консультация поможет всем педагогам вновь создать или пополнить свои спортивные уголоки в соответствии с ФГОС...

    В помощь аттестуемому педагогу "Письменный отчет об особенностях развивающей предметно – пространственной среды группового помещения, игровой площадки, теневого навеса, территории ДОО"

    В помощь аттестуемому педагогу "Письменный отчет об особенностях развивающей предметно – пространственной  среды группового помещения, игровой площадки, теневого навеса, территории ДОО"...

    Отчёт воспитателяоб особенностях развивающей предметно-пространственной среды группового помещения, игровой площадки, теневого навеса, территории ДОУ.

    Развивающая предметно-пространственная среда — это система  материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных сре...

    Нестандартное оборудование в центрах двигательной активности в групповых помещения ДОУ

    В презентации предложены варианты изготовления  нестандартного оборудования  для использования в центрах двигательной активности. Материал может быть полезен  педагогам ДОУ и род...