Педагогическая идея: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников с использованием регионального компонента».
статья (старшая группа) на тему

Суханова Елена Николаевна

 

 

Педагогическая  идея:

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников с использованием регионального компонента».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_ideya.docx26.11 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

Администрация городского округа Саранск

МУ «Информационно – методический центр»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №88 комбинированного вида»

Педагогическая  идея:

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников с использованием регионального компонента».

Воспитатель высшей

квалификационной категории

Суханова Елена Николаевна

МДОУ «Детский сад №88

комбинированного вида».

                                              Саранск 2011г.

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности с использованием регионального компонента»

                                                      Суханова Елена Николаевна, воспитатель

                                                         высшей квалификационной категории

                                     МДОУ «Детский сад №88

                                                          комбинированного вида» г.о. Саранск.

Дорогие друзья, коллеги! Мы выбрали педагогическую профессию и решили посвятить свою жизнь воспитанию и обучению подрастающего поколения. Нашими воспитанниками стали самые маленькие члены общества – дети дошкольного возраста.

Каждому человеку необходимо знать историю родного края, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, любить родную природу,  место   где он родился и живет. Но этого мало. Чтобы быть уверенным в том, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать свой народ, культуру и учить этому детей. А такое становится возможным только тогда, когда освоена родная культура, включающая много различных аспектов: традиции и обычаи народа, историю его развития, духовное наследие и т. д. Воспитывать патриота своей родины надо на конкретных героических поступках, исторических событиях, на народных традициях и правилах по которым веками жила могучая Россия. Но при этом надо понимать о сегодняшнем дне, вместе с детьми постоянно прослеживать связь между днем минувшим и настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин  своей Родины.

В.А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало,  прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Большое обоснование нравственно – патриотического воспитания дошкольников внесли Р.И. Жуковская, Н.В. Виноградова, Е.И. Радина и др.

Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества), связаны  с изучением механизмов социализации, формировании социальной компетенции ребенка, осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода, восприятия детьми мира предметов, формирования знаний о трудовой деятельности взрослых.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Огромную роль в этом играет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно – экологическим своеобразием родного региона.

Построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи нравственно – патриотического воспитания дошкольников:

  • Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому Мордовского края.
  • Развивать эмоционально – ценностное отношение к семье, дому, улице, городу, республике.
  • Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.
  • Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа).
  • Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

Эффективность нравственно – патриотического воспитания при ознакомлении с родным городом достигается в случае, если педагогический процесс характеризуется целостностью на всех уровнях:

        - административно – управленческом: построение системы краеведческой работы в рамках реализации регионального компонента стандарта дошкольного образования;

        - организационно – методическом: методическое сопровождение краеведческого образования (педсоветы, семинары, консультации и др.) осуществляется на основе диагностики затруднений педагогов, опыта их работы, учета интересов;

        - воспитательно – образовательном: деятельность педагога включает отбор краеведческого содержания в соответствии с целями развития ребенка, его возрастными особенностями и интересами; обогащение развивающей среды материалами о Саранске и Республике Мордовии (дидактические игры, пособия, предметы искусства, продукты детского творчества и др.); согласование тематики занятий по ознакомлению с Саранском с тематикой других занятий, с играми детей; создание условий для самостоятельной и совместной с взрослыми работы с краеведческим материалом (предоставление детям возможности проявить свое творчество); обеспечение эмоционального благополучия ребенка и  диагностику изменений его развития.

Развитие современной цивилизации неразрывно связано с проблемами безопасности человека. Мощь новых технологий и технологических средств растет несоизмеримо быстрее, чем способность и умение человека управлять ими и контролировать их взаимодействие на собственную жизнь.

Дошкольный возраст  - это важнейший период, когда сформируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Тем не менее необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснять детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной нашей задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. Ведь все, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Педагоги, родители готовят дошкольников к взрослой жизни. Любознательного малыша учат читать, считать, преподносят ему энциклопедические знания об окружающем мире, но поможет ли этот багаж ребенку, когда он останется один и рядом не будет взрослого, отвечающего за его безопасность.

Цель моей работы – воспитать в детях потребность в здоровом образе жизни, а также научить их правилам поведения на дороге, на воде и при  пожаре. Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении  взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытие, удивляемся. Родители доверяют детскому саду самое ценное – своих несмышленых детей. А детский сад – это целостный организм, где все, начиная от руководителя и заканчивая техническими работниками, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение здоровья, за безопасность и жизнедеятельность детей.

Основными задачами моей деятельности являются формирование у ребенка навыков разумного поведения в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействия с пожароопасными предметами, животными и ядовитыми растениями, способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни.

В детском саду мною был разработан проект «Безопасный город детства»,  участие детей в котором дает им возможность обрести знания безопасного поведения на дорогах города, в различных жизненных ситуациях; приобщится к культурному и историческому наследию нашего города, республики.

В процессе реализации проекта решались следующие задачи: формировать представления об улице и ее основных частях; знакомить детей с дорожными знаками. Уточнять и расширять представления о транспортных средствах; продолжать знакомить с правилами этичного и безопасного  поведения на улице, в транспорте, на дороге; дать представления о профессиях: регулировщик, постовой; развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа); формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности;  воспитывать у детей желание заботится о своем здоровье и здоровье окружающих, избегать опасных для жизни ситуаций.

Программный материал систематизирован в соответствии с программой «Основы безопасности детей дошкольного возраста», образовательной программы «Радуга» и образовательной программы «Валдоня». Составленные перспективные планы работы по охране безопасности жизнедеятельности для всех возрастных групп. Работа ведется по разделам, выделенные Р. Б. Стеркиной, с использованием профильных методических рекомендаций.

В подготовительной группе дополнительно введена тема «Твои права, ребенок» (на основе Конвенции о правах ребенка).

Работа по охране безопасности жизнедеятельности детей начинается со второй младшей группы со второго полугодия учебного года (в программе       Р. Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста») и ведется по следующим разделам: «Ребенок на улицах города», «Ребенок и другие люди», «Ребенок дома», «Пожарная безопасность» ведет воспитатель по охране безопасности жизнедеятельности.

В течении года в планы работы вносятся коррективы. Наиболее удачным оказалось блочное планирование занятий с обязательным проведение итогового, закрепляющего знания детей занятия, праздника или развлечения. Идет апробация и консервация лучших конспектов занятий.

Своим опытом я делюсь с коллегами, воспитателями других дошкольных образовательных учреждений района. Провожу открытые занятия, дни открытых дверей, организую экскурсии для детей.

Большая работа ведется с родителями. Они - главный пример для своего ребенка. Привлечение родителей к работе по формированию у детей навыков безопасного поведения тем более необходимо, что среди них бытует мнение, что дети овладевают знаниями безопасного поведения самостоятельно в повседневной жизни.

В рамках работы с родителями проводятся следующие мероприятия:

• встречи с участием инспекторов Государственной инспекции безопасности дорожного движения и военизированной пожарной части №4;

• встречи со специалистами детской поликлиники №4;

• экскурсии по детскому саду «Путешествие в волшебную страну детства»;

• дни открытых дверей «Мы знаем правила дорожного движения», «День здоровья»;

• лекции и консультации: «Роль семьи в снижении дорожно-транспортного травматизма», «Правонарушения на дороге», «Шалость детей с огнем», «Основные причины возникновения пожаров и их предупреждение», «В здоровом теле – здоровый дух», «Защита ребенка в правовых документах»;

• распространение памяток «Действия при возникновении пожара, порядок вызова пожарной охраны»;

• оформление стендов «Ребенок и дорога», «Островок безопасности»,    «Я с дорогою дружу»;

• выставки дидактических пособий, игр, поделок, художественной и методической литературы, детских работ «На дороге не зевай!»;

• выставки и презентации совместных художественно - творческих работ: плакаты «Не шути с огнем», «Учим детей правилам дорожного движения», «Улица полна неожиданностей»; макеты «Транспорт будущего», «Здоровый образ жизни»; коллажи «Наша здоровая семья»; книжки «Как мы соблюдаем правила безопасности»;

• эстафеты безопасности: подвижные и интеллектуальные игры с участием детей и родителей;

• праздники и развлечения «В гостях у доктора Пилюлькина», «Папа, мама, я - здоровая семья», «Веселый праздник на воде»;

• театрализованные постановки, иллюстрирующие основные правила безопасного поведения.

Анализируя результаты взаимодействия родителей и педагогов мы пришли к выводу о том, что добровольное объединение родителей и их участие в образовательном процессе способствует успешному решению задач, поставленных детским садом в деле охраны безопасности жизнедеятельности детей. Мы смогли привлечь внимание родителей к проблеме детской безопасности, сделать из равнодушных наблюдателей активных помощников в деле обучения детей правилам поведения дома, на улице, в неадекватных ситуациях.

В группе мною создана и обогащается развивающая среда по охране безопасности детей. Имеется мини – уголок безопасности для закрепления полученных на занятиях знаний. На территории дошкольного учреждения в течение теплого периода года функционирует автогородок с разметкой: дети. Где дети упражняются в правила перехода улицы и безопасном поведении на дороге. Знание детей о правилах дорожного движения находят отражение в их рисунках, поделках, играх: они лепят из пластилина машины, пешеходов, светофоры, машины, дорожные знаки. В играх закрепляют знание правил, учатся культуре поведения в общественных местах.

В нашем детском саду организуются встречи с инспекторами ГИБДД.     К ним готовимся заранее – в процессе прогулок, наблюдал за дорожным движением, закреплял знания правил поведения на улице.

Организуя экскурсии в различные места нашего города, мы не только закрепляем знания и умения детей соблюдать правила поведения на дорогах и улицах нашего города, но и прививаем любовь к своей малой родине, учим их замечать красоту его улиц, площадей, зданий и т. д.

Не секрет что в современном обществе сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – меленьких детей. Правила поведения и меры безопасности на прямую связаны с условиями, в которых находится человек: современный город и сельская местность, привычная домашняя обстановка диктуют совершенно различные способы поведения и меры предосторожности. Если бы все люди их хорошо знали и соблюдали – меньше было бы травм и несчастных случаев.

В вопросах преемственности работы по безопасности дорожного движения наш детский сад сотрудничает со средней общеобразовательной школой № 32. Уже традиционными стали совместные мероприятия. В сентябре будущих первоклассников «посвящают в пешеходы». Школьники показывают спектакли, проводят викторины по правилам дорожного движения, организуют выставки «Транспорт вчера, сегодня, завтра».

Для определения уровня знаний и практических навыков по безопасному поведению детей составлен перечень вопросов для младших, средних, старших и подготовительных к школе групп.

Чтобы повысить профессионализм и компетентность педагогов, уровень их теоретических знаний по охране безопасности жизнедеятельности для воспитателей были проведены консультации: «Организация игровой среды для закрепления знаний по охране безопасности жизнедеятельности в группе», «Воспитатель первый учитель безопасного поведения на дороге», «Как работать с родителями по профилактике дорожно - транспортного травматизма», «Химический терроризм - угроза обществу».

Дошкольное образовательное учреждение принимает участие в респyбликaнcкиx районных и городских конкурсах и проектах:

• конкурс семейной фотографии в рамках программы «Разговор о правильном питании»;

• городской фестиваль здоровья «Здоровая семья - здоровые дети».

Все это говорит о том, ЧТО в детском саду создана логически обоснованная система работы по основам безопасности жизнедеятельности детей, которая способствует получению дошкольниками устойчивых навыков поведения в повседневной жизни и неадекватных ситуациях, обеспечивает: сохранение их жизни и здоровья. Я считаю, что систематичность, плановость, использование различных форм и методов работы с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей дает возможность нашим воспитанникам адаптироваться в любой социально-экономической и криминогенной ситуации современного общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников, как часть многоаспектного явления социального развития, методом моделирования

Социализация – это вхождение в мир людей, в систему социальных связей. Социальное развитие личности является  средством и  результатом  социализации. Социальное развитие – многоаспектно...

статья "Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников посредством театрализованной и проектной деятельности".

Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка ...

Тематический контроль: «Состояние работы в ДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников»

Тематический контроль  в ДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности  дошкольников...

«Формирование основ безопасной жизнедеятельности дошкольников средством игровых проектов» Отчет

Сегодня как никогда раньше мы испытываем огромную тревогу за детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с раз...

Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников, как часть многоаспектного явления социального развития. Метод моделирования.

Социализация – это вхождение в мир людей, в систему социальных связей. Социальное развитие личности является  средством и  результатом  социализации. Социальное развитие – многоаспектно...