Педагогическая идея: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников с использованием регионального компонента».
статья (старшая группа) на тему
Педагогическая идея:
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников с использованием регионального компонента».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_ideya.docx | 26.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования
Администрация городского округа Саранск
МУ «Информационно – методический центр»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №88 комбинированного вида»
Педагогическая идея:
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников с использованием регионального компонента».
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Суханова Елена Николаевна
МДОУ «Детский сад №88
комбинированного вида».
Саранск 2011г.
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности с использованием регионального компонента»
Суханова Елена Николаевна, воспитатель
высшей квалификационной категории
МДОУ «Детский сад №88
комбинированного вида» г.о. Саранск.
Дорогие друзья, коллеги! Мы выбрали педагогическую профессию и решили посвятить свою жизнь воспитанию и обучению подрастающего поколения. Нашими воспитанниками стали самые маленькие члены общества – дети дошкольного возраста.
Каждому человеку необходимо знать историю родного края, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, любить родную природу, место где он родился и живет. Но этого мало. Чтобы быть уверенным в том, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать свой народ, культуру и учить этому детей. А такое становится возможным только тогда, когда освоена родная культура, включающая много различных аспектов: традиции и обычаи народа, историю его развития, духовное наследие и т. д. Воспитывать патриота своей родины надо на конкретных героических поступках, исторических событиях, на народных традициях и правилах по которым веками жила могучая Россия. Но при этом надо понимать о сегодняшнем дне, вместе с детьми постоянно прослеживать связь между днем минувшим и настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины.
В.А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Большое обоснование нравственно – патриотического воспитания дошкольников внесли Р.И. Жуковская, Н.В. Виноградова, Е.И. Радина и др.
Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формировании социальной компетенции ребенка, осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода, восприятия детьми мира предметов, формирования знаний о трудовой деятельности взрослых.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Огромную роль в этом играет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно – экологическим своеобразием родного региона.
Построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи нравственно – патриотического воспитания дошкольников:
- Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому Мордовского края.
- Развивать эмоционально – ценностное отношение к семье, дому, улице, городу, республике.
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.
- Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа).
- Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
Эффективность нравственно – патриотического воспитания при ознакомлении с родным городом достигается в случае, если педагогический процесс характеризуется целостностью на всех уровнях:
- административно – управленческом: построение системы краеведческой работы в рамках реализации регионального компонента стандарта дошкольного образования;
- организационно – методическом: методическое сопровождение краеведческого образования (педсоветы, семинары, консультации и др.) осуществляется на основе диагностики затруднений педагогов, опыта их работы, учета интересов;
- воспитательно – образовательном: деятельность педагога включает отбор краеведческого содержания в соответствии с целями развития ребенка, его возрастными особенностями и интересами; обогащение развивающей среды материалами о Саранске и Республике Мордовии (дидактические игры, пособия, предметы искусства, продукты детского творчества и др.); согласование тематики занятий по ознакомлению с Саранском с тематикой других занятий, с играми детей; создание условий для самостоятельной и совместной с взрослыми работы с краеведческим материалом (предоставление детям возможности проявить свое творчество); обеспечение эмоционального благополучия ребенка и диагностику изменений его развития.
Развитие современной цивилизации неразрывно связано с проблемами безопасности человека. Мощь новых технологий и технологических средств растет несоизмеримо быстрее, чем способность и умение человека управлять ими и контролировать их взаимодействие на собственную жизнь.
Дошкольный возраст - это важнейший период, когда сформируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Тем не менее необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснять детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной нашей задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. Ведь все, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Педагоги, родители готовят дошкольников к взрослой жизни. Любознательного малыша учат читать, считать, преподносят ему энциклопедические знания об окружающем мире, но поможет ли этот багаж ребенку, когда он останется один и рядом не будет взрослого, отвечающего за его безопасность.
Цель моей работы – воспитать в детях потребность в здоровом образе жизни, а также научить их правилам поведения на дороге, на воде и при пожаре. Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытие, удивляемся. Родители доверяют детскому саду самое ценное – своих несмышленых детей. А детский сад – это целостный организм, где все, начиная от руководителя и заканчивая техническими работниками, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение здоровья, за безопасность и жизнедеятельность детей.
Основными задачами моей деятельности являются формирование у ребенка навыков разумного поведения в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействия с пожароопасными предметами, животными и ядовитыми растениями, способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни.
В детском саду мною был разработан проект «Безопасный город детства», участие детей в котором дает им возможность обрести знания безопасного поведения на дорогах города, в различных жизненных ситуациях; приобщится к культурному и историческому наследию нашего города, республики.
В процессе реализации проекта решались следующие задачи: формировать представления об улице и ее основных частях; знакомить детей с дорожными знаками. Уточнять и расширять представления о транспортных средствах; продолжать знакомить с правилами этичного и безопасного поведения на улице, в транспорте, на дороге; дать представления о профессиях: регулировщик, постовой; развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа); формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности; воспитывать у детей желание заботится о своем здоровье и здоровье окружающих, избегать опасных для жизни ситуаций.
Программный материал систематизирован в соответствии с программой «Основы безопасности детей дошкольного возраста», образовательной программы «Радуга» и образовательной программы «Валдоня». Составленные перспективные планы работы по охране безопасности жизнедеятельности для всех возрастных групп. Работа ведется по разделам, выделенные Р. Б. Стеркиной, с использованием профильных методических рекомендаций.
В подготовительной группе дополнительно введена тема «Твои права, ребенок» (на основе Конвенции о правах ребенка).
Работа по охране безопасности жизнедеятельности детей начинается со второй младшей группы со второго полугодия учебного года (в программе Р. Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста») и ведется по следующим разделам: «Ребенок на улицах города», «Ребенок и другие люди», «Ребенок дома», «Пожарная безопасность» ведет воспитатель по охране безопасности жизнедеятельности.
В течении года в планы работы вносятся коррективы. Наиболее удачным оказалось блочное планирование занятий с обязательным проведение итогового, закрепляющего знания детей занятия, праздника или развлечения. Идет апробация и консервация лучших конспектов занятий.
Своим опытом я делюсь с коллегами, воспитателями других дошкольных образовательных учреждений района. Провожу открытые занятия, дни открытых дверей, организую экскурсии для детей.
Большая работа ведется с родителями. Они - главный пример для своего ребенка. Привлечение родителей к работе по формированию у детей навыков безопасного поведения тем более необходимо, что среди них бытует мнение, что дети овладевают знаниями безопасного поведения самостоятельно в повседневной жизни.
В рамках работы с родителями проводятся следующие мероприятия:
• встречи с участием инспекторов Государственной инспекции безопасности дорожного движения и военизированной пожарной части №4;
• встречи со специалистами детской поликлиники №4;
• экскурсии по детскому саду «Путешествие в волшебную страну детства»;
• дни открытых дверей «Мы знаем правила дорожного движения», «День здоровья»;
• лекции и консультации: «Роль семьи в снижении дорожно-транспортного травматизма», «Правонарушения на дороге», «Шалость детей с огнем», «Основные причины возникновения пожаров и их предупреждение», «В здоровом теле – здоровый дух», «Защита ребенка в правовых документах»;
• распространение памяток «Действия при возникновении пожара, порядок вызова пожарной охраны»;
• оформление стендов «Ребенок и дорога», «Островок безопасности», «Я с дорогою дружу»;
• выставки дидактических пособий, игр, поделок, художественной и методической литературы, детских работ «На дороге не зевай!»;
• выставки и презентации совместных художественно - творческих работ: плакаты «Не шути с огнем», «Учим детей правилам дорожного движения», «Улица полна неожиданностей»; макеты «Транспорт будущего», «Здоровый образ жизни»; коллажи «Наша здоровая семья»; книжки «Как мы соблюдаем правила безопасности»;
• эстафеты безопасности: подвижные и интеллектуальные игры с участием детей и родителей;
• праздники и развлечения «В гостях у доктора Пилюлькина», «Папа, мама, я - здоровая семья», «Веселый праздник на воде»;
• театрализованные постановки, иллюстрирующие основные правила безопасного поведения.
Анализируя результаты взаимодействия родителей и педагогов мы пришли к выводу о том, что добровольное объединение родителей и их участие в образовательном процессе способствует успешному решению задач, поставленных детским садом в деле охраны безопасности жизнедеятельности детей. Мы смогли привлечь внимание родителей к проблеме детской безопасности, сделать из равнодушных наблюдателей активных помощников в деле обучения детей правилам поведения дома, на улице, в неадекватных ситуациях.
В группе мною создана и обогащается развивающая среда по охране безопасности детей. Имеется мини – уголок безопасности для закрепления полученных на занятиях знаний. На территории дошкольного учреждения в течение теплого периода года функционирует автогородок с разметкой: дети. Где дети упражняются в правила перехода улицы и безопасном поведении на дороге. Знание детей о правилах дорожного движения находят отражение в их рисунках, поделках, играх: они лепят из пластилина машины, пешеходов, светофоры, машины, дорожные знаки. В играх закрепляют знание правил, учатся культуре поведения в общественных местах.
В нашем детском саду организуются встречи с инспекторами ГИБДД. К ним готовимся заранее – в процессе прогулок, наблюдал за дорожным движением, закреплял знания правил поведения на улице.
Организуя экскурсии в различные места нашего города, мы не только закрепляем знания и умения детей соблюдать правила поведения на дорогах и улицах нашего города, но и прививаем любовь к своей малой родине, учим их замечать красоту его улиц, площадей, зданий и т. д.
Не секрет что в современном обществе сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – меленьких детей. Правила поведения и меры безопасности на прямую связаны с условиями, в которых находится человек: современный город и сельская местность, привычная домашняя обстановка диктуют совершенно различные способы поведения и меры предосторожности. Если бы все люди их хорошо знали и соблюдали – меньше было бы травм и несчастных случаев.
В вопросах преемственности работы по безопасности дорожного движения наш детский сад сотрудничает со средней общеобразовательной школой № 32. Уже традиционными стали совместные мероприятия. В сентябре будущих первоклассников «посвящают в пешеходы». Школьники показывают спектакли, проводят викторины по правилам дорожного движения, организуют выставки «Транспорт вчера, сегодня, завтра».
Для определения уровня знаний и практических навыков по безопасному поведению детей составлен перечень вопросов для младших, средних, старших и подготовительных к школе групп.
Чтобы повысить профессионализм и компетентность педагогов, уровень их теоретических знаний по охране безопасности жизнедеятельности для воспитателей были проведены консультации: «Организация игровой среды для закрепления знаний по охране безопасности жизнедеятельности в группе», «Воспитатель первый учитель безопасного поведения на дороге», «Как работать с родителями по профилактике дорожно - транспортного травматизма», «Химический терроризм - угроза обществу».
Дошкольное образовательное учреждение принимает участие в респyбликaнcкиx районных и городских конкурсах и проектах:
• конкурс семейной фотографии в рамках программы «Разговор о правильном питании»;
• городской фестиваль здоровья «Здоровая семья - здоровые дети».
Все это говорит о том, ЧТО в детском саду создана логически обоснованная система работы по основам безопасности жизнедеятельности детей, которая способствует получению дошкольниками устойчивых навыков поведения в повседневной жизни и неадекватных ситуациях, обеспечивает: сохранение их жизни и здоровья. Я считаю, что систематичность, плановость, использование различных форм и методов работы с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей дает возможность нашим воспитанникам адаптироваться в любой социально-экономической и криминогенной ситуации современного общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников, как часть многоаспектного явления социального развития, методом моделирования
Социализация – это вхождение в мир людей, в систему социальных связей. Социальное развитие личности является средством и результатом социализации. Социальное развитие – многоаспектно...
Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через сюжетно-ролевые игры
Справка по итогам тематического контроля в ДОУ...
статья "Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников посредством театрализованной и проектной деятельности".
Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка ...
Тематический контроль: «Состояние работы в ДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников»
Тематический контроль в ДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников...
Педагогическая идея: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников с использованием регионального компонента».
Формирование здорового образа жизни детей...
Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей 4-7 лет « Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников с помощью игровой деятельности» 2019-2023
рабочая программа по самообразованию...
Программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников МБДОУ "Детский сад №28 «Надежда" «СТРАНА БЕЗОПАСНОСТИ»
Программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников МБДОУ "Детский сад №28 «Надежда" «СТРАНА БЕЗОПАСНОСТИ»...