Построение партнерских отношении между семьями воспитанников и ДОО в рамках ФГОС
статья по теме

Рассказова Наталья Геннадьевна

С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. В докладе отражена стратегия и тактика построения партнерских отношений между ДОО и семьей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лангепасское городское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида №3 «Светлячок»

Построение партнерских отношений между

 семьями воспитанников и ДОО в рамках ФГОС

                                                             

                               

                           

                                                                                                          Рассказова Н.Г.

                                                                                                    воспитатель I кв. категории

2015 год

Построение партнерских отношений

между семьями воспитанников и ДОО в рамках ФГОС

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями.

Общие положения ФГОС ДО указывают на необходимость построения партнёрских взаимоотношений между семьёй и ДОО. ФГОС ДО прописывает основные принципы дошкольного образования: сотрудничество Организации с семьёй (пункт1.4.5) ; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства (пункт 1.4.6).

Задачами стандарта являются:

  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества (пункт1.6.5) ;
  •  обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (пункт 1.6.9).

Стандарт является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. (пункт 1.7.6) .

К сожалению реалии современности привели к возникновению «тенденции переориентации семьи с функций воспитания на простое выживание». Приходится констатировать, что и для благополучных в финансовом плане слоев общества характерен кризис семьи, потеря ею статуса института, обеспечивающего необходимые условия для воспитания и социализации детей. Возможно, это связано с тем, что выросло целое «кризисное» поколение, далекое от ценностей семейной жизни, с иждивенческой, пассивной или даже агрессивной жизненной позицией.

Многие молодые семьи практикуют непродуктивные тактики воспитания: гиперопека, доминирующая и потворствующая гиперпротекция, воспитание «в культе болезни», эмоциональное отвержение, противоречивое воспитание и другие. Независимо от тактики и стиля воспитания для членов подобных семей характерна конфронтация с дошкольными образовательными организациями.

В.И. Слободчиков отмечает: «Полное обособление семьи от образовательных учреждений уже привело к замене общественного воспитания приватно-семейным, с одной стороны, и формально-государственным - с другой».

Опасность представляет и законодательная тенденция, согласно которой родители перестают быть «первыми педагогами», а имеют «преимущественное право на воспитание своих детей», поэтому родители легко делегируют свои права (и обязанности) образовательной организации.

Проблема построения продуктивных взаимоотношений ДОО с семьей во многом связана и сохранением позиции педагогических коллективов и отдельных педагогов, суть которой выражает устаревшая формулировка «работа с семьей». Часто под новыми заголовками в документации обнаруживается все та же практика так называемого педагогического просвещения родителей, домашних заданий и формальных собраний.

По мере дальнейшей формализации данного направления деятельности ДОО усиливается кризис доверия между педагогами и родителями, расширяется порочный замкнутый круг взаимных обвинений. Все это сопровождается снятием с себя ответственности за развитие и благополучие ребенка.

Преодоление сложившейся ситуации возможно лишь при построении системы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников как полноценной подсистемы образовательного процесса.

Дословный перевод понятия «партнерство» - деление на равные доли участия взаимодействующих субъектов - определяет логику построения партнерских взаимоотношений ДОО и семьи как равноактивного и взаимосвязанного воздействия двух сторон в интересах развития ребенка.

Сегодня ДОО необходимо отойти от практики выбора «актуальных тем» для проведения бесед с родителями. По сути, предстоит заново выстроить систему взаимодействия с семьей «от ребенка» и «на стороне родителя». В современных условиях, когда воспитательный потенциал семьи зачастую оказывается невысоким, ДОО выступают инстанцией развития не только ребенка, включенного в образовательный процесс, но и его родителей. Для решения соответствующих задач необходимо продумать и реализовать эффективные сценарии включения семьи в жизнь ребенка в ДОО. Родители должны стать полноправными участниками образовательного процесса как в смысле участия в педагогических мероприятиях, так и в плане принятия управленческих решений.

Возможность построения партнерских отношений предполагает готовность двух сторон одинаково активно и согласованно взаимодействовать в качестве субъектов. Очевидно, что участники образовательного процесса далеко не всегда обладают необходимыми качествами - стремлением, готовностью и способностью к продуктивному взаимодействию, активностью, субъектностью. В этой связи построение партнерских отношений между основными агентами воспитания детей (социум, семья и образовательные организации) - длительный и сложный процесс.

Стратегия и тактика построения партнерских отношений между ДОО и семьей может быть представлена последовательными шагами от «формулирования миссии» до поиска средств реализации поставленных задач.

Шаг первый - формулирование миссии, или декларация цели. 

Выработка общих целевых основ, единой картины будущего как фундамента сотрудничества. Формулирование цели, ее понимание и принятие всеми участниками служит базисом продуктивных отношений.

Принято считать, что перед ДОО и семьей стоят общие задачи. На самом деле, высказываются самые разные мнения. Даже на житейском уровне очевидны различия в приоритетах семьи и ДОО: педагог во главу угла ставит освоение всеми детьми образовательной программы дошкольного образования, тогда как для родителей наиболее важными могут быть задачи сохранения здоровья ребенка, доверительных взаимоотношений с ним, удовлетворение собственных амбиций и т.д.

Формулирование целей - важный этап построения партнерских взаимоотношений, половина успеха в решении существующих проблем. При этом нужно учитывать, что цели только намечаются и должны корректироваться по мере достижения промежуточных результатов.

Определение конкретной цели - крайне сложная задача. Выделив проблему - то, что является неудовлетворительным в существующей практике взаимодействия семьи и ДОО, - необходимо определить, а по сути, придумать, как ее решить. При этом может возникнуть множество идей, из которых нужно выбрать одну, наиболее рациональную. Существует интересная методика  поиска общей цели  «Саммит позитивных перемен» построенная на основе технологий фасилитации, Д.Куперрайдера, Д.Уитни и др. Данный метод позволяет конкретизировать цель и задачи взаимодействия, его стратегию, варианты партнерства.

Шаг второй – разрушение стереотипов.

Непродуктивное, а порой и неконструктивное, взаимодействие субъектов воспитания ребенка в рамках традиционных моделей работы ДОО с семьей приводит к тому, что родители накапливают достаточно серьезный объем невысказанных опасений по отношению к воспитателям и детскому саду в целом. При этом педагоги нередко занимают настороженно-оборонительную позицию.

Очевидно, что партнерские отношения не могут строиться в атмосфере взаимного недоверия. В связи с этим необходим этап переосмысления сложившихся мнений, стереотипов поведения и установок в общении. Важно избавиться от «ярлыков», создать позитивный имидж ДОО и педагогического коллектива. Примером новой формой  работы в данном направлении  являются организационно-деятельные игры. Например, в процессе организационно-деятельной игры «Повышение толерантности во взаимоотношениях педагогов и родителей» используя различные тесты («Педагоги глазами родителей», «Родители глазами педагогов») и методики («Какие бывают родители и педагоги», «Конфликтная ситуация» и др.) решаются следующие задачи:

  • Помощь педагогам и родителям в выявлении и осознании степени своих затруднений во взаимодействии с другими участниками образовательного процесса;
  • Выявление возможных способов преодоления затруднений и выработка сценариев совместной работы;
  • Стимулирование желания отказаться от предвзятости в отношениях, ярлыков и стереотипов.

Шаг третий - осознание неразделимости институтов воспитания.

Построение партнерских отношений невозможно без осознания администрацией ДОО, педагогами и родителями взаимозависимости семьи и дошкольной образовательной организации. Поэтому следующим шагом должна стать совместная работа по определению места, роли и возможностей каждого института в достижении поставленной цели, в решении общих задач воспитания, развития и обучения детей.

Необходимо определить зоны ответственности каждого из институтов с учетом возможностей и специфики семейного воспитания. Принципиальное отличие воспитания в семье состоит в том, что фундаментом родительского влияния выступает, прежде всего, безусловная родительская любовь к ребенку, забота о нем как о самоценной личности, принятие его таким, какой он есть. Основой общественного формирования личности является система социальных требований к ребенку.

Работа по выявлению и согласованию позиций родителей и педагогов по вопросам определения зон ответственности каждой из сторон взаимодействия за тот или иной аспект воспитания может проводиться с использованием опросов и анкетирования например, «Кто должен формировать культуру безопасности у детей?».

Интересная форма работы - написание родителями (педагогами) мини-сочинений. Данные эссе становятся объектом обсуждения и анализа в педагогическом и родительском сообществах, основой построения дальнейшей совместной работы двух институтов социализации ребенка.

На основе полученной информации командой специалистов ДОО может быть разработан сценарий мероприятия для педагогов и родителей. Например, в ходе разыгрывания ролей в ситуации деловой игры «Родители обязаны, педагоги должны» можно сделать очередной шаг к разграничению полномочий и объединению усилий педагогов и родителей в процессе воспитания ребенка.

Шаг четвертый -поиск ресурсов для решения поставленных задач.

 Удивительно, но в век свободного доступа к информации, средствам коммуникации люди становятся все менее коммуникабельными. Опыт проведения разных по форме и содержанию мероприятий с педагогами и родителями воспитанников ДОО показывает, что организаторы и участники легко могут найти в различных источниках опыт решения определенных проблем и задач. При этом значительные трудности возникают в ходе обсуждения и анализа информации педагогами и родителями, в процессе принятия общих решений.

Неслучайно сегодня востребованы не столько новые идеи построения взаимодействия семьи и ДОО, сколько умения, позволяющие педагогу эффективно организовать обсуждение идей и обеспечить выбор наиболее приемлемых для всех.

Предстоит обеспечить изменение, обновление позиций субъектов на основе понимания того, что заложником несложившихся, разрушенных, осложненных отношений между родителями и педагогами был и остается ребенок. Для решения этой задачи необходимо придерживаться принципов эффективного взаимодействия:

  • принцип первый (хорошо известный педагогам и плохо осознаваемый родителями): родители являются первыми и главными воспитателями ребенка;
  • принцип второй (мало осознаваемый педагогами и неизвестный родителям): детские сады создаются в помощь семье в деле воспитания детей;
  • принцип третий (смутно осознаваемый и родителями, и педагогами): какие педагоги - такие и родители и, наоборот, какие родители - такие и педагоги;
  • принцип четвертый (вызывающий наибольшее количество разногласий между педагогами и родителями): педагоги воздействуют на семью через ребенка и для ребенка; семья, в свою очередь, воздействует на педагогов через ребенка и для ребенка.

Данные принципы построения взаимодействия субъектов воспитания могут быть реализованы при помощи идеологии и технологий фасилитации. Для того чтобы добиться активности педагогов и родителей (а значит, активности и свободы ребенка), сторонам следует научиться взаимодействовать по-новому.

Пример совместного поиска решений важной проблемы современности, построенного на основе технологий фасилитации, представлен в методике «Поиск будущего» (авторы М.Вейсборд и С.Дженофф). Использование подобных технологий при подготовке неформальных мероприятий, проводимых с участием педагогов и родителей, позволяет выявить и расширить возможности институтов социализации ребенка, конкретизировать созданную модель взаимодействия семьи и ДОО.

Таким образом, в непростых для всех участников образовательных отношений условиях насущной необходимостью становится желание и умение педагогов и родителей делать шаги навстречу друг другу. Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Источники:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" .

2. Майер А.А., Тимофеева Л.Л. Реализация новых положений законодательства в образовании: построение партнерских отношений между семьями воспитанников и ДОО.//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. -  2014.- №9. - С.17.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Построение партнерских отношении между семьями воспитанников и ДОО в рамках ФГОС

Слайд 2

ФГОС ДО прописывает основные принципы дошкольного образования: сотрудничество Организации с семьёй (пункт1.4.5); приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства (пункт 1.4.6). воспитатель ЛГ МАДОУ ДСОВ №3 " Светлячок" Рассказова Н.Г.

Слайд 3

Задачами стандарта являются: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества (пункт1.6.5) ; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (пункт 1.6.9). воспитатель ЛГ МАДОУ ДСОВ №3 " Светлячок" Рассказова Н.Г.

Слайд 4

Стандарт является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. (пункт 1.7.6) . воспитатель ЛГ МАДОУ ДСОВ №3 " Светлячок" Рассказова Н.Г.

Слайд 5

Гиперопека, доминирующая и потворствующая гиперпротекция, воспитание «в культе болезни», эмоциональное отвержение, противоречивое воспитание и другие.

Слайд 6

Полное обособление семьи от образовательных учреждений уже привело к замене общественного воспитания приватно-семейным, с одной стороны, и формально-государственным - с другой. В.И. Слободчиков воспитатель ЛГ МАДОУ ДСОВ №3 " Светлячок" Рассказова Н.Г.

Слайд 7

Стратегия и тактика построения партнерских отношений между ДОО и семьей может быть представлена последовательными шагами от «формулирования миссии» до поиска средств реализации поставленных задач. воспитатель ЛГ МАДОУ ДСОВ №3 " Светлячок" Рассказова Н.Г.

Слайд 8

Шаг первый - формулирование миссии, или декларация цели Методика поиска общей цели «Саммит позитивных перемен» построенная на основе технологий фасилитации, Д.Куперрайдера, С. Шриваства, Дж. Лудема, Д.Уитни и др. Данный метод позволяет конкретизировать цель и задачи взаимодействия, его стратегию, варианты партнерства. воспитатель ЛГ МАДОУ ДСОВ №3 " Светлячок" Рассказова Н.Г.

Слайд 9

Шаг второй – разрушение стереотипов Важно избавиться от «ярлыков», создать позитивный имидж ДОО и педагогического коллектива. Примером новой формой работы в данном направлении являются организационно-деятельные игры. Например, в процессе организационно-деятельной игры «Повышение толерантности во взаимоотношениях педагогов и родителей» решаются следующие задачи: Помощь педагогам и родителям в выявлении и осознании степени своих затруднений во взаимодействии с другими участниками образовательного процесса; Выявление возможных способов преодоления затруднений и выработка сценариев совместной работы; Стимулирование желания отказаться от предвзятости в отношениях, ярлыков и стереотипов. воспитатель ЛГ МАДОУ ДСОВ №3 " Светлячок" Рассказова Н.Г.

Слайд 10

Шаг третий - осознание неразделимости институтов воспитания Построение партнерских отношений невозможно без осознания администрацией ДОО, педагогами и родителями взаимозависимости семьи и дошкольной образовательной организации. Поэтому следующим шагом должна стать совместная работа по определению места, роли и возможностей каждого института в достижении поставленной цели, в решении общих задач воспитания, развития и обучения детей. . воспитатель ЛГ МАДОУ ДСОВ №3 " Светлячок" Рассказова Н.Г.

Слайд 11

Необходимо определить зоны ответственности каждого из институтов с учетом возможностей и специфики семейного воспитания Формы работы: опросы и анкетирование например, «Кто должен формировать культуру безопасности у детей?»; написание родителями (педагогами) мини-сочинений; деловые игры «Родители обязаны, педагоги должны». воспитатель ЛГ МАДОУ ДСОВ №3 " Светлячок" Рассказова Н.Г.

Слайд 12

Шаг четвертый - поиск ресурсов для решения поставленных задач Педагоги должны овладеть умениями позволяющими: эффективно организовать обсуждение идей и обеспечить выбор наиболее приемлемых для всех; строить взаимодействия, облегчающие нахождение точек соприкосновения и взаимопонимания между партнерами. воспитатель ЛГ МАДОУ ДСОВ №3 " Светлячок" Рассказова Н.Г.

Слайд 13

Принципы эффективного взаимодействия: родители являются первыми и главными воспитателями ребенка; детские сады создаются в помощь семье в деле воспитания детей; какие педагоги - такие и родители и, наоборот, какие родители - такие и педагоги; педагоги воздействуют на семью через ребенка и для ребенка; семья, в свою очередь, воздействует на педагогов через ребенка и для ребенка. воспитатель ЛГ МАДОУ ДСОВ №3 " Светлячок" Рассказова Н.Г.

Слайд 14

Данные принципы построения взаимодействия субъектов воспитания могут быть реализованы при помощи идеологии и технологий фасилитации. Пример совместного поиска решений важной проблемы современности, построенного на основе технологий фасилитации, представлен в методике «Поиск будущего» (авторы М.Вейсборд и С.Дженофф). воспитатель ЛГ МАДОУ ДСОВ №3 " Светлячок" Рассказова Н.Г.

Слайд 15

Спасибо за внимание! воспитатель ЛГ МАДОУ ДСОВ №3 " Светлячок" Рассказова Н.Г.

Слайд 16

Источники: 1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" . 2. Майер А.А., Тимофеева Л.Л. Реализация новых положений законодательства в образовании: построение партнерских отношений между семьями воспитанников и ДОО.//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2014.- №9. - С.17. воспитатель ЛГ МАДОУ ДСОВ №3 " Светлячок" Рассказова Н.Г.



Предварительный просмотр:

Стратегия и тактика построения партнерских отношений между ДОО и семьей может быть представлена последовательными шагами от «формулирования миссии» до поиска средств реализации поставленных задач.

Шаг 1 - формулирование миссии, или декларация цели

Методика  поиска общей цели  «Саммит позитивных перемен» построенная на основе технологий фасилитации, Д.Куперрайдера, С. Шриваства, Дж. Лудема, Д.Уитни и др. Данный метод позволяет конкретизировать цель и задачи взаимодействия, его стратегию, варианты партнерства.

Шаг 2 – разрушение стереотипов

Важно избавиться от «ярлыков», создать позитивный имидж ДОО и педагогического коллектива. Примером новой формой  работы в данном направлении  являются организационно-деятельные игры.

Шаг 3 - осознание неразделимости институтов воспитания

Совместная работа по определению места, роли и возможностей каждого института в достижении поставленной цели, в решении общих задач воспитания, развития и обучения детей.

Формы работы:

  • опросы и анкетирование;
  • написание родителями (педагогами) мини-сочинений;
  • деловые игры  «Родители обязаны, педагоги должны»

Шаг 4 –

поиск ресурсов для решения поставленных задач

Пример совместного поиска решений важной проблемы современности, построенного на основе технологий фасилитации, представлен в методике «Поиск будущего» (авторы М.Вейсборд и С.Дженофф).

Источник: Майер А.А., Тимофеева Л.Л. Реализация новых положений законодательства в образовании: построение партнерских отношений между семьями воспитанников и ДОО.//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. -  2014.- №9. - С.17.

Стратегия и тактика построения партнерских отношений между ДОО и семьей может быть представлена последовательными шагами от «формулирования миссии» до поиска средств реализации поставленных задач.

Шаг 1 - формулирование миссии, или декларация цели

Методика  поиска общей цели  «Саммит позитивных перемен» построенная на основе технологий фасилитации, Д.Куперрайдера, С. Шриваства, Дж. Лудема, Д.Уитни и др. Данный метод позволяет конкретизировать цель и задачи взаимодействия, его стратегию, варианты партнерства.

Шаг 2 – разрушение стереотипов

Важно избавиться от «ярлыков», создать позитивный имидж ДОО и педагогического коллектива. Примером новой формой  работы в данном направлении  являются организационно-деятельные игры.

Шаг 3 - осознание неразделимости институтов воспитания

Совместная работа по определению места, роли и возможностей каждого института в достижении поставленной цели, в решении общих задач воспитания, развития и обучения детей.

Формы работы:

  • опросы и анкетирование;
  • написание родителями (педагогами) мини-сочинений;
  • деловые игры  «Родители обязаны, педагоги должны»

Шаг 4 - поиск ресурсов для решения поставленных задач

Пример совместного поиска решений важной проблемы современности, построенного на основе технологий фасилитации, представлен в методике «Поиск будущего» (авторы М.Вейсборд и С.Дженофф).

Источник: Майер А.А., Тимофеева Л.Л. Реализация новых положений законодательства в образовании: построение партнерских отношений между семьями воспитанников и ДОО.//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. -  2014.- №9. - С.17.