Сценарий педагогического совета на тему "Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ"
методическая разработка

Ласкина Татьяна Валерьевна

Сценарий педагогического совета на тему "Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_pedsoveta_no3.docx195.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение

детский сад№1 «Умка» г. Семилуки

Сценарий

Педагогического совета

По теме: «Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ»

C:\Users\oem\Desktop\родители.jpg

Подготовила:

Старший воспитатель Ласкина Т.В.

г. Семилуки 2021г.

«Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ"

 

 

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в организации сотрудничества с семьями воспитанников. Раскрыть актуальные формы и методы работы с родителями в дошкольном учреждении, необходимые для повышения активности родителей.  

Задачи педсовета:

  • способствовать формированию у педагогов потребности тесного сотрудничества с семьями воспитанников и вовлечения родителей в жизнь ДОУ;
  • развивать коммуникативные умения педагогов;
  • обмен опытом работы педагогов по данному направлению между собой;
  • поддерживать интерес педагогов к дальнейшему самостоятельному изучению этой темы.

Форма проведения: устный журнал.

План проведения:

  1. Вступительное слово.
  2. Создание устного журнала:

- «Обстановка комфорта»

- «Проблемное поле»

- «Информационная страница»

- «Рекламное агентство»

- «Мастерство»

- «Игровая страница»

  1. Решение педсовета.
  2. Итог педсовета.

Ход педсовета.

  1. Вступительное слово.

Ст. воспитатель: Здравствуйте, уважаемые коллеги!  Сегодня мы будем обсуждать важную проблему сотрудничества педагогов и родителей, ведь эффективное взаимодействие с семьей – важнейшая часть профессионализма педагогов детского сада.

(слайд) Годовая задача: Внедрять в работу ДОУ новые формы сотрудничества педагогов с родителями, осуществлять разностороннее развитие дошкольника в триаде: семья-педагог-ребенок.   

       Не всегда в детском саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание всей тяжестью ложатся на ребенка. Многие родители интересуются только питанием ребенка, как одели ребенка. Считают, что детский сад - место, где присматривают за детьми, пока родители на работе.

      Конечно, папам и мамам необходимо понимать, что детский сад - только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитания и образования детей. Но и педагог дошкольного учреждения - не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.

      Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Для этого нужен ряд специфических условий: (слайд)

  • взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;
  • учет индивидуальности каждой семьи: возраста, образования, численности, образа жизни, материального и педагогического уровня;
  • использование разнообразных форм работы с родителями;
  • одновременное влияние на родителей и детей,
  • систематичность и последовательность в работе с родителями, - соблюдение педагогического такта.

      Изменившаяся современная семья заставляет искать новые формы взаимодействия. Сегодня мы постараемся рассмотреть и обсудить некоторые из них. И наша сегодняшняя работа, я надеюсь, окажет вам помощь в работе с родителями.  

      Педсовет наш я предлагаю вам провести в форме устного журнала.

Первая страница «Обстановка комфорта»

         Мне бы хотелось, чтобы сегодня каждый из нас был готов к восприятию, хотел видеть и слышать своих коллег, а соответственно узнавал что-то для себя новое, а может даже и полезное.

(слайд) Игровое упражнение "Современная семья, – какая она?"

(Проводит педагог-психолог Авершина Г.И)

Цель: провести срез представлений педагогического персонала о современной семье, проанализировать идеальные установки на семью воспитанников и реальные условия.Хочу такой сайт

Ход проведения.

         Каждой группе вручается лист А4, карандаши. Задача педагогов: изобразить современную семью с помощью рисунка.

         Через 10-15 минут совместной работы каждая группа педагогов рассказывает о своём представлении семьи.

      (Ведущий педагогического совета подводит итоги проделанной работы, подчёркивая ценное и уникальное виденье в каждой микро группе)

Обсуждение.

У нас прошел тематический контроль.

(слайд) с аналитической справкой по итогам тематическому контроля

Нас познакомит заместитель заведующего Авершина Г.И.

Перейдем ко второй странице нашего журнала.

 (слайд) Вторая страница «Проблемное поле».

 Ведущий: Проблемы во взаимоотношениях педагогов и родителей существуют от недостаточного общения педагога с родителями по поводу развития ребенка. Интересующиеся родители сами могут увидеть тенденцию развития ребенка, а родители, мало интересующиеся жизнью своего ребенка по ряду причин (нехватка времени, постоянная занятость на работе, социального плана проблемы и т.д.) не получают достаточной информации по существующим проблемам или достижениям. Это может также происходить из-за недостаточной компетентности педагога в каком-то вопросе, недостаточных профессионально-коммуникативных умений общения с детьми и родителями.

(слайд)  Как проявляются проблемы?

  • Говорят, обращаются, но не слышат, друг друга, не откликаются….
  • Требуют ответственности от другого, но желают снять ответственность с себя….
  • Критика превалирует, напряжение нарастает! Неизбежны жалобы и конфликты.

Ведущий: Давайте вспомним из ранее проведенной консультации по проблемам взаимодействия детского сада и семьи, что чаще всего критикуют педагоги в родителях.   

 Педагоги осуждают, обвиняют, критикуют родителей …

  • низкий культурный уровень (общий и педагогический);
  • насыщение пространства семьи отрицательной информацией, неспособность контролировать ее потоки;
  • доминирование в семье материальных ценностей над духовными,
  • отсутствие заинтересованности в личностном развитии ребенка, нежелание решать его проблемы;
  • перенос ответственности в воспитании ребенка на плечи детского сада (а в последующем школы, Вуза);
  • пассивность в установлении контактов с образовательным учреждением; и др.

 Ведущий: Очень часто воспитатели сетуют на то, что все больше родителей стало безразличных к своим детям, к их проблемам, если таковые есть.

(Слайд) Работа с родителями.

Вывод: Успех общения зависит от желания пойти на контакт, наладить отношения, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию.

Педагогу нужно уметь видеть причины возникающих затруднений – и не только в родителях, но и в себе.

(слайд)  «Если бы люди, общаясь, развивали в себе стремление понять, а не способность судить, они бы чаще танцевали на улицах и реже разводились в судах». Марк Гангор

(слайд) Рекомендации воспитателям по общению с родителями:

  • принять чужое мнение как свое собственное, попытаться усвоить его логику и исходные основания, на которых оно строится;
  • нужно сдержать свои отрицательные эмоции, снять раздражение за счет осознания положительных качеств и черт родителя;
  • реагировать не на сами действия и поступки, которые раздражают, а на мотивы, побуждающие родителя так действовать: осознание мотивов помогает снять раздражение;
  • на этой основе нужно принять родителя таким, каковым он является;
  • попытаться изменить отношение к нему или попробовать воздействовать на мотивацию родителя с целью изменения ее.

Ведущий:  Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых темах, если в процессе общения идет обогащение своего информационного багажа.

(слайд) Страница 3. «Информационная»

Ведущий: Очень часто неудовлетворенность родителей работой детского сада, воспитателей групп возникают по причине того, что не оправдываются ожидания родителей.

(слайд) Что ожидают родители от работы детского сада

Группы родителей

Ожидания

Задача педагогов

Очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим.

- хороший присмотр и уход за ребенком;

- полноценное развитие;

- оздоровление;

- обучение и воспитание;

- организация интересного досуга.

Организовывать, так   называемые, «домашние задания», заранее объявлять о намеченных мероприятиях (например, о веселых стартах или субботнике).

Родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками.

не хотят лишать ребенка:

 -полноценного общения;

-игр со сверстниками;

-развития и обучения.

 

Не допустить, чтобы эта родительская группа осталась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения,

вовлечь в работу.

Семьи с неработающими мамами

-интересного общения ребенка со сверстниками;

-получения навыков поведения в коллективе;

-соблюдения правильного режима дня;

-обучения и развития.

Выделить из группы энергичных мам в родительский комитет, сделать их активными помощниками. На них необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т.п.

 

Ведущий: Изучив запросы и ожидания родителей легче строить взаимоотношения, используя при этом принцип индивидуального подхода к родителям. Главное, чтобы все совместные действия были направлены на развитие ребенка. Воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи следует переосмыслить роль педагога. 

(слайд) Роль педагога сегодня:

1.Информирует родителей о развитии их ребенка.

2.Оценивает ребенка.

3.Указывает, как нужно поступать в том или ином случае.

4.Задает родителям домашние задания.

5.Работает для удовлетворения потребностей ДОУ, программы.

6.Учит родителя, как развивать ребенка.

7.Считает, что все знает сам о детях и родителях  (уверен в своей компетентности).

  Роль педагога – сотрудника, партнера:

1.Опирается на инициативу родителя и предлагает свое.

2.Узнает о ребенке у родителя и вместе с ним оценивает ребенка.

3.Не дает готовых советов, а вместе с родителями решает проблему.

4.Подходит к родителю, учитывая индивидуальность семьи.

5.Помогает родителям создать для ребенка успешную деятельность для самореализации личности.

6.Не поучает родителей, а дает советы как дипломированный специалист.

7.Высшая цель и содержание работы – ребенок.

Нам надо стремиться быть именно таким педагогом-сотрудником и партнёрам.

 

(слайд) Страница 4. «Рекламное агентство»

     Ведущий: Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса. Самые универсальные – это:   (слайд)

       1. Улыбка. Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

  1. Имя собеседника. Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать«Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
  2. Комплимент. В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: родителю его ребенка.

Ведущий: Чтобы воспитателю выстроить продуктивное общение с родителями необходимо обладать коммуникативными умениями. Самопрезентация - это умение эффектно и выигрышно подавать себя в различных ситуациях, индивидуальный стиль общения, неповторимый образ, который не только нравится самому себе, но привлекателен для окружающих. 

Задание педагогам «Прорекламировать свою группу и себя» 

     Для проведения этого задания нам потребуются эксперты: заместитель заведующего по ВМР - эксперт по дизайну, логопед – эксперт по рекламе, оценивающие актерское мастерство и речь педагогов, заведующий – ведущий эксперт по рекламе, оценивает общее впечатление.

      Представьте, что Вам предстоит самому набрать детей в группу. В детском саду всего 8групп детей одного возраста и Вам необходимо сделать рекламу группы, себя (не только профессиональные качества, но и свои личностные) таким образом, чтобы родители захотели отдать ребенка именно в вашу группу. Используем визитки групп, которые вы сделали.

      После проведения рекламы слово дается экспертам, которые выбирают наиболее «продажный» товар», т.е. группу, в которую, по их мнению, родители в большей степени захотят отдать своего ребенка.

Страница 5. «Мастерство»

Ведущий: Изменившаяся современная семья заставляет искать новые эффективные формы взаимодействия. Многие педагоги нашего детского сада применяют в работе нетрадиционные формы работы с родителями. И сейчас предлагаю каждому из вас поделиться той нетрадиционной формой, которую вы успешно используете.

Вами был проведен челлендж, как нетрадиционная форма взаимодействия с родителями. Прошу вас поделиться своим опытом.

      Эксперты те же.  

Страница 6. Педагогический тренинг

 «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями»

Цель: развитие без оценочного восприятия партнера по общению.

Методика проведения

Вниманию педагогов предлагаются несколько простых вопросов. Отвечать нужно быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».

  1. Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
  2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?
  3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?
  4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
  5. Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
  6. Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?
  7. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
  8. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?
  9. Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что они разговаривают на «разных языках»?
  10. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
  11. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
  12. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
  13. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
  14. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?
  15. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?
  16. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

Оценка ответов: «да» – 2 очка, «иногда» – 1 очко, «нет» – 0 очков.
Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится испытуемый.
30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей – это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!

19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику «присматривания». Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти «общий язык». Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители так же стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

9-13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.

4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь ею высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.

Итак, связи между семьей и детским садом строятся на доверии. А взаимное доверие возникает в результате эффективного обмена информацией. Если воспитатели хотят стимулировать успешное вовлечение родителей в свою работу, им необходимо установить  непрерывный, гибкий и позитивный обмен информацией с родителями. Для этого педагоги должны находить способы документировать и сообщать информацию о ежедневных успехах воспитанников так, чтобы менялись представления родителей об их собственной роли и их взгляды на опыт, который приобретают дети в ДОУ

  1. Решение педсовета:

1. Принять к исполнению рекомендации по результатам тематической проверки.

2. Изучать трудности и потребности в воспитании дошкольника каждой семьи.

3. Применять в работе с родителями предложенные эффективные нетрадиционные формы взаимодействия с родителями. В связи с этим в годовые планы с родителями внести нетрадиционные формы: мастер-классы, круглые столы, консультации-практикумы, совместные досуги, совместные проекты, фотовыставки, семейные стенгазеты и т.д.

  1. Итог педсовета.

Притча "Пророк и длинные ложки" (восточная притча)

      Один православный человек обратился к Илье-пророку с волновавшим его вопросом "Где ад и где рай?". Но Илья не ответил. Он взял спрашивающего за руку и повел через темные переулки в какой-то дворец, где в большом зале толпилось много людей, бедных и богатых, закутанных в лохмотья и украшенных драгоценными камнями. В центре зала на открытом огне стоял большой горшок с бурлящим супом, который на Востоке называют "аш". Вокруг горшка толпились люди с худыми щеками и запавшими глазами, каждый из которых пытался достать себе немного супа. Ложки, которые имелись у каждого из этих людей, были такого же размера, как и они сами. Только на самом конце ложки были из дерева, а в остальной своей части, в которую поместилось бы столько еды, что она могла насытить человека, они были из железа и поэтому раскалялись от горячего супа. С жадностью голодные пытались зачерпнуть себе еды, но никому это не удавалось. С трудом они вытаскивали свои тяжелые ложки из супа, но, так как они были очень длинные, даже самому сильному не удавалось донести ложку до рта. Самые быстрые обжигали себе руки и лицо или выливали суп на плечи своих соседей. С руганью они кидались друг на друга и дрались теми самыми ложками, с помощью которых могли бы утолить свой голод. Илья-пророк взял своего спутника за руку и сказал: "Это ад".

       В другом зале тоже было много народу, и также в середине зала  бурлил в котле суп. У каждого из присутствующих в руке было по такой же громадной ложке, как и у тех, кого Илья и его спутник видели в аду. Но в зале не было слышно ругами, а только легкий, довольный гул голосов и шорох опускаемых в суп ложек. Каждый раз у котла стояло по два человека. Один набирал ложкой суп и кормил другого. Если для кого-то ложка была слишком тяжелой, то помогали двое соседей, так что каждый мог спокойно поесть. Как только один утолял голод, подходил следующий. Илья-пророк сказал спутнику: "Это рай!".

      "Ад" - это работа рядом друг с другом, но против друг друга; каждый только за себя самого и против других.

      "Рай" предполагает готовность вступать в позитивные отношения с другими.

Вывод: Обе группы - люди в раю и люди в аду - имеют одинаковые или похожие проблемы. Но где они живут - в раю или в аду, - зависит от того, как они эти проблемы пытаются решить.

      Рай и ад - в нас самих. Мы имеем возможность выбирать. Как мы будем решать проблемы во взаимодействии " ребенок - воспитатель  - родитель" определяется большей частью нашим опытом и знаниями, нашей готовностью использовать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: "Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ".

Выписка из протокола №4.Заседание городского методического объединения воспитателей групп раннего и дошкольного возраста....

Консультация «Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада»

Включение родителей в образовательный процесс ДОУ;Объединение усилий по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста;Психолого-педагогическое просвещение родителей....

«Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада»

Рассмотрены технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада...

Статья «Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада»

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важней...

Педагогический совет: «Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ»

Актуальность проблемы взаимодействия с семьей на современном этапе:Работа с родителями - это сложная и важная часть деятельности педагога ,включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, на...

Технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ

Одним из современных подходов к развитию взаимодействия ДОУ и семьи, педагогов и родителей являются партнерские отношения.Партнерство-это определенная форма взаимодействия, сотрудничества, взаимоотнош...

Консультация для родителей «Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада»

Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей являются партнерские отношения. Партнерство – это определенная форма взаимодействия, сот...