Консультация для педагогов "Изостудия под открытым небом"
консультация на тему

Коновалова Любовь Борисовна

Лето предоставляет особые возможности для развития художественного творчества у дошкольников. Предлагаю вам несколько тем, сочетающих в себе пластический образ с декоративными возможностями различных природных материалов.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ИЗОСТУДИЯ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ»

Подготовила и провела: Коновалова Л.Б.

С наступлением лета дети большую часть времени  проводят на воздухе. В этот период на прогулке можно организовать практически любое занятия-развлечения.

Для художественного творчества лето предоставляет особые возможности. В теплые сухие дни дети могут рисовать цветными мелками на асфальте или специально заготовленных досках, строить замки из песка, составлять композиции из различных природных материалов.

Основой для таких композиций является специальное соленое тесто. Этот мягкий, пластичный, экологически чистый материал идеально подходит для занятий на свежем воздухе. При работе с тестом руки у детей не пачкаются, поэтому после лепки достаточно вытереть ладони влажной тряпочкой, чтобы затем приступить к любому другому занятию или игре.

Основной сбор природных материалов приходится на август-сентябрь, когда созревают желуди, шишки, орехи, подсыхают «зонтики» сныти и укропа.

Середина лета также щедра на подарки для нашей художественной мастерской – в это время можно собирать семена косточковых плодовых культур (вишня, слива, персик, абрикос), цветущие сухоцветы, березовые грибы, мелкие семена яблок, груш, болгарского перца.

Возможно, в ваших «кладовых» с прошлого года сохранились семечки дыни, тыквы, арбуза. Добавьте к ним немного экзотики (морские камешки, ракушки, перышки, семена кофе, черного ароматного перца, гвоздики, кориандра). Замесите тесто (для этого смешайте 1 кг муки с 1 кг соли, добавьте немного воды и растительного масла) и приступайте к художественным экспериментам.

Природный материал может стать дополнением к объемной или барельефной фигурке, а также вполне равноправным художественно-изобразительным материалом, во многом определяющим форму пластической конструкции из теста.

Предлагаем вам несколько тем, сочетающих в себе пластический образ с декоративными возможностями различных природных материалов.

Почувствовать выразительные свойства природных материалов детям помогут несложные игровые упражнения, предваряющие основные занятия.

«Какая! Какое! Какой!»

Дети встают в круг, передавая из рук  в руки какой-либо природный объект. Познакомившись с ним, ребенок должен выразить свои ощущения в слове. Передвигаясь по кругу природный объект постепенно раскрывает перед нами свои новые грани. Например, лесной орех дети определяют словами «круглый», «маленький», «гладкий», «твердый», «коричневый», с острием «на макушечке», «с монеткой» у основания, «с погремушечкой» внутри и т.п.

«На  что это похоже?»

Дети передают по кругу природный объект, сравнивая его с другими знакомыми предметами. Шляпка желудя похожа на беретку, чашечку ухо медвежонка, крошечный зонтик, шляпку гриба, пуговичку, рыбий глаз и т.п.; колосок - на дерево, перышко птицы, метелочку, косичку, лисий хвост, конскую гриву Хорошо, если воспитатель, используя детские сравнения, в конце упражнения визуализирует наиболее удачные образы, например, вылепит из пластилина лошадку с хвостом и гривой из тростниковых колосков (рис. 1).  

Такая же возможность должна быть предоставлена и дошкольникам, которые при работе с пластилином и природными материалами могло не только воплотить свой игровой замысел, но и найти новое оригинальное решение (рис. 2) .

«Собери узор»

Воспитатель предлагает детям в индивидуальном порядке выложить на бумажных кругах или полосках узор из плоских природных форм: семян чечевицы, косточек хурмы, сливы, калины, подсолнечника, тыквы, дыни. Как в круговом, так и в линейном орнаменте используется приём чередования контрастных по форме и цвету природных материалов.

«Превращалочка»

Воспитатель предлагает детям, используя различные природные материалы, выложить на листе бумаги любой знакомый образ (солнышко, птичка, кошка, бабочка, человечек, машинка и.т.п.), а затем из тех же деталей создать совсем другое изображение (например, солнце превратить в ёжика, машинку – в портрет человечка, птичку – в цветок и.т.д.).

Что можно сделать с детьми

«Ваза с цветами»

Художественные материалы. Пластилин или соленое тесто, сухоцветы, колоски, мелкие коробочки мака, льна, веточки ели  и другие природные материалы, из которых  можно составить букет.

Иллюстративный материал. Открытки, фотографии, репродукции картин с изображением цветочных композиций в вазах; искусственные цветы контрастных размеров; вазы, различные по форме и материалам, из которых они сделаны.

Задачи. Освоение приемов изготовления вазочки из единого куска пластилина или теста. Составление композиции из сухоцветов, дополняющих основной пластический образ. Подбор природных материалов, сочетающихся между собой и соразмерных         вазе.

Ход занятий:

Педагог обращает внимание детей на выставленные для обозрения вазы, интересуется, зачем людям понадобилось такое многообразие форм и размеров. Дети предполагают, что для каждого букета нужна особая ваза: маленькие цветочки лучше поставить в миниатюрную вазочку, крупные – в большую и устойчивую. Педагог обращает внимание детей на то, что и сами букеты бывают различными: для пышного букета потребуется ваза с широким горлышком, композицию из нескольких цветков лучше разместить в вазочке тонкой и изящной формы.

Педагог составляет из искусственных цветов различные композиции и предлагает детям помочь ему подобрать к ним соответствующие вазочки. Взрослый может намеренно дотекать оплошности, пытаясь поставить цветок с длинным стеблем в маленькую вазочку. Дети замечают, что такая конструкция неустойчива - цветок может перевесить вазочку         и перевернуть ее. Малышей развеселит попытка взрослого «пристроить» мелкий букетик в большую вазу - цветы не только теряются на ее фоне, но и рискуют провалиться на ее донышко. Дети легко исправят ошибку, подобрав для букетика из подснежников или незабудок вазочку небольшого размера. Игровое экспериментирование завершается показом иллюстраций, обобщающих детские наблюдения (рис. 3а, б, в).

 Затем педагог знакомит детей со способом лепки вазочки из единого куска пластилина или теста, с приемами изменения ее формы («вытягивание» горлышка, «сплющивание» краев, «примазывание» неровных поверхностей и т.п.). В конце занятия дети украшают готовые изделия композициями из сухоцветов, подбирая растения, соразмерные вылепленным вазам.

«Морские         звёздочки»

Художественные материалы. Соленое тесто или пластилин, мелкие семена укропа, льна, пшена и т.п.

Иллюстративный материал. Фотографии морских звезд, засушенные морские звездочки.

Задачи. Освоение сложной природной формы. Передача шероховатой поверхности морской звезды с помощью россыпи мелких семян (рис. 4). 

«Змейки»

Художественные материалы. Соленое тесто или пластилин, семена, косточки растений, контрастные по форме и цвету (овес, чечевица разных сортов, косточки калины, яблок, семена укропа, тмина, мака и т.п.).

Иллюстративный материал. Фотографии и художественное изображение змей.

Задачи. Создание линейного узора на туловище змейки с помощью  чередования семян различных растений (рис.5).

Подготовительное упражнение. Выкладывание орнаментального изображения из природных материалов на полоске бумаги.

Дополнительные рекомендации.         Чтобы на                 готовом         изделии рисунок из природных материалов сохранился на долгое время, закрепите         его прозрачным мебельным лаком.

«Черепашки»

Художественные материалы. Соленое тесто, семена косточковых культур (вишня, слива, хурма, абрикос), фасоль, горох, чечевица, семена подсолнечника, тыквы, арбуза, дыни.

Иллюстрированный материал. Сувенирные черепашки (скульптура малых форм), фотографии и художественные изображения черепах.

Задачи. Освоение сложных природных форм при лепке черепахи. Использование декоративных свойств природных материалов при составлении узора на панцире черепашки (рис.6).

Подготовительное упражнение. Выкладывание узора на бумажном круге.

«Весёлые улитки»

Художественные материалы. Полые раковины морских моллюсков, напоминающие по форме домик улитки, мелкие семена (перца, гвоздики, чечевицы), семечки, колоски, веточки, шляпки от желудей и.т.п.

Задачи. Создание весёлого игрового образа с помощью солёного теста и мелких природных форм (рис. 7а, б). Развитие ассоциативного мышления. 

Подготовительное упражнение. Игра «На что это похоже?».

«Чудики»

Художественные материалы. Солёное тесто, сухоцветы, шишки, желуди, орехи и ореховая скорлупа, мелкие семена, веточки, ракушки, камешки, перышки, колоски.

Задачи. Создание фантастического лесного человечка с использованием разнообразных природных форм (рис.8).

Развитие у детей фантазии, творческой активности, стремления к художественному экспериментированию.

«Дюймовочка»

Художественные материалы. Пластилин белого цвета или солёное тесто, мелкие сухоцветы (статица, бессмертник и др.), цветы декоративного физалиса.

Подготовительная работа. Чтение сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка», знакомство со способами лепки человеческой фигуры.

Задачи. Передача в пластической экспозиции образа сказочной девочки, которая легко помещается в чашечке цветка. Использование выразительных возможностей створок физалиса, напоминающих в разрезанной виде, полураскрытый цветок лилии или кувшинки. Декоративное оформление костюма Дюймовочки с помощью мелких природных форм (рис.9).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

музыкальное занятие - экскурсия "Музей под открытым небом"

На занятии дети знакомятся с достопримечательностями  музея деревянного зодчества "Малые Карелы". Занятие проходит в игровой форме с наглядным изображением достопримечательностей, что делает соде...

Педагогическая гостиная "Нерехта- музей под открытым небом"

История маленького городка в Костромской области ....

Педагогическая гостиная" Нерехта - музей под открытым небом"

История  маленького городка в Костромской области...

Мини-музее под открытом небом «Русская изба»

Создание мини-музеев в ДОУ- одно из первых источников приобщения детей к истории, культуре искусству своего народа. ...

Проект "Мини-музей под открытым небом "Русская народная изба"

Основная цель в создании мини-музея: формирование в ребенке общечеловеческих качеств личности, приобщении к истокам национальной культуры, развивать интерес к истории своего народа и учить уважать его...

План - конспект беседы на тему: Канск – город музей под открытым небом.

План - конспект беседы на тему: Канск – город музей под открытым небом....

Школа Сухомлинского – обучение и воспитание под открытым небом

Практический материал для воспитателей детского сада. Целью этой работы является создание таких условий в процессе воспитания, которые бы активировали и развивали интерес к познанию у ребёнка....