Мини-музее под открытом небом «Русская изба»
материал на тему

Колесникова Татьяна Геннадиевна

Создание мини-музеев в ДОУ- одно из первых источников приобщения детей к истории, культуре искусству своего народа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzey_pechat.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

Совместная деятельность воспитателя  и детей

Сентябрь

1. «Русская изба» - составные части русской избы (крыша, рама, сруб, наличники, рубить, конёк, крыльцо,) .

2. «Изба: внутри – печь» - значение печи: обогревала дом, на ней сушили одежду, обувь, грибы и ягоды, спали и лечились.

3. «Электроприборы вчера и сегодня» - приспособления наших предков для освещения: лучина, свеча, лампа

1. Рисование «Изба».

Конструирование «Русская изба». Сказки, викторины по теме.

2. Пословицы о печке. Игра «В каких сказках встречалась печь».

3. Иллюстрации осветительных приборов вчера и сегодня.

Игра «Что лишнее? ».

Октябрь

.

.

  1. «Расшитые полотенца» - труд вышивальщицы
  2. «Царский угол хозяйки» - прядение (самопрялка, веретено)

3. «Люлька – кроватка для малыша».

1. Рисование на тему «Узоры для полотенца».

2. Песня «Пряха».

3. Игры с куклой, разучивание колыбельных.

Ноябрь

  1. «Хлеб – всему голова» - представления о снопе пшеницы, овса, беседа о труде хлебороба.

 2.Рисование на тему «Узоры для русской рубашки».

1.Рассматривание и беседа по картине «Хлеборобы».

2. Дидактические игры.

Декабрь

1. «Головные уборы» - косынки, платки, кокошники.

2. «Профессия – художник» - репродукции картин В. М. Васнецова «Богатыри», И. А. Аргунова «Портрет неизвестной в русском костюме», В. И. Сурикова «Русская красавица».

3. «Русская красавица, русский богатырь» - продолжить знакомство с картинами В. М. Васнецова «Алёнушка», «Богатыри», «Иван – Царевич на сером волке».

1.Украшение платка, косынки, кокошника.

2. Игра «В мастерской художника», рисование.

3. Игры: «Русская красавица», «Русский богатырь».

Рассказы по картинам.

Январь

1. «Коляда» - атрибутами для колядовщиков: маски, мешок, элементы костюма.

2. «Сине-голубая Гжель» - история гжельского промысла. Гжельская посуда: чайник, самовар, ваза, фруктовница.

1. Изготовление масок для игр, разучивание стихов о зимней природе, колядок.

2. Рисование гжельской посуды.

Февраль

1. «Масленица» - атрибуты для праздника.

2. «Золотая Хохлома» - история хохломской росписи.

1. Русские песни, пляски, игры: снежная крепость, строительство ледяной горки, подвижная игра «Горелки».

2. Рисование орнамента: «травка», «завиток», «капельки».

Март

1. «Куклы» - куклы разных времён, появление кукол, материалы для их изготовления (дерево, солома, глина, мох) .

2. «Русская кухня» - русская национальная кухня (кулебяка, пироги, рогалики, куличи) .

3. «Полезные каши» - рассказ о пользе каш.

1. Изготовление кукол из тряпок, соломы, ниток; игры с куклами.

2. Лепка из теста пирогов с капустой, баранок и калачей.

3. Варка каши из тыквы.

Апрель

1. «Пасха» - праздник Пасхи. Пасхальные яйца, куличи.

2. «Народные музыкальные инструменты» - предметы старины и быта: рубель, валек, ложка, трещотка, колотушка и их назначение сегодня.

1. Беседа о христианских праздниках и обычаях, украшение пасхальных яиц; игра «Кто из яйца? ».

2. Игра на музыкальных инструментах.

Май

1. «Посидим у самовара»  Знакомить с историей возникновения чайника, его предшественником _ самоваром. Расширять словарный запас: самовар, чайник, чаепитие.

1. Воспитывать культуру поведения за столом через игру «Напоим куклу чаем». Познакомить детей с крестьянским досугом.

Июнь

1. «К бабушке Варварушке в гости на оладушки».  Знакомить с предметами быта в избе. их назначением и значением ; с процессом преобразования предметов человеком. Активизировать познавательную деятельность, расширять словарный запас. Развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого, бережное отношение к ним. Сравните с посудой нашего времени.

1.С детьми старались вылепить предметы старинного быта: самовар, ухват, чугунок. коромысло. сундук. веретено и т. д

Июль

. «Мой город под названием Тольятти…». Расширять и закреплять знания о родном городе, его достопримечательностях и архитектурных строениях. Знакомить с историей возникновения города.

1, Посетить с воспитанниками Тольяттинский краеведческий музей.

Август

1. «Ходит сон близ окон… »  Знакомить со старинным предметом – колыбелькой. Активизировать в речи слова: колыбелька, зыбка, люлька.

1 Развивать интерес к песенкам, потешкам..

Мини-музее под открытом небом «Русская изба».

Цель мини-музея: Основные цели в создании мини-музея «Русская изба»

Основная цель в создании мини-музея: формирование в ребенке общечеловеческих качеств личности, приобщении к истокам национальной культуры, развивать интерес к истории своего народа и учить уважать его традиции и воспитывать патриота. Задачи создании мини-музея: обогащение предметно-развивающей среды в ДОУ, формировать у дошкольников представления о музее.

Цель расширять кругозор детей. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процесс, воображения, фантазию.

Создание мини-музеев в ДОУ- одно из первых источников приобщения детей к истории, культуре искусству своего народа.

Мини-музей можно посещать каждый день, брать экспонаты в руки, проводить экскурсии, как для малышей, так и для взрослых, пополнять своими рисунками и поделками.

приобщать дошкольников к истории и культуре русского народа.

Задачи мини-музея:

• знакомить дошкольников с жизнью, особенностями быта, традициями и обычаями русского народа;

• знакомить с фольклором;

• расширять словарный запас дошкольников;

• воспитывать у детей интерес к культуре русского народа;

• осуществлять духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников.

Задача:

1. Познакомиться с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда.

2. Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, традициями, народным творчеством.

3. Способствовать общему развитию ребёнка, прививая ему любовь к Родине (русской культуре, русскому языку, природе.)

4. Развивать творческие и познавательные способности детей.

5. Реализовать идею активного воспитания патриотизма малой родины.

 6. Объединять усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи, создавая единый контекст воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий. Детям дошкольного возраста необходимо дать систему знаний по ознакомлению детей с прошлым родного края.

В мини-музее «Русская изба» представлены следующие экспонаты:

предметы быта (посуда, прялка, корзины, туеса, нитки, ухват, шкатулки, самовар) ;

макет русской печи, детская колыбель;

декоративные элементы (скатерти, рушники, салфетки, тканые коврики для пола) ;

предметы народных промыслов (изделия из бересты, хохломская роспись) ;

русские национальные костюмы и их элементы (платье, сарафан, кокошник, венок, рубаха, штаны, пояс, головной убор и др.) ;

куклы в русских костюмах;

народные музыкальные инструменты;

народные игрушки.

Самостоятельная деятельность детей

Самостоятельная деятельность детей в «Русской избе» может быть разнообразной, варианты ее реализации зависят от особенностей экспонатов.

Варианты самостоятельной детской деятельности:

ряжение в костюмы (это способствует развитию сюжетно-ролевых игр) ;

игры с народными игрушками,

игры со свистульками и музыкальными инструментами,

рассматривание альбомов, репродукций, книг;

рисование, лепка, драматизация сказок и др.

Главное — чтобы дети имели возможность самостоятельно познакомиться хотя бы с частью экспонатов: покачать люльку с малышом, посидеть на лавке, заглянуть в печь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-музей "Русская народная сказка" и "Русская изба"

Организация мини-музея силами воспитателей, детей и родителей младшей и старшей группы.Цель: Познакомить дошкольников с бытом людей в деревне, расширить словарный запас. Формирование у дошкольник...

Проект "Мини-музей под открытым небом "Русская народная изба"

Основная цель в создании мини-музея: формирование в ребенке общечеловеческих качеств личности, приобщении к истокам национальной культуры, развивать интерес к истории своего народа и учить уважать его...

Открытое занятие "Русская изба"

Конспект открытого занятия "Русская изба" (старшая группа)...

Открытое занятие "Русская Изба"

Открытое занятие в средней группе «Русская изба» Цель: формировать интерес детей к истории русской национальной культуре.Задачи:Образовательные: продолжать знакомить с жилищ...

Экскурсия в мини-музей «Русская изба» Тема: Милости просим в нашу избу Старшая группа

Данный материал будет полезен воспитателям, студентам дошкольных образовательных учреждений...

Открытое занятие в старшей группе в мини-музее «Русская изба» «В гости к самовару»

Программное содержание: обогащать словарь детей: жаровня, сосуд, медный самовар.активизировать словарь детей: кочерга, ухват, люлька, колыбелька;упражнять в произношении звуков «Ш», ...