Программа по адаптации детей к детскому саду
рабочая программа на тему

Федорова Наталья Анатольевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

            Переход ребенка из одних условий существования в другие сложен всегда, а в наше время он значительно затруднен дополнительными стрессирующими факторами.

            В настоящее время признан приоритет семейного воспитания детей раннего возраста, однако современные социальные условия вынуждают родителей прибегать к общественным формам воспитания уже на самых ранних этапах жизни ребенка. Особенности раннего возраста взаимосвязаны с психофизическим развитием. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. В этом отношении активную помощь могли бы предоставить педагоги дошкольного образовательного учреждения, поскольку обладают определёнными потенциальными возможностями.

             Актуальность проблемы обуславливается тем, что прежняя система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработки системы комплексной помощи сопровождения адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Несомненная значимость данной проблемы послужила основанием для разработки и апробации программы по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

             Направленность программы по адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению по функциональному предназначению является специальной (организация адаптационного периода детей раннего возраста); по форме организации – групповой; по времени реализации — на период адаптации.

Цель Программы: создать условия для успешной адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения на основе интеграции: привлекать родителей как активных участников в выборе адекватных путей воспитания и развития малыша.

Задачи Программы:

  1. Создать условия для организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
  2. Формировать представления о социальном мире и о себе в нем.
  3. Воспитывать социальные чувства эмоционально-оценочные отношения к окружающей действительности.
  4. Внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие повышению информационной культуры в практику психолого-педагогического партнерства.

            В основе практической работы лежит взаимодействие воспитателя, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, которое создаёт основу для благоприятной адаптации детей раннего возраста.

           Программа по адаптации детей раннего возраста была разработана и апробирована на базе МБДОУ  № 27 “Родничок” г. Бердска.

Особенности адаптационного периода

Адаптация – процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.

Адаптация является активным процессом, приводящим к:

  • позитивным результатам (адаптированность)
  • негативным (стресс)

Кроме того, различают три степени тяжести прохождения  адаптационного периода: легкая адаптация, адаптация средней тяжеститяжелая адаптация.

При этом выделяют критерии успешной адаптации:

  • внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность)
  • внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).

Уровни адаптации

  • Физиологический (надо привыкнуть):

- к новому режиму, ритму жизни, новым нагрузкам, режимным моментам;

- необходимости самоограничений;

- к невозможности уединения;

- к новой пище, новым помещениям, освещенности.

  • Психологический (предстоит привыкнуть):

- к отсутствию значимого взрослого (мама, папа…);

- необходимости в одиночку справляться со своими проблемами;

- большому количеству новых людей и необходимости с ними взаимодействовать;

- необходимости отстаивать свое личное пространство.

           Длительность периода адаптации зависит от многих причин: от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка; от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы; от состояния здоровья; от резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении; от разницы в методах воспитания.

           Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, болезнь, страх наказания.

Условия успешной адаптации

 Сформированы следующие культурно-гигиенические навыки:

  • самостоятельно есть разнообразную пищу;
  • своевременно сообщать о своих потребностях: просится в туалет или на горшок;
  • мыть руки при помощи взрослых, пользовать ся полотенцем, носовым платком;
  • перед поступлением в детский сад домашний режим целесообразно приблизить к режиму детского учреждения.

Чтобы привыкание к ДОУ было максимально безболезненным для ребенка, нужно сделать его постепенным, нами разработана ступенчатая адаптация:

  • в течение первой недели ребенок посещает детский сад 1,5 – 2 часа;
  • в течение второй  недели  время пребывания увеличивается на 1 – 1,5 часа, включая режимные моменты: завтрак, выход на прогулку, прогулка (родители забирают ребенка во время  прогулки);
  • 3 неделя: дети возвращаются с прогулки, обедают, после обеда приходят родители;
  • 4 неделя: обед и постепенное оставание на сон, родители приходят по звонку воспитателя после сон часа;
  • полная адаптация 10-12 недель;
  • весь сентябрь забирать ребенка не позднее 17.00 (закрепляем его психологические и физиологическое состояние для последующего комфортного пребывания в нашем детском саду.

Первая неделя адаптационного периода проходит на прогулочной площадке, по 2-3 новеньких ребенка в день. В последующие недели по 2-3 новых ребенка на день во время прогулки детей  которые уже прошли первый этап адаптации( 10.00 – 11.30), либо вторая половина дня (15.00 – 17.00).

Правила введения ребенка в ДОУ

  1. Ступенчатая адаптация.
  2. Полная адаптация 10-12 недель.
  3. Если ребенок всю неделю тяжело посещает детский сад можно среди недели сделать ему выходной (1 день).
  4. В период адаптации сохраняются все привычки ребенка, в том числе и вредные.
  5. Важно оказывать положительную эмоциональную поддержку ребенку в период его пребывания в детском саду (от порога д/с до порога дома).
  6. Не рекомендуется в период адаптации делать прививки, инъекции.
  7. Повышенное наблюдение за состоянием носоглотки ребенка.
  8. Единые требования, как в детском саду, так и дома.

В период адаптации родителям необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  • устройство ребенка в детский сад лучше совместить с вашим отпуском;
  • в период привыкания ребенка к детскому саду прислушиваться к советам воспитателей и просьбам персонала;
  • тщательно следить за изменениями в состоянии здоровья малыша и своевременно сообщать о них работникам детского сада;
  • будьте внимательны к малышу, заботливы и терпеливы;
  • поддерживайте дома спокойную обстановку, не перегружайте впечатлениями ребенка, не принимайте и не посещайте гостей, не покупайте новых игрушек;
  • придумайте ритуал приветствия и прощания;
  • ваше спокойствие и уверенность говорят малышу, что все в порядке и можно смело отправляться в группу и наоборот – ваша тревога передается ребенку, даже если реальной причины для него нет.

Задачи воспитания на адаптационный период

  1. Создать для детей атмосферу психологического комфорта.
  2. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей: 
    а) организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт; 
    б) формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания; 
    в) обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов; 
    г) воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.
  3. Закладывать основы будущей личности: 
    а) воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность; 
    б) закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю; 
    в) закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу.

Направления психолого-педагогической деятельности коллектива гр. “Колокольчик” МБДОУ № 27  “Родничок” для успешного процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения

         Прием вновь поступивших детей проводится по графику согласованному с родителями, в период с августа по сентябрь. Учитывая специфику деятельности ДОУ, предусматривающую постепенное пополнение контингента воспитанников в течение всего года.

         Для успешной адаптации детей к ДОУ создана группа “Колокольчик” которая ведёт работу с детьми раннего возраста (от 2-х до 3-х лет), осуществляет процесс привыкания малышей к условиям дошкольного учреждения, количество детей в группе не превышает 20 человек. До приема детей в группу “Колокольчик” с родителями общаются специалисты: заведующая детским садом, методист, психолог, медики и, конечно, воспитатели группы раннего возраста. Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, групп детей раннего возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают на вопросы родителей.

          Для организации успешной адаптации детей раннего возраста, воспитатели гр. “Колокольчик” выбирают разнообразные методы и приемы работы с детьми: развлечения, интересные для детей дидактические игры, подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций у детей, элементы устного народного творчества (Приложение). Используют формы организации детей, как в групповой комнате, так и на свежем воздухе.

          Также для облегчения адаптации коллектив нашей группы в первые дни рекомендует родителям укороченное пребывание ребенка в детском саду с постепенным увеличением на 1-2 часа в день в зависимости от поведения малыша.

            Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду проходил более успешно, мы используем разные направления работы с детьми:

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

           Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно “одомашнить” группу, т.е. правильно организовать предметно-развивающую среду.

           В процессе адаптации ребенка мы используем такие формы и методы работы как: элементы телесной терапии, исполнение колыбельных песен перед сном, релаксационные игры (за основу упражнений по релаксации взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению), песок, вода – также являются элементами релаксационных игр, элементы сказкотерапии,  музыкальные занятия и развитие движений, игровые методы взаимодействия с ребенком (игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.

           Программа занятий в группе составлена с учетом особенностей детей раннего возраста, не посещающих детский сад, способствует успешной адаптации и более комфортному дальнейшему пребыванию ребенка в детском саду.

Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому в нашей группе имеются “семейные” альбомы с фотографиями всех детей группы и родителей.

2. Формирование у ребенка чувства уверенности 

(познавательной осведомлённости).

         Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т.д.

Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо: знакомство, сближение детей между собой; знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми; знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты); знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.); знакомство с педагогами и персоналом детского сада.

3. Приобщение ребенка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и правилам, в том числе моральным (формирование социальной осведомлённости).

           В этом направлении необходимо способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.

4. Охрана и укрепление здоровья детей.

           Оздоровление малышей, культивирование здорового образа жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков – именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования и выделены в ФГТ в отдельную образовательную область.

Дети, находящиеся в адаптационном режиме постепенно знакомятся с мероприятиями здоровьесберегающих технологий и по мере привыкания активно участвуют во всех режимных моментах.

Взаимодействие  с родителями

          Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.

Родители очень часто спонтанно относятся к процессу воспитания. Поэтому воспитателю надо уделить этому аспекту особое внимание. С этой целью в программе представлен перспективный план по работе с родителями (Приложение), представлены анкеты для родителей (Приложение), а также, для родителей, на период адаптации разработаны памятки (Приложение).

Мониторинг

 Три направления:

– характеристика родителями состояния своих детей в семье (анкета) (Приложение); беседы с родителями.

– оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада (первоначальное обследование основывается на методе фиксированного наблюдения в естественных или моделируемых ситуациях: эмоциональная сфера, игровая деятельность) (Приложение). Осмотр врачом-педиатором.

– заполнение индивидуального листа адаптации ребенка (Приложение).

           Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками, с желанием посещает детский сад.

По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении собирается медико-психолого-педагогический консилиум с расширенным составом. Туда входят методист, педагог-психолог, старшая медсестра, воспитатели групп раннего возраста. На нем обсуждаются результаты проведенной работы в период адаптации, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы по организации адаптации и намечается дальнейшая работа.

Список используемой литературы

  1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л. В. – Воронеж “Учитель”, 2006. – 236 с.
  2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребёнка. Москва: изд. ЛИНКА ПРЕСС, 1993. –110с.
  3. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. /Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева и др. – М.: Линка-Пресс, 2001.
  4. Из детства – в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет / [Т.Н.Доронова, Л.Н.Галигузова, Л.Г.Голубева и др.].– М.: Просвещение, 2007. – 303с.: ил.
  5. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304с.
  6. Печора К.Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. Для воспитателя дет. сада / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.: ил.
  7. Ребёнок третьего года жизни. Пособие для родителей и педпгогов / Под ред. С.Н.Теплюк. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.-256с.
  8. Самые маленькие в детском саду. ( Из опыта работы московских педагогов)/Авт.-сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. – 136 с.
  9. Дружная семейка. Программа адаптации к ДОУ/Е.О. Севостьянова. – М.: Сфера, 2006. – 121 с.
  10. Смирнова Е.О. Материалы курса “Дети раннего возраста в детском саду”: лекции 1-4. М.: Педагогический университет “Первое сентября” 2010. – 104 с.
  11. Смирнова Е.О. Материалы курса “Дети раннего возраста в детском саду”: лекции 5-8. М.: Педагогический университет “Первое сентября” 2010. – 120 с.
  12. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. — Москва.: Теревинф, 2007. — 232 с.

СОГЛАСОВАНО                                                                                       УТВЕРЖДАЮ

Врач - педиатр                                                                                    Заведующая МБДОУ № 27

Чалых  Л.А. _________                                                                      Ефимченко Е.В,_________

  «____»__________2013г                                                                  «___»_____________2013г

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 27 «РОДНИЧОК»

Программа по адаптации детей раннего возраста

к условиям дошкольного образовательного учреждения

                                                         разработали и апробировали:

                                      Зам. зав. по ВМР Федорова Наталья Анатольевна

                                       Воспитатели – Ахадова Елена Геннадьевна

                                                                 Лукаш Юлия Александровна

2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа адаптации детей к детскому саду

В данной программе описаны 5 занятий с детьми со средним и низким уровнем адаптированности к ДОУ. В приложении представлены: анкета для родителей и диагностика уровня адаптированности дошкольнико...

Программа по адаптации детей к детскому саду

Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Часто слу...

Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.

Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....