Программа адаптации детей к детскому саду
рабочая программа (младшая группа) по теме

Афанасьева Вера Анатольевна

Программа адаптации к ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_adaptatsii_k_dou.docx300.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа - детский сад»

«Рассмотрено» на заседании МО

Рекомендовано к работе

Руководитель МО

 Протокол № ____от

«___»_________2017г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

__________Асташенкова О.В.

Протокол № ____от

 «___»__________2017г.

«Утверждено»

Директор МБОУ «Начальная школа –детский сад»

_______Прудникова Е.В.

Приказ №___ от «__» _________2017г.

«Маленькие любознайки»

Программа по адаптации для детей 2-3 лет в МБОУ  "Начальная школа - детский сад"

(Программа составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой)

Апробировала: Педагог-психолог АфанасьеваВ.А.

Сафоново 2016


Паспорт программы

Наименование программы

«Маленькие любознайки»

Цель программы

Помощь  детям  в  адаптации  к  условиям

дошкольного образовательного учреждения.

Задачи программы

1. Преодоление стрессовых состояний у детей

раннего возраста в период адаптации к ДОУ.

2. Развитие навыков взаимодействия детей друг

с другом.

3.

Снижение

излишней

двигательной

активности, тревожного состояния.

4.  Снятие  эмоционального  и  мышечного

напряжения.

Важнейшие целевые показатели программы

У

детей

сформируется

мотивация,

эмоциональная  готовность  к  поступлению  в

детский   сад,   умение   действовать   как

самостоятельно,  так  и  сообща  с  другими,

развитие

любознательности,

творческой

активность  и  восприимчивости  к  миру,

инициативности,

формирование

различных

знаний.

Исполнители программы

Педагог-психолог, педагогический состав

Ожидаемые конечные результаты реализации

1. Безболезненное протекание у детей процесса

программы

адаптации к условиям детского сада.

2.   Осознанное   отношение   родителей   к

личностному развитию детей раннего возраста.

3. Проявление позитивного настроя у детей в

момент прихода в ДОУ

Пояснительная записка

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.


Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями. Окружающая действительность выступает как стрессор длительного действия, истощающая запас адаптационной энергии. Это дезорганизует психику и поведение. Для снятия напряжения, дети вынуждены применять различные способы психологической защиты.

Важным моментом является то, что именно в раннем детстве дети подвергаются особенно интенсивно ограничениям со стороны взрослых. Ребенок вынужден приспосабливаться к воздействиям, препятствующим его естественному развитию, прибегая к психологическим механизмам защиты.

Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий. Так как игра является источником всестороннего развития детей, создает «зону ближайшего развития», программа строится на основе игровых упражнений, которые направлены на обеспечение психологического комфорта пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Программа составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Программа предусматривает организацию работы с детьми 1,5-3 лет в количестве 20 занятий с режимом проведения 2 занятия в неделю со второй половины августа по октябрь включительно. В месяц проводится восемь встреч, на них организуются познавательные, дидактические игры, музыкальные игры, сенсорное развитие, ознакомление с окружающим, подвижные игры, физкультурные упражнения, знакомство с художественной литературой (в соответствии с планом). Длительность каждого занятия 10-15 минут.

В программе выделяются два раздела:

  1. Встречи с детьми и их родителями 2 раза в неделю.

  1. Работа консультационного пункта для родителей (по запросу).

Содержание встреч составлено с учетом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.

Цель программы – оказание помощи детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи программы:

Оздоровительные:

Обеспечить полноценное физическое развитие детей, своевременное овладение ими основными движениями и гигиеническими навыками, используя здоровьесберегающие принципы организации и проведения воспитательно-образовательного процесса.

сохранять  и  укреплять  физическое  и  психическое  здоровье  детей,  обеспечивающее

эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей.

Образовательные:

вызвать у детей радость от общения с окружающими;


побуждать детей к самостоятельной деятельности; формировать такие качества личности: коммуникативность, инициативность;

формировать основы знаний и навыков безопасного поведения в быту и в обществе; расширять кругозор детей, знакомя с окружающими предметами, явлениями;

обращать внимание на объекты и явления окружающей природы, выделять их свойства,

форму, строение и цвет.

Воспитательные:

Способствовать благоприятной адаптации малышей к новым социальным условиям, установлению доброжелательных отношений, к сверстникам, к окружающим взрослым.

Способствовать устойчивости эмоционально-положительного самочувствия и активности

каждого ребёнка

Способствовать развитию познавательной активности детей, развивать интерес к сотрудничеству, произвольность, способность к творческому самовыражению через участие в игровой и продуктивной деятельности.

Обеспечивать потребности населения в получении дошкольного образования детьми, не

посещающими детский сад;

Развивать любознательность; Обеспечивать комфортные условия пребывания в МАДОУ.

Для родителей:

оказывать консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста; формировать партнерские отношения семьи и дошкольного образовательного учреждения в

вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста; способствовать формированию адекватных родительских представлений о возрастных

особенностях ребёнка и соответствующих способах его развития.

Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Практическая реализация

Данная программа реализуется воспитателями и другими специалистами на групповых, индивидуальных видах образовательной деятельности, в совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей, индивидуальной работе родителей с детьми.

Характеристика форм работы с детьми:

Вся работа проводится в игровой форме и по разным направлениям.


Образовательный процесс сочетает в себе те виды деятельности, которые свойственны детям и получают развитие в дошкольном возрасте:

Игровая деятельность (развивающие, сенсорные, дидактические игры, игры с правилами, сюжетно–ролевые и театрализованные игры); Продуктивная деятельность (художественно - изобразительная, конструирование, ручной труд);

Двигательная деятельность (подвижные игры, физические упражнения, пальчиковые игры) Коммуникативная деятельность (свободное общение с педагогом и со сверстниками); фольклор, художественная литература Элементы трудовой деятельности (самообслуживание, коллективная трудовая деятельность).

Примерная схема организации образовательной деятельности:

Ведущей формой обучения во всех разделах учебно-познавательной деятельности дошкольников являются игровые технологии. Именно поэтому познавательный материал представлен в виде игровых заданий, содержит потешки, сказки, стихи.

Вся образовательная среда работает на то, чтобы дети легко прошли адаптационный период. Необходимым условием организации образовательной деятельности с дошкольниками, является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.

Ожидаемый результат

Итогом реализации программы должны стать следующие показатели:

1.Безболезненное  протекание  у  детей  процесса  адаптации  к  условиям  детского  сада.

  1. Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего возраста.

  1. Проявление позитивного настроя у детей в момент прихода в ДОУ.

Подведение итоговых результатов освоения программы:

  1. Мониторинг (основными методами являются беседа и наблюдение, игровые тестовые задания);

  1. Информирование родителей о ходе образовательного процесса;

  1. Собеседование с родителями;

  1. Анкетирование.

Итогом работы является положительная динамика в развитии детских видов деятельности, мягкая адаптация к условиям детского сада.

Этапы работы по программе:

Программа работы по сопровождению периода адаптации детей к ДОУ предполагает всестороннюю деятельность педагога-психолога в рамках каждого из направлений работы (диагностика, консультирование, просвещение) со всеми участниками образовательного процесса (дети, родители, педагоги).

Работа по программе осуществляется поэтапно.


I этап: подготовительный

Цель – изучение факторов риска, прогнозирование хода адаптации детей, разработка мер поддержки. Предполагает мероприятия по повышению профессиональной компетентности педагогов, психологическое просвещение родителей, сбор информации о детях.

II этап: основной

Цель – обеспечение благополучного хода адаптационного процесса, благоприятного психологического климата в адаптационных группах.

Предполагает осуществление текущей диагностики хода адаптационного процесса (систематические наблюдения за поведением детей), корректировку мер их психолого-педагогической поддержки, проведение комплекса адаптационных игр, консультирование родителей и педагогов при возникновении затруднений, психологическое просвещение. Оказание помощи детям на данном этапе предполагает широкое использование индивидуальных форм взаимодействия с целью установления доверительного контакта, торможения негативных эмоциональных состояний и снятию излишнего эмоционального возбуждения.

III этап: заключительный

Цель – анализ хода процесса адаптации детей к условиям ДОУ, формулировка выводов. Предполагает осуществление итоговой диагностики уровня адаптированности (дезадаптации) детей к условиям ДОУ, участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума, анализ проделанной работы.

Содержание деятельности педагога-психолога на основных этапах работы по психологическому сопровождению адаптационного процесса в ДОУ

Сроки

Работа с детьми

Работа с

Работа с

родителями

педагогами

I этап: подготовительный

Август

1) первичная диагностика с

1) психологическое

1) психологическое

целью определения сильных

просвещение:

просвещение:

и слабых сторон развития

- выступление на

- консультация для

ребенка, факторов

родительском собрании на

воспитателей «Степень

дезадаптации,

тему: «Особенности

адаптации детей к условиям

адаптационных

адаптации детей раннего

детского сада»);

возможностей;

возраста к условиям ДОУ»;

- работа с новинками

2) определение прогноза

- создание информационной

литературы;

течения адаптации;

папки «Адаптация к ДОУ:

- информационный обмен.

3) участие совместно с

советы психолога»;

2) консультирование по

администрацией ДОУ в

- создание памятки «Как

результатам первичной

составлении подвижного

подготовить ребенка к

диагностики с целью

графика поступления детей

детскому саду»;

индивидуализации

в группу;

2) анкетирование с целью

педагогом работы с детьми,


4) разработка мер

составления

совместная разработка мер

психолого-педагогической

психологического портрета

психолого-педагогической

поддержки детей в период

ребенка, выявления факторов

поддержки детей «группы

адаптации на основе

риска дезадаптации;

риска дезадаптации»;

выявленных

- индивидуальная

3) помощь педагогам в

индивидуальных

консультация детско-

организации

особенностей;

родительской пары.

образовательного

5) разработка карты

пространства с учетом

индивидуального

адаптационного процесса.

сопровождения ребенка в

4)организация и проведение

адаптационный период;

семинаров-практикумов по

7) составление

плану.

психологического

заключения по итогам

первого этапа.

II этап: основной

Сентябрь

1) систематические

1) индивидуальное

1) консультирование по

наблюдения за

консультирование по запросу

текущим вопросам хода

поведением детей в ходе

или инициативе психолога;

адаптационного процесса;

адаптационного

2) подготовка рекомендаций,

2) совместная оценка

процесса;

предложений, пожеланий;

ситуации;

2) осуществление

3) психологическое

3) помощь в осуществлении

текущей диагностики

просвещение (выступления на

индивидуального подхода к

хода адаптационного

родительских собраниях в

детям;

процесса: заполнение

группах, стендовая

4) рефлексия собственной

листов адаптации;

информация в уголках групп,

деятельности, контроль за

3) конкретизация группы

на интернет-сайте ДОУ,

выполнением

адаптации ребенка;

подбор и распространение

рекомендаций, прогноз

4) корректировка мер

специальной психолого-

результатов.

психолого-

педагогической литературы,

5)организация и проведение

педагогического

работа клуба).

семинаров по вопросам

сопровождения;

адаптации, организации

5) разнообразная

деятельности в период

индивидуальная

адаптации, возрастных

совместная деятельность

особенностей детей

с детьми «группы риска»

младшего школьного

с целью торможения

возраста (по плану)

негативных


эмоциональных состояний, формирования чувства доверия к новым взрослым и сверстникам; 6) реализация системы групповых адаптационных игр, направленных на снятие эмоционального напряжения, формирование благоприятного психологического климата в адаптационных

группах.

III этап: заключительный

Октябрь -

1) наблюдение за

1) индивидуальные

1) составление

ноябрь

эмоциональным

консультации для

аналитической справки по

состоянием детей, их

родителей детей с

результатам

включенности в

признаками дезадаптации к

адаптационного процесса;

воспитательно-

ДОУ.

2) участие в работе

образовательный процесс

психолого-медико-

дошкольного учреждения;

педагогического

2) анализ течения процесса

консилиума с целью:

адаптации детей ДОУ

а) системного анализа

(данные «Листов

причин эмоционального

адаптации») с целью

неблагополучия и

принятия решения о

затруднений вхождения в

завершении

воспитательно-

адаптационного процесса;

образовательный процесс

3) анализ причин

дошкольного учреждения

эмоционального

отдельных воспитанников;

неблагополучия и

б) координации действий

затруднений вхождения в

специалистов по оказанию

воспитательно-

мер психолого-

образовательный процесс

педагогической поддержки

дошкольного учреждения

дезадаптированным детям;

отдельных детей;

в) коллективной разработки


4) разработка мер

программ психолого-

индивидуальной помощи

педагогического

дезадаптированным детям.

сопровождения

дезадаптированных детей;

г) анализа выявленных

психолого-педагогических

затруднений в деятельности

педагогов и определения

путей их преодоления.

Технология психолого-педагогической диагностики ребенка в период адаптации к ДОУ

Психолого-педагогическая диагностика в период адаптации ребенка к ДОУ проводится в три этапа.

1-ый этап. Первичная диагностика

Цель: определить факторы, которые могут затруднить адаптацию, сильные и слабые стороны развития ребенка, его адаптационные возможности.

Методы:

1) анкетирование родителей

Анкетирование проводится до прихода ребенка в группу. Анкеты раздаются родителям в ходе первичного знакомства на общей встрече либо заполняются ими в ходе индивидуальной консультации у педагога-психолога.

Вопросы в анкете характеризуют следующие особенности ребенка: 1-ая группа – психофизиологические; 2-ая группа – социально-психологические;

3-я группа – стереотипы в общении с взрослым; В 4-ой группе каждый вопрос характеризует определенное проявление темперамента: 1– уровень

активности, 2 – регулярность, 3 – реакцию на новые ситуации, 4 – приспособляемость, 5 – интенсивность реакции, 6 - характер настроения, 7 – настойчивость и сохранение устойчивого внимания, 8 – отвлекаемость, 9 – чувствительность.

Выявляется тип темперамента и особенности высшей нервной деятельности ребенка. Определяются типичные образцы взаимодействия с близкими взрослыми, чтобы избежать ломки коммуникативных стереотипов в адаптационный период.

Выявленные в результате анкетирования индивидуальные особенности ребенка позволяют составить его целостный психологический портрет, а также ориентировочно выявить возможные факторы дезадаптации.

2) данные анкетирования дополняются беседой с родителями. Задачи первой встречи с семьей:

- выявить особенности семейного воспитания;


  • дать возможность родителям проговорить свои опасения, связанные с помещением ребенка в детский сад;

  • прояснить намерения и возможности родителей в организации первого месяца пребывания ребенка в детском саду;

  • дать индивидуальные консультации при подготовке ребенка к посещению детского сада.

3) диагностика общения и предметной деятельности Методика: диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет (Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю.).

Целью диагностического обследования является выявление актуального уровня психического развития поступающих в ДОУ детей. Предполагается, что индивидуальные особенности психического развития могут стать фактором, препятствующим благоприятному течению адаптационного периода.

Результат: полученные факты сравниваются с таблицей «Показатели адаптационных возможностей ребенка второго-третьего года жизни», определяется прогноз на течение адаптации и составляется «Карта индивидуального сопровождения ребенка в адаптационный период».

2-ой этап. Текущая диагностика

Цель: охарактеризовать ход адаптации, выявить возможные явления дезадаптации. Метод: наблюдение за ребенком во время пребывания в ДОУ.

Организация: воспитатели и психолог наблюдают за ребенком, совместно заполняют «Листы адаптации». В процессе наблюдения фиксируются и оцениваются также отдельные возможные индивидуальные показатели дезадаптации:

  • беспричинный плач;
  • двигательное возбуждение;

  • отсутствие самостоятельной активности;

  • навязчивые движения или действия;

  • вредные привычки;

  • нарушения тактильных контактов со взрослым.

По каждому параметру дезадаптации указывается степень выраженности реакции по шкале: 5 баллов

– очень часто; 4 балла – часто; 3 балла – достаточно часто; 2 балла – редко; 1 балл – иногда; 0 баллов

– никогда.

На основе суммы баллов определяется уровень дезадаптации: 36-25 баллов – высокий; 25-14 баллов – средний; 13-4 балла – низкий;

3-0 балла – процесс адаптации завершается благополучно.

При необходимости вносятся коррективы в карту индивидуального сопровождения ребенка.


Результат: в конце каждой недели выделяют итоговые показатели в отношении каждого ребенка и группы детей. Вносятся коррективы в индивидуальные образовательные маршруты.

3-й этап. Итоговая диагностика

Цель: определить уровень адаптированности (дезадаптации) ребенка к ДОУ. Метод: наблюдение

Организация: за ребенком наблюдают в течение недели через 3 недели после начала посещения ДОУ. Результат: составляют вывод об уровне адаптированности (дезадаптации) детей группы. Принимается решение о завершении процесса адаптации или об оказании ребенку индивидуальной помощи специалистами ДОУ.

Технология психологической поддержки детей в адаптационный период

Общая цель поддержки ребенка в адаптационный период – формирование у него нового, совместно с другими детьми, способа жизнедеятельности и форм удовлетворения своих потребностей под руководством воспитателя.

Индивидуальное сопровождение ребенка в период адаптации к ДОУ.

Индивидуальное сопровождение осуществляется при тяжелой степени адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения. Работа строится по результатам диагностики, исходя из конкретной ситуации (трудностей у ребенка, эмоциональных проявлений, поведенческих реакций). Обязательно сотрудничество с взрослыми (консультирование педагогов, родителей). Используется метод игровой терапии.

Групповое сопровождение детей в период адаптации осуществляется посредством осуществления игровых сеансов.

Методическое обеспечение: Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.

Цель игровых сеансов – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяются основные задачи игровых сеансов:

снятие эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии детей; развитие навыков взаимодействия друг с другом; развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений; развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Как правило, занятие начинается с упражнений, требующих согласованности действий всей группы. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу. В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, сво-бодно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.


Примерное перспективное планирование занятий

по профилактике дезадаптации детей 1,5-3-4 лет

Тема занятия

Цель занятия

Материалы

1

«Божья коровка»

- создание положительного

игрушечная божья коровка,

эмоционального настроя в группе;

большие и маленькие машинки,

- развитие умения действовать

матрешки, куклы, кубики и т.п.

соответственно правилам игры;

- развитие координации движений,

общей и мелкой моторики,

ориентации в собственном теле;

- развитие зрительного восприятия

(цвета, формы, размера предметов);

- развитие внимания, речи и

воображения.

2

«Летний дождь»

-

создание

атмосферы

большой зонт; магнитофон,

эмоциональной безопасности;

кассета с записью шума дождя,

- снятие эмоционального и

кассета с записью медленной

мышечного напряжения;

спокойной музыки.

- снижение импульсивности,

повышенной двигательной

активности;

- развитие умения двигаться в одном

ритме с другими детьми,

подстраиваться под их темп;

- развитие слухового внимания,

произвольности, быстроты реакций;

- развитие речи, воображения,

творческих способностей.

3

«Мячик»

- сплочение группы, развитие умения

большой мяч; матерчатый

взаимодействовать со сверстниками;

мешочек, маленький

- повышение эмоционального

пластмассовый мяч и

тонуса;

пластмассовый кубик

- развитие чувства ритма,

(соразмерные по величине)

координации движений;

- развитие ориентации в

пространстве;

- обучение отражению в речи своего


местонахождения, местонахождения

других детей, предметов;

- развитие зрительного и

тактильного восприятия, речи и

воображения.

4

«Прогулка в лес»

- сплочение группы, развитие

картина или фотография «Лес»;

эмпатии;

игрушечный ежик; игрушки

- развитие слухового внимания,

(куклы бибабо): лиса, волк,

произвольности, способности

медведь.

быстро реагировать на инструкцию;

- снижение излишней двигательной

активности;

- обучение различению цветов,

соотнесению предметов по цвету;

- развитие пространственных

представлений, умения отображать в

речи с помощью предлогов (на, под,

в, за и др.) местонахождение вещей;

- развитие общей моторики;

- развитие памяти, речи и

воображения.

5

«Веселый

- развитие умения согласовывать

игрушка (зайчик)

Зайчонок»

свои действия с действиями других

игрушечный

паровозик,

с

детей, с правилами игры, с ритмом

привязанной

к

нему

длинной

стиха;

лентой; бельевая прищепка синего

- закрепление знаний детей о

цвета  (для

каждого  мальчика);

принадлежности к полу (девочка –

бельевая прищепка желтого цвета

мальчик);

(для каждой девочки); обруч, с

- закрепление пространственных

привязанными  к

нему

лентами

представлений («верх», «низ»);

желтого и синего цвета;

- развитие общей и мелкой

мягкая игрушка или кукла (для

моторики;

каждого ребенка)

- развитие восприятия, речи и

воображения.

6

«Мячики»

- развитие коммуникативных

большой красный мяч и

навыков (учить устанавливать

маленький синий мячик; мячи

контакт; друг с другом, действовать

среднего размера (для каждой


согласованно, подстраиваться к

пары детей); магнитофон, кассета

темпу движений партнера);

с записью спокойной музыки и

- снятие эмоционального и

ритмичной плавной мелодии

мышечного напряжения;

- развитие умения согласовывать

свои действия с ритмом и текстом

стиха;

- развитие ориентации в собственном

теле;

- развитие общей и мелкой

моторики;

- развитие зрительного восприятия,

речи и воображения.

7

«Зайка»

- создание положительного

мягкие игрушки: заяц и лиса;

эмоционального настроя в группе;

кассета с записью веселой

- развитие умения подражать

плясовой музыки; матерчатый

движениям взрослого;

мешочек с набором пластиковых

- развитие координации движений,

овощей

общей и мелкой моторики;

- развитие умений подчиняться

правилам игры, отработка быстроты

реакции;

- снижение излишней двигательной

активности, импульсивности;

- развитие тактильного восприятия,

внимания, речи и воображения.

8

«Мыльные

- создание положительного

набор для выдувания мыльных

пузыри»

эмоционального настроя в группе;

пузырей; магнитофон, кассета с

- развитие умения подражать

записью плавной мелодии; мячи;)

движениям взрослого;

- развитие координации движений,

общей и мелкой моторики;

- развитие умений подчиняться

правилам игры, отработка быстроты

реакции;

- снижение излишней двигательной

активности, импульсивности;

- развитие тактильного восприятия,


внимания, речи и воображения.

9

«Мишка»

- сплочение группы, развитие

игрушечный медвежонок;

эмпатии;

магнитофон, кассета с записью

- снятие эмоционального и

пения птиц

мышечного напряжения, тре-

вожности;

- развитие умения согласовывать

свои действия других детей, с

ритмом стиха, с правилами игры;

- развитие координации движений,

общей и мелкой моторики;

- развитие внимания, речи и

воображения.

10

«Непослушные

- преодоление упрямства,

игрушечная мышка; розовый и

мышата»

негативизма в период кризиса трех

черный косметические

лет;

карандаши; большие игрушечные

- формирование положительной

часы;

самооценки;

магнитофон, кассета с записью

- развитие умения подчиняться

плясовой музыки

правилам игры, действовать в

соответствии с ролью, преодолевать

двигательный автоматизм;

- развитие слухового внимания,

быстроты реакции;

- развитие общей и мелкой

моторики;

- развитие чувства юмора, речи и

воображения.

11

«Колобок»

- сплочение группы, развитие

куклы бибабо (персонажи сказки

эмпатии, обучение детей навыкам

«Приключения Колобка»);

сотрудничества;

матерчатый мешочек; фрукт и

- снятие страхов перед сказочными

овощ; пластилиновый шарик (для

героями;

каждого ребенка); дидактический

- развитие общей и мелкой

набор «Мисочки»; деревянные

моторики, координации движений;

игрушки: грибок, шарик, кубик

- развитие восприятия (вкусового,

(соразмерные по величине)

тактильного, зрительного,

обонятельного);


- развитие пространственных

представлений;

- развитие внимания, речи и

воображения.

12

«Котята»

- формирование положительной

магнитофон, кассета «Голоса

самооценки;

животных и птиц»; желтые,

- развитие стремления сопереживать,

красные, синие, зеленые бабочки

помогать, поддерживать друг друга;

размером с детскую ладошку (по

- снятие мышечного напряжения;

количеству детей); игрушки или

- развитие умения выражать эмоции

предметные картинки желтого,

(страх, грусть и радость);

красного, синего и зеленого цвета

- развитие слухового восприятия,

умения воспроизводить услышанные

звуки;

- развитие моторики, координации

движений, ориентации в

собственном теле;

- развитие пространственных

представлений;

- развитие внимания, речи и

воображения.

Каждое занятие проводится в 2-3 этапа. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируются педагогом.

Занятия длительностью 10-15 минут проводятся 2 раза в неделю. Каждое из занятий повторяется по 3-4 раза, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр.

Работа по каждому из разделов дополняется задачами, связанными с профилактикой и торможением отрицательных эмоций. Их решение достигается как в процессе индивидуальных, так и групповых занятий с детьми как психологом, так и воспитателем.

Приемы торможения отрицательных эмоций:

  • переключение;

  • игры с песком, водой;

  • игры с бытовыми предметами;

  • пальчиковые игры;

  • спонтанные, раскрепощающие движения (надувать щеки, рвать бумагу, топать ногами);

  • игры с озвученными игрушками (бубен, барабан, погремушка и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развивающе-профилактическая программа работы педагога-психолога с детьми 3-4 лет в период адаптации к детскому саду".

Осуществляя поиск новых форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей (наполняемость групп ДОУ – 25-27 де...

Развивающе-профилактическая программа занятий педагога-психолога с детьми 2-3-х лет в период адаптации к детскому саду «В детский сад с радостью!»

Основная задача детского психолога в наше стрессовое время является сохранение психологического здоровья детей. Проблема эта очень обширна, многогранна, и находится далеко за рамками данной программы....

Адаптация младших дошкольников в детском саду: рекомендации родителям для поддержки ребенка для адаптации в детском саду.

Понятие адаптации. Рекомендации родителям, необходимые для правильной подготовки ребенка к деткому саду....

Адаптация младших дошкольников в детском саду: Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.

Адаптация младших дошкольников в детском саду:Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.         Начало посещения детского сада для ребен...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: Работа с родителями для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.

Адаптация понимается сегодня как процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, психологическом, ...

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ педагога-психолога с детьми 2-3 лет в период адаптации к детскому саду «В детский сад с радостью»

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ педагога-психолога с детьми 2-3 лет в период адаптации к детскому саду «В детский сад с радостью»...