"Развивающе-профилактическая программа работы педагога-психолога с детьми 3-4 лет в период адаптации к детскому саду".
рабочая программа (младшая группа) по теме

Морева Нелли Владимировна

Осуществляя поиск новых форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей (наполняемость групп ДОУ – 25-27 детей) возникла мысль о необходимости проведения комплексной НОД с детьми. Так же не всегда есть возможность перейти от фронтальной НОД со всей группой детей к НОД с подгруппами. Проводя НОД совместно с воспитателем, обеспечивается качество обучения: индивидуальный подход к детям, учет особенностей их продвижения при формировании познавательных и коммуникативных компетенций. В результате была создана "Развивающе-профилактическая программа работы педагога-психолога с детьми 3-4 лет в период адаптации к детскому саду".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_profilaktika_dezodaptatsii.doc426 КБ

Предварительный просмотр:

                  

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 332

(ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ № 3)

Программа работы

педагога-психолога

с детьми 3-4-х лет

в период адаптации к детскому саду.

Развивающе – профилактическая программа.

 

Составитель: педагог-психолог ГБОУ СОШ № 332

(дошкольное отделение № 3)-

- Морева Нелли Владимировна  

Москва, 2014г.

Содержание.

Введение………………………………………………………………3

Цель и задачи НОД …………………………………………………..5

Структура и форма НОД…..………………………………………….5

Ожидаемые результаты………………………………………………6

Тематическое планирование…………………………………………7

Конспекты НОД:

Занятие 1 «Мыльные пузыри»………………………………………10

Занятие 2 «Божья коровка»………………………………………….12

Занятие 3 «Прогулка в осенний лес»……………………………….15

Занятие 4 «Мячик»…………………………………………………..17

Занятие 5 «Листопад»……………………………………………….20

Занятие 6 « Котята»………………………………………………….21

Занятие 7 «Мячики»………………………………………………….23

Занятие 8 «Колобок»…………………………………………………25

Список литературы…………………………………………………..29

Приложение 1………………………………………………………...30

Ведение.

Актуальность программы.

Основная задача детского психолога в наше стрессовое  время является сохранение психологического здоровья детей. Проблема эта очень обширна, многогранна, и находится далеко за рамками данной программы. Однако, основным компонентом поддержания и сохранения психологического здоровья наших детей, я считаю развитие их эмоциональной сферы.

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Поэтому, каждый ребенок привыкает по-своему.

Однако можно отметить некоторые закономерности:

Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении ребенок приобрел при эмоциональной поддержке и доброжелательном отношении всех сотрудников группы и детского сада.

Во-вторых, дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере при переходе ребенка из яслей в садовскую группу (младшую). Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к детскому саду. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в группе детского сада приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма. Длительное пребывание в стрессовом состоянии может привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического развития.

Чтобы этого не произошло необходимо помочь ребенку адаптироваться в ситуации перехода из яслей в садовскую группу дошкольного учреждения, важную роль в этот период играют развивающе - профилактические занятия психолога.

Осуществляя поиск новых форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей (наполняемость групп ГОУ – 25-27 детей) пришла к мысли о необходимости проведения комплексной НОД с детьми. Так же не всегда есть возможность перейти от фронтальной НОД со всей группой детей к НОД с подгруппами. Проводя НОД совместно с воспитателем, обеспечивается качество обучения: индивидуальный подход к детям, учет особенностей их продвижения при формировании познавательных и коммуникативных компетенций.

По данной проблеме мною были изучены следующие программы и технологии:

- Роньжина А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению»;

- Казакова Т.Г. «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности»;

- Грибовская А.А. «Аппликация в детском саду».

Опыт авторов вышеуказанных программ и технологий помог мне разработать систему развивающее-профилактических комплексных занятий, направленных на профилактику дезадаптации детей второй младшей группы и развитие творческих способностей каждого ребенка средствами аппликации, лепки и рисования.

За основу  программы «Комплексные занятия педагога-психолога с детьми 3-4-х лет в период адаптации к детскому саду» взята программа Роньжиной А.С.Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.- М.:Книголюб, 2004.

Для более легкого восприятия и усвоения материала детьми, развивающие игры и упражнения в каждом занятии были объединены единой темой. А наличие определенной темы или единого сюжета  настраивает и заинтересовывает ребят, создает определенный эмоциональный микроклимат, что сказывается на качестве и желании участвовать в предложенных заданиях. И именно осознание игровой цели задания, заинтересованное  участие детей даёт положительные результаты в развитии, как для самого ребенка, так и профессиональное удовлетворение для психолога.                

Краткое описание проработанных программ.

Роньжина А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению» - это цикл занятий, целью которых является помощь детям 2-4 лет в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Основные задачи:

- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

- обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;

- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Задачи комплексного развития детей:

- снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

- развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;

- развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Занятия длительностью 10-20 минут проводятся 2-3 раза в неделю.

Казакова Т.Г. «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности» - это система различных художественных занятий. Суть этой системы – комплексный подход, который предполагает педагогический процесс во взаимосвязи, взаимозависимости всех его сторон. Основная цель – развитие у дошкольников творчества.

Задачи:

- формирование эстетического восприятия;

- развитие чувства цвета;

- обучение способам действия, освоение технических навыков.

Грибовская А.А. «Аппликация в детском саду» - педагогическая технология, направленная на организацию занятий по аппликации.

На занятиях аппликацией осуществляются следующие задачи:

- различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;

- различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый и их оттенки (розовый, голубой, серый и др.);

- составлять из геометрических фигур узоры на полосе, квадрате, круге;

- учить раскладывать и наклеивать в определенной последовательности.

Длительность занятий в детском саду 15-20 минут, проводятся 1 раз в неделю.

                         

Цель и задачи НОД.

Цель НОД – помочь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Этим определяются основные задачи НОД:

♦ преодоление стрессовых состояний у детей 3-4-х лет в период перехода из яслей в садовскую группу;

♦ обучение воспитателей методам проведения групповой деятельности в адаптационный период.

Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:

♦ снятие эмоционального и мышечного напряжения;

♦ снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

♦ развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

♦ развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

♦ развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;

♦ развитие игровых навыков, произвольного поведения;

 развитие творчества.

Так как малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации, рекомендуется проводить занятия в течение первых трех месяцев. Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, потешки, стишки, «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой.

Структура и форма НОД.

Как правило, деятельность начинается с упражнений, требующих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроится на совместную групповую работу.

В основную часть НОД входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.

Заканчивается НОД спокойными малоподвижными играми и упражнениями.

Все игры  и упражнения, входящие в одну НОД, объединены сказочно-игровым сюжетом для постоянного поддержания интереса к НОД.

Комплектование и количество упражнений и игр, из которых состоит НОД, варьируется психологом. Он может сократить НОД, чтобы избежать переутомления детей, изменить последовательность частей в соответствии с настроением детей.

НОД длительностью 10-20 минут проводятся 2 раза в неделю в течении 3-х месяцев, каждая НОД проводится в три этапа. Каждая игра и упражнение повторяется по 4-5 раз, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр. Кроме того, дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче.

Активное участие в НОД принимает воспитатель. Он перенимает методы и приемы, применяемые психологом в различных ситуациях, отмечает наиболее понравившиеся детям игры и использует их в своей работе.

Ожидаемые результаты.

1. Успешная адаптация детей в период перехода из яслей в садовскую группу;

2. Улучшение психологического климата в группе, сплочение коллектива;

3. В сфере развития познавательных процессов:

- повышение уровня развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

- повышение уровня развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;

- повышение уровня развития творческих способностей.

Механизмы отслеживания результатов:  На основании наблюдения за поведением детей воспитателями заполняются листы адаптации. (Диагностические методики «Лист адаптации» прилагается – Приложение 1).

Тематическое планирование НОД

педагога-психолога во 2-ой младшей группе.

Месяц

Неделя

Тема НОД

Номер НОД

Игры и упражнения, используемые в НОД

Сентябрь

1

Мыльные пузыри

1

1. Приветствие

2. «Выдувание мыльных пузырей»

3. «Ладушки-Ладошки»

4. «Полет пузырей»

5. Аппликация «Разноцветные пузыри»

6. Прощание

2

1. Приветствие

2. «Выдувание мыльных пузырей»

3. «Надувайся пузырь»

4. «Мы ногами топ-топ»

5. Аппликация «Большие и маленькие пузыри»

6. Прощание

2

3

1. Приветствие

2. «Выдувание мыльных пузырей»

3. «Пузыри, собирайтесь в баночку»

4. «Один шарик»

5. Групповой рисунок «Мыльные пузыри»

6. Прощание

Божья коровка

1

1. Приветствие

2. «Знакомство с божьей коровкой»

3. «Поймай божью коровку»

4. Маленькие пальчики»

5. Аппликация «Божья коровка»

6. Прощание

3

2

1. Приветствие

2. «Знакомство с божьей коровкой»

3. «Божья коровка, улети на небо»

4. «Согрей божью коровку»

5. Рисование «Точки на спинках»

6. Прощание

3

1. Приветствие

2. «Знакомство с божьей коровкой»

3. «Божья коровка, улети на небо»

4. «Божьи коровки и небо»

5. Лепка «Ножки для божьей коровки»

6. Прощание

4

Прогулка в осенний лес

1

1. Приветствие

2. «Прогулка в осенний лес»

3. «Ежик»

4. «Кленовые листочки»

5. Аппликация «Кленовые листочки»

6. Прощание

2

1. Приветствие

2. «Прогулка в осенний лес»

3. «Ежик»

4. «Песенка для ежика»

5. Рисование «Колючий еж»

6. Прощание

Октябрь

1

3

1. Приветствие

2. «Ежик»

3. «Грибник»

4. «Грибы»

5. Аппликация «Грибы для ежика»

6. Прощание

Мячик

1

1. Приветствие

2. «Какой мяч»

3. Мой веселый звонкий мяч»

4. «Прыгающие мячики»

5. Аппликация «Разноцветные мячи»

6. Прощание

2

2

1. Приветствие

2. «Какой мяч»

3. «Прыгающие мячики»

4. «Прятки»

5. Аппликация «Большие и маленькие мячи»

6. Прощание

3

1.Приветствие

2. «Какой мяч»

3. «Прятки»

4. «Найди мячик»

5. «Чудесный мешочек»

6. Лепка «Разноцветные мячи» - коллективная работа

7. Прощание

3

Листопад

1

1. Приветствие

2. «Прогулка по осеннему лесу»

3. «Дождик и солнышко»

4. «Листопад»

5. Рисование «Листопад»

6. Прощание

2

1. Приветствие

2. «Прогулка по осеннему лесу»

3. «Листопад»

4. «Дождик и солнышко»

5. Рисование «Дождик»

6. Прощание

4

3

1. Приветствие

2. «Дождик и солнышко»

3. «Листопад»

4. Групповой рисунок «Кленовые листочки»

5. Прощание

Котята

1

1. Приветствие

2. «Угадай, кто мяукает»

3. «Кошка с котятами»

4. «Бабочки»

5. Рисование «Бабочка»

6. Прощание

Ноябрь

1

2

1. Приветствие

2. «Кошка с котятами»

3. «Бабочка»

4. «Поймай бабочку»

5. Аппликация «Разноцветные бабочки»

6. Прощание

3

1. Приветствие

2. «Угадай, кто мяукает»

3. «Кошка с котятами»

4. «Бабочка»

5. «Бабочка, лети!»

6. Прощание

2

Мячики

1

1.Приветствие

2. «Сравни мячи»

3. «Изобрази мяч»

4. «Мячики»

5. Аппликация «Узор из мячиков»

6. Прощание

2

1.Приветствие

2. «Мячики»

3. «Ветерок»

4. «Мячик в воздухе»

5. Рисование «Синий и красный мячи»

6. Прощание

3

3

1.Приветствие

2. «Сравни мячи»

3. «Чудесный мешочек – 2»

4. «Не потеряй мячик»

5. Прощание

Колобок

1

1.Приветствие

2. «Сказка «Колобок»

3. «Что за овощ? Что за фрукт?»

4. «Покатился колобок»

5. Прощание

4

2

1. Приветствие

2. «Сказка «Колобок»

3. «Спрячь колобка»

4. «Покатился колобок 2»

5. «Угости медведя»

6. Прощание

3

1.Приветствие

2. «Сказка «Колобок»

3. «Молчанка»

4. Лепка «Колобок»

5. Прощание

1. Мыльные пузыри.

Цели: снятие эмоционального напряжения и агрессии; снижение излишней двигательной активности; обучение детей установлению контакта  друг с другом, сплочение группы; развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики; развитие внимания, речи, воображения, памяти; развитие чувства формы и цвета.

 Оборудование: 2 набора для выдувания мыльных пузырей; магнитофон и кассета с записью плавной мелодии; мячи или шарики; ватман с нарисованными цветными контурами мыльных пузырей разного размера, цветные краски и кисти; ½ альбомного листа с нарисованными цветными контурами кругов (мыльных пузырей), готовые формы (цветные круги- вкладыши одного диаметра и разного), клей, кисть клеевая, клеенка, тряпочка, поднос.

Ход деятельности:

Приветствие.

Упражнение «Выдувание мыльных пузырей».(1)

Психолог показывает детям набор для выдувания мыльных пузырей и предлагает отгадать загадку:

В мыльной воде родился,

В шарик превратился.

К солнышку полетел,

Да не долетел – лопнул!

Психолог, воспитатель и дети выдувают мыльные пузыри, наблюдают за ними, ловят их. В конце упражнения психолог задает вопросы. Дети отвечают на них.

- Сколько пузырей я выдула?                               - Много.

- Какой формы пузыри?                                        - Круглые.

- Какого размера были пузыри?                           - Большие и маленькие.

- А какого цвета вы видели пузыри?                   - Белые, голубые, зеленые, желтые.

- Разноцветные (подытоживает психолог).         - Разноцветные.

- А что делали пузыри?                                         - Летали, лопались, кружились, падали.

- А что вы делали?                                                 - Надували, ловили, прыгали…

! Необходимо постараться добиться того, чтобы дети отвечали полными ответами.

Упражнение «Ладушки-Ладошки».(1)

Дети садятся в круг на ковер. Психолог поет песенку «Ладушки-ладошки» и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки…              Ритмично хлопают в ладоши.

Хлопали в ладошки, хлопали немножко.

Да…                                                                           Кладут ладони на колени.

Пену мешали, пузыри пускали,                              Имитируют движения.

Пузыри летали, деток забавляли.

Да…                                                                           Кладут ладони на колени.

Кулачки сложили, кулачками били:                      Складывают ладони в кулачки. Стучат

«Тука-тука, тука-тук!»                                            кулачками друг о друга.

«Тука-тука, тука-тук!»                                            

Да…                                                                           Кладут ладони на колени.

Ладушки плясали, деток забавляли,                      Сжимают и разжимают кулачки.

Так они плясали, деток забавляли.

Да…                                                                           Кладут ладони на колени.

Ладушки устали, ладушки поспали,                      Кладут ладони сложенные «лодочкой»

Баю-баю-баюшки,баю-баю-ладушки.                    под правую, затем под левую щеку.

Да…                                                                           Кладут ладони на колени.

Упражнение «Полет пузырей».(1)

Психолог предлагает детям лечь на спину, обхватить руками согнутые в коленях ноги, подтянуть голову к коленям.

Дети выполняют задание.

- Вспомните, как плавно покачивались в воздухе пузыри. Попробуйте это изобразить.

Дети выполняют задание.

Психолог и воспитатель помогают детям раскачиваться вперед-назад.

Аппликация «Разноцветные пузыри».

Дети садятся за столы, на которых все подготовлено к аппликации. Психолог предлагает детям:

1) рассмотреть на подносах круги-вкладыши одинакового размера, разного цвета. Обращает внимание детей, что круги одинаковые по размеру, но разные по цвету. Дети должны назвать цвета самостоятельно.

2) рассмотреть контуры кругов на листах.

3) расположить круги-вкладыши в цветных контурах соответствующего цвета. Ребенок должен найти цветные контуры кругов на листах и в каждый цветной контур вклеит кружок соответствующего цвета.

 Упражнение «Надувайся, пузырь».(1)

Все берутся за руки и встают в маленький круг. Психолог рассказывает стишок и не спеша отступает назад. Дети повторяют за ним.

Надувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся!

Круг расширяется, пока психолог не скажет: «Лопнул пузырь!». Тогда все хлопают в ладоши, хором говорят: «Хлоп!», сбегаются в маленький круг и снова берутся за руки.

Игра повторяется 2-3 раза.

Упражнение «Мы ногами топ-топ-топ».(2)

Дети говорят вместе с взрослыми и выполняют следующие движения:

Мы ногами топ-топ-топ,                          Дети и взрослые ходят по комнате, высоко

А в ладошки хлоп-хлоп-хлоп!                 поднимая ножки, хлопают в ладошки.

Ай да малыши, ай да крепыши!              Ручки на пояс, кружатся.

По дорожке мы шагаем                            Идут за психологом, хлопают в ладошки.

И в ладошки ударяем.

Топ-топ, ножки, топ!                                Стоя на месте, топают ножками,

Хлоп-хлоп, ручки, хлоп!                           хлопают ручками.

Ай да малыши, ай да крепыши!               Ручки на пояс, кружатся.

Аппликация «Большие и маленькие пузыри».

Дети садятся за столы, на которых все подготовлено к аппликации. Психолог предлагает детям:

1) рассмотреть на подносах круги-вкладыши разного цвета, разного размера. Обращает внимание детей, что круги разные по размеру и  разные по цвету. Дети должны назвать размер и цвета самостоятельно.

2) рассмотреть контуры кругов на листах.

3) расположить круги-вкладыши в цветных контурах соответствующего размера и цвета. Ребенок должен найти цветные контуры кругов на листах и в каждый цветной контур вклеит кружок соответствующего размера и цвета.

 Упражнение «Пузыри, собирайтесь в баночку».(1)

- Ну-ка пузыри, собирайтесь в баночку. (Дети подбегают к психологу и встают вплотную друг к другу).

- Я беру палочку для выдувания пузырей и опускаю ее в баночку. (Психолог гладит рукой детей по волосам).

- Проверим, все ли пузыри собрались в баночку. (Называет  детей по именам, встречается с ними глазами).

- Раз, два, три, надуваю пузыри! (Дети разбегаются по группе. Звучит громкая и плавная музыка – дети изображают полет мыльных пузырей).

 Упражнение «Один шарик».(1)

Психолог делит детей на пары, дает каждой паре по мячу/шарику и говорит:

- Представьте себе, что мяч/шарик – это мыльный пузырь, который нельзя уронить, иначе он лопнет. Держите мяч вдвоем и дружно выполняйте движения (прыгают, поднимают руки вверх, приседают и т.п.).

Групповой рисунок «Мыльные пузыри».

Дети подходят к столу, на котором все подготовлено к рисованию. Психолог предлагает детям:

1)  рассмотреть контуры кругов на ватмане. Обращает внимание детей, что круги разные по размеру и  разные по цвету. Дети должны назвать размер и цвета самостоятельно.

2) выбрать себе контур, который необходимо будет разукрасить

3) ребенок должен выбрать краску, соответствующую выбранному контуру круга и разукрасить его, не заступая за края и не мешая другим детям.

Прощание.

Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились во время НОД, и обсуждают, что им больше всего понравилось.

2. Божья коровка.

Цели: создание положительного эмоционального настроя в группе; развитие умения действовать соответственно правилам игры; развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле; развитие зрительного восприятия (цвета, формы); развитие внимания, речи, памяти и воображения. 

          Оборудование: игрушечная божья коровка (желательно круглой формы); черная краска для рисования пальцами или гуашь, смешанная с зубной пастой (чтобы краска не впитывалась в кожу и легко смывалась); ½ листа, клей, кисть для клея, клеенка, тряпочка, поднос, готовые формы (красные круги) (для каждого ребенка), черный пластилин, доска для лепки.

Ход деятельности:

Приветствие.

Упражнение «Знакомство с божьей коровкой».(1)

Психолог показывает детям игрушечную божью коровку и говорит:

- К нам в гости прилетела божья коровка. Посмотрите, какая она красивая! Давайте поздороваемся с ней.

Дети рассматривают божью коровку, здороваются с ней.

Психолог предлагает определить цвет, форму, величину игрушки. Если дети затрудняются с ответом, психолог сам называет цвет, форму, величину.

 Упражнение «Поймай божью коровку».(1)

- Ребята, представьте себе, что наша божья коровка полетела. Ну-ка, попробуем ее поймать!

Психолог, делая вид, что пытается поймать воображаемого жучка, выполняет хватательные движения над головой: одной рукой, другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения.

- Давайте разожмем кулачки и посмотрим, смогли ли мы поймать божью коровку.

Дети вслед за психологом медленно разжимают кулачки.

- Вот наш жучок! Подставьте ему обе ладошки.

Дети вслед за психологом соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат воображаемого жучка.

Упражнение «Маленькие пальчики».(3)

- А сейчас покажите мне свою правую руку, а теперь – левую. Давайте подружим наши пальчики.

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.             Дети складывают руки в замок

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.              и поочередно соединяют пальчики

Один, два, три, четыре, пять!                                       правой и левой рук, начиная с

Начинаем счет опять.                                                    мизинцев.

Один, два, три, четыре, пять!                                      

Вот и кончили считать.

Аппликация «Божья коровка».

Дети садятся за столы, на которых все подготовлено к аппликации. Психолог предлагает детям:

1) рассмотреть на подносах красные круги. Дети должны назвать цвет самостоятельно.

2) сравнить готовые формы и изображение божьей коровки. Дети должны самостоятельно сказать, на что похожи готовые формы (круг на тело).

3) расположить круг в центре листа, а затем приклеить.

Упражнение «Божья коровка, улети на небо».(1)

Психолог рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Божья коровка,                         Ритмично покачивают ладонями.

Улети на небо,                         Делают взмахи перекрещенными кистями рук.

Принеси нам хлеба,                 Машут кистями рук на себя.

Черного и белого,                    Ритмично хлопают в ладоши.

Только не горелого!                Грозят указательным пальцем.

♦ Как правило, во время первой НОД многие дети не способны повторить некоторые движения за взрослым. В этом случае психолог, воспитатель сажают малышей к себе на колени и, поддерживая их ладони, делают вместе с ними вышеописанные движения.

Упражнение «Согрей божью коровку».(1)

- Замерзла божья коровка, не может взлететь. Давайте согреем ее нашим дыханием.

Дети дышат на ладошки.

♦ Обучая этому дыхательному упражнению, психолог может попросить детей широко открыть рот и длительно произносить звук «А».

- Согрелась божья коровка, давайте сдуем ее с ладошки.

Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, подставляют под холодные струйки воздуха ладошки.

♦ На начальном этапе освоения этого упражнения можно предложить детям на выдохе длительно произносить звук «У».

Рисование «Точки на спинках».

Дети садятся за столы, на которых все подготовлено к рисованию. Психолог предлагает детям:

1) рассмотреть свою аппликацию «Божья коровка», которая была выполнена на прошлом занятии.

2) сравнить аппликацию и изображение божьей коровки. Дети должны самостоятельно сказать, чего не хватает на спинке (черных  круглых точек).

3) дети вслед за психологом обмакивают указательные пальцы (либо кисти) в черную краску и рисуют круги на спинках божьих коровок.

 Игра «Божьи коровки и ветер».(1)

- А теперь, ребята, давайте сами превратимся в божьих коровок.

Мы вокруг себя покружились

И в божьих коровок превратились.                          Кружатся. Показывают разные части

Божьи коровки, покажите мне ваши                        тела.

Головки, носики, ротики,

Ручки-крылышки, ножки, животики.

- Замечательно! А теперь представьте, что светит солнышко, божьи коровки ползают по листочкам.

Дети встают на четвереньки и ползают по полу.

- Подул злой холодный ветер, перевернул жучков.

Дети переворачиваются на спину, шевелят расслабленными руками и ногами.

 ♦ Если психолог наблюдает у кого-то из детей напряжение, скованные, резкие движения, то он может поглаживанием и легким встряхиванием помочь ребенку снять излишнее напряжение.

- Подул добрый теплый ветерок, помог перевернуться жучкам.

Дети снова встают на четвереньки и ползают.

- Теплый ветерок подул сильнее, поднял божьих коровок в воздух, и они полетели.

Дети, изображая полет божьих коровок, медленно бегают, плавно машут руками, жужжат.

- Воробей летит! Спасайтесь, божьи коровки!

Дети бегут в объятия к психологу и воспитателю.

♦ Игра повторяется 2-3 раза.

Лепка «Ножки для божьей коровки».

Дети садятся за столы, на которых все подготовлено к лепке. Психолог предлагает детям:

1) рассмотреть свою аппликацию «Божья коровка», которая была выполнена на прошлом занятии.

2) сравнить аппликацию и изображение божьей коровки. Дети должны самостоятельно сказать, чего не хватает божьей коровке (черных  ножек).

3) дети вслед за психологом раскатывают тонкие колбаски из черного пластилина.

4) располагают их на аппликации, чтобы получились ножки,  слегка надавливают, чтобы они закрепились на основе.

Прощание.

Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились, и обсуждают, что им больше всего понравилось.

- Божьей коровке у вас очень понравилось, но пришла пора прощаться. До свидания!

3. Прогулка в осенний лес.

          Цели: сплочение группы, развитие эмпатии; развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию; снижение излишней двигательной активности; обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету;
развитие пространственных представлений, умения отображать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за и др.) местонахождение вещей; развитие общей моторики, развитие памяти, речи и воображения.


         
Оборудование: картина или фотография  «Осенний лес», игрушечный ежик; игрушки (куклы бибабо): лиса, воли, медведь; красный, желтый и зеленый кленовый  лист (гриб) – они же – готовые формы для аппликации (для каждого ребенка), красная, желтая и зеленая корзинки (подарочные пакеты/коробки); цветная основа 10*20 см, клей, кисть для клея, клеенка, тряпочка, поднос; ½ листа с изображением контура ежика, черный карандаш на каждого ребенка.
         
Ход деятельности:

Приветствие.

 Упражнение «Прогулка в осенний лес». (1)
Психолог показывает детям картину, на которой изображен осенний лес. Дети рассматривают картину, называют время года, объясняют, по каким признакам они определили, что изображена осень.
Психолог говорит:  
Давайте представим, что мы идем на прогулку в осенний лес. 
Дети встают друг за другом и идут по кругу.
Психолог рассказывает потешку и показывает движения, дети повторяют за ним.

По ровненькой дорожке,                                                   Движутся обычным шагом.
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Шагают наши ножки.
По камушкам, по камушкам.                                            Движутся большими шагами.
По кочкам, по кочкам,                                                       Выполняют прыжки.
                                                                                             с продвижением вперед.
По маленьким листочкам,                                                 Движутся мелкими шажками.
В ямку — бух!                                                                    Приседают на корточки.
С целью развития произвольного контроля за действиями, психолог обращает внимание детей на то, что нужно приседать на корточки, а не просто садиться на ковер или падать на колени.
— Ну вот, мы и в лесу. Нас должен встречать ежик... Где же он?
Дети находят спрятанную игрушку и говорят, где находился ежик (под столом и т.д.).
♦ Игра повторяется 2-З раза.

 Упражнение «Ёжик». (1)


Психолог рассматривает с детьми игрушечного ежа, предлагает его потрогать. Дети касаются ладонью игрушки, делают вид, что укололись, отдергивают руку, говорят, что ежик колючий.
Психолог предлагает детям выучить стихотворение В. Заходера.
— Что ты, еж, такой колючий?
— Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки да медведи!

Психолог объясняет, как ежик защищается от «своих соседей», предлагает детям поиграть.
Дети, изображая ежиков, ползают на четвереньках по группе. Когда психолог показывает игрушку (лису, волка или медведя), дети должны сгруппироваться и сидеть неподвижно.
♦ Игра повторяется 2-З раза.
♦ Некоторым детям сложно соблюдать условие игры: не двигаться при появлении лисы (волка, медведя) — они стремятся убежать, спрятаться. Вхождение в роль поможет преодолеть импульсивность. Детям напоминают, что ежи не умеют бегать, как зайцы, не умеют лазить по деревьям, как белки, — но у них есть надежное укрытие — иголки.

 Упражнение « Кленовые листочки». (1)
Психолог говорит:
— Ежик собрал в лесу кленовые листочки. Он просит вас помочь ему правильно разложить листочки по корзинкам.
Психолог дает каждому ребенку набор кленовых листьев, выставляет три корзинки (подарочных пакета/коробки) — красную, желтую и зеленую. Дети раскладывают листья по корзинкам соответствующего цвета.

 Аппликация «Кленовые листочки».

Дети садятся за столы, на которых все подготовлено к аппликации. Психолог предлагает детям:

1) рассмотреть на подносах готовые формы – кленовые листья. Психолог отмечает, что они разного цвета. Дети должны назвать цвета самостоятельно.

2) расположить элементы на основе так, как выполнено на образце.

3) наклеить элементы на середину основы в определенной последовательности (красный, желтый, зеленый).

 Упражнение «Песенка для ежика». (1)

Психолог предлагает спеть ежику песенку.
Выбирается ребенок, который будет изображать ежа. Он садится и обхватывает руками колени (или ложится и сворачивается калачиком). Психолог и остальные дети встают вокруг него и поют песенку.
Шли по лесу не спеша,
Вдруг увидели ежа.
— Ежик, ежик, — мы друзья,
Дай погладить нам тебя.
Все наклоняются и ласково прикасаются к «ежику».
♦ Игра повторяется 2-З раза.

 Чтобы каждый ребенок побывал в роли ежа, можно - предложить сесть в центр круга сразу нескольким детям.

Рисование «Колючий еж».

Дети садятся за столы, на которых все подготовлено к рисованию. Психолог предлагает детям:

1)  рассмотреть контуры ежика на листе. Обращает внимание детей, что ежу чего-то не хватает. Дети должны сказать самостоятельно «иголок».

2) дети дорисовывают карандашом иголки у ежика.

 Упражнение «Грибник».(4)

Саша шёл-шёл-шёл,                                                Имитируют движения грибника: идут,

Белый гриб нашел,                                                  нагибаются и кладут грибы в кузовок.

Раз – грибок, два – грибок, три – грибок,

Положил в кузовок.

 Упражнение «Грибы».

Психолог говорит:
— Ежик собрал в лесу грибы. Он просит вас помочь ему правильно разложить грибы по корзинкам.
Психолог дает каждому ребенку набор грибов, выставляет три корзинки (подарочных пакета/коробки) — красную, желтую и зеленую. Дети раскладывают грибы по корзинкам соответствующего цвета.

 Аппликация «Грибы для ежика».

Дети садятся за столы, на которых все подготовлено к аппликации. Психолог предлагает детям:

1) рассмотреть на подносах готовые формы – грибы. Психолог отмечает, что они разного цвета. Дети должны назвать цвета самостоятельно.

2) расположить элементы на основе - рисунке ежика с прошлого занятия так, как выполнено на образце.

3) наклеить элементы на основу.

Прощание.

Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.
Все прощаются до следующей встречи

4. Мячик.

          Цели: сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками;
повышение эмоционального тонуса;  развитие чувства ритма, координации движений;  развитие ориентации в пространстве; обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов;
развитие зрительного и тактильного восприятия, речи  и воображения.

          Оборудование: большой мяч; матерчатый мешочек, маленький пластмассовый мяч и пластмассовый кубик (соразмерные по величине), ½ альбомного листа с нарисованными цветными контурами кругов (мячей) (по 2 на каждого ребенка), готовые формы (цветные круги- вкладыши одного диаметра и разного), клей, кисть клеевая, клеенка, тряпочка, поднос, набор пластилина, доска для лепки, ватман с нарисованными цветными контурами мыльных пузырей разного размера.

          Ход деятельности:

Приветствие.

 Упражнение «Какой мяч».
Психолог показывает детям большой и маленький мячи и предлагает определить их форму, величину, цвет.
Дети выполняют
 задание.
- Покажите рукой форму мяча и назовите (мяч круглой формы).
Дети рисуют в воздухе круг: одной рукой, другой, обеими руками одновременно.  

- Сравните мячи по размеру.

 Дети показывают большой мяч и называют (это большой мяч), показывают маленький мяч и называют (это маленький мяч).

- Сравните мячи по цвету.

Дети называют цвет мячей самостоятельно.

 Упражнение «Мой веселый звонкий мяч».(1)

- Давайте сядем вокруг мяча и расскажем про него стихотворение.
Все садятся вокруг мяча и кладут на него ладони. Дети повторяют за психологом стихотворение С.Маршака «Мой веселый звонкий мяч» и ритмично шлепают по мячу сначала одной, потом другой рукой.
Психолог оказывает помощь детям, которые неритмично шлепают по мячу. Он
 кладет свою ладонь на ладошку ребенка и помогает ему скоординировать движения руки с ритмом стиха.

Мой веселый звонкий мяч.                   А потом ты покатился          

Ты куда помчался вскачь?                    И назад не воротился.                

Желтый, красный, голубой.                 Покатился в огород,            

Не угнаться за тобой.                            Докатился до ворот,

Я тебя ладонью хлопал.                        Подкатился под ворота,

Ты скакал и звонко топал.                    Добежал до поворота.

Ты пятнадцать раз подряд                    Там попал под колесо.

Прыгал в угол и назад.                          Лопнул, хлопнул – вот и всё!                                                              

 Упражнение «Прыгающие мячики».(1)
А теперь представьте, что вы превратились в мячики. Катя, ты будешь мячиком какого цвета? А ты, Вова? И т.д.
Дети рассматривают свою одежду и называют соответствующие цвета.
— Я буду играть с мячами — легонько шлепать вас ладошкой, а вы будете прыгать, как мячики.
Психолог, рассказывая стихотворение «Мой веселый звонкий мяч», поочередно кладет ладонь на голову каждого ребенка. Дети, почувствовав касание, подпрыгивают на месте. На слова: не угнаться за тобой — дети убегают от психолога к воспитателю. Игра повторяется — и дети убегают от воспитателя в объятия психолога.

Аппликация «Разноцветные мячи».

Дети садятся за столы, на которых все подготовлено к аппликации. Психолог предлагает детям:

1) рассмотреть на подносах круги-вкладыши одинакового размера, разного цвета. Обращает внимание детей, что круги одинаковые по размеру, но разные по цвету. Дети должны назвать цвета самостоятельно.

2) рассмотреть контуры кругов на листах.

3) расположить круги-вкладыши в цветных контурах соответствующего цвета. Ребенок должен найти цветные контуры кругов на листах и в каждый цветной контур вклеит кружок соответствующего цвета.

Игра «Прятки»(1).
Психолог предлагает «мячам»
 поиграть в прятки. Он читает стихотворение «Мой веселый звонкий мяч». Дети прыгают. На слова: « не угнаться за тобой» — дети разбегаются по группе и прячутся. Психолог ищет детей. Найденный ребенок должен сказать, где он прятался (под столом, за креслом, в углу и т.п.).

♦ Игра повторяется 2-З раза.

Аппликация «Большие и маленькие мячи».

Дети садятся за столы, на которых все подготовлено к аппликации. Психолог предлагает детям:

1) рассмотреть на подносах круги-вкладыши разной формы, разного цвета. Обращает внимание детей, что круги разные по размеру и  разные по цвету. Дети должны назвать размер и цвета самостоятельно.

2) рассмотреть контуры кругов на листах.

3) расположить круги-вкладыши в цветных контурах соответствующего размера и цвета. Ребенок должен найти цветные контуры кругов на листах и в каждый цветной контур вклеит кружок соответствующего размера и цвета.

 Упражнение «Найди мячик».(1)
- Ребята, вы так весело играли в прятки, что мячу тоже захотелось с вами поиграть. Закройте глаза, а мячик спрячется.
Дети закрывают глаза, психолог прячет мяч. По команде психолога дети открывают глаза и начинают искать мяч. Найдя, говорят, где он прятался.

 Упражнение «Чудесный мешочек».
Психолог показывает детям матерчатый мешочек, в котором находятся маленький мячик и кубик.
— В этом мешочке спрятался маленький мячик. Вам нужно найти его, не заглядывая в мешочек.
Дети поочередно отыскивают мячик на ощупь и рассказывают, как они отличили его от кубика.

Лепка «Разноцветные мячи». Коллективная работа.

Дети подходят к столу, на котором все подготовлено к лепке. Психолог предлагает детям:

1)  рассмотреть контуры кругов на ватмане. Обращает внимание детей, что круги разные по размеру и  разные по цвету. Дети должны назвать размер и цвета самостоятельно.

2) выбрать себе контур, который необходимо будет «разукрасить» пластилином.

3) ребенок должен выбрать пластилин, соответствующий выбранному контуру круга.

4) раскатать шарик, расположить его в центре круга и нажать, далее размять края шарика до границ контура.

5) в процессе работы стараться не мешать другим детям.

Прощание.

Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.
Психолог говорит:
- Вот мы и подошли к концу. Давайте скажем друг другу «Спасибо» за веселую игру. До свидания!

5. Листопад.

Цели: создание атмосферы эмоциональной безопасности; снятие эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, повышенной двигательной активности; развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп; развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакции; развитие речи, воображения, творческих способностей.

Оборудование: большой зонт; магнитофон, кассета с записью шума дождя, кассета с записью медленной спокойной музыки; два кленовых листа (для каждого ребенка); желтая, красная, зеленая гуашь, кисточка (для каждого ребенка); лист с изображением осеннего пейзажа.

Ход деятельности:

 Приветствие.

 Упражнение «Прогулка по осеннему лесу».(1)

Психолог предлагает детям посмотреть, что происходит за окном. Он обращает внимание малышей на приметы осени (желтеющие деревья, опавшие листья, пасмурное небо) и говорит:

- Представьте, что мы идем гулять в осенний лес.
Дети выстраиваются в колонну. Психолог говорит:
— Внимательно слушайте слова. Старайтесь двигаться дружно. Не обгоняйте друг друга.
Зашагали ножки: топ-топ-топ,                                   Идут друг за другом.
Прямо по дорожке: топ-топ-топ.
Ну-ка, веселее: топ-топ-топ,
Вот как мы умеем: топ-топ-топ.
Побежали ножки                                                           Бегут, стараясь не обгонять
По ровненькой дорожке,                                              друг друга.
Убегают, убегают, только пяточки сверкают.
Игра повторяется 2-З раза.

 Игра «Дождик и солнышко».(1)
Дети ходят по комнате, изображая, что собирают листья. Как только психолог включает кассету со звуками дождя или дает команду «дождик!», дети бегут под большой зонт, который держит воспитатель, и прячутся так, чтобы всем хватило места. Психолог может барабанить пальцами по поверхности зонта, имитируя звук дождя. Шум дождя прекращается и звучит команда «Солнышко!» — дети выбегают из-под зонта.

♦ Игра повторяется 2-З раза.

 Упражнение «Листопад».(1)
Включается кассета с записью спокойной музыки. Дети берут в каждую руку по кленовому листочку. Психолог говорит:
— Представьте, что вы — кленовые листочки. Пришла осень пора листопада, ветер сорвал листочки с деревьев, и они закружились в воздухе. Покажите, как танцуют листочки на ветру.
Дети, изображая полет листьев, плавно движутся под музыку.
Психолог читает стихотворение и показывает движения. Дети повторяют за ним.
Листопад, листопад,                                                  Кружатся, изображал листочки.

Листья желтые летят,                                                 Подбрасывают листочки вверх.

Под ногой шуршат, шуршат,                                     Ходят по листочкам.
Скоро станет голым сад.                                            Ложатся на пол и слушают музыку.

 Рисование «Листопад».(1)
Дети садятся за столы. Психолог раздает краски, кисточки и листы с изображением осеннего пейзажа и предлагает нарисовать летящие листья. Дети, рассказывая стихотворение «Листопад», в ритм стиха прикладывают кисточку к листу бумаги.
Все рассматривают рисунки, психолог хвалит детей за работу.

 Рисование «Дождик».
Дети садятся за столы. Психолог раздает краски, кисточки и листы с изображением осеннего пейзажа (с прошлого занятия) и предлагает нарисовать падающие с неба капли дождя. Дети, прикладывают кисточку к листу бумаги, изображая капли дождя.
Все рассматривают рисунки, психолог хвалит детей за работу.

 Игра «Дождик».(4)

Дождик, дождик, что ты льешь?                                    4 хлопка.

Погулять нам не даешь.                                                  Притопы.

Дождик, дождик, полно лить,                                        4 хлопка.

Деток, землю, лес мочить.                                              Прыжки на месте.

После дождика на даче                                                   Ходьба.

Мы по лужицам поскачем.                                             Прыжки через лужицы.

Групповой рисунок «Кленовые листочки».
Дети подходят к столу, на котором все подготовлено к рисованию. Психолог предлагает детям:

1)  рассмотреть тарелочки с краской и трафареты кленовых листьев. Обращает внимание детей, что краски разные по цвету (как и листья). Дети должны назвать цвета самостоятельно.

2) выбрать себе цвет,  в который необходимо будет обмакнуть трафарет.

3) по очереди обмакнуть кленовый лист в тарелочку с краской и сделать им отпечаток на большом листе ватмана, не заходя на отпечатки других детей.

Прощание.

Дети вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.
Психолог прощается со всеми до следующей встречи.

6. «Котята».

          Цели: формирование положительной самооценки; развитие стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга;  снятие мышечного напряжения; развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и радость);  развитие слухового восприятия, умения воспроизводить услышанные звуки;  развитие моторики, координации движений, ориентации в собственном теле;  развитие пространственных представлений;  развитие внимания, речи и воображения.


         
Оборудование: желтые, красные, синие, зеленые бабочки размером с детскую ладошку (по количеству детей); игрушки или предметные картинки желтого, красного, синего и зеленого цветов; ½ листа с изображенным контуром бабочки, цветные карандаши; шнур с привязанными к нему бабочками.

 Ход деятельности:

 Приветствие.


 
Упражнение «Угадай, кто мяукает». (1)
Психолог «мяукает» сначала как взрослая кошка, а потом как котенок.

- Дети, кто это мяукает?
Дети высказывают свои догадки.

- Правильно, вы отгадали, это мяукают кошка и котенок. У кошки голос низкий, а у котенка — высокий, тоненький, он почти пищит. Попробуем помяукать, как кошка и как котенок.
Дети выполняют задание.

☺  Игра «Кошка с котятами». (1)
- Давайте поиграем, я буду мамой-кошкой, а вы — котятами.
- Котята, скоро мы пойдем гулять во двор. Во дворе живет собака, вы должны уметь защищаться. Сейчас мы будем учиться шипеть и выпускать коготки.
Все садятся на корточки, сжимают пальцы в кулаки, произносят: «Ш-ш-ш», затем разжимают кулаки, разводят пальцы («показывают коготки») и произносят: «Мяу».
♦ Упражнение повторяется 2-З раза.
— Пора выходить на прогулку. Будьте внимательны, а когда услышите слово собака, защищайтёсь, как я вас учила.
Дети ходят по группе. По сигналу «Собака!», дети выполняют вышеописанное упражнение.
 Игра повторяется 2-З раза.

☺  Игра «Бабочки». (1)
Психолог предлагает детям подойти к нему, показывает бабочек и говорит:
— Посмотрите, котята, к нам прилетели бабочки. Давайте рассмотрим их. Эта бабочка желтая, как солнышко. А эта, какого цвета? Правильно, синяя, как колокольчик. И т.п.
♦ Желательно, чтобы в поле зрения детей находились разноцветные предметы или картинки, с которыми они могли бы соотносить цвета бабочек.
Психолог дает бабочку каждому ребенку и говорит:
— Бабочки хотят поиграть. Встаньте в круг.
Дети, держа бабочек перед собой, встают в широкий круг и вслед за психологом произносят слова:
— Бабочка, лети, лети, лети,                         Медленно выполняют
Лети, лети, лети!                                             произвольные движения рукой.
На головке (на плече и т.д.) отдохни!           в которой находится бабочка

                                                                          имитация полета бабочки), и следят за ней
                                                                         глазами.
♦ Игра повторяется 2-3 раза.
♦ На последующих занятиях можно предложить детям держать бабочку левой рукой или обеими руками одновременно.

Рисование «Бабочка».

Дети садятся за столы, на которых все подготовлено к рисованию. Психолог предлагает детям:

1)  рассмотреть контуры бабочки на листе.

2) выбрать карандаш, которым будут работать, и назвать цвет самостоятельно.

3) разукрасить бабочку, не заступая за края контура.

Упражнение «Поймай бабочку». (1)

Психолог предлагает детям сесть на колени и говорит:
- А теперь попробуйте поймать бабочку, не вставал с места.
Психолог поочередно подходит к каждому ребенку и, держа у него над головой бабочку, предлагает дотянуться до нее. Дети стараются дотянуться до бабочки правой, левой и обеими руками.
Аппликация «Разноцветные бабочки».

Дети садятся за столы, на которых все подготовлено к аппликации. Психолог предлагает детям:

1) рассмотреть на подносах бабочки-вкладыши разного цвета. Обращает внимание детей, что бабочки-вкладыши разные по цвету. Дети должны назвать цвета самостоятельно.

2) рассмотреть контуры бабочек на листах.

3) расположить бабочки-вкладыши в цветных контурах соответствующего цвета. Ребенок должен найти цветные контуры бабочек на листах и в каждый цветной контур вклеит бабочку соответствующего цвета.

Упражнение «Бабочка, лети!» (2)

Психолог предлагает детям подойти к нему, показывает бабочек (2-3 бумажные ярко окрашенные бабочки, к каждой из которых привязана нитка длинной 50 см и прикреплена к шнуру на расстоянии 30 см друг от друга. Шнур натягивается психологом и воспитателем так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка). Психолог говорит:
— Посмотрите, какие красивые бабочки: красная, желтая, синяя. Как их много. Они как живые! Посмотрим, могут ли наши бабочки летать. (Дует на бабочек). Смотрите, полетели! Попробуйте и вы подуть. Какая бабочка улетит дальше?»

Дети по очереди подходят к бабочкам и дуют на них.

♦ Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при вдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть ребенок должен не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

♦ В упражнении должны принять участие все дети.

Прощание.

 Дети  вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.
Психолог говорит:
— Вот и пришло время прощаться. Котята превращаются в мальчиков и девочек. Давайте скажем друг другу «Спасибо! До свидания»

7. «Мячики».

 Цели: развитие коммуникативных навыков (учить устанавливать контакт друг с другом, действовать согласованно, подстраиваться к темпу движений партнера); снятие эмоционального и мышечного напряжения; развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стихотворения; развитие ориентации в собственном теле; развитие общей и мелкой моторики; развитие зрительного восприятия, речи и воображения.

Оборудование: большой красный мяч и маленький синий мячик; мячи среднего размера (для каждой пары детей); магнитофон, кассета с записью спокойной музыки и ритмичной плавной мелодии; лист бумаги и цветные карандаши (для каждого ребенка); матерчатый мешочек с двумя разными по размеру мячиками, кубиком и другими игрушками; ½ альбомного листа, готовые формы (круги большие красные и маленькие синие), клей, кисть для клея, тряпочка на каждого ребенка.

         

Ход деятельности:

 Приветствие.
 Упражнение «Сравни мячи». (1)                                                                              Психолог показывает детям большой красный мяч и маленький синий мячик. Дети рассматривают мячи, называют их количество, сравнивают по величине и цвету.

 Упражнение «Изобрази мяч». (1)                                                                        

Психолог предлагает детям встать в круг, взяться за руки и изобразить сначала большой, а потом маленький мяч.                                                                                                                 Дети выполняют задание.                                                               

 ☺ Игра «Мячики». (1)                                                                                                    Психолог говорит: - Ребята, мячи хотят с вами поиграть.
Дети вслед за психологом повторяют слова и выполняют движения, упоминаемые в тексте.
Девочки и мальчики прыгают, как мячики.
Ножками топают, руками хлопают,
Головой кивают,а после отдыхают.
♦ Игра повторяется 2-З раза.

 Аппликация «Узор из мячиков». Дети садятся за столы, на которых все подготовлено к аппликации. Психолог предлагает детям:

1) рассмотреть на подносах круги-вкладыши большие красные и маленькие синие. Обращает внимание детей, что круги разные по размеру и  разные по цвету. Дети должны назвать размер и цвета самостоятельно.

2) рассмотреть образец и обратить внимание на последовательность расположения кругов (большой красный, маленький синий, большой красный, маленький синий).

3) расположить элементы на основе так, как выполнено на образце.

4) ребенок должен приклеить кружки соответствующего размера и цвета в заданной последовательности.

 Упражнение «Ветерок». (1)                                                                                            Дети ложатся на ковер, закрывают глаза. Психолог включает спокойную музыку и говорит:  
- Мячики отдыхают, а по комнате летает ветерок и дотрагивается до них.
Психолог гладит детей: одного по головке, другого по коленкам, третьего по животику и т.п. Открыв глаза, дети должны показать и назвать части тела, до которых дотрагивался ветерок.
 Упражнение «Мячик в воздухе». (1)

Психолог говорит: - А теперь покажем, как мы будем рисовать мячики.
Дети вслед за психологом рисуют спираль (   ): вначале в воздухе попеременно правой и левой рукой, затем на ладошке указательным пальцем.

Рисование «Синий и красный мячи». (1)

 Психолог кладет перед детьми большой красный мяч и маленький синий мячик, раздает листы бумаги и карандаши.
-  Нарисуйте красным карандашом большой мяч, а синим - маленький.

 Упражнение «Чудесный мешочек 2».
Психолог показывает детям матерчатый мешочек, в котором находятся маленький мячик и побольше, кубик, другие мелкие игрушки.
- В этом мешочке спрятался маленький мячик. Вам нужно найти его, не заглядывая в мешочек.
Дети поочередно отыскивают мячик на ощупь и рассказывают, как они отличили его от других игрушек.
 Игра «Не потеряй мячик». (1)

Психолог включает ритмичную, плавную музыку, делит детей на пары и дает каждой паре по мячу. По команде психолога пары, не выпуская мяча из рук, должны пройтись по группе, попрыгать, покружиться, присесть и т.п.
Прощание.

Дети и вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им большё всего понравилось.
Психолог хвалит детей за работу и прощается со всеми до следующей НОД.

8. «Колобок».

Цели: сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам сотрудничества;  снятие страхов перед сказочными героями; развитие общей и мелкой моторики, координации движений; развитие восприятия (вкусового, тактильного, зрительного, обонятельного);  развитие пространственных представлений;  развитие внимания, речи и воображения.
Оборудование:
куклы бибабо (персонажи сказки «Приключения Колобка»); матерчатый мешочек; фрукт и овощ; пластилиновый шарик (для каждого ребенка); дидактический набор «Мисочки»;
деревянные игрушки: грибок, шарик, кубик (соразмерные по величине); спортивный инвентарь: дорожки с разнофактурной поверхностью, гимнастические бревна, гимнастическая скамейка, обруч.
Ход деятельности:
 Приветствие.

 Упражнение  «Сказка «Колобок». (1)
 Психолог рассказывает и инсценирует (с помощью игрушек) сказку «Колобок». Дети повторяют показанные психологом движения.
— Жили-были старик со старухой. Вот просит старик: «Испеки мне, старая, колобок».
Старуха намела муки (выполняют плавные движения кистями рук к себе), наскребла соли (медленно сжимают и разжимают кулаки), посолила (собирают пальцы в щепоть, «солят» правой, левой, обеими руками), помешала тесто (круговые движения в разных направлениях правой, левой и обеими руками), слепила колобок (имитируют лепку колобка), покатала (выполняют круговые движения одной ладонью над другой по часовой стрелке, против часовой стрелки, меняют руки и повторяют движения), маслом помазала (гладят одной ладонью другую), в печку жаркую поставила (дышат на ладони теплым воздухом) и положила остудить на окошко (дуют на ладони). Надоело колобку лежать: он и покатился с окна на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку.
Катится колобок к лесу через поле (ложатся на ковер и катятся, «как бревнышки» с вытянутыми прямыми руками и ногами, выполняя 3-4 оборота вперед и назад). Прикатился к лесу, а там его уже заяц поджидает.

 Упражнение  «Что за овощ? Что за фрукт?». (1)
- Колобок, колобок, отгадай мою загадку, а не то я тебя съем.
«Зайчик» рассказывает, что любит есть свежие овощи и фрукты, потому что они вкусные и полезные. Предлагает детям с закрытыми глазами попробовать его угощение и отгадать, что они съели. Дети выполняют задание, а затем рассматривают фрукт (овощ) и отвечают на вопросы: какой этот фрукт (овощ): кислый или сладкий? мягкий или твердый? сочный или нет? какого он цвета, формы? какой он на ощупь? есть ли у него запах?

 
♦ Во время каждой из повторных НОД детям дают попробовать фрукт и овощ, например: яблоко и капусту, грушу и огурец, банан и морковь, апельсин и сладкий перец.

 Упражнение  «Покатился колобок». (1)

- Поблагодарил колобок зайца за угощение, попрощался с ним и покатился дальше по лесной тропинке (снимают обувь и идут по дорожкам с разнофактурной поверхностью), перекатился через поваленные ветром деревья (перешагивают через гимнастические бревна), перебрался по кочкам через болото (прыгают на двух ногах с продвижением вперед), не заметил ямку и упал в нее (поочередно прыгают в обруч, лежащий на полу, и приседают на корточки), вылез из ямки, а тут уж его волк поджидает.

 Упражнение  «Спрячь колобка». (1)
- Колобок, колобок, никто со мной не дружит, и играть не хочет, зайцы разбегаются, птицы разлетаются. Скучно мнё одному в лесу, грустно!
— Не грусти, волк, давай с тобой в прятки поиграем.


♦ Многие малыши боятся волка. Используя этот диалог, психолог старается снять чувство страха и заменить его на удивление, жалость, стремление помочь волку.


Психолог раздает детям пластилиновые шарики («колобки» ) и мисочки-вкладыши, обращая внимание на их размер, например:
- У Миши самая маленькая мисочка, у Ката побольше, у Сережа еще больше, а у Алины  - самая большая.
Психолог предлагает детям спрятать колобков в мисочки.
Дети выполняют задание.
- Не может волк найти колобков. Он устал, огорчился давайте поможем волку — скажем, где спрятались колобки. Правильно, ребята, в мисочке.

 
 ♦ В аналогичной игровой ситуации можно закрепить навыки использования других предлогов (под, за, на, перед, около).

Психолог, собирал пластилиновые шарики и мисочки, вновь обращает внимание детей на их размер, например:
— У Алины самая большая мисочка, у Сережи поменьше, у Кати — еще меньше, а у Миши — самая маленькая!
Волку понравилось играть с колобком, подружился он с ним. Но, что поделаешь, — надо прощаться.
Дети прощаются с волком, говорят ему хорошие слова, успокаивают его, обещают, что будут с ним дружить.

  Упражнение  «Покатился колобок 2». (1)


Простился колобок с волком и покатился дальше по лесной тропинке (движутся на четвереньках по дорожкам с разнофактурной поверхностью), пролез сквозь заячью нору (на четвереньках пролезают в обруч, поднятый над полом на 10—15 ем), перебрался по мостику через речку (на четвереньках проходят по гимнастической скамейке), а на другом берегу реки его медведь поджидал.

 Упражнение  «Угости медведя». (1)
- Колобок, колобок, проголодался я, ни одного гриба в лесу не нашел, вот я тебя и съем!   Не ешь меня, медведь, я тебе грибы помогу найти.
Психолог показывает детям маленькие деревянные игрушки: грибок, шарик, кубик.


♦  На последующей НОД вместо шарика и кубика можно использовать сходные на ощупь предметы, например: елочку и матрешку.


Дети рассматривают и ощупывают игрушки. Затем психолог складывает игрушки в матерчатый мешочек и просит детей найти для медведя грибок. Дети поочередно опускают руку в мешочек, и отыскав грибок среди других игрушек, угощают медведя. «Медведь» благодарит детей и отпускает колобка.

 Игра «Молчанка». (1)
— Катится, катится колобок, вдруг видит — перед ним лиса.

— Колобок, колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, лиса, я тебе песенку спою и в интересную игру играть научу. Кто дольше молчать будет — тот и победит.
Все садятся на стульчики и поют песенку, выполняя описанные в ней движения.
Пальчик о пальчик: тук-тук-тук,
Ладошки, ладошки: хлоп-хлоп-хлоп,
Кулачками, кулачками: стук-стук-стук,
Локотками, локотками: цок-цок-цок,
Ножками, ножками: топ-топ-топ,
Ротик закроем, немножко помолчим!
Психолог выдерживает паузу и говорит:
Понравилась лисе песенка, не удержалась она и принялась нахваливать колобка. Не смогла лиса промолчать, и пришлось ей отпустить колобка.
"Лиса" прощается с детьми.

 Лепка «Колобок».

Дети подходят к столу, на котором все подготовлено к лепке. Психолог предлагает детям:

1)  рассмотреть изображение колобка. Обращает внимание детей, что колобок круглый и желтого цвета. Дети должны назвать форму и цвета самостоятельно.

2) ребенок должен скатать шарик между ладошками.

 Прощание.
— Веселая прогулка получилась у колобка. Но пора ему к дедушке и бабушке возвращаться.

Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.
— Колобок торопится вернуться домой к дедушке и бабушке. Давайте скажем колобку: «Спасибо! Приходи к нам еще!».


♦ Во время повторной НОД детям предлагается: раскрасить дорожку, по которой катился
колобок.

Список литературы.

1. Грибовская А.А. Аппликация в детском саду (для детей 3-5 лет): часть I.- М.: НО «Фонд в поддержку развития информационных технологий образовательных учреждений «Развитие», 2005.

2. Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи: пособие для воспитателей/ О.Г. Заводчикова. – М.: Просвещение, 2007.

3. Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996.

4.Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 1999. (3)

5. Рабочий журнал воспитателя группы детей раннего возраста/ Авторы-составители К.Л.Печора, В.М.Сотникова. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

6. Развивающие игры с малышами до 3-х лет. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Сост. Т.В. Галанова. – Ярославль «Академия развития», 1998. (2)

7. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2004. (1)

8. Соколова Ю. Речь и моторика. – М.: Изд-во Эксмо, 2002.- (Серия «Божья коровка»). (4)

Приложение 1.

Лист адаптации.

ГБОУ СОШ № 332 (д/о № 3)  СВОУО г. Москвы. 20    - 20     уч.г.

Фамилия, имя ребенка_____________________________________________________

Дата рождения__________________________________

Дата поступления_______________________________

Параметры поведения

Дни наблюдения

1

2

3

4

8

16

64

128

Сон

Аппетит:

 

 

 

 

 

 

 

 

завтрак

 

 

 

 

 

 

 

 

обед

 

 

 

 

 

 

 

 

полдник

 

 

 

 

 

 

 

 

Активность:

 

 

 

 

 

 

 

 

в игре

 

 

 

 

 

 

 

 

на занятиях

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимоотношения:

 

 

 

 

 

 

 

 

со взрослыми

 

 

 

 

 

 

 

 

с детьми

 

 

 

 

 

 

 

 

Речевая активность

 

 

 

 

 

 

 

 

Настроение

 

 

 

 

 

 

 

 

Условные обозначения:                                                          с 1 по 16 день – норма

хорошо   +         неустойчивое    н       болезнь      б           с 16 по 64 день – средний уровень

плохо      -          дома                   д                                       с 64 по 128 день – тяжелый,  

                                                                                                                                запредельный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающе-профилактическая программа занятий педагога-психолога с детьми 2-3-х лет в период адаптации к детскому саду «В детский сад с радостью!»

Основная задача детского психолога в наше стрессовое время является сохранение психологического здоровья детей. Проблема эта очень обширна, многогранна, и находится далеко за рамками данной программы....

Занятие психолога с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации к детскому саду "Игры с божьей коровкой"

Представляю конспект подгрупповой развивающей деятельности по улучшению адаптации к ДОУ с детьми младшей группы с использованием большой и малой песочниц...

Игры с детьми 2-3 лет в период адаптации к детскому саду.

Адаптационный период очень важен в жизни ребенка, поступившего в детский сад. Насколько он пройдет легко и сглаженно зависит от педагога. В данном материале представлены игры, которые будут способство...

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ педагога-психолога с детьми 2-3 лет в период адаптации к детскому саду «В детский сад с радостью»

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ педагога-психолога с детьми 2-3 лет в период адаптации к детскому саду «В детский сад с радостью»...

Игры с детьми 1-2 лет в период адаптации к детскому саду.

Адаптация (от лат. «приспособляю») – это сложный процесс приспособления организма к новой обстановке т. е. детский сад.Адаптационный период считается законченным,...

Программа «П Р И О Б Щ Е Н И Е» (занятия с детьми 2-4 лет в период адаптации к детскому саду)

С поступлением ребенка 2-4 летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к по...

Игры с детьми 1-2 лет в период адаптации к детскому саду

Адаптация (от лат. «приспособляю») – это сложный процесс приспособления организма к новой обстановке т. е. детский сад. Адаптационный период считается законченным, если: • Ребенок ест с аппетито...