Программа «П Р И О Б Щ Е Н И Е» (занятия с детьми 2-4 лет в период адаптации к детскому саду)
план-конспект занятия по психологии (младшая группа)

Иксанова Яна Валерьевна

С поступлением ребенка 2-4 летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного, другой стиль общения.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.

Именно поэтому необходима целенаправленная организация жизни младшего дошкольника в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детском саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Психологу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_priobshchenie.docx60.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда

центр развития ребенка - детский сад № 107

ПРОГРАММА

«П Р И О Б Щ Е Н И Е»

(ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ 2-4 ЛЕТ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ)

Составила:

Педагог-психолог

МАДОУ ЦРР д/с № 107

Иксанова Яна Валерьевна

Пояснительная записка.

При поступлении в ДОУ все дети проходят через адаптационный период.

Адаптация -  это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном и психологическом.

С поступлением ребенка 2-4 летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного, другой стиль общения.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.

В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки в дошкольном учреждении, с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной. Это подтверждают и данные госсанэпиднадзора г. Пскова, свидетельствующие о росте нервно-психических заболеваний среди детей, посещающих дошкольные учреждения, на 53% за последние два года. При этом они занимают пятое место среди других заболеваний.

Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности, высокая «цена», которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяет необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению, и наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

К сожалению, попытки рассмотреть проблему адаптации остаются на уровне только теоретических исследований и сводятся к рекомендации перед приходом ребенка в сад максимально приблизить домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения. В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три стадии адаптационного процесса:

  1. Острая фаза – сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии; фаза длится в среднем один месяц;
  2. Подострая фаза – характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами; фаза длится 3-5 месяцев;
  3. Фаза компенсации – характеризуется убыстрением темпа развития, и дети к концу учебного года  преодолевают указанную выше задержку в развитии.

При этом различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

- легкая адаптация – поведение нормализуется в течение 10-15 дней, ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не более в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения;

- адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить  однократное заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;

- тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки, можетнаступить как физическое, так и психическое истощение организма.

Именно поэтому необходима целенаправленная организация жизни младшего дошкольника в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детском саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Психологу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться, как положительными, так и отрицательным эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действия. Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий.

Психолог приступает к проведению занятий сразу после прихода детей в детский сад. Именно в этот момент малыши находятся в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной обстановкой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей.

Первые занятия данной программы рекомендуется проводить вместе с родителями, т.к. в присутствии родителей дети с большей готовностью идут на контакт с воспитателем, психологом, сверстниками.

Цель занятий: помочь детям раннего возраста в адаптации к условиям детского сада.

Задачи:

  1. Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
  2. Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  3. Развитие навыков взаимодействия  детей друг с другом;
  4. Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
  5. Развитие игровых навыков, произвольного поведения;
  6. Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
  7. Создание положительного эмоционального климата в группе.
  8. Обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;
  9. Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Занятие длиться 10-20 минут, проводится 2-3 раза в неделю. Каждое занятие рекомендуется повторять несколько раз (2-3 раза), чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игры. Кроме того, дети раннего и младшего дошкольного возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче. Они выполняют их с большим интересом и радостью.

Содержание занятий.

ЗАНЯТИЕ №1.

  1. Приветствие.

Дети и воспитатель  встают в круг. Все поднимают руки вверх (пальцы соединены вместе). Руки над головой образуют полукруг.

Психолог говорит: «С добрым утром, солнце!  Мы тебе рады. Мы все проснулись, за руки взялись» - руки медленно опускаются вниз. Дети берутся за руки.

Психолог, обращая взгляд поочередно к каждому ребенку, продолжает: «И Таня здесь… И Саша здесь.. И Люба здесь…» Все дети вслед за воспитателем повторяют: «И Таня здесь… »

Затем психолог оглядывает каждого ребенка и говорит: «Все здесь!» Дети встают на цыпочки, подняв сцепленные руки вверх, и хором говорят: «Все здесь!» После этого все медленно опускаются на корточки.

  1. Игра «Давайте познакомимся».

Дети и психолог становятся в круг. Психолог держит в руках мяч (надувной лучше, т.к. он легкий, яркий). Ребенок ловит мяч, называет свое имя и бросает мяч следующему участнику игры и т.д.

  1. Игра «Делай, как я».

Дети встают в круг и психолог предлагает детям выполнить какое-нибудь действие: «Давайте мы все дружно попрыгаем (потопаем ножками, покружимся, похлопаем в ладоши и т.д.)». Сначала дети все действия повторяют за взрослым. Затем психолог обращает внимание детей на какого-нибудь одного ребенка: «Ребятки, посмотрите, какая Танечка молодец, как здорово у нее получается топать ножками! Танечка покажи нам как ты умеешь топать ножками». Если ребенок стесняется и отказывается выполнить просьбу, начните выполнять движение с ним. Затем обратитесь к детям: «А кто умеет так же хорошо, как Танечка, топать ножками?». Малыши с удовольствием начнут повторять движения за Таней. Потом похвалите другого ребенка и снова предложите детям повторить за ним какое-либо действие. Постарайтесь, чтобы каждый ребенок почувствовал себя в роли ведущего, но если кто-то отказывается – не настаивайте.

В дальнейшем, когда дети освоят эту игру, можно ее усложнить, предложив ребенку выходить в центр круга и самому придумывать какое-нибудь новое движение, которое все дети будут повторять.

  1. Игра «Веревочка».

Для этой игры вам понадобиться не очень тонкая, но и не очень толстая веревка, такая, чтобы детям было удобно держать ее в руке. Посадите детей в ряд на стульчики и положите им на колени веревку. Дайте им возможность некоторое время поиграть  с ней: потрогать, помять, покрутить, намотать. Затем вложите в правую руку каждого ребенка эту веревочку и попросите детей встать (они должны находиться на расстоянии вытянутой руки друг от друга). Психолог говорит: «Ребятки, сейчас мы с вами отправимся на прогулку в лес. А чтобы вы не заблудились и не растерялись, крепко держитесь за эту веревочку и не отпускайте ее». Встаньте впереди всех детей, возьмите в правую руку веревочку и начинайте двигаться, произнося слова: «Детки по лесу гуляли и грибочки собирали (идите медленно, наклоняйтесь, делайте вид, что собираете грибы свободной рукой). По тропиночке бежали (постепенно ускоряйте темп, переходите на бег). На поляночке скакали (прыгайте). Вокруг елки танцевали (опишите круг и замкните веревочку, взяв ее конец в левую руку, пройдитесь, приседая, по кругу)».

Игру можно усложнить, расставив по группе стулья (деревья), между которыми дети будут гулять. Это потребует от них большей согласованности действий, так как стулья нужно будет обходить. Когда дети освоят игру, они смогут играть в нее без участия взрослого, тогда можно будет предложить им запутываться в этой веревочке, перешагивать через нее.  В эту игру также хорошо играть на прогулке, или выводить малышей на прогулку не парами, а друг за другом, держась за веревочку.

  1. Расскажи стихи руками: «Зайка».

Психолог читает стихотворение, затем, читая его еще раз, выполняет определенные движения, потом еще раз читает и показывает его вместе с детьми. Когда они поймут принцип игры, то сами начнут выдумывать движения – это необходимо поощрять.

Заинька – заинька,           (дети прыгают поджав руки, имитируя зайку)

Маленький зайка,                     (садятся на корточки, показывают рукой                  вершок от пола)

Длинные ушки,               (дети приставляют ладошки к голове «ушки»)

Быстрые ножки.              (побежали)

Заинька – заинька,           (движения повторяются)

Маленький заинька         (повторяются)

Деток боишься                   (дети обхватывают  себя руками,  изображая      

 страх)

Зайка – трусишка.            (дрожат).

  1. Прощание.

Дети становятся в круг, подходят близко к психологу обнимают его, а он их, и хором говорят: « До свидания!»

ЗАНЯТИЕ № 2.

  1. То же  (см.занятие 1).
  1. Игра «Пузырь».

Дети вместе с педагогом берутся за руки и образуют небольшой круг, сужают его, затем говорят:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся, большой,

Оставайся такой,

Да не  лопайся!

Постепенно дети расширяют круг все больше и больше, пока психолог не скажет: «Лопнул пузырь!» Тогда дети приседают на корточки и хором говорят: «Хлоп!».

Произносить текст надо четко, медленно – дети должны повторять его за психологом. Если игра проходит на большом ковре, дети обычно после слова «хлоп» падают (специально) на пол, валяются и хохочут.

  1. Игра «Лови - Лови!»

 К палочке длинной 0,5-0,75 см на шнурке прикрепляется легкий и удобный для хватания предмет -  мягкий поролоновый мячик, лоскут, мешочек и т.д. Перед началом игры психолог показывает эту палочку. Опуская и поднимая ее, он предлагает детям встать в кружок, а сам же становится в центр. «Лови, лови!» - говорит психолог и приближает подвешенный к палке мяч то к одному, то к другому ребенку. Когда тот пытается поймать мячик, палка чуть приподнимается и ребенок подпрыгивает, чтобы схватить его. Поворачиваясь во все стороны, психолог старается вовлечь всех детей в эту забаву. Допустимо, чтобы предмет ловило сразу несколько детей. Поиграв таким образом, можно изменить правила. Так, дети по очереди ловят мяч, пробегая друг за другом мимо палки. Тот кто достигает цели, становится позади психолога, обхватив его руками. Постепенно образуется цепочка детей, успешно справившихся с заданием. Делая несколько шагов по комнате, цепочка по сигналу «беги на место!» рассыпается. Дети садятся на свои места, потом снова выстраиваются друг за другом, и можно начинать игру сначала.

  1. Расскажи стихи руками: «Мишка».

Мишка, мишка  косолапый

(приподнимают плечи, руки округлить, носки ног внутрь)

Мишка по лесу идет,

                (идти переваливаясь)

Мишка хочет сладких ягод,

                (погладить по животу, облизнуться)

Да никак их не найдет.

(оглянуться по сторонам, пожать плечами)

Вдруг увидел много ягод

(показать указательным пальцем, на лице восторг)

И тихонько зарычал.

                   (двумя руками «собирать» ягоды в рот)

Подошли к мишутке дети

                  (промаршировать)

Мишка громко зарычал

(кулачками потереть глаза, изобразить плач)

  1. Психогимнастика «Веселая пчелка».

Вдох свободный, на выдохе звук «З-з-з». Представляем, что пчелка села на нос, на куку, на ногу. (учим детей направлять дыхание и внимание на определенный участок тела).

ЗАНЯТИЕ № 3.

1-6.  То же (см. занятие №1).

2. Игра «Карусели».

Психолог по очереди подходит к каждому ребенку и приглашает его «покататься на каруселях». Все берутся за руки и встают в круг.

Психолог говорит: «Сейчас мы будем кататься с вами на каруселях. Повторяйте за мной слова и двигайтесь дружно под музыку по кругу, чтобы карусель не сломалась».

Дети вслед за воспитателем повторяют слова:

Еле – еле – еле – еле

  Завертелись карусели.

Карусель медленно движется в правую сторону.

                                          А потом, потом, потом

                                          Все бегом, бегом, бегом!

                                          Побежали, побежали…

Темп речи и движений постепенно ускоряются. На слова «побежали, побежали» направление движения меняется.

                                         Тише, тише, не спишите,

                                         Карусель ос-та-но-ви-те…

Темп движений постепенно замедляется, и на слова «раз-два» все дети останавливаются и кланяются друг другу.

                                         Раз-два, раз-два,

Пауза.

                                         Вот и кончилась игра.

  1. Игра «Шумелка».

Предложите детям поиграть в «Волка и поросят», «Волка и козлят», «Пчелок и медведя», «Кота и мышей» - в зависимости от того, какую сказку им недавно читали или рассказывали. Игра заключается в том, что дети изображающие поросят, козлят, пчелок или мышей, шумом отпугивают непрошенного гостя (волка, медведя, кота, которого изображает психолог).

Например, психолог говорит: «Давайте вы будете пчелки, а я медведь. Пчелки летают по лугу, а медведь подкрадывается, чтобы поймать пчелку. Чтобы прогнать медведя пчелки шумят, жужжат, стучат лапками – вот так», -и показывает детям, как шумят пчелки. Затем объявляет: «Пчелки летают», - дети спокойно «летают» по группе. Далее психолог изображает крадущегося медведя и говорит: «Вот крадется медведь», - и добавляет от имени медведя: «Сейчас я поймаю пчелку!» Дети начинают шуметь, и «Медведь с испуганными возгласами убегает.

  1. «Уходи, уходи!»

Возможно, не все дети захотят участвовать в такой игре, не принуждайте их кричать или топать ногами. Посмотрев, как эмоционально делают это их ровесники, они тоже «заразятся» забавной игрой и с удовольствием примут в ней участие.

Затем, чтобы прекратить шумную игру и успокоить детей, скажите: «Ну вот прогнали медведя, а теперь давайте послушаем тишину. Закроем ротики, прижмем ручки к ушам и послушаем, как стало у нас тихо. Все слышат тишину?»

  1. Релаксация «Волшебный сон».

- А теперь, детки, ложитесь на нашу поляну (ковер) и мы немного отдохнем.

Психолог,  читая стихотворение, просит детей закрыть глаза.

      Реснички опускаются…

       Глазки закрываются…

       Мы спокойно отдыхаем (2 раза)

       Сном волшебным засыпаем.

       Дышится легко, ровно, глубоко.

       Напряженье улетело…

       И расслаблено все тело (2  раза).

       Будто мы лежим на травке…

       На зеленой, мягкой травке…

        Греет солнышко сейчас…

        Руки теплые у нас…

       Жарче солнышко сейчас…

        Ноги теплые у нас…

        Дышится легко…ровно…глубоко  (длинная пауза)

        Мы спокойно отдыхали,

        Сном волшебным засыпали.

        Хорошо нам отдыхать!

        Но пора уже вставать!

        Крепче кулачки сжимаем.

        Их повыше поднимаем.

        Потянуться! Улыбнуться!

ЗАНЯТИЕ № 4

1-6.  То же (см. занятие №1).

2. Игра «Покружимся».

Психолог берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Потом дает другого мишку ребенку и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку.

Затем психолог читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Дети вслед за ним выполняют те же движения.

                                  Я кружусь, кружусь, кружусь

                                   А потом остановлюсь.

                                   Быстро – быстро покружусь,

                                   Тихо-тихо покружусь,

                                  Я кружусь, кружусь, кружусь

                                  И на землю повалюсь.

3. Игра «Мяч».

Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а психолог, положив на его голову ладони приговаривает: «Друг веселый, мячик мой. Всюду, всюду он со мной. Раз, два, три, четыре, пять  хорошо мне с ним играть!». После этого мячик убегает, а психолог его ловит.

  1. Расскажи стихи руками: «Дорожка».

По ровненькой дорожке,                 Двигаются обычным шагом

По ровненькой дорожке.

Шагают наши ножки,

Шагают наши ножки.

По камушкам, по камушкам,        Двигаются большими шагами

По кочкам, по кочкам,                   Выполняют прыжки с продвижением вперед

По маленьким листочкам              Движения мелкими шажками

В ямку – бух!                                   Приседают на корточки или падают

.

  1. Игра «Поезд».

Психолог предлагает поиграть в «поезд»: «Я паровоз, а вы – вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», - говорит психолог и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Психолог ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.

ЗАНЯТИЕ № 5

1. То же (см. занятие № 1).

2. Игра «Солнышко и дождик».

Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от стены комнаты, и смотрят в «окошко» (в отверстие спинки стула). Психолог говорит: «На небе солнышко. Можно идти гулять». Дети бегают по всей комнате. По сигналу: «Дождик! Скорей домой!» - бегут на свои места и присаживаются на стулья. Игра повторяется.

3. Игра «Черепаха».

Дети стоят в кругу. Психолог называет животное, дети отвечают характерным для этого животного звуком. Например:

Собака – «Гав-гав…»

Кошка – «Мяу-мяу…»

Корова – «Му-му…».

Но как только психолог говорит: «Черепаха», - все дети приседают (можно еще прижать подбородок к груди).

(До начала игры, особенно с самыми маленькими детьми, психолог (воспитатель) многократно повторяет характерные для домашних животных звуки. Кроме того, он объясняет, чем отличается черепаха от названных животных, показывает картинку с ее изображением, рассказывает, как и почему черепаха прячет голову в панцирь.

Для детей постарше можно усложнить условие игры, добавив названия диких животных, объяснив разницу между домашними и дикими животными. С этой целью можно использовать как соответствующие игрушки, так и картинки с изображением животных.

4.Игра «Только вместе».

Дети встают парами и вместе держат мяч (каждый ребенок старается держать мяч двумя руками). По команде психолога дети должны одновременно присесть, стараясь не выпускать мяч из рук, пройти по группе, попрыгать. Их главная задача – научиться действовать согласованно, не выронить мяч.

Когда дети освоят этот вариант игры, ее условия можно усложнить, например, так: каждый ребенок может придерживать мяч только одной рукой.

5.Игра «Самолеты».

Дети находятся на одной стороне комнаты или в кругу. Психолог стоит перед ними и показывает, как заводит  двигатель  самолет: делает вращательные движения руками перед грудью и произносит: «Р-р-р…» Дети повторяют движение и звук, указанные психологом.

Психолог дает сигнал «Полетели!», и дети сразу разводят руки в стороны и «летают», то есть бегают по комнате в разных направлениях.

Как только психолог дает сигнал «На посадку», все дети должны остановиться и присесть (или сесть на стульчики).

  1. Упражнение «Шалтай-Болтай».

Шалтай-Болтай сидел на стене,

Шалтай-Болтай свалился во сне.

Дети поворачивают туловище вправо-влево, руки свободно болтаются. На словах «свалился во сне» резко наклоняют корпус тела вперед.

  1. Прощание (см. занятие №1).

ЗАНЯТИЕ №6.

1-7. То же (см. занятие №5).

2. Игра «Хоровод».

Психолог становится с детьми в круг и ходят по кругу приговаривают:

Вокруг Розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Кружим, кружим хоровод.

До того мы закружились,

Что на землю повалились,

БУХ!

3. Игра «Мишка и мышка».

Все дети стоят в кругу. Психолог показывает ребятам, как рычит медведь («Р –р-р») и как пищит мышка («ПИ-пи»).

По команде психолога «Медведь» дети ходят по комнате и рычат: «Р-Р». По сигналу «Мышка» дети приседают и пищат: «Пи-пи».

4. Игра «Мяч в кругу».

Дети (8-10 человек) садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг другу. Психолог показывает, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении.

5. Игры с песком и водой.

- Ребенок  закапывают свои ладошки в песок, а другой должен ее откапать, желательно не дотрагиваясь до нее.

- Дети «шагают» по песку пальчиками (указательным и средним), соединив указательный, средний и большой, оставляя следы.

  1. Релаксация «Сон на берегу моря».

   Дети слушают шум моря. Ведущий говорит, что им сниться один и тот же сон, и во сне  то, что делали на занятии (закрепление полученных впечатлений и навыков). Пауза. Ведущий сообщает, по какому сигналу дети должны проснуться. Пауза. Звучит сигнал, дети спокойно встают.

ЗАНЯТИЕ № 7.

1-7. То же.

2. Игра «Мы топаем ногами».

Дети становятся вкруг, чтобы не мешать друг другу. Психолог вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении:

Мы топаем ногами,          Мы руки опускаем,

Мы хлопаем руками         Мы руки подаем.

Киваем головой.              (дети берутся за руки образуя круг)

Мы руки поднимаем         Мы бегаем кругом.

3. Игра «Пузырь» (см. занятие № 2).

4. Игра «Улитка».

Психолог показывает детям картинки с изображением улитки и лягушки, объясняет им, почему улитка боится лягушку, что делает улитка в момент опасности.

Затем психолог встает во главе строя детей, а дети пристраиваются за ним «паровозиком» - каждый последующий обнимает за талию предыдущего. Взрослый говорит, что теперь они все вместе – большая улитка.

По команде психолога «Лягушка» улитка закручивается в спираль и замирает, не двигается, не шевелится.

По команде «Лягушка ускакала» дети,не расцепляя рук, прохаживаются по комнате и хором говорят:

                  Вновь гулять улитка хочет,

                  Радуется и хохочет.

Игра повторяется до тех пор, пока не перестанет доставлять детям удовольствие.

5. Психомышечная тренировка «Дождик».

Капля раз, капля два                   Дети медленно, тихонько ударяют

Капли медленно сперва –           себя кончиками пальцев по голове.

Кап, кап, кап, кап.

Стали капли поспевать,            Хлопают в ладоши, постепенно

Капля каплю догонять –           увеличивая темп, постепенно

Кап, кап, кап, кап.добавляется стук ног по полу.

Зонтик поскорей раскроем,      Дети поднимают руку на головой,

От дождя себя укроем.имитируя зонтик.

  1. Арттерапия.

Развести гуашевую краску в плоских тарелках.

Рисуем пальчиками дождик.

ЗАНЯТИЕ № 8.

  1. 7. То же.

2. Игра с собачкой.

Психолог держит в руках собачку и говорит:

Гав-гав! Кто там?

Это песик в гости к нам.

Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка, Пете лапу!

Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Ребенок приносит миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку «спасибо».

При повторе игры психолог называет имя другого ребенка.

3. Игра «Кто в кулачке?»

Психолог раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз как это сделать, и просит его повторить. Возможно придется ему помочь убрать  большой палец в кулак.

Психолог читает стишок и ребенок вместе с ним выполняет движения:

Кто залез  мне в кулачок?

Это может быть сверчок?                (сжать пальцы в кулак)

Ну-ка, ну-ка вылезай!

Это пальчик? Ай-ай-ай.                  (выставить вперед большой палец)

4. Игра «Карусели» (см. занятие № 3).

5. Игра «Добрый бегемотик».

Дети встают в шеренгу. Психолог говорит, что все вместе они – маленький добрый бегемотик. Каждый ребенок обнимает за талию (или кладет руки на плечи) впередистоящего.

Психолог просит ребенка погладить своего соседа по плечику, по головке, по спинке, по ручке.

Затем психолог просит «бегемотика» походить по группе, присесть. Обычно дети, приседая все вместе, падают и смеются. Иногда превращаются в общую «кучу-мала», ко всеобщему удовольствию всех участников.

6. Арттерапия.

Рисуем пальчиками травку для бегемотика и всей ладошкой солнце.

ЗАНЯТИЕ № 9.

1-7. То же.

2. Игра «Послушай и угадай».

Сегодня мы с вами отправляемся путешествовать по осеннему лесу.

По тропинке в лес пойдем,                 Дети шагают друг за другом.

Лужу мимо обойдем,                          Обходят воображаемую лужу.

Перепрыгнем ручеек,                           Прыгают.

Посмотрели мы налево,                       Стоят, смотрят налево.

Посмотрели мы направо,                     Смотрят направо.

Посмотрели вверх на солнышко,        Смотрят вверх, встали анна носочки.

Посмотрели вниз на травку.                Смотрят вниз, наклонились.

Ах, как красиво!                                   Удивились.

3. Игра «Лесная зарядка».

Раз – присядка, два – прыжокПрисесть, а потом подпрыгнуть.

И опять присядка.                                  Присесть.

А потом опять прыжок -                        Прыгать.

Заячья зарядкаИзобразить зайчиков, прикладывая

к голове обе руки (будто уши).

Птичка скачет, словно пляшет.             Руки на поясе, прыжки на месте.

Птичка крылышками машетПомахать руками.

И взлетает без оглядки.                          Бег по комнате.

Это – птичкина зарядка.                        Имитировать полет птиц.

А лисята, как проснуться,                      Потереть кулачками глаза.

Очень любят потянуться,                       Встать на цыпочки, прямые руки

вытянуть вверх.

Обязательно зевнуть,                              Позевать.

Ловко хвостиком махнуть.                     Помахать сзади рукой.

Ну, а Мишка косолапыйХодить врассыпную, имитируя

Широко разводит лапы -                        походку медведя.

То одну, то обе вместе.

Долго топчется на месте.                        Шагать на месте.

А когда зарядки малоХлопать в ладоши.

Начинает все сначала.

4. Игра «Цветочки».

Позовите детей играть: «Давайте мы сейчас с вами поиграем в интересную игру! Вот этот ковер будет нашей лужайкой, а вы будете цветочками, растущими на лужайке». Предложите детям сесть на ковер в свободном порядке, туда, куда каждому захочется. При этом проследите, чтобы они не сидели слишком близко, а располагались по всему ковру на некотором расстоянии друг от друга. Начинайте медленно ходить вокруг детей, останавливаясь около каждого ребенка, разглядывайте, нюхайте, поглаживайте «цветок»: «Вот какие красивые малыши-цветочки!». Рассказывайте такой стишок:

Растут цветочки разные

В моем большом саду.

И желтые, и красные,

Я  их сейчас найду!

Подойдите к одному ребенку, возьмите его за руку и ведите за собой к следующему малышу, при этом комментируйте свои действия: «Вот я сорвала Танечку – «цветочек», теперь пойду к Петеньке». Пусть дети возьмут друг друга за руки. Продолжайте ходить так до тех пор, пока все «цветочки» не будут сорваны. Когда все малыши будут стоять и держать друг друга за руки, продолжайте стишок:

Потом в букетик маленький

Их вместе соберу!

(Обнимите всех детишек так, чтобы они собрались вместе, плотно прижавшись друг к другу).

И для любимой мамочки

Веночек я сплету!

Образуйте ровный круг, держась за руки, пройдитесь по кругу: «Вот какой красивый веночек из цветочков у нас получился».

5. Игры с песком и водой.

Выкладывание на песку цветочков из разноцветных крышечек.

6. Медитация «Волшебные цветочки».

Дети сидят на корточках. Ведущий говорит: «В волшебном лесу, в заповедном месте, там, куда не каждый может войти, Добрая Волшебница, посадила Волшебные Цветы. Шло время, - и появились небольшие бутоны, дети складывают руки над головой, изображая бутоны. Их согревало солнышко, а Добрая Волшебница поливала цветы живой водой. И в один прекрасный день Волшебные Цветы распустились. Их красота была удивительна (дети встают на ноги, раскрывают руки и откидывают голову назад). Все обитатели волшебного леса приходили посмотреть на Волшебные Цветы. Ведь Добрая Волшебница наделила  Цветы удивительной силой. В них было столько добра и красоты, что они могли подарить радость любому, кто смотрел на них. Шло время. Цветы становились всё краше, а сила их возрастала. Так в волшебном лесу появились прекрасные Волшебные Цветы, которые дарили радость и доброту всем. Кто мог прийти в это заповедное место.

ЗАНЯТИЕ № 10

1-6. То же.

2. Игра «Море волнуется!».

Психолог: «Я вам включу музыку, а вы будете танцевать. Но будьте внимательны: как только музыка замолкнет, вы должны остановиться, замереть и не двигаться. Итак:

Море волнуется – раз!

Море волнуется - два!

Море волнуется – три!

Морская фигура, замри!»

Музыка замолкает, дети замирают в движении танца. Психолог проходит, выберает того, чей танец ему понравился больше всего и этот ребенок становится ведущим.

3. Игра «Лови-лови» (см. занятие № 2).

4. Игра «Ловись рыбка».

Для игры требуется стол для игр с песком и водой, удочка и рыбки с магнитиками. Рыбки выпускаются в воду и ребенок должен поймать как можно больше рыбок.

  1. Арттерапия.

На большом листе бумаги дети рисуют «Подводное царство». Окуная ладошки в краску рисуют «осьминожек», а оставляя следы ступней – «рыбок».

ЗАНЯТИЕ № 11.

1-7. То же.

2. Игра «Листики осенние».

Дети должны показать, как листики это сделали.

Мы – листики осенние

На веточках сидели.                          Дети приседают.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летелиБегают на носочках.

И на землю тихо сели.                        Приседают.

Ветер снова набежалВстают.

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.                      Кружатся на месте

И на землю опустил.                            Приседают.

3. Игра «Лесная зверобика».

Мышка, мышка                                          Мягкий,  пружинистый шаг, спина

Серое пальтишко.слегка прогнута вперед, «лапки»

Мышка тихо идет,                                      перед грудью.

В норку зернышко несет.

А за мышкой шел медведь,                       Ноги слегка расставлены, колени

Да как начал он реветь:                             чуть согнуты, корпус прямой. Пру-

«У – у! У – у!                                             жинистый шаг на всей ступне. Руки

Я  вразвалочку иду!»                               пред грудью слегка согнуты в локтях,

словно мишка держит бочонок

                                                                     с медом.

А веселые зайчата -                                    Легкие прыжки, ноги мягко пружи-

Длинноухие ребята -                                  нят в коленях, руки перед грудью,

Прыг да скок, прыг да скок                       кисти свободно опущены.

Через поле за лесок.

Шел по лесу серый волк,                          Широкий пружинистый шаг с чуть

Серый волк – зубами щелк!                      Наклоненным вперед корпусом. Руки

Он крадется за кустами,                            попеременно выносятся вперед.

Грозно щелкает зубами.

Вот лягушка по дорожке                           Прыжки из положения «вприсядку»

Скачет, вытянувши ножки,                       колени разведены.

По болоту скок-скок-скок,

Под мосток – и молчок.

Птички в гнездышках проснулись,           Легкий бег врассыпную; птички

Улыбнулись, встрепенулись:                  чистят крылышки, машут хвостиком

«Чик-чирик, всем привет!                        (руки сзади, ладошками друг к другу)

Мы летаем выше всех!»                              легко прыгают.

4. Игра «Зайка».

Дети, взявшись за руки, вместе с психологом ходят по кругу. Один ребенок – «зайка» - сидит в кругу на стуле («спит»).  Психолог поет песенку:

Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Ты  не хочешь поиграть,

С нами вместе поплясать?

Зайка, зайка, попляши

И другого отыщи.

После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. Игра повторяется.

  1. Игра «Ежик и дождик».

Психолог говорит: «Встретил как-то еж ежа», - правой и левой рукой складывается кукиш.

Как погода, еж?

Свежа.и пошли домой.

Дрожа, сгорбясь, съежась, два ежа.

(Оба «ежика» изображают движение).

Чей топот быстрых ножек          (Одного «ежика» прикладывают к носу.

Звучит среди камней?                 Все дети, чуть согнувшись, идут по кругу маленькими

То ежик, ежик, ежик                    шажками, держа у носа ежика и пропевая песенку).

Спешит домой скорей.

Вдруг тучи набежали,                 (Все дети разводят руки широко в стороны.

И в небе грянул гром.                    Резко хлопают в ладоши.

В клубок наш еж свернулсяДети приседают, руками закрывают голову.

Иголочки кругом.                           Дети поднимают кисти рук, пальцы растопыривают).

Капля раз, капля два,                   (Дети, сидя на полу, сначала медленно и тихо, затем все

Капля медленно сперва.сильнее и громче стучат всеми пальчиками по полу).

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять.

Сильный дождь пошел…(Дети сильно стучат ладошками по полу.

Дождик стал затихатьПостепенно дети замедляют темп, стучат медленнее и тише

Капли стали высыхать               Дети водят ладошками по полу.

Солнце появилосьДети поднимают руки в стороны, пальцы раздвинуты.

Деткам поклонилось…              Руки постепенно опускаются, дети улыбаются, кланяются

  1. Арттерапия.

Дети рисуют ладошками на листе бумаги «ежиков», и пальчиками дождик.

ЗАНЯТИЕ № 12.

1-6. То же.

2. Игра «Веселый мячик».

Дети встают в кружок и передают по кругу мячик со словами:

Ты катись, веселый мячик,

Быстро, быстро по рукам.

У кого веселый мячик,

Тот сейчас станцует нам.

У кого в руках на последнем слове оказывается мяч, тот  выходит в середину круга и танцует. Включается веселая музыка. Ребенок танцует. Игра повторяется.

3. Игра «Гнездышко».

Дети берутся за руки и приседают – это гнездышко. Внутри гнезда сидит птичка.

Выбирается один ребенок. Психолог говорит: «Когда вы услышите команду: «Птичка вылетает!», гнездо рассыпается, и все летают, как птицы. А когда вы услышите команду: «Птичка – в гнездо!», нужно вновь сделать гнездо с птичкой внутри».

Игра повторяется 2-3 раза, на роль птички каждый раз выбирается новый ребенок.

4. Расскажи стихи руками: «Снежный зайка».

Мы слепили снежный ком,                   Имитируют лепку.

Ушки сделали потом,                            Изображают уши, прикладывая руки к

                                                                  голове.

И как раз вместо глазПодносят к глазам указательный

И большой пальцы, соединенные в

кольцо.

Угольки нашлись у нас.

Зайка вышел как живой:                       Ритмично хлопают в ладоши.

Он с хвостом и головой.                       Приседают, качают головой.

За усы не тяни:                                      Показывают усы, грозят указательным

                                                                  пальцем.

Из соломинок они.

Длинные, блестящие,                            Ритмично хлопают в ладоши.

Словно настоящие!

  1. Песенка-игра «Если весело живется».

Дети встают в хоровод, запоминают слова песенки и движения.

Если весело живется, хлопай так.     Хлопнуть 2 раза в  ладоши.

Если весело живется, хлопай так.     Хлопнуть 2 раза в  ладоши.

Если весело живется,                          Взяться за руки.

Мы друг другу улыбнемся.                 Улыбаются друг другу.

Если весело живется, топай так.        Два притопа правой ногой.

Если весело живется, топай так.         Два притопа левой ногой.

Если весело живется,                          Взяться за руки.

Мы друг другу улыбнемся.                 Улыбаются друг другу.

Дети повторяют за взрослым движения и по желанию повторяют слова. Чтобы усложнить задание, педагог может сам придумать движения и добавить к предыдущим. Например, прыгай, покружись и т.д.

 ОБОРУДОВАНИЕ.

Мячи, веревка, магнитофон, кассеты с записями шума моря, леса, веселой подвижной музыки, стол для игр с песком и водой, разноцветные крышечки от пластиковых бутылок, удочка и рыбки с магнитиками, палочка с ленточкой, маски кота, волка, медведя; изображения домашних и диких животных, лягушки и улитки; краски «Гуаш»; кисточки; листы разного размера для рисования.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

  1. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.
  2. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей. – М., 2001.
  3. Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет./Авт. Сост. И.А.Пазухина. – СПб., 2005.
  4. Калинина Р.Р. Проблема адаптации дошкольников к условиям детского сада. – Издательство Псковского областного института усовершенствования учителей, 1997.
  5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1997.
  6. Крюкова С.В. Здравствуй, я сам! Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет. – М., 2002.
  7. Лютова Е.К., Монина Т.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб., 2001.
  8. Морозова Е.И. психологические аспекты адаптации к новым условиям воспитания детей раннего возраста с психофизическими нарушениями. – М., 1999.
  9. Нестерюк Т.В. Гимнастика маленьких волшебников. – М., 1993.
  10. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.,  2003.
  11. Смирнова Е. и др. Делай,как я!// «Обруч», №6 за 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развивающе-профилактическая программа работы педагога-психолога с детьми 3-4 лет в период адаптации к детскому саду".

Осуществляя поиск новых форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей (наполняемость групп ДОУ – 25-27 де...

Занятие для детей первой младшей группы в период адаптации к детскому саду по программе А.С. Роньжиной.

Открытое занятие по теме "Мишка" проведённое в рамках конкурса профессионального мастерства 2015г. Из цикла занятий по программе А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации...

Занятие психолога с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации к детскому саду "Игры с божьей коровкой"

Представляю конспект подгрупповой развивающей деятельности по улучшению адаптации к ДОУ с детьми младшей группы с использованием большой и малой песочниц...

Игры с детьми 2-3 лет в период адаптации к детскому саду.

Адаптационный период очень важен в жизни ребенка, поступившего в детский сад. Насколько он пройдет легко и сглаженно зависит от педагога. В данном материале представлены игры, которые будут способство...

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ педагога-психолога с детьми 2-3 лет в период адаптации к детскому саду «В детский сад с радостью»

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ педагога-психолога с детьми 2-3 лет в период адаптации к детскому саду «В детский сад с радостью»...

Игры с детьми 1-2 лет в период адаптации к детскому саду.

Адаптация (от лат. «приспособляю») – это сложный процесс приспособления организма к новой обстановке т. е. детский сад.Адаптационный период считается законченным,...