Конфликт как природа и функциональная необходимость образования.
консультация по теме

Кузьмина Анна Юрьевна

В данной консультации конфликт рассмотрен как составляющая жизни и работы педагогов. Практический материал в данном материале поможет педагогам эффективно справляться с конфликтными ситуациями. Даннная консультация будет интересна родителям, воспитателям и узким специалистам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конфликт24.79 КБ

Предварительный просмотр:

Уткина  А. Ю., педагог-психолог

детский сад № 171 «Крепыш» АНО ДО «Планета детства «Лада»

г.о. Тольятти, Самарская область.

Семинар для педагогов

Конфликт как природа и функциональная необходимость образования.

Цель: познакомить педагогов с понятием и сущностью  конфликта в жизни.

Конфликт – столкновение, серьезное разногласие, спор.

                   Ожегова С.И. Толковый словарь.
Конфликт – серьезное, столкновение разногласий противоположных сторон, мнений, сил.

 Ефремова Т.Ф. Толковый словарь                                                                                                                                       русского языка.

 Конфликт происходит, потому что человек развивается, живет в обществе и у него возникают столкновение, разногласия, мнений и происходит неудовлетворение потребностей.

Тест конфликтный ли вы человек?

1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?

а - не принимаете участия;

б - кротко высказываетесь в защиту стороны, которую считаете правой;

в - активно вмешиваетесь, чем «вызываете огонь на себя».

2. Выступаете ли вы на собраниях с критикой руководства?

а - нет;

б - только если имеете для этого веские основания;

в - критикуете по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает.

3. Часто ли спорите с друзьями?

а - только если это люди необидчивые;

б - лишь по принципиальным вопросам;

в - споры - ваша стихия.

4. Очереди, к сожалению, прочно вошли в нашу жизнь. Как вы реагируете, если кто-то полезет в обход?

а - возмущаетесь в душе, но молчите: себе дороже;

б - делаете замечание;

в - проходите вперед и начинаете наблюдать за порядком.

5. Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция?

а - не будете поднимать бучу из-за пустяков;

б - молча возьмете солонку;

в - не удержитесь от едких замечаний и, быть может, демонстративно откажетесь от еды.

6. Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу, как вы поступите?

а - с возмущением посмотрите на обидчика;

б - сухо сделаете замечание;

в - выскажете, не стесняясь в выражениях.

7. Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась, что вы сделаете?

а - промолчите;

б - ограничитесь коротким тактичным комментарием;

в - устроите скандал.

8. Не повезло в лотерее. Как вы к этому отнесетесь?

а - постараетесь казаться равнодушным, но в душе дадите себе слово никогда больше не участвовать в ней;

б - не скроете досаду, но отнесетесь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш;

в - проигрыш надолго испортит настроение.

За ответы на вопросы начисляются баллы:

а - 4 балла;

б - 2 балла;

в - 0 баллов.

До 10 баллов. Споры и конфликты - это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но если слышите замечания в свой адрес, можете «съесть живьем». Ваша критика - ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами - на работе и дома. Ваша несдержанность и грубость отталкивают людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Словом, постарайтесь перебороть свой вздорный характер!

12 - 20 баллов. Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь тогда, когда нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на вашем служебном положении или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

22 - 32 балла. Вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже», никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, и если обстоятельства сложились так, чтобы вы высказали свое мнение, сообщите его, невзирая на лица.

В литературе встречаются разные виды конфликтов, их классификация представлена в таблице ниже.

Основание классифик.

Виды конфликтов

Общая характеристика

Сферы проявления конфликта

Экономические Идеологические Социально-бытовые Семейно-бытовые

В основе лежат экономические противоречия В основе

лежат противоречия во взглядах В основе лежат противоречия социальной сферы. В основе лежат противоречия семейных отношений.

Степень длительности и напряженности конфликта

Бурные быстротекущие конфликты

Острые длительные конфликты Слабовыраженные и вялотекущие конфликты Слабовыраженные и быстротекущие

Возникают на основе индивидуальных психологических особенностей личности, отличаются агрессивностью и

крайней враждебностью конфликтующих. Возникают

при наличии глубоких противоречий.

Связаны с не очень острыми противоречиями, либо

 пассивностью одной из сторон связаны с

 поверхностными причинами, носят эпизодический характер.

Субъекты конфликтного взаимодействия

Внутриличностные конфликты Межличностные конфликты  

Межгрупповые конфликты

 Разыгрывается во внутреннем мире человека. В основе межличностного конфликта лежат противоречия

между людьми, несовместимость их взглядов,

интересов, потребностей.

Конфликт межгрупповой, в основе которого столкновение противоположно направленных групповых мотивов (интересов, ценностей, целей)группы или микрогруппы.

Социальные последствия

Конструктивные конфликты

Деструктивные

конфликты

В основе таких конфликтов лежат объективные

Противоречия. Способствуют разрешению конфликтов.

В основе таких конфликтов, как правило,

лежат субъективные причины. Они создают социальную напряженность и ведут к разрушению

социальной системы

Предмет конфликта

Реалистичные конфликты Нереалистичные конфликты

Имеют четкий предмет.

Конфликты, которые вызываются потребностью

 реализации напряжения участниками взаимодействия или одним из них; конфликт не направлен на достижение конкретных результатов.

 В процессе конфликта есть негативные функции и позитивные функции тоже.

Негативные функции конфликта:

-эмоциональные и материальные затраты на участие в конфликте; 
-представление о побежденных оппонентах, как о врагах; 
- ухудшение климата в коллективе;

- увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе; 
-сложное восстановление отношений.

Позитивные функции конфликта:

-разрядка напряженности между конфликтующими сторонами; 
-сплочение коллектива при противоборстве с внешним врагом; 
-снятие синдрома покорности у подчиненных;

-получение новой информации и диагностика возможностей оппонентов.

В таблице представлены стили выхода из конфликта.

Стиль

Сущность стратегии

Условия применения

Недостатки

Конкурен-

ция

Стремление добиться своего в ущерб другому

Заинтересованность в победе. Обладание определенной властью. Необходимость срочного разрешения конфликта.

Испытывание чувства неудовлетворенности при поражении и чувства вины при победе. Большая вероятность испортить отношения.

Избегание

Уход от ответственности за принятие решений

Исход не очень важен. Отсутствие власти. Желание выиграть время.

Большая вероятность перехода конфликта в скрытую форму.

Приспосо-

бление

Сглаживание разногласий за счет ущемления собственных интересов

Предмет разногласия важен для другого участника конфликта. Желание сохранить мир. Осознание собственной неправоты. Отсутствие власти.

Нерешенность конфликта.

Компро-мисс

Поиск решений за счет взаимных уступок

Одинаковая власть. Наличие взаимоисключающих интересов. Необходимость срочного разрешения конфликта. Неэффективность других стилей.

Получение только половины ожидаемого. Лишь частичное устранение причин конфликта.

Сотрудни-чество

Поиск решений удовлетворяющего всех участников

Наличие времени, необходимого для разрешения конфликта. Заинтересованность обеих сторон. Четкое понимание точки зрения противника. Желание обеих сторон сохранить отношения.

Временные и энергетические затраты. Негарантированность успеха.

Способы выхода из конфликтной ситуации по К.Томасу:
 Конкуренция— стремление добиться своих интересов в ущерб другому.
Приспособление—принесение в жертву собственных интересов ради другого.
Компромисс — соглашение на основе взаимных уступок.
Избегание — отсутствие внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.
Сотрудничество — позволяет удовлетворить интересы обеих сторон.

Согласно К. Томасу:
-в случае избегания конфликта, ни одна из сторон не достигнет успеха;
-в случаях соперничества, приспособления и компромисса, кто-то выигрывает, кто-то проигрывает, или обе стороны проигрывают, потому что идут на компромисс .
-только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше. 

Чтобы определить к какому стилю в конфликтной ситуации каждый относится. Необходимо сделать упражнение: Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте, что вы яблоко, спелое, сочное, красивое, которое живописно висит на дереве. Все любуются вами и восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает червяк к вам и говорит: «сейчас я тебя буду есть!» Что бы вы ему ответили? Откройте глаза и запишите ответ. А теперь попробуйте определить к кому стилю  в конфликте вы придерживаетесь по ответам про яблоко.(Конкуренция – сейчас как упаду на тебя а раздавлю тебя. Избегание  вон  посмотри, какая там красивая груша висит. Компромисс  хорошо откуси половинку, остальное оставь моим хозяевам. Приспособление такая видно у меня доля тяжелая. Сотрудничество посмотри на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь они тоже вкусные.)

Для закрепления информации о стилях поведения в конфликтной ситуации предлагается  посмотреть мультфильм  и  определить стиль поведения  персонажей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Труд в природе в системе экологического образования дошкольников

Содержание работы:1. Значение и место труда в природе в системе экологического образования дошкольников ………………………………………………………………….. 32. Формы организации труда детей в природе.………………………………. 43. Органи...

«Труд детей в природе как средство экологического образования»

Труд - это одно из направлений экологической работы с детьми. Он формирует у них устойчивую потребность в практической деятельности в природе, деятельности, ориентированной на организацию ухода за жив...

Роль природы в воспитании и образовании детей дошкольного возраста

Роль природы в воспитании и образовании детей дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей "Прогулка в природу как средство валеологического образования дошкольников"

Консультация для воспитателей "Прогулка в  природу как средство валеологического образования дошкольников"...

Труд в природе как метод экологического образования

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развиваются инте...

Читательская грамотность - основа функциональной грамотности образованного человека.

В выступлении даны определения функциональной грамотности, основные составляющие функциональной грамотности, роль дошкольного образования в формировании функциональной грамотности, целевые ориентиры д...