Мастер-класс «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
методическая разработка на тему

Шаганова Татьяна Евгеньевна

Мастер-класс направлен на создание условий для профессионального самосовершенствования  педагогов-психологов по профилактике эмоционального выгорания педагогов ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл для педагогов-психологов ДОУ33.07 КБ

Предварительный просмотр:

Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – «Слободо-Туринский детский сад «Солнечный»

Мастер-класс

«Профилактика эмоционального

выгорания педагогов»

Педагог-психолог: Шаганова Татьяна Евгеньевна,

первая квалификационная категория

 с.Туринская Слобода, 2015 год

   То, что я слышу, я забываю

То, что я вижу, я запоминаю

То, что я делаю сам, я понимаю.

КОНФУЦИЙ

Актуальность данной темы  обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, т.к.  профессия воспитателя обладает огромной социальной важностью.

Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия - одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность.

 Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования  педагогов-психологов по профилактике

эмоционального выгорания педагогов ДОУ.

Задачи мастер-класса:

-передать психологические знания о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и последствиях педагогам-психологам ДОУ

-передать собственный опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

-совместная отработка методических приемов.

Материалы и оборудование: 1. магнитофон и записи релаксационной музыки; 2. бумага формата А4, пальчиковые краски; 3. Памятки – буклеты.

Условия для реализации: специально оборудованный кабинет психолога с приглушенным освещением, мягкими стульями, хорошей звукоизоляцией. Время проведения: приблизительно 1,5 часа. Участники: педагоги-психологи ДОУ.

Формы, методы и приемы работы на семинаре-тренинге:

• Релаксационные техники

• Элементы арт-терапии

• Метод рефлексии

Ход семинара-практикума с элементами тренинга

  • РАЗМИНКА (10 мин.)

Добрый день, уважаемые коллеги!

Давайте поприветствуем друг друга. Каждый напишет на бейдже свое имя (напишите то имя, которое вам приятней всего слышать) и представьте его нам.  

Упражнение - активатор «Поменяйтесь местами те, кто...»  (Приложение 1)

  • ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (15 мин.)

Тема моего мастер-класса: «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов  ДОУ». Сегодня мне хотелось бы представить некоторые аспекты моего опыта работы по данной проблеме.

Представьте себе, что в вашей квартире одновременно работает множество электрических приборов: холодильник, телевизор, компьютер,  утюг… Напряжение в сети огромно, и в какой-то момент происходит вполне ожидаемое событие: выбивает пробки.   С эмоциональным выгоранием ситуация похожа: чрезмерное напряжение приводит к тому, что человек «выключает» все то, чем он горел долгое время. И, как в случае с пробками, это, в первую очередь, защита от пожара.    

В общем и целом описать эмоциональное выгорание можно   так: человек, который любит свою работу, с удовольствием занимается ею, стремится достичь все больших результатов, в какой-то момент меняется на глазах. Он становится раздражительным, неудовлетворенным ни собой, ни работой. Он не видит перед собой перспектив, качество его труда падает.

Педагоги являются наиболее уязвимым контингентом по возможности приобретения психических расстройств, существует высокая вероятность появления стресса.

Чем опасны стрессы?

Когда человек сталкивается с неприятной ситуацией, внутренне напрягается - организм на подсознательном уровне готовится к встрече с угрозой.

В этот момент происходит: выброс адреналина в кровь; выброс сахара печенью; напряжение мышц; учащается сердцебиение; дыхание становится частым и неглубоким; расширяются зрачки. Наш организм готовится к ответной реакции. Все эти физиологические реакции происходят бессознательно. Здесь прослеживается четкая зависимость физического здоровья от состояния психики. В итоге, мы жалуемся на головные боли, давление, боли в сердце, бессонницу и т.д.

  • ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (30  мин)

Когда вы испытываете эмоциональный дискомфорт, просто послушайте – как вы дышите? Дыхание состоит из трех фаз (вдох-выдох -пауза). При повышенной возбудимости, беспокойстве дыхание становится частым и неглубоким. Нужно увеличить время всех 3-фаз.

Применяйте правило 7-11

Дышите медленно и глубоко так, что бы весь цикл дыхания занимал 20 сек. Считайте до 7 при вдохе и до 11 при выдохе. При этом должна быть полная концентрация внимания. Долго так дышать не надо.

Медленное и глубокое дыхание – понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению.

При сильном нервном напряжении вы можете выполнить 20-30 приседаний или 15-20 прыжков. 

Когда человек сталкивается со стрессовой ситуацией, его мышцы напрягаются, они готовы к действию, но действие не происходит, эти «неотработанные» эмоции застывают в теле, образуя участки застывшего напряжения (мышечные зажимы).

Умение снимать мышечные зажимы позволяет снять нервно-психическое напряжение. Говорят «клин-клином вышибает». Попробуем поступить так же. Чтобы достичь максимального расслабления нужно сначала максимально напрячься, а за тем расслабиться. Для этого подходит ряд упражнений, таких как «Лимон», «Черепаха», «Сосулька» (Приложение 1), и др. Цель этих упражнений - управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Для снятия негативных настроений и восстановления сил используем  упражнение «Толкунчики» (Приложение 1).

Нервное напряжение хорошо снимает массаж спины и плечевого пояса. Предлагаю использовать очень эффективный прием «Веселая змейка» (Приложение 1).

При эмоциональном напряжении хорошо действуют методы самовнушения и  мысленного положительного настроя. Используем приемы «Вопрос самому себе» и «Простые утверждения» (Приложение 1).

Для поднятия настроения используем упражнение «Танцы»

Звучит приятная музыка. Все участники танцуют. По сигналу ведущего танец продолжается в парах. Сигнал звучит несколько раз.

Известно, что в результате эмоционального выгорания развивается склонность к чувству вины, самооценка понижается. Предлагаю использовать упражнение  «Мой портрет в лучах солнца» (Приложение 1), которое способствует углублению процессов самораскрытия, помогает педагогу находить в себе главные индивидуальные и личностные особенности.

Для восстановления нервной системы используем метод  активного расслабления – релаксацию.  Человеку, умеющему выполнять релаксацию, не страшны психические стрессы, он может остановить “психическую бурю” в самом начале. Практически все, кто начинает регулярно выполнять релаксацию, отмечают положительные сдвиги в собственном характере - он становится более ровным, спокойным, появляется уверенность в себе, терпимость к чужим недостаткам. Многие отмечают взлет творческих и интеллектуальных возможностей, повышение работоспособности.

Релаксационное упражнение «Волшебный сон» (Приложение 1).

  • ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (10-15 мин.)

            Рефлексия

Предлагаю каждому поделиться впечатлениями о семинаре-практикуме. (В кругу под тихую музыку тренер зажигает маленькую свечу, плавающую, на блюдце,  - и передает на ладошках участнику (делится теплом), тот - с другим и т.д.).

Я благодарю всех за активную работу. Постарайтесь подобрать для себя наиболее подходящие способы расслабления и сможете более успешно справляться со своим внутренним напряжением и управлять своими эмоциями с пользой для вас и для вашего окружения.

Всем участникам дарю буклеты-памятки.

Мастер-класс «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» подошел к концу. Регулярное выполнение предложенных техник и упражнений позволит педагогам оценить свое психоэмоциональное состояние, скорректировать его, выработав навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях, обрести уверенность в себе.

Источники:

  • Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя // Народное образование. - № 2, 2006.
  • Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям.-М.,2002.
  • Бабич О.И. авт.-сост. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения.-Волгоград: учитель,2012.
  • Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005.
  • Семенова Е.Г. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога [Текст]: Учебное пособие. / Е.Г. Семенова. - М.: Издательство Института психотерапии, 2002.
  • nsportal.ru

Приложение 1

Упражнения, используемые на семинаре-практикуме

 Упражнение - активатор «Поменяйтесь местами те, кто...»

Цель: снять напряжения, создать ситуацию комфорта в группе

Это упражнение позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию. Убирается один стул, и водящий, стараясь занять освободившееся место, предлагает поменяться местами тем, кто: носит брюки, любит яблоки, любит свою работу и т.п.

           Упражнение «Лимон»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

         Упражнение « Черепаха»

Цель: расслабление мышц  шеи и плеч.

Плечи поднять к ушам на вдохе ( прячем голову, как черепаха в панцирь), на выдохе плечи опустить и расслабиться ( черепаха высунула голову из панциря)

        Упражнение «Сосулька»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу. 
  Обратите внимание на то, как приятно быть растаявшей сосулькой, запомните эти ощущения расслабленности, покоя и прибегайте к этому опыту в напряженных ситуациях.

      Упражнение «Толкунчики»

Цель: снятие негативных настроений,  восстановление сил

Предлагаю разделиться на пары, встать поудобнее, ноги на ширине плеч, руки ладонями соприкасаются с ладонями партнера. Ноги как бы приклеены, и переставлять их нет возможности. Каждый начинает толкать своего партнера, пытаясь столкнуть его с места в течение 10 секунд.

      Упражнение  «Веселая змейка» (массаж спины, активизация плечевого пояса)

Цель: снятие напряжения

Сидя, ноги на ширине плеч, друг за другом все активно начинают массажировать спину своего соседа. 1-е упражнение-поглаживание; 2-е – постукивание кулачками, кисти рук максимально расслаблены; 3-е – «цыпочки», три пальца соединены вместе и ими осуществляет легкое поколачивание; 4-е – большим пальцем рук легкое прокручивание, как будто мы хотим пощекотать своего соседа; 5-е – костяшками пальцев ведущей руки повторяем очертание позвоночника снизу вверх (ладонь сжата в кулачок); 6-е – поглаживание. Затем, обхватив плечи своего соседа, начинаем имитировать движения паровоза (правая рука вперед, левая – назад и наоборот).

      Упражнение «Вопрос самому себе» 

Данное упражнение нейтрализует средства, блокирующие ощущения покоя, путем создания новых перспектив в ситуации прессинга (давления).

Когда вы подозреваете, что преувеличиваете значение какой-то проблемы, задайте себе вопросы:

-Это действительно так важно

-Рискую ли я чем-то очень важным для  себя?

Будет ли это для меня так важно через 2 недели, через месяц?

-Стоит ли за это умереть?

Может ли что-то еще быть хуже?

Стоит ли из-за этого так сильно переживать?

      Упражнение «Простые утверждения»

Повторение коротких простых утверждений позволяет справиться с эмоциональным напряжением. Вот несколько примеров:

«Сейчас я чувствую себя лучше»

«Я могу полностью расслабиться, а потом полностью собраться»

«Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на всякие беспокойства»

«Внутренне я ощущаю, что все будет в порядке»

      Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»

Цель: способствовать углублению процессов самораскрытия,  педагог находить в себе главные индивидуальные особенности, определять свои личностные особенности.

Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите свое имя или нарисуйте свой портрет. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы было как можно больше лучей.

Это будет ответ на вопрос: «Почему я заслуживаю уважения?»

      Релаксационное упражнение «Волшебный сон»

 Цель: расслабление, восстановление сил

Проводится под спокойную музыку и речевое сопровождение. Участники  лежат на ковре, тело полностью расслаблено.

Текст упражнения:

Реснички опускаются... 
Глазки закрываются... 
Мы спокойно отдыхаем (2 раза).
Сном волшебным засыпаем. 
Дышится легко, ровно, глубоко. 
Наши руки отдыхают... 
Ноги тоже отдыхают... 
Отдыхают, засыпают... (2 раза). 
Шея не напряжена 
И расслаблена она... 
Губы чуть приоткрываются, 
Все чудесно расслабляются
(2 раза).
Дышится легко....ровно... глубоко... (пауза)
Мы спокойно отдыхали, 
Сном волшебным засыпали. 
Хорошо нам отдыхать! 
Но пора уже вставать! 
Крепче кулачки сжимаем, 
Их повыше поднимаем, 
Потянуться, улыбнуться, 
Всем открыть глаза, 
Проснуться.
Вот пора нам и вставать!
Бодрый день наш продолжать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс по профилактике плоскостопия

Мастер  - класс можно проводить с воспитателями  и родителями, даны доступные упражнения для профилактике плоскостопия у детей....

Мастер-класс по профилактике эмоционального выгорания педагогов

        Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, т.к.  профессия учителя обладает огромной социально...

Мастер-класс по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста"Дорожка Здоровья"

Мастер-класс для работников ДОУ по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста...

Мастер – класс по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Практическое занятие, направленное на сохранение физического, психологического, социального здоровья педагога....

Мастер-класс по профилактике профессионального выгорания педагогов.

        Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, т.к.  профессия учителя обладает огромной социальной важн...

Мастер-класс по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Повышение эффективности образовательно-воспитательного процесса через сохранение и укрепление эмоционального благополучия педагогов...

Мастер-класс по профилактике эмоционального выгорания педагогов "Исцеляющее творчество"

Цель мастер-класса снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагогов...