Мастер-класс по профилактике профессионального выгорания педагогов.
методическая разработка по коррекционной педагогике

Голобородько Татьяна Викторовна

          Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, т.к.  профессия учителя обладает огромной социальной важностью. Способность к сопереживанию (эмпатии) признается одним из самых важных качеств учителя, однако практическая роль эмоций в профессиональной деятельности оценивается противоречиво. Можно сказать, что педагога не готовят к возможной эмоциональной перегрузке, не формируют у него (целенаправленно) соответствующих знаний, умений, личностных качеств, необходимых для преодоления эмоциональных трудностей профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_vygoraniyu.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №6 города Шебекино Белгородской области»

=

Мастер-класс

 по профилактике профессионального выгорания педагогов.

Педагог-психолог

 Голобородько Т.В.

Профилактика профессионального выгорания педагогов.

          Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, т.к.  профессия учителя обладает огромной социальной важностью. Способность к сопереживанию (эмпатии) признается одним из самых важных качеств учителя, однако практическая роль эмоций в профессиональной деятельности оценивается противоречиво. Можно сказать, что педагога не готовят к возможной эмоциональной перегрузке, не формируют у него (целенаправленно) соответствующих знаний, умений, личностных качеств, необходимых для преодоления эмоциональных трудностей профессии.

Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия - одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность.

В современных условиях деятельность педагога буквально насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание: большое количество социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность,  недооценка среди руководства и коллег профессиональной значимости, необходимость быть все время в «форме». Сейчас обществом декларируется образ социально успешного человека, это образ уверенного в себе человека, самостоятельного и решительного, достигшего карьерных успехов. Поэтому многие люди стараются соответствовать этому образу, чтобы быть востребованными в обществе. Но для поддержания соответствующего имиджа педагог должен иметь внутренние ресурсы.

Также, профессия педагога является одной из профессий альтруистического типа, что повышает вероятность возникновения выгорания.

Работа с педагогами проводится в форме тренинга. Курс рассчитан на 2 месяца с периодичностью занятий 2 раза в неделю, время занятия 1.30-2.30ч, всего 8 занятий. Количество участников группы 5-10 человек. Данный тренинг является первым этапом. Занятия проводятся в свободное время, по личному желанию участников. Ограничений по группе здоровья нет. Психолог поддерживает участников и вселяет  в них уверенность. В ходе реализации программы деятельности психолога ожидаются следующие результаты:

1. Улучшение психологического климата в коллективе.

2. Снижение личной тревожности педагогов.

3. Повышение самооценки и уверенности в себе.

«Здоровый педагог — здоровый ребенок». Тренинг для педагогов по профилактике

Участникипедагоги.

Цельпрофилактика синдрома эмоционального выгорания.

Задачи: развить коммуникативные умения и навыки, уважительное отношение друг к другу; расширить знания о синдроме эмоционального выгорания; снять эмоциональное напряжение; развить уверенность в себе; сформировать навыки самопознания и саморазвития личности.

Материалы и оборудование: фотоаппарат; аудиозаписи классической музыки; листы А4; ватман; стикеры разной формы; краски и кисти; цветные и простые карандаши; мелки для рисования; ножницы; шарики; раздаточные материалы к упражнениям.

Часть1. Вводная

Педагог-психолог: Добрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на занятии. Сегодня мы поговорим о причинах возникновения стрессовых ситуаций в педагогической практике и методах профилактики стресса. Научимся преодолевать негативные эмоции и расслабляться. Порисуем и отдохнем, ведь нужно делать паузы в работе и выделять время для психологической разгрузки.

Часть2. Основная

Беседа «Эмоциональное выгорание»

Педагог-психолог: Предлагаю обсудить, почему возникает стресс в нашей работе и как предотвратить синдром эмоционального выгорания.

Попросите участников назвать и записать на стикерах причины возникновения синдрома эмоционального выгорания. Наклейте стикеры на доску или ватман. Обобщите под заголовком «Причины стресса в работе педагога».

Педагог-психолог: Мы испытываем стресс из-за повышенной ответственности и профессиональных обязательствПедагоги должны постоянно поддерживать свою компетентность и адаптироваться к новшествам в образовании. В работе возникают неожиданные ситуации с родителями и детьми, которые нарушают наше эмоциональное равновесие. Мы не уверены в своих силах, критикуем себя и боимся, что нас будут критиковать коллеги. В стремлении контролировать ситуацию мы забываем расслабляться.

К стрессу могут привести проблемы в семье, а также социально-экономическая незащищенность педагога. Вынужденная подработка часто вызывает чувство усталости и ухудшает настроение.

Упражнение «Психопрофилактика синдрома эмоционального выгорания и борьба со стрессом»

Раздайте участникам стикеры в виде лучей. Попросите записать способы, с помощью которых можно бороться со стрессом. Стикеры педагоги приклеивают на стенд или ватман по кругу, чтобы получилось солнце. В центре солнца напишите заголовок «Методы психопрофилактики синдрома эмоционального выгорания и борьбы со стрессом».

Упражнение «Опиши коллегу»

Педагог-психолог: Выберите каждый для себя участника, о котором вы будете говорить. По очереди называйте три качества выбранного коллеги. Задача остальных – угадать, о ком идет речь.

Упражнение «Ассоциации»

Для упражнения подготовьте карточки с вопросами. Примеры вопросов: на какое время года похож ваш коллега? На какой месяц? На какой плод, ягоду? На какую птицу? На какое животное? На какой камень? На какой цвет? На какое насекомое? На какой кустарник? На какой цветок? На какую рыбку? На какое дерево? На какой фрукт? На какой овощ? На какую игрушку? На какую погоду? На какой погодное явление?

Раздайте карточки с вопросами педагогам. Попросите подобрать ассоциации для каждого участника по кругу. Продолжайте упражнение, пока все педагоги не ответят на вопросы.

Упражнение «Мой герб»

Педагог-психолог: Предлагаю каждому нарисовать свой собственный герб. Разделите лист на четыре части. В первой нарисуйте символ своих главных достижений в жизни – то, что у вас лучше всего получается делать. Во второй изобразите символ себя, своего внутреннего мира, основных жизненных принципов и позиций. В третьей поместите символ планов на будущее. В четвертой напишите свой девиз.

После того как участники выполнят задание, проведите презентацию работ и обсудите их.

Упражнение «Закончи предложения»

Подготовьте бланки с незаконченными предложениями«Мои коллеги видят во мне.»«Я в коллективе.»«Три мои сильные стороны…»«Лучше всего у меня получается…»«Больше всего я люблю…». Раздайте бланки участникам и попросите закончить предложения. Обсудите упражнение.

Упражнение «Что меня больше всего раздражает в других»

Предложите участникам написать на листочке, что их раздражает в поведении других людей. Далее попросите каждого участника по кругу зачитать свои ответы с педагогами.

Коллаж «Мое настроение»

Раздайте педагогам листы бумаги. Предложите выбрать художественные материалы: краски, мелки или фломастеры. Включите спокойную мелодию. Попросите участников нарисовать свое настроение, эмоции и чувства. Когда они закончат рисовать, задайте вопросы.

Что вы чувствовали в процессе работы?

Какие эмоции испытывали?

Почему выбрали эти цвета?

После того как участники ответят на ваши вопросы, предложите им склеить работы в один коллаж. Сфотографируйте коллаж на память.

Часть3. Заключительная

Рефлексия

Попросите участников ответить на вопросы. Проведите обсуждение в кругу или предложите ответить письменно.

Чему вы научились сегодня?

Что было самым интересным?

Что нового вы узнали?

Какой вывод сделали?

Что бы вы хотели обсудить на следующем занятии?

Что осталось непонятным?

Что бы вы хотели пожелать ведущему?

Релаксация под музыку

Педагог-психолог: Сядьте удобнее. Закройте глаза и полностью расслабьтесь. Мягкой кисточкой внимания пройдитесь по каждой частичке вашего тела и позаботьтесь, чтобы ей было удобно. Вашим рукам, кистям, ногам, ступням, шее, позвоночнику… Вашему телу легки и приятно.

Представьте, что вы находитесь на берегу моря. Соленый ветер приятно освежает лицо, а теплые лучи солнца нежно согревают его. Вы лежите на мягком теплом песке, и ваше тело наполнено блаженством. Вам хорошо, приятно, комфортно, шум волн успокаивает вас. Теплый песок греет расслабленное тело. Вы слышите звуки чаек, дельфинов… Где-то вдали проплывает пароход, с которого доносятся звуки фортепиано, саксофона…

Но тут налетел ветер, небо затянули тучи и начался ливень. Но он такой теплый, приятный, что вы решили остаться на берегу и отдыхаете, наслаждаетесь свежестью замечательного дня. Крупные капли текут по вашему лицу, шее, рукам, по груди, животу, ногам и стекают на землю. Вместе с каплями ливень забирает вашу усталость, плохое настроение, негативные мысли, оставляя только самое хорошее, что есть в вас.

Вот тучи рассеялись, и ливень закончился. Вновь засияло яркое солнце. Проговорите про себя все то, за что вы благодарны судьбе в настоящий момент. Включите в список благодарностей и это море, на берегу которого вы лежите, и этот солнечный день, ваше здоровьездоровье близких, красоту, любовь, мир. Как только вы завершите эту работу, откройте глаза. Каждый откроет глаза тогда, когда захочет.

Задайте педагогам вопросы.

Что вы чувствовали при релаксации?

Какие у вас были впечатления?

Сюрприз для педагогов

Подготовьте послания для участников и положите их в воздушные шары. В записках используйте, например, пожелания«Пришло время действовать!»«Пришло время закончить старое и начать новое»«Слушайте каждого. Идеи приходят отовсюду»«Сосредоточьтесь на семье и гармонии с окружающим миром»«Теперь настало время попробовать что-то новое»«Терпение! Вы почти у цели», «Не ищите внешних врагов: чтобы понять, что мешает вашему развитию, загляните внутрь себя», «Помните, что истинное партнерство может существовать только между цельными личностями», «Будьте внимательны к подсказкам судьбы».

Предложите педагогам загадать желание и надуть шарики. Расскажите, что внутри есть записки, и попросите лопнуть шары. Обсудите, какие послания получили участники.

Игра «Солнышко»

Раздайте листы А4. Попросите нарисовать солнце, у которого лучей на один меньше, чем участников в группе. В центре солнца каждый пишет свое имя. Предложите передавать листы по кругу. Педагоги над лучами вписывают пожелания и комплименты автору. Завершите упражнение, когда листы вернутся к хозяевам.

Прощание

Раздайте участникам перечень методов борьбы со стрессом.

Подготовьте раскраски антистресс.

Педагог-психолог: Уважаемые коллеги, я надеюсь, что сегодня вы получили положительные эмоции. Перед вами раскраски антистресс. Предлагаю каждому выбрать себе картинку и забрать с собой.

Я хочу закончить словами Авадхут Свами из ведических писаний: «Люди очень любят найти врага извне и обвинить его в своих проблемах. Нов Ведах сказано, что у человека есть только шесть врагов: это вожделение, гнев, зависть, эгоизм, гордыня, иллюзия. Если ты победишь этих врагов внутри своего сердца, ТО НИКАКИХ ВНЕШНИХ ВРАГОВ У ТЕБЯ БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ. Как только ты справишься со своими пороками, то увидишь, что вокруг тебя только друзья».

Использованная литература:

1. Справочник педагога-психолога, 4/2018.

2. Сеть Интернет.

Методы борьбы со стрессом

1. Планируйте режим. Спите 7-8 часов. Перед сном примите успокаивающую ванну с аромамаслами или выпейте стакан воды с двумя ложками меда.

2. Питайтесь правильно. В день съедайте один банан. Принимайте витамин Е, он содержится, например, в картошке, кукурузе, сое и моркови.

3. Пейте полтора литра жидкости в день, чтобы поддерживать тело в форме. При переутомлении попробуйте травяные чаи.

4. Полдня в неделю проводите так, как вам нравится. Сходите на прогулку или потанцуйте. Посвятите время хобби, например, вышивайте, вяжите, ухаживайте за комнатными растениями.

5. Используйте в интерьере и гардеробе радостные желтый и оранжевый цвета или успокаивающие синий и голубой. Носите одежду разных цветов.

6. Один раз в день говорите теплые слова человеку, который вам дорог. Он ответит вам взаимностью. Почувствуйте, что вас кто-то любит.

7. Если у вас плохое настроение, пообщайтесь с домашними животными, например, кошкой, собакой, аквариумными рыбками или попугаем.

8. Давайте себе позитивные установки, например«Я счастлива, успешна и красива»«Моя жизнь прекрасна и полна хороших впечатлений»«Меня уважают мои коллеги».

9. Раз в неделю занимайтесь тем, что вам «вредно». Нарушьте диету и побалуйте себя сладеньким или ложитесь спать позже, чем обычно.

10. Занимайтесь спортом и физической работой. Например, когда вы подавлены или рассержены, вскопайте огород, переставьте мебель или разбейте старые тарелки.

11. Чаще бывайте на природе. Путешествуйте и ходите в походы. Плавайте в море или бассейне. Если не искупаться, просто посмотрите на воду, например, в фонтане.

12. Слушайте музыку и звуки природы, например, шум прибоя и звуки чаек. Пойте под музыку дома или сходите в караоке.

13. Рисуйте или используйте раскраски-антистресс. Можете раскрашивать мандалы. Придумайте и нарисуйте собственную мандалу, придумайте ей название.

14. Чтобы отдохнуть и успокоиться, сходите в музей, посмотрите спектакль в театре или послушайте концерт. Можете просто провести вечер за любимой книгой или фильмом.

15. Освойте точечный массаж: надавливайте на антистрессовые точки, чтобы улучшить психоэмоциональное состояние. Медитируйте, закаливайтесь, выполняйте дыхательную гимнастику.

Ход тренинга.

1этап. Приветствие участников тренинга.

Предварительная подготовка: В середине зала расставить большие стулья, в форме круга по количеству участников. По периметру зала поставить маленькие столы и стулья для арт-терапевтических упражнений.

Цель: установление  эмоционального контакта между участниками, создание комфортной атмосферы для работы.

Время 10мин.

Инструкция:

Все участники рассаживаются по кругу. Психолог приветствует участников тренинга и просит всех назвать свое имя и рассказать о своем хобби и  о своих положительных качествах.

2 этап. История вопроса.

Метод: беседа, мини-лекция.

Цель: актуальность проблемы

Время 10 мин.

Уважаемые коллеги!   Мы сегодня с вами собрались на тренинг по профилактике профессионального выгорания. Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, т.к.  профессия учителя обладает огромной социальной важностью. Способность к сопереживанию (эмпатии) признается одним из самых важных качеств учителя, однако практическая роль эмоций в профессиональной деятельности оценивается противоречиво. Можно сказать, что учителя не готовят к возможной эмоциональной перегрузке, не формируют у него (целенаправленно) соответствующих знаний, умений, личностных качеств, необходимых для преодоления эмоциональных трудностей профессии.

Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия - одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность.

В современных условиях деятельность учителя буквально насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание: большое количество социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность,  недооценка среди руководства и коллег профессиональной значимости, необходимость быть все время в «форме». Сейчас обществом декларируется образ социально успешного человека, это образ уверенного в себе человека, самостоятельного и решительного, достигшего карьерных успехов. Поэтому многие люди стараются соответствовать этому образу, чтобы быть востребованными в обществе. Но для поддержания соответствующего имиджа учитель должен иметь внутренние ресурсы.

Также, профессия педагога является одной из профессий альтруистического типа, что повышает вероятность возникновения выгорания.

3этап. Определение цели и задачи мастер-класса.

Мы сегодня с вами проведем один из тренингов, цель которого, повысить вашу самооценку, доставить удовольствие от общения, найти в себе больше достоинств и понять, какие внутренние ресурсы у вас есть. Программа ТРЕНИНГА  направлена на профилактику эмоционального выгорания для педагогов с большим стажем работы и испытывающих эмоциональное выгорание. Продолжительность тренинга 1,5–2,5 месяца с периодичностью занятий 1 раз в неделю ( 1 раз в 2 недели). Каждое занятие рассчитано на 1.30 часов, всего 8 занятий. Количество участников тренинговой группы 8 - 10 человек. Формирование группы происходит по результатам диагностики.

4 этап. Анкетирование.

Оборудование: бланки опросника, ручки.

Время 10 мин.

Уважаемые коллеги! Мы сегодня проведем  с вами  мини-опросник, который покажет есть ли у вас риск  профессионального выгорания. Пожалуйста, возьмите бланк опросника и определите степень выраженности исходя из 100%. Если у вас имеются параметры по которым вы удовлетворены меньше 70%, то у вас есть риск профессионального выгорания.

Приложение 1 (анкета)

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Инструкция:  Оцените степень удовлетворенности предложенными параметрами  в настоящее время. Каждый параметр оценивается из расчета 100 %

Зарплата -____%

Удовлетворенность результатами деятельности-____%

Оценка моей деятельности значимыми для меня людьми-____%

Удовлетворенность эмоциональным климатом-____%

Удовлетворение принадлежностью к профессиональному сообществу-____%

Соответствие профессии моим ценностям-____%

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5 этап. Упражнение «Похвали себя».

 Цель: сплочение коллектива, формирование доверия, осознание личностных ресурсов.

Время 5-7 мин.

Каждому участнику (в порядке личной инициативы) нужно выйти в центр круга и хвалить себя не менее 1 минуты. А остальные слушают и отмечают “точки роста”.

А все ли знают, что значит хвалиться? Это преувеличение своих достоинств и способностей, достижение, а не хвала своими детьми, мужем и т.п.

Группа решает, по какой системе оценивания будет оценено каждое выступление (с аргументацией ответа). Отмечается общение глаза в глаза, умение говорить без остановки в течение 1?; не соскакивание на “Я люблю …”, уверенность в голосе, аргументация.

6 этап Арт-терапия.

Группа делится на 2 подгруппы. Со второй подгруппой работает сотренер.

Инструкция: Сейчас сидя в кругу, мы разделимся на две подгруппы по считалке зима-лето. Все кто зима идут работать с фольгой, кто лето идут рисовать.

В зале приготовлены столы, маленькие стулья и материал для работы по подгруппам.

Работа с фольгой

Материал: фольга, ножницы, спокойная музыка.

Время: 30мин.

Цель: повышение самооценки и значимости каждого участника группы.

Используйте фольгу для выражения актуальных в данный момент чувств. Это может быть: тактильное освоение фольги, сжимание, разглаживание, разрывание, формообразование, бросание и пр. Варианты работы:

- Создайте скульптурное изображение, на тему: Я памятник себе воздвиг……..

После выполнения задания каждый участник группы представляет свою работу. Важно, чтобы каждый участник сказал, за что он себе воздвиг памятник, нравится ли он ему? Если участнику будет трудно, найти в себе достоинства, ему необходимо помочь.

Упражнение «Создание маски»

Цель: развитие самоинтереса, осознание многогранности своего «Я» в системе отношений с окружающими, принятие различных сторон своего «Я», развитие рефлексии, повышение самооценки.

Материалы: бумага (белая и цветная), картон, ножницы, краски, карандаши, кисточки, , аудиопроигрыватель, спокойная музыка, презентация или изображения масок.

Время: 30 мин.

Процедура: Маски издревле создавались для того, чтобы отразить какой-то образ. Ваша маска должна отражать то, что, на ваш взгляд, видят в вас – ваши положительные и отрицательные стороны. Нарисуйте на листе овал лица, глаза, рот и, используя любые материалы, сделайте маску. Маска есть олицетворение архетипа «Персона». Я себя так презентую миру. Человек, живущий в социуме, необходимо имеет определенный набор масок как один из копинг-механизмов. Маска – это то, что дает возможность спрятаться, «замаскироваться», не показать себя настоящего. Целью процесса психологического развития, процесса индивидуации является снятие всяких и всяческих масок, идентичность самому себе, аутентичность. Психотерапевтическая помощь становится необходимой в тех случаях, когда: масок слишком мало (низкая адаптивность), масок слишком много (низкая адаптивность), ношу чужие маски (сценарные проблемы), путаю маску со своим собственным лицом (низкая аутентичность), не знаю, для чего мне эта маска (дезадаптивные паттерны поведения) и т.п. Следовательно, использование масок в психотерапии (арт-терапии) чрезвычайно широко: при работе со взрослыми и подростками, в групповой и индивидуальной работе, в работе с самым широким спектром проблем, вплоть до психосоматических расстройств. Способы изготовления масок: рисование на бумаге, картоне, пластике; использование готовых масок; изготовление из папье-маше, глины, гипса и пр. Помним, что каждый материал имеет свою внутреннюю метафору.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что это за маска? Как бы вы ее назвали, или охарактеризовали?
  2. Что видят друзья, когда они смотрят на маску?
  3. Что маска им показывает?
  4. Что ей хотелось бы показать?
  5. Чего маска не хочет показывать?
  6. Чего маска боится?
  7. Какое самое заветное у маски желание?

После арт-терапевтических упражнений рефлексия.

Упражнение «Закончи фразу».

Цель: обобщение полученного опыта.

Инструкция: Предложить участникам продолжить фразы:

 «Я почувствовала……»

«Я сегодня узнала…….»

«Я удивлена…………»

 После этого упражнения происходит обмен мнениями.

Упражнение:  «Мое отношение к тренингу».

Цель: Получение обратной связи от участников.

Время 10 мин.

Уважаемый  участник!   На протяжении нескольких занятий Вы являлись
участником  тренинга.   Ваше  мнение   о   эффективности  тренинга  очень ценно для нас. Полученные  данные будут использоваться в совершенствовании материалов тренинга. Благодарим Вас за активное участие и интерес, проявленный к изучению темы. Напишите, пожалуйста, какое значение имел для вас тренинг.

«Напутствие»

Цель: закрепление позитивного  настроя, визуализация ресурсов.

Время 5 мин.

 Подходит к завершению наш тренинг. Мы узнали очень много нового и интересного о себе, о других, о жизни.  Мы вместе многому научились. Старайтесь чаще испытывать радость, ценить каждое мгновение жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты