Тренинг "Прошлое. Настоящее. Будущее" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания.
методическая разработка

Ложкина Виктория Сергеевна

Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

 ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ

«ПРОШЛОЕ. НАСТОЯЩЕЕ. БУДУЩЕЕ».

«Личностный рост педагогов и механизмы защиты их

от профессионального выгорания»

Профилактика профессионального выгорания требует актуализации индивидуальных, личностных и профессиональных ресурсов педагогов.

Цель: 

  • создание условий для личностного роста педагогов,
  • актуализации их личностных и профессиональных ресурсов,
  • укрепления личностного и профессионального иммунитета.

Задачи:

  • принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание собственной ценности и уникальности;
  • использование стрессовых ситуаций как возможности для приобретения личного опыта, возможности личностного роста;
  • овладение технологией постановки и достижения желаемых целей;
  • расширение собственного сознания, выход за пределы стереотипных установок;
  • развитие педагогической рефлексии;
  • овладение эффективными способами эмоционального и смыслового отреагирования и снятия психоэмоционального напряжения.

Структура тренингового занятия

Элемент тренинга

Цели, комментарии

Блок 1

Ритуал приветствия

Самопрезентация, знакомство с правилами,  сплочение, создание атмосферы группового доверия и принятия

Блок 2

Разминка-воздействие на эмоциональное состояние, уровень активности

Выполняет функцию настройки на продуктивную индивидуальную и групповую деятельность. Упражнения на разогрев группы выбираются с учетом динамики развития группы

Блок 3

Основное содержание занятия, совокупность психотехнических упражнений, приемов, направленных на решение задач данного занятия

Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным на актуализацию личностных, профессиональных ресурсов, динамику развития группы. Каждое упражнение заканчивается эмоциональным отреагированием и обсуждением.

Важным моментом является акцент на то, Что мешало выполнять задание?

Что помогало? Какой опыт получила?

Блок 4

Рефлексия занятия - получение обратной связи

Получение обратной связи:

во-первых, эмоциональной,

во-вторых, смысловой

(Что есть сегодняшний день для меня?

Чему я научилась?)

Ритуал прощания

Закрепление чувства группового доверия и сплочения. Поддержание атмосферы  успешности.

Тренинг

«Прошлое. Настоящее. Будущее»

Блок 1.

  1. Упражнение «Золотое правило» с добавлением новых версий. Приветствие по кругу.

Цель: Повторение правил тренинговой группы. Базовые правила групповой работы.

1.2.  Упражнение «Контакты глазами»

Цель: Умение использовать одновременно все системы организма, помогающие получать информацию.

Инструкция.

Сейчас мы посмотрим, какого цвета у нас глаза. Для этого мы будем две минуты ходить по комнате и смотреть в глаза друг другу, запоминая цвет глаз, а потом нам надо будет всем построиться по цвету глаз – от самых темных - до самых светлых.

Вопросы для обсуждения:

  • Узнали ли Вы что-то новое о цвете глаз?
  • Что Вы почувствовали, когда смотрели в глаза?

Сейчас, мы с Вами посмотрим, кто из Вас самый общительный. Для этого мы сыграем в игру. Вы все будете ходить по комнате. С начала медленно, потом быстрее и при этом будете здороваться друг с другом, а именно, если один  участник говорит: «Минга», то другой - отвечает: «Манга». По сигналу Ведущего тренера – хлопку, Вам надо будет быстро встать группой, образуя круг, касаясь партнеров локтями. Количество человек вашей группы будет совпадать с тем числом, которое я при этом назову. Например, если я хлопну в ладоши и скажу «4», то в вашем круге должно стоять 4 человека. И. так далее.

Блок 2.

2.1. Упражнение « Интеллектуальная разминка»

Цель: Пробуждение, отреагирование собственных чувств, эмоций, спонтанных, экспрессивных речевых и поведенческих реакций на нестандартные задания, осознание внешних, внутренних стереотипных установок.

Инструкция.

Как можно быстрее ответьте на следующие вопросы.

Кто из сказочных персонажей мог дать такие телеграммы:

  • Купил семена, приезжайте тянуть.
  • Хвост нашли. Плакать перестал.
  • Помни, всё исчезнет после 12 ночи.
  • Ушел от зайца, волка и медведя.
  • Купила самовар. Приглашаю к чаю.
  • Ключ достал. Скоро буду.
  • В гости не приду. Мотор забарахлил.
  • Жена отобрала стрелу. На охоту не с чем.
  • Люблю цветы, только красных оттенков.
  • Ищу шестерых братьев после страшного происшествия.
  • Подложили не свинью, а маленький шарик.
  • Вывела на чистую воду. Получаю приданное.
  • Стал благородных кровей. Скоро прилечу.
  • У друга пропали очки. Попрошайничать стало трудно! Помогите.

2.3. Обсуждение в группе

Цель: Осмысление личностных установок. Что мешало и что помогало выполнять нестандартное задание.

Блок 3.

3.1. Упражнение. Притча

Цель: Проживание собственных эмоций, чувств через язык метафоры, смысловое и эмоциональное отреагирование, осознание собственных ресурсов.

Притча «Прошлое. Настоящее. Будущее».

Три мудреца поспорили о том, что важнее для человека – его прошлое, настоящее или будущее. Один из них сказал: «Моё прошлое делает меня тем, кто я есть. Я умею то, чему  я научился в прошлом. Я верю в себя, потому что мне хорошо удавались те дела, за которые я раньше брался. Мне нравятся люди, с которыми мне прежде было хорошо, или похожие на них. Я гляжу на вас сейчас, вижу наши улыбки и жду ваших возражений, потому что мы уже не один раз спорили. И я уже знаю, что вы не привыкли соглашаться с чем-либо без возражений» «А с этим невозможно согласиться – сказал другой, - если бы ты был прав, человек был бы обречен как паук, сидеть день за днем в паутине своих привычек. Человека делает его будущее. Не важно, что я знаю и умею сейчас – я буду учиться тому, что потребуется мне в будущем. Моё представление о том, каким я хочу стать через два года, куда более реально, чем мои воспоминания о том, каким я был два года тому назад, потому что мои действия сейчас зависят не от того, каким я был, а от того, каким я собираюсь стать. Мне нравится люди не похожие на тех, кого я знал раньше. А разговор с вами интересен не потому, что мы уже привыкли спорить друг с другом, а потому что я предвкушаю здесь увлекательную борьбу и неожиданные повороты мысли». «Вы совсем упустили из виду, - вмешался третий, -  что прошлое и будущее существует только в наших мыслях. Прошлого уже нет. Будущего еще нет. И независимо от того, вспоминаете вы о прошлом или мечтаете о будущем, действуете вы только  в настоящем. Только в настоящем можно что-то менять в жизни – ни прошлое, ни будущее нам не подвластно. Только в настоящем можно быть счастливым: вспоминания о прошлом счастье – грустны, ожидание будущего счастья – тревожно! А когда я вступаю в спор, я должен учитывать то соотношение сил и тот узор аргументов, которые сложились в настоящий момент». И мудрецы долго ещё спорили, наслаждаясь неспешной беседой. И я не знаю, кто из них победил в споре»

Притчу можно разыграть с педагогами. Можно предложить им  представить себе как разворачивался спор мудрецов дальше, точка зрения, какого мудреца ближе для них. Можно нарисовать мудрецов и подписать свои слова каждому из них – о прошлом, настоящем и будущем.

3.2. Упражнение «Волшебная рука»

Цель: Обращение к собственным ресурсам, их осознание, укрепление личностного иммунитета.

Каждый участник группы на листе бумаги сверху пишет своё имя, затем обводит свою руку карандашом. На каждом пальце предлагается написать какое-либо своё качество, можно раскрасить  пальцы в разные цвета. Затем «ладошки» пускаются по кругу и другие участники между пальцев могут написать другие качества, которые присущи тому, чья ладошка.

3.3. Обсуждение

Цель: эмоциональное и смысловое отреагирование, снятие психоэмоционального напряжения, осознание тех внешних и внутренних характеристик, которые мешали и которые помогали в работе.

  • Что нового ты узнал о себе?

Акцент при обсуждении ставится на том, что есть доля правды о нас и о том, как мы себя воспринимаем, и о том, как видят нас другие люди.

Блок 4.

4.1. Рефлексия дня

Цель: Получение обратной связи, эмоциональное и смысловое отреагирование, осознание полученного опыта.

На круг поделитесь своими чувствами, мыслями, переживаниями.

Упражнение «Сегодняшний день для меня - это…», каждый проговаривает только одно слово, добавляя своё окончание.

4.2. Ритуал прощания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты