Тренинг "Давайте познакомимся" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
методическая разработка

Ложкина Виктория Сергеевна

Тренинг по профилактике профессионального выгорания

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ

«Давайте познакомимся»

«Личностный рост педагогов и механизмы защиты их

от профессионального выгорания»

Профилактика профессионального выгорания требует актуализации индивидуальных, личностных и профессиональных ресурсов педагогов.

Цель: 

  • создание условий для личностного роста педагогов,
  • актуализации их личностных и профессиональных ресурсов,
  • укрепления личностного и профессионального иммунитета.

Задачи:

  • принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание собственной ценности и уникальности;
  • использование стрессовых ситуаций как возможности для приобретения личного опыта, возможности личностного роста;
  • овладение технологией постановки и достижения желаемых целей;
  • расширение собственного сознания, выход за пределы стереотипных установок;
  • развитие педагогической рефлексии;
  • овладение эффективными способами эмоционального и смыслового отреагирования и снятия психоэмоционального напряжения.

Структура тренингового занятия

Элемент тренинга

Цели, комментарии

Блок 1

Ритуал приветствия

Самопрезентация, знакомство с правилами,  сплочение, создание атмосферы группового доверия и принятия

Блок 2

Разминка-воздействие на эмоциональное состояние, уровень активности

Выполняет функцию настройки на продуктивную индивидуальную и групповую деятельность. Упражнения на разогрев группы выбираются с учетом динамики развития группы

Блок 3

Основное содержание занятия, совокупность психотехнических упражнений, приемов, направленных на решение задач данного занятия

Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным на актуализацию личностных, профессиональных ресурсов, динамику развития группы. Каждое упражнение заканчивается эмоциональным отреагированием и обсуждением.

Важным моментом является акцент на то, Что мешало выполнять задание?

Что помогало? Какой опыт получила?

Блок 4

Рефлексия занятия - получение обратной связи

Получение обратной связи:

во-первых, эмоциональной,

во-вторых, смысловой

(Что есть сегодняшний день для меня?

Чему я научилась?)

Ритуал прощания

Закрепление чувства группового доверия и сплочения. Поддержание атмосферы  успешности.

Тренинг

«Давайте познакомимся»

Блок 1.

  1. Упражнение «Золотое правило»  с добавлением новых версий.

Цель: Повторение правил тренинговой группы. Базовые правила групповой работы.

1.2.  Упражнение «Найди себя»

Цель: развитие навыков адекватного отреагирования собственных эмоциональных состояний в разных жизненных ситуациях, определение стратегических моделей эффективного самосознания собственных ресурсов, осознание участниками своей карты мира, ценностей.

Проведение:

Ведущий тренер предлагает участникам тренингового круга набор разных предметов: ракушки, игрушки, цветы, маленькие фигурки. Каждый предмет обыгрывается. Например:

  • «Вот какая розочка, она пахнет, её запах пленяет,…»,
  • «Вот какая раковина – она жила раньше в другом мире, мире воды, бушующей страсти, а теперь она у нас…»

Предлагается посмотреть и выбрать один предмет, который сейчас наиболее близок, с которым участник вдруг почувствовал какую-то связь, который чем-то привлекает.  

Другой вариант. 

Можно предложить разные предметы в матерчатом мешочке. Этот мешочек пускается по кругу, и каждый участник выбирает себе предмет на ощупь. Затем по кругу, участники рассказывают истории от имени выбранного предмета, начиная со слов: «Я – розочка (лошадка, раковина)…»

Например, может получиться такой рассказ:

 «Я – лодочка. У меня упругий парус. Я качаюсь на волнах. Я люблю играть с ветром. Я не люблю шторм. Я стремлюсь вдаль. Меня ничто не пугает».

1.3. Обсуждение группы

Цель: обмен впечатлениями и переживаниями.

1.4. Упражнение «Пересядьте все те, кто…»

Цель: Эмоциональное объединение участников группы, снятие психоэмоционального напряжения.

Проведение:

Участники тренинга садятся по кругу, ведущий тренер становится в центре.

Инструкция:

Ведущий тренер, стоящий в центре круга, предлагает поменяться местами, всем тем, кто обладает каким – то общим признаком. Этот признак он называет. Например, я скажу: «Пересядьте все те, кто любит мороженное», - и все, кто любит мороженное, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, участник, который останется в круге без места, продолжит игру.

Блок 2.

2.1. Упражнение «Кто я»

Цель: Осознание индивидуальных, личностных ресурсов, ценностных ориентиров.

Проведение:

Ведущий тренер предлагает участникам на листе бумаги, написать ответ на вопрос, кто я? (10 – 20 вариантов)

Например:

  • «Я – человек»,
  • «Я – мать» и т.д.

2.2. Обсуждение

2.3. Коллаж «Кто я?»

Цель: рефлексия собственного выбора стратегии по определению собственной уникальности, вызываемого собственными эмоциональными состояниями, ощущениями внутренней и внешней картины мира, а также поиск возможных альтернатив отреагирования.

Участникам предлагается из предложенных картинок и вырезок из журналов создать коллаж, который бы отвечал на этот вопрос. Должен получиться ответ, на вопрос кто я – я внутренняя мудрость, я – гармония и т. д.  

  1. Презентация коллажей и обсуждение в группе

Блок 3.

3.2. Упражнение «Женщина в развитии». «Мужчина в развитии». «Женщина и мужчина в развитии»

Цель: определение индивидуальных и гендерных особенностей женской и мужской психологии, выработка индивидуальной стратегии поведения в ситуации моделирования истории жизни.

Проведение:

Создается история некой женщины. Группа определяет: «Как её зовут, чем она занимается?». Участники выбирают себе разные этапы её жизни, и последовательно рассказывают её историю по мере её взросления.

3.3. Обсуждение в группе

3.4. Упражнение «Знакомства»        

Цель: определение индивидуальных и гендерных особенностей женской и мужской психологии в нестандартных социальных условиях, выработка индивидуальной стратегии поведения в ситуации моделирования психологических портретов.

Проведение:

Для этого упражнения подбираются рекламные издания, в которых есть брачные объявления. Эти объявления рассматриваются вместе с группой, обсуждаются качества, которые упоминаются в объявлениях, какие объявления понравились.

Все составляют объявления для себя и вывешивают на стенде с названиями знакомства. Если кого-то привлекает объявление, то он оставляет на нем пометку, выявляются объявления – «лидеры».

Предоставление выбора дает возможность видеть разные варианты, осознать значение тех, или иных свойств, качеств партнера, важность различных аспектов.

3.5. Обсуждение в группе

Цель: эмоциональное и смысловое отреагирование, снятие психоэмоционального напряжения, тревожных состояний, осознание тех внешних и внутренних характеристик, которые мешали и которые помогали в работе, поиск и использование собственных ресурсов при решении той или иной ситуации.

Блок 4.

4.1. Упражнение «У дяди Абрама»

Цель: развитие спонтанных двигательных реакций, эмоциональное отреагирование, использование разных систем мироощущения.

Проведение:

Участники сидят  в круге и хором говорят: «У дяди Абрама 8 сыновей. Они не ели, они не пили и не курили никогда». Второй раз повторяют, хлопая руками в ритм по коленям. Через некоторое время ведущий тренер предлагает: «А теперь добавим правую ногу, надо сильно топать правой ногой, давайте топнем, правой ногой».

Таким образом, теперь все говорят ту же самую фразу, хлопают руками в ритм по коленям и топают правой ногой.  Через некоторое время, ведущий тренер говорит: « А теперь добавим ещё и левую ногу, надо сильно топать левой ногой, давайте топнем левой ногой». А также по очереди добавляются ещё «правое плечо поднимается вверх», «левое плечо поднимается вверх», «голова (вращение головой)».

Таким образом, к концу упражнения, хлопается, топается, поднимается и крутится все.

4.2. Рефлексия дня


По теме: методические разработки, презентации и конспекты