Тренинг "Давайте познакомимся" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
методическая разработка
Тренинг по профилактике профессионального выгорания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_po_profilaktike_professionalnogo_vygoraniya_pedagogov_6.docx | 30.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
«Давайте познакомимся»
«Личностный рост педагогов и механизмы защиты их
от профессионального выгорания»
Профилактика профессионального выгорания требует актуализации индивидуальных, личностных и профессиональных ресурсов педагогов.
Цель:
- создание условий для личностного роста педагогов,
- актуализации их личностных и профессиональных ресурсов,
- укрепления личностного и профессионального иммунитета.
Задачи:
- принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание собственной ценности и уникальности;
- использование стрессовых ситуаций как возможности для приобретения личного опыта, возможности личностного роста;
- овладение технологией постановки и достижения желаемых целей;
- расширение собственного сознания, выход за пределы стереотипных установок;
- развитие педагогической рефлексии;
- овладение эффективными способами эмоционального и смыслового отреагирования и снятия психоэмоционального напряжения.
Структура тренингового занятия
Элемент тренинга | Цели, комментарии |
Блок 1 Ритуал приветствия | Самопрезентация, знакомство с правилами, сплочение, создание атмосферы группового доверия и принятия |
Блок 2 Разминка-воздействие на эмоциональное состояние, уровень активности | Выполняет функцию настройки на продуктивную индивидуальную и групповую деятельность. Упражнения на разогрев группы выбираются с учетом динамики развития группы |
Блок 3 Основное содержание занятия, совокупность психотехнических упражнений, приемов, направленных на решение задач данного занятия | Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным на актуализацию личностных, профессиональных ресурсов, динамику развития группы. Каждое упражнение заканчивается эмоциональным отреагированием и обсуждением. Важным моментом является акцент на то, Что мешало выполнять задание? Что помогало? Какой опыт получила? |
Блок 4 Рефлексия занятия - получение обратной связи | Получение обратной связи: во-первых, эмоциональной, во-вторых, смысловой (Что есть сегодняшний день для меня? Чему я научилась?) |
Ритуал прощания | Закрепление чувства группового доверия и сплочения. Поддержание атмосферы успешности. |
Тренинг
«Давайте познакомимся»
Блок 1.
- Упражнение «Золотое правило» с добавлением новых версий.
Цель: Повторение правил тренинговой группы. Базовые правила групповой работы.
1.2. Упражнение «Найди себя»
Цель: развитие навыков адекватного отреагирования собственных эмоциональных состояний в разных жизненных ситуациях, определение стратегических моделей эффективного самосознания собственных ресурсов, осознание участниками своей карты мира, ценностей.
Проведение:
Ведущий тренер предлагает участникам тренингового круга набор разных предметов: ракушки, игрушки, цветы, маленькие фигурки. Каждый предмет обыгрывается. Например:
- «Вот какая розочка, она пахнет, её запах пленяет,…»,
- «Вот какая раковина – она жила раньше в другом мире, мире воды, бушующей страсти, а теперь она у нас…»
Предлагается посмотреть и выбрать один предмет, который сейчас наиболее близок, с которым участник вдруг почувствовал какую-то связь, который чем-то привлекает.
Другой вариант.
Можно предложить разные предметы в матерчатом мешочке. Этот мешочек пускается по кругу, и каждый участник выбирает себе предмет на ощупь. Затем по кругу, участники рассказывают истории от имени выбранного предмета, начиная со слов: «Я – розочка (лошадка, раковина)…»
Например, может получиться такой рассказ:
«Я – лодочка. У меня упругий парус. Я качаюсь на волнах. Я люблю играть с ветром. Я не люблю шторм. Я стремлюсь вдаль. Меня ничто не пугает».
1.3. Обсуждение группы
Цель: обмен впечатлениями и переживаниями.
1.4. Упражнение «Пересядьте все те, кто…»
Цель: Эмоциональное объединение участников группы, снятие психоэмоционального напряжения.
Проведение:
Участники тренинга садятся по кругу, ведущий тренер становится в центре.
Инструкция:
Ведущий тренер, стоящий в центре круга, предлагает поменяться местами, всем тем, кто обладает каким – то общим признаком. Этот признак он называет. Например, я скажу: «Пересядьте все те, кто любит мороженное», - и все, кто любит мороженное, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, участник, который останется в круге без места, продолжит игру.
Блок 2.
2.1. Упражнение «Кто я»
Цель: Осознание индивидуальных, личностных ресурсов, ценностных ориентиров.
Проведение:
Ведущий тренер предлагает участникам на листе бумаги, написать ответ на вопрос, кто я? (10 – 20 вариантов)
Например:
- «Я – человек»,
- «Я – мать» и т.д.
2.2. Обсуждение
2.3. Коллаж «Кто я?»
Цель: рефлексия собственного выбора стратегии по определению собственной уникальности, вызываемого собственными эмоциональными состояниями, ощущениями внутренней и внешней картины мира, а также поиск возможных альтернатив отреагирования.
Участникам предлагается из предложенных картинок и вырезок из журналов создать коллаж, который бы отвечал на этот вопрос. Должен получиться ответ, на вопрос кто я – я внутренняя мудрость, я – гармония и т. д.
- Презентация коллажей и обсуждение в группе
Блок 3.
3.2. Упражнение «Женщина в развитии». «Мужчина в развитии». «Женщина и мужчина в развитии»
Цель: определение индивидуальных и гендерных особенностей женской и мужской психологии, выработка индивидуальной стратегии поведения в ситуации моделирования истории жизни.
Проведение:
Создается история некой женщины. Группа определяет: «Как её зовут, чем она занимается?». Участники выбирают себе разные этапы её жизни, и последовательно рассказывают её историю по мере её взросления.
3.3. Обсуждение в группе
3.4. Упражнение «Знакомства»
Цель: определение индивидуальных и гендерных особенностей женской и мужской психологии в нестандартных социальных условиях, выработка индивидуальной стратегии поведения в ситуации моделирования психологических портретов.
Проведение:
Для этого упражнения подбираются рекламные издания, в которых есть брачные объявления. Эти объявления рассматриваются вместе с группой, обсуждаются качества, которые упоминаются в объявлениях, какие объявления понравились.
Все составляют объявления для себя и вывешивают на стенде с названиями знакомства. Если кого-то привлекает объявление, то он оставляет на нем пометку, выявляются объявления – «лидеры».
Предоставление выбора дает возможность видеть разные варианты, осознать значение тех, или иных свойств, качеств партнера, важность различных аспектов.
3.5. Обсуждение в группе
Цель: эмоциональное и смысловое отреагирование, снятие психоэмоционального напряжения, тревожных состояний, осознание тех внешних и внутренних характеристик, которые мешали и которые помогали в работе, поиск и использование собственных ресурсов при решении той или иной ситуации.
Блок 4.
4.1. Упражнение «У дяди Абрама»
Цель: развитие спонтанных двигательных реакций, эмоциональное отреагирование, использование разных систем мироощущения.
Проведение:
Участники сидят в круге и хором говорят: «У дяди Абрама 8 сыновей. Они не ели, они не пили и не курили никогда». Второй раз повторяют, хлопая руками в ритм по коленям. Через некоторое время ведущий тренер предлагает: «А теперь добавим правую ногу, надо сильно топать правой ногой, давайте топнем, правой ногой».
Таким образом, теперь все говорят ту же самую фразу, хлопают руками в ритм по коленям и топают правой ногой. Через некоторое время, ведущий тренер говорит: « А теперь добавим ещё и левую ногу, надо сильно топать левой ногой, давайте топнем левой ногой». А также по очереди добавляются ещё «правое плечо поднимается вверх», «левое плечо поднимается вверх», «голова (вращение головой)».
Таким образом, к концу упражнения, хлопается, топается, поднимается и крутится все.
4.2. Рефлексия дня
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг "Свои и чужие" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов...
Тренинг "Попробуй сделать шаг - получится" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов...
Тренинг "Путешествие" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по пофилактике профессионального выгорания...
Тренинг "Прошлое. Настоящее. Будущее" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания.
Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов...
Тренинг "Уникальность" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального выгорания...
Тренинг "Все в твоих руках" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального вагорания...
Тренинг "Борьба со страхом" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов...
- Мне нравится (1)