Тренинг "Путешествие" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
методическая разработка

Ложкина Виктория Сергеевна

Тренинг по пофилактике профессионального выгорания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_po_profilaktike_prfessionalnogo_vygoraniya.docx37.98 КБ

Предварительный просмотр:

ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

 ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ

«ПУТЕШЕСТВИЕ»

«Личностный рост педагогов и механизмы защиты их

от профессионального выгорания»

Профилактика профессионального выгорания требует актуализации индивидуальных, личностных и профессиональных ресурсов педагогов.

Цель: 

  • создание условий для личностного роста педагогов,
  • актуализации их личностных и профессиональных ресурсов,
  • укрепления личностного и профессионального иммунитета.

Задачи:

  • принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание собственной ценности и уникальности;
  • использование стрессовых ситуаций как возможности для приобретения личного опыта, возможности личностного роста;
  • овладение технологией постановки и достижения желаемых целей;
  • расширение собственного сознания, выход за пределы стереотипных установок;
  • развитие педагогической рефлексии;
  • овладение эффективными способами эмоционального и смыслового отреагирования и снятия психоэмоционального напряжения.

Структура тренингового занятия

Элемент тренинга

Цели, комментарии

Блок 1

Ритуал приветствия

Самопрезентация, знакомство с правилами,  сплочение, создание атмосферы группового доверия и принятия

Блок 2

Разминка-воздействие на эмоциональное состояние, уровень активности

Выполняет функцию настройки на продуктивную индивидуальную и групповую деятельность. Упражнения на разогрев группы выбираются с учетом динамики развития группы

Блок 3

Основное содержание занятия, совокупность психотехнических упражнений, приемов, направленных на решение задач данного занятия

Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным на актуализацию личностных, профессиональных ресурсов, динамику развития группы. Каждое упражнение заканчивается эмоциональным отреагированием и обсуждением.

Важным моментом является акцент на то, Что мешало выполнять задание?

Что помогало? Какой опыт получила?

Блок 4

Рефлексия занятия - получение обратной связи

Получение обратной связи:

во-первых, эмоциональной,

во-вторых, смысловой

(Что есть сегодняшний день для меня?

Чему я научилась?)

Ритуал прощания

Закрепление чувства группового доверия и сплочения. Поддержание атмосферы  успешности.

Тренинг

«Путешествие»

Блок 1.

  1. Упражнение «Золотое правило» с добавлением новых версий. Приветствие по кругу.

Цель: Повторение правил тренинговой группы. Базовые правила групповой работы.

1.2. Упражнение «Слышу, Вижу, Чувствую»

Цель: Умение использовать одновременно все системы организма, помогающие получать информацию.

Инструкция:

        Представьте, что все участники тренинга находятся, например, в лесу (поле, горах, на море и т.д.). По кругу участник за участником тренинга проговаривает:

Один из участников предлагает версию того, что он может услышать в лесу… Второй участник – что он может увидеть в лесу… Третий – что он может почувствовать в лесу… И так все участники тренинга друг за другом предлагают свои версии. Каждый из участников к концу упражнения должен назвать все три версии.

1.3. Обсуждение группы

Цель: обмен впечатлениями и переживаниями.

Блок 2.

2.1. Упражнение «Экстремальное путешествие»

        Цель: формирование команды, определение совместимости характеров, личностных особенностей, развитие умения разрабатывать индивидуальные стратегии поведения, принимать собственные решения и групповые, развитие экспрессии, снятие психоэмоционального напряжения.

Проведение:

Ведущий тренер обращается к участникам тренинга: «Уважаемые дамы и господа!» Поздравляю вас с успешным окончанием Школы морской навигации. С сегодняшнего дня вы с полным основанием можете считать себя профессиональными моряками. Вас ждут увлекательные путешествия. Осталось, только определить на какой именно корабль вы будете распределены. Сейчас мы проведем формирование экипажей кораблей.

Участники встают в шеренгу. По команде ведущего за минимальное время они должны молча построиться: по цвету глаз; по цвету волос; по росту (с закрытыми глазами);  по высоте голоса (после проведения игры проверяется, например, исполнение ноты «ля», произнесением слова «мама»), по другим признакам. При этом ведущий каждый раз четко обозначает, с какой стороны должны встать участники, например, «с самыми светлыми волосами», а с какой – «С самыми темными».

После того как построение по какому-либо признаку выполнено (после 3-4 повторений), ведущий тренер делит шеренгу на нужное количество групп с разной степенью выраженности выбранного признака. В каждой образовавшейся группе должно быть 8-10 человек.

Распределение ролей.

Ведущий: Итак, экипажи кораблей сформированы. Теперь нам необходимо распределить между собой обязанности. Примерный перечень должностей (может быть записан на доске):

Капитан

Первый помощник

Механик

Боцман

Штурман

Врач

Священник

Психолог

Библиотекарь

Кок и т.д.

Этот список является условным и при необходимости может быть сокращен или расширен. Процедура распределения должностей нужна для более глубокого погружения в игровую ситуацию и уточнения ролевой позиции в дальнейших процедурах.

Обсуждение распределения должностей любопытно также с точки зрения особенностей складывающихся отношений между участниками игры и выявления лидеров: происходит ли выбор капитана и других «должностей» путем голосования, или каждый «назначает» себя сам, возникают ли споры и разногласия по этому поводу между членами экипажа, или всё протекает мирно и спокойно.

Кроме того, распределение должностей можно рассматривать как своеобразное социометрическое упражнение, позволяющее вскрыть способность участников к проявлению толерантности.

Ведущий. А теперь придумайте название своему кораблю. Ну что же, попрошу занять места на своих кораблях

Проверка совместимости.

Ведущий тренер продолжает вводить группу в моделируемую ситуацию. Экипажи были составлены случайным образом. Всем участникам авантюры предстоит совершить долгое и трудное путешествие, в котором огромное значение имеет психологическая совместимость участников. Стоит проверить насколько члены корабля способны понять и принять друг друга.

Психологи говорят, что группа является сплоченной, когда наблюдается единство ценностных ориентаций. Иными словами, к самым важным в жизни вещам у людей примерно одинаковое отношение. Но такое единство возможно лишь тогда, когда все хорошо знают, как каждый человек из группы относится к тому или иному вопросу, что ему нравится и что не нравится. Давайте проверим себя, насколько хорошо вы знаете друг друга, насколько вы можете проникнуть в глубину души человека из своего экипажа и понять его вкусы и пространства. Способны ли вы на основе той информации, которая у вас уже есть о человеке, предугадать, как он ответит на те вопросы, которые вами возможно, ещё не обсуждались?

Сядьте в круг. Каждый должен взять лист  бумаги, положить его горизонтально и разделить вертикальными линиями на три части. В верхней части среднего столбца напишите своё имя и должность на борту. В левом столбце напишите имя человека, сидящего слева от вас, но не ближайшего соседа, а следующего за ним. В правом столбце – имя человека, сидящего справа от вас, также через одного человека. Таким образом, у каждого из вас есть два человека, глазами которых вы должны будете посмотреть на мир: за них  вы дадите ответы на вопросы, которые я предложу.

Итак. Сейчас прозвучат вопросы. Их записывать не нужно. Ставьте номера вопросов и записывайте ответы, которые, по вашему мнению, дают ваши партнеры. Не спешите, попробуйте вжиться во внутренний мир человека, от имени которого вам приходится писать. В среднем столбце вы отвечаете за себя. Отвечайте кратко и определенно.

Необходимо соблюдать условие – отвечать не за ближайших соседей, а за сидящих чуть дальше – вызвано желанием оградить участников от соблазна подсмотреть, что же на самом деле пишет сосед на своем листочке.

Ведущему тренеру достаточно задать 5-6 вопросов. Их содержание может варьироваться в зависимости от половозрастного состава группы и её интересов.

Возможный перечень вопросов:

  • Ваш любимый цвет?
  • Ваше любимое мужское имя?
  • Ваше любимое женское имя?
  • С симпатией ли вы относитесь к домашней живности? Если да, то кого предпочитаете: собак, кошек, птиц, аквариумных рыбок или кого-то другого?
  • Смотрите ли аргентинские и мексиканские телевизионные сериалы?
  • Самая неприятная для вас человеческая черта?
  • Самое ценное человеческое качество?
  • Ваше любимое времяпрепровождение?
  • Книги, какого жанра вы предпочитаете?

После завершения процедуры ведущий тренер предлагает участникам сравнить результаты и подсчитать количество совпавших ответов. Итоги подводятся во время обще группового обсуждения.

Нетрудно заметить, что указанные вопросы подразумевают достаточно широкий спектр вероятных ответов, а не банальную альтернативу «да – нет». Здесь сложно просто угадать ответ, как в лотереи. Придется подумать, вчувствоваться в другого человека. Однако может найтись несколько удивительно проницательных участников, умудрившихся осуществить «стопроцентное попадание». Нужно обсудить, как им удалось добиться этого; на чем основывались их предположения, что именно подсказало им правильные ответы. Но если даже совпадений немного, члены группы приобретают много необычной информации друг о друге, становятся ближе и понятней друг другу, получают опыт «вхождения в мир другого».

Остров «Чужих»

Ведущий. Двигатели кораблей заработали и через некоторое время они скрылись из виду.

Маршруты у них разные, но разве можно предсказать все возможные повороты судьбы?

Может быть, им ещё предстоит встретиться на водных просторах?

После многих дней пути вы увидели, неизведанный, белеющий в дымке остров. На карте остров обозначен, как «Остров Чужих».

Первое задание:

Ведущий тренер предлагает следующую ситуацию и дает задание группе:

  • Представьте, как может выглядеть «Остров  Чужих»?
  • Кто его населяет?
  • Каковы местные жители?
  • Как они живут?
  • Чем занимаются?  
  • Нарисуйте на листе бумаги «Остров Чужих» и её жителей

Расскажите о ней. Время на подготовку – 20-25минут.

Спустя указанное время каждая команда рассказывает коллегам об этом острове и её обитателях. Идет обсуждение.

Второе задание:

Ведущий тренер предлагает следующее задание – индивидуальное.

Возьмите листок бумаги. Разделите его вертикальной чертой. Над левым столбиком напишите «Я». Над правым «Чужой». В левом столбце напишите 5-7 самохарактеристик (прилагательных и существительных). А в правом – черты человека, которого можно рассматривать как вашего антипода, то есть полностью противоположного вам.

Третье задание:

Ведущий тренер обращается к участникам группы:

  • «Постарайтесь, как можно ярче представить своего антипода. Как он выглядит, двигается, говорит, о чем он думает, мечтает.
  • Теперь попробуйте рассказать о внутреннем мире такого человека. Напишите окончания этих фраз от лица своего антипода:

Он часто думает о…

Он чувствует себя…

Раньше он часто…

В будущем ему …

Ему не нравиться …

Иногда он мечтает …

Он очень хотел бы …

Он любит …

Он боится …

Он иногда вспоминает …

Эти фразы надо написать на специальных бланках по числу участников или на доске.

Четвертое задание:

Ведущий тренер предлагает следующее задание экипажам кораблей. Каждый экипаж кораблей через 15 минут должен представить обобщенный портрет антипода. Для этого членам экспедиции необходимо сначала обменяться списком черт, написанным в правой колонке, найти общие для всех и выписать их на отдельный лист. Затем нужно сравнить варианты окончания фраз от своих антиподов и также найти совпадения.

После выполнения этого задания экипажи представляют полученные результаты другим. Ведущий тренер выносит на обсуждение следующие вопросы:

  • Много ли обнаружилось совпадений в портрете антипода?
  • В чём сходство антипода?
  • Часто ли вам приходилось встречать в жизни людей, обладающих такими чертами?
  • Встречаются ли такие характеристики, с помощью которых один участник описывает себя, а другой – своего антипода?
  • Возможно, ли детально описать человека, который был антиподом для всех?

«Остров Своих»  

Ведущий тренер и его ассистент передают экипажам большой лист ватмана и краски (или фломастеры).

Задание:

  • Представьте себе, как может выглядеть «Остров Своих?» 
  • Кто его населяет?
  • Каковы местные жители?
  • Как они живут?
  • Чем занимаются?
  • Нарисуйте на листе ватмана «Остров Своих», его жителей, и расскажите о них. Время на подготовку – 20-25 минут.

Возвращение кораблей. 

Обсуждение результатов

Ведущий тренер предлагает всем вернуться в общий круг для обсуждения предлагаются следующие вопросы.

  • Изменились ли ваши представления о «Своих» и «Чужих» в процессе путешествия? Почему?
  • Какие новые качества удалось найти в самом себе?
  • В своём антиподе?
  • Изменилось ли ваше отношение к тем, кого вы называете «Чужими»?
  • Возможно, ли относиться к «Чужим» так, чтобы это отношение никого не обижало и не унижало?
  • В чем особенности такого поведения и отношения?
  • Изменилось ли отношение к понятиям «Свой» и «Чужой»?
  • Согласны ли вы с утверждением, что нет «Своих» и «Чужих», потому что каждый уникален и этим ценен?

Блок 3.

3.1. Упражнение «Свои и Чужие»

Цель: Проживание собственных эмоций, чувств через язык метафоры, смысловое и эмоциональное отреагирование, осознание собственных ресурсов.

Притча «Свои» и «Чужие»

С начала времен человечество было едино. Это была общность, в которой каждый понимал каждого, потому что все говорили на одном языке. Это была общность, противостоящая «чужим» - враждебным, злобным, непонятным силам природы. «Они» и «Мы» противостояли. Но человечество было еще юным и наивным. Люди переоценили себя. Они решили, что равны по силе Богу. И начали строить в городе Вавилоне огромную башню, чтобы достигнуть неба и доказать свое равенство с Богом…

Бог наказал человечество: он смешал языки людей, строящих Вавилонскую башню. И перестали люди понимать друг друга. Они перестали быть единой общностью. И не смогли достроить башню, разбрелись люди по свету, построили новые города, объединившись по сходству языка и внешности. И решили, что «Мы» - это те, кто рядом. А другие, не похожие на нас, говорящие на иных языках, - это «они».

Так люди стали делить друг друга на «своих» и «чужих». «Своих» любили, защищали, считали лучшими на свете и достойными лучшей жизни. «Чужим» не доверяли, а порой откровенно боялись или унижали – в зависимости от того, кто был сильнее: «Мы» или «Они».

Шли века, проходили тысячелетия. И вот деление на «Своих» и «Чужих» стало вчерашним днем человечества. Люди научились понимать, что язык, цвет кожи, разрез глаз, обычаи и одежда могут быть разными у разных народов. Но каждый народ одинаково чувствует боль утраты и сладость любви. И кровь у всех одного цвета. И у каждого народа есть свои герои и свои подлецы. Есть «Человек» и есть его «Я». Человек может быть добрым и порядочным, а может быть агрессивным и безнравственным. Он может быть умен или глуп, богат духовно или ограничен в своих интересах. Каждый Человек уникален. Он не «Свой» и не «Чужой». Он – другой. И он имеет право быть самим собой.

Блок 4.

4.1. Рефлексия дня

Цель: Получение обратной связи, эмоциональное и смысловое отреагирование, осознание полученного опыта.

На круг поделитесь своими чувствами, мыслями, переживаниями.

Упражнение «Сегодняшний день для меня - это…», каждый проговаривает только одно слово, добавляя своё окончание.

4.2. Ритуал прощания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты