Приобщение детей к истокам русской народной культуры
методическая разработка на тему

Кадейкина Галия Харисовна

Описание опыта работы музыкального руководителя Кадейкиной Г.Х. по теме «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_detey_s_itokam_russkoy_narodnoy_kulture.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация городского округа  Саранск

Управление образования

МДОУ «Детский сад №78 комбинированного вида»

Опыт работы

Музыкального руководителя

Кадейкиной Галии Харисовны

«Роль фольклора

в приобщении детей к истокам

русской народной культуры»

 

г.о.Саранск, 2015

2.Описание опыта работы музыкального руководителя Кадейкиной Г.Х. по теме «Приобщение детей к истокам русской народной

                                       культуры»

В целях воспитания гражданина и патриота Галия Харисовна особое внимание уделяет освоению народной культуры через фольклор. Знакомя детей  с колыбельными песнями, прибаутками, потешками, пестушками , играми да забавами Галия Харисовна оставляет в душе детей след, устойчивый интерес к культуре русского народа.

        Музыкальный фольклор нашёл большое отражение в содержании работы с детьми. Знакомясь с русским музыкальным творчеством, дети приобретают знания о быте и традициях русского народа, с его языковым богатством. Народные игрушки, музыкальные инструменты помогают детям проникнуться уважением к народному мастеру, создавшему их.

        Организация музыкально- театрализованных представлений, в основу которых входят традиции и обряды русского народа (святки, масленица, ярмарки) обогащают представление детей, расширяют их знания о народной культуре.

        Галия Харисовна отводит непосредственному восприятию фольклора: слушание в записи народных песен, направленных на развитие активного восприятия музыки, формирующих эмоциональную отзывчивость и способствующих накоплению фольклорного багажа.

        Для освоения традиционной народной культуры Галия Харисовна использует наглядный материал (предметы быта, иллюстрации).

        В работу с детьми по приобщению к народному творчеству активно включает знакомство с колыбельными песнями, которые знакомят дошкольников с традициями русского народа. Эти песни- спутники детства. Они понятны детям, через них обогащается словарь детей, формируется представление об окружающем мире. Используя в своей работе малые фольклорные формы, Галина Борисовна тем самым помогает ребёнку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.

        Таким образом, музыкальные занятия, построенные на материале фольклора, глубоко проникает в жизнь каждого ребёнка и формирует его эмоционально- эстетического восприятия родной литературы.

        На фольклорных занятиях кружка «Весёлые звонцы» Галия Харисовна знакомит детей с народным творчеством: песнями, плясками, хороводами, играми на музыкальных инструментах, трещётках.

        Диапазон песен и хороводов, используемых на занятии доступен каждому ребёнку.

        К пению с голоса педагог добавляет народный инструмент как подголосок. Это либо свистульки, либо ложки. И, конечно же, голос педагога звучащий чисто и красиво, воспринимается лучше любого традиционного инструмента.

        На каждом занятии кружка педагог учит детей выразительно двигаться, говорить, петь, подражать, изображать действия героя. И ещё учит детей не просто сплясать, а добавить свой кураж.

        Педагог обращает внимание на различие ролей и движений мальчиков и девочек в играх, танцах, хороводах.

        Если даже пары нет, ребёнку предлагает подыграть на свистульке, бубне или ложках.

        В практику педагога вошли обязательные отчёты о своей работе с детьми по приобщению к народной культуре- фольклорные праздники, которые проводятся раз в квартал.

        Их цель – привлечь внимание родителей в патриотическое воспитание дошкольников средствами народного искусства.

        Фольклорные праздники- мощный фактор положительного воздействия на эмоциональную сферу ребёнка. Галия Харисовна считает, что именно на таких праздниках даётся возможность детям проявить свои творческие способности в виде музыкальной деятельности по своему выбору и на любом уровне, без лишних физических и психологических нагрузок.

        Прилагаются конспекты занятий фольклорного кружка:

 

Фольклорные занятия

Цель: Познакомить детей с народной песней, хороводом, частушкой.

Музыкальный репертуар: Русские народные песни.

«Ах вы, сени»,

«Во саду ли, в огороде»,

«Как у бабушки козёл», «Частушки»,

игра «Никанориха гусей пасла».

Материал и  оборудование: Куклы «Би- ба- бо» (Дед и Баба); ширма, оформленная как изба; народный костюм для музыкального руководителя; ленты на голову девочек и кушаки для мальчиков (по количеству детей).

Ход занятий

Музыкальный руководитель (встречает детей у входа в зал):

Здравствуйте, дети! Сегодня я приглашаю вас в страну русских сказок. Нам нужно принарядиться, девочки украсят голову лентами, а я надену сарафан и платок. Готовы? Теперь беритесь за руки и пойдём.

        Музыкальный руководитель: под музыку «Ах вы, сени» сначала ведут детей в зал змейкой, после смены музыкальной фразы по диагонали, затем останавливаются.

        Музыкальный руководитель: Представьте себе, что вам нужно открыть дверь- скрипучую сказочную.

        Какие звуки получились бы?

        Дети выполняют голосовые упражнения «скрипучая дверь», рисуем воздушный шар голосом, звукоподражания.

        Вы так старались, что дверь в мир сказок открылась. Давайте войдём (проводит детей в воображаемую дверь). Звучит запись наигрыша «Тимоня- это народная плясовая. А вы умеете плясать? (ответы детей)

        Музыкальный руководитель предлагает детям поучиться поплясать.

Показывает упражнение для ног:

        1)Топать поочерёдно ногами на каждую четверть такта.

        2) «Горошек» - быстрое, дробное постукивание ногами (ноги как пружинки).

        3) «Дробь» - выстукивание ногами ритмичного рисунка.

Музыкальный руководитель: Ребята, а вы знаете, что такое частушки? Это маленькие истории. Смысл этих историй отражён в их названиях- страдания, насмешки, воображалки,  дразнилки.

        Послушайте их, поёт:

Мы частушек много знаем

И хороших, и плохих,

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких.

Музыкальный руководитель разучивает частушку. Затем дети садятся полукругом перед ширмой, на которой изображена изба (печка, лавка, стол).

        Звучит аудио запись «Во саду ли, в огороде».

Из-за ширмы появляются Дед и Баба.

Баба: Ой, да к нам гости пожаловали!

        Дед, поздоровайся с ребятами.

Дед: Сейчас я с вами по русскому обычаю поздороваюсь. Здравствуйте добры молодцы, красны девицы!

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дедушка и бабушка!

Мы к вам в гости пришли.

В костюмы нарядились. Вокруг себя оборотились.

Хотим петь да плясать, себя людям показать!

И сказу хотим послушать!

Дед:  Да какую же ребятам сказку рассказать, бабка?

Баба: Про нашу курочку Рябу расскажи.

Дед:   Так  это для самых маленьких. А они уже большие.

Музыкальный руководитель: Эту  сказку мы и сами расскажем. Ну, что дети, попробуем?

        Театральный этюд «Сказка про Курочку Рябу»

Дед: Здорово у вас получается.

Баба: У детей – то, здорово! А у нас- нет.

Они пришли послушать наши сказки,

                                  А не нам показывать.

Дед:  Давай- ка расскажем им сказку

          Про нашего козла

Баба: Не  только расскажем,

Но и покажем, и песенку споём,

И в игру поиграем.

Музыкальный руководитель: Какую песенку?

Дед: А вот такую (Берёт маленькую балалайку, играет на ней под запись песни «Как у бабушки козёл».

Баба:     А припев в этой песне простой тыр- тыр

               Ты – ры- рыр! Ну- ка, все вместе повторим:

                Тыр- тыр- тыр- тыр- тыр – тыр!

                Мы с дедом ещё раз споём песенку, а вы подпевайте!

Исполняют песню, дети подпевают.

Затем дед и баба предлагают поиграть в игру «Никанориха гусей пасла»

(2 раза).

Музыкальный руководитель: Бабушка, дедушка, научите нас хоровод водить!

Баба: Да с радостью! В круг вставайте.

           Дедушка расскажет, как надо танцевать!

Музыкальный руководитель и дети разучивают хороводный танец «Во саду ли, в огороде».

Музыкальный руководитель: Пришла пора прощаться.

                                                        Дети, вам понравилось в гостях?

Дети: Да.

Музыкальный руководитель: До свидания, бабушка и дедушка, спасибо вам за гостеприимство.

Дед:       Приходите ещё, ребятишки.

               Приносите в следующий раз с собой по две деревянных ложки.

Баба: А мамы пусть для этих ложек сумочку сошьют. Да не простую, а из разноцветных кусочков.

Музыкальный руководитель: А что мы с ложками делать будем?

                                                       Неужели играть на них нас научите?

Дед: Научим, научим, и не только на ложках, но на других народных инструментах. До свидания.

        Дети и музыкальный руководитель берутся за руки и под музыку выходят в воображаемую дверь.

Музыкальный руководитель: Пора и нам расставаться. До свидания!

Домашнее задание: Детям узнать у взрослых

                                 Какие частушки они помнят

                                 И поют, выучить одну частушку

                                 И на занятии спеть.

3. Методика ознакомления детей с колыбельной песней у Галии Харисовны

своеобразна. Детям она предполагает вспомнить ту кроватку, в которой они спали, затем рассказывает. Что давным-  давно в старые времена у детей тоже были кроватки, но они отличались от современных: это были люльки, колыбельки; рассказ сопровождается показом иллюстраций с изображением люльки. В этих люльках детей не только качали, но и напевали им песни. После беседы исполнялась колыбельная песня. Такое занятие вызывает у детей положительный эмоциональный отклик, желание услышать их ещё раз.

        Для развития личности ребёнка педагог использует потешки, прибаутки, которые являются могучим средством ознакомления детей с окружающем миром приобщения к истокам собственной культуры. Используя в своей работе такой приём, как обращение к ребёнку по имени, педагог помогает стать соучастником действия:

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий,

Сашенька хороший,

Сашенька пригожий.

Этот приём показывает внимание взрослого к  ребёнку, уважение к нему.

Галия  Харисовна  стремиться к тому, чтобы жизненные малые фольклорные формы доставляли детям эстетическое наслаждение и вызывали интерес к истории народа.

        Народное искусство, как  живое и яркое, Галия  Харисовна использует и на музыкальных занятиях. Наиболее яркой и устойчивой  формой приобщения детей к народным традициям. На этих занятиях дети поют русские народные припевки, частушки, водят хороводы, слушают русские народные песни в грамзаписи, играют на детских музыкальных инструментах, инсценируют сказки, здесь же и лепят. Разве может устоять ребёнок на месте, когда звучит весёлая плясовая мелодия, когда звенят бубны, трещат ложки и детей развлекают весёлые скоморохи.

        Секрет мастерства музыкального руководителя Галии Харисовны содержится в огромной требовательности прежде всего к себе, в творческом отношении к своему делу. Она много работает над повышением профессионального уровня. Постоянно ищет новые подходы и приёмы.

        Проделанная работа не могла не отразиться на успехах воспитанников

Галии Харисовны. Они становятся активнее, инициативнее, принимают активное участие в смотрах- конкурсах, в Фестивалях семейной песни с исполнением русских народных песен.

        Каждый год воспитанники нашего детского сада поступают в музыкальные школы, в хоровые и танцевальные студии. А  так отрадно слышать от родителей, что в нашем детском саду работает замечательный педагог, как Кадейкина Галия Харисовна.

Опыт обобщила старший воспитатель МДОУ №78


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры

В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....

Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...

«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»

О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....

«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»

О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...