Статья на тему:"Ценность семьи для ребёнка с общим недоразвитием речи"
статья на тему

Кузьмина Анна Юрьевна

В данной статье раскрываются особенности воспитания и развития в семье  ребёнка с общим  недоразвитием речи. Данная статья будет интересна родителям и педагогам детей с общим недоразвитием речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уткина А.Ю., педагог-психолог

детский сад № 171 «Крепыш» АНО ДО «Планета детства «Лада»

г.о. Тольятти, Самарская область.

Статья

на тему: «Ценность семьи для ребёнка с общим недоразвитием речи»

Педагоги уделяли самое серьезное внимание, проблемам семейного воспитания, рассматривая его как наиболее естественную основу формирования психологического и нравственного склада личности, развития творческих способностей человека на всех возрастных этапах жизни.

Педагоги видят главную причину влияния семьи на детей в том, что первые впечатления ребенка от окружающей жизни, полученные в семье, самые сильные и устойчивые. Сила влияния семьи и в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных условиях и ситуациях. От того, на что и как направлено влияние семьи, во многом будет зависеть результат воспитания. Среди наиболее значимых условий воспитания педагоги отмечают, прежде всего, создание той семейной атмосферы любви и взаимопонимания между родителями и детьми, которая оказывает благотворное влияние на формирование личности ребенка. Личность не только существует, но и впервые рождается именно как «узелок», завязывающийся в сети взаимных отношений. Поскольку младенец с первых минут включен в совокупность человеческих отношений, потенциально он уже личность.

Основные условия развития личности - «включенность» ребенка в человеческие отношения и человеческое общение. И первой такой школой общения становится семья, где дети с ранних лет усваивают целостную систему нравственных ценностей и идеалов, культурные традиции данного общества и специфической социальной среды. Именно в раннем детстве формируется либо исходное доверчивое отношение к миру и к людям, либо ожидание неприятных переживаний, угрозы со стороны мира и других людей.

Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Живя в семье, ребенок должен быть, уверен, что его кто-то очень любит, и чувствовать такую же безграничную любовь в ответ. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. При этом ребенок активнее постигает мир, легче овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Человечность, сердечность, чуткость, отзывчивость - этот моральный иммунитет против зла приобретается лишь тогда, когда человек в раннем детстве прошел школу доброты, школу подлинно человеческих отношений.

Для родителей семейное воспитание - это процесс сознательного формирования физических и духовных качеств детей. Каждый отец и каждая мать должны хорошо понимать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Этим определяется осознанный характер семейного воспитания, требование разумного и взвешенного подхода к решению воспитательных задач. Для ребенка с ОНР семья играет особую роль, сформулируем специфические функции семьи имеющей ребенка с ОНР:

1. Реабилитационно-восстановительная функция является одной из основных специфических функций семьи ребенка с ОНР. Родители активно участвуют в процессе реабилитации своего ребенка. Они обращаются к специалистам и руководствуются их рекомендациями с целью оптимизации психического состояния ребенка.

2. Функция эмоционального принятия. Каким бы не был ребенок, он принимается близкими. ``Он наш, и мы его любим'', - говорят родители. Ребенок полностью включается в жизнь семьи. Семьи, в которых внутрисемейная атмосфера наполнена любовью и уважением к каждому члену семьи, где каждый представляет ценность для других, являются образцовыми. В таких семьях у детей легче и быстрее формируются эмоциональная стабильность, учебные навыки и знания, личностная зрелость, устойчивость к любым жизненным невзгодам. Семья с такими взаимоотношениями может служить примером для других.

3. Коррекционно-образовательная функция. Любовь к ребенку обязательно формирует у родителей мотивацию к его обучению. Родители ребенка участвуют в процессе его развития, обращаются к специалистам за помощью и, следуя их рекомендациям, организуют для ребенка дома специальные условия. В семье создается коррекционно-образовательная среда, способствующая развитию у ребенка интереса к окружающему миру и его познанию, раскрывающая его способности и возможности, оптимизирующая личностное развитие ребенка. Процесс образования любого ребенка, а ребенка с ОНР особенно, не может ограничиваться лишь помощью специалистов коррекционного образовательного учреждения (детского сада или школы). Участие родителей в этом процессе обязательно, оно просто необходимо еще и потому, что этот процесс позволяет преодолевать не только проблемы ребенка, но и внутренние психологические трудности родителей.

4. Приспособительно-адаптирующая функция. Родители участвуют в процессе адаптации ребенка к жизни. Родительская любовь и чуткость позволяют приспособить ребенка и перевести его на более высокую ступень самостоятельности в самых сложных случаях.

5. Социализирующая функция. Известно, что процесс психологического взросления ребенка с ОНР с большими трудностями, в замедленном темпе, поэтапно. Первой ступенью вхождения ребенка с ОНР в социальную среду является его адаптация в семье. Успешность этого процесса во многом зависит от того, насколько адекватно реагируют на проблемы ребенка и как помогают их преодолевать его близкие родственники. Роль родителей в этом процессе является первостепенной. Как показывает практика, степень социализации ребенка зависит не только от его психофизических возможностей, но и от выбора родителями адекватной модели воспитания. Ребенок с ОНР должен быть сориентирован родителями на активные взаимоотношения с окружающим социумом, должен стремиться к познанию мира, к контактам со сверстниками, овладению знаниями и доступной профессией.

6. Профессионально-трудовая функция. Родители ребенка участвуют в формировании у него трудовых навыков. Все начинается с элементарных требований, предъявляемых к ребенку в раннем детстве: санитарно-гигиенических, уборки игрушек, учебных принадлежностей, своих вещей, уборки в квартире и т.д. Именно такое приучение ребенка к труду формирует у него мотивацию к труду, потребность в участии в общественно-полезной деятельности.

7. Функция личностно-ориентированного подхода. Воспитывая ребенка, родители видят в нем то, что отличает его от других детей: индивидуальность, самобытность, способности, потребности. Дети с ОНР не лишены таланта. Об этом свидетельствуют многочисленные конкурсы, которые проводятся в системе специального образования. Дети , танцуют, рисуют, лепят, . Помощь взрослого заключается в определении, развитии и поддержке способностей ребенка с ОНР. Именно личностно-ориентированный подход в воспитании ребенка позволяет родителям выявить его способности. Это позволяет обрести еще один путь, обеспечивающий вхождение ребенка в ``культурную среду'' (Л.С. Выготский).

8. Рекреационная функция. Совместный отдых всей семьей, проведение досуга вместе с друзьями ребенка, в театре, на выставке или в кино на виду у всех - это форма достижения полной свободы от предубеждений. Отдых на природе полезен не только ребенку, но взрослым. Здесь возникает возможность выйти за пределы городского жилья, прикоснуться к живому дыханию природы: увидеть зелень травы, почувствовать запах полевых цветов, услышать щебетание птиц. Такие контакты очень полезны ребенку. Они повышают жизненный тонус, помогают раскрыть его способности.

Таким образом, семья это первый институт социализации имеющий решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции.

Семья - ближайшее и первое социальное окружение, с которым сталкивается ребенок. Рождение ребенка с дефектом развития действует на разных родителей неодинаково, но в большинстве своем проявляется как сильнейший психологический стресс, последствием которого может быть возникновение так называемого травматического невроза, т. е. нарушение функционирования психики в результате пережитого шока. Большинство родителей постепенно обретают силы, чтобы вернуться к обыденной жизни и заняться воспитанием ребенка. Однако сильный шок, пережитый ими ранее, способен возвращаться к ним в виде «ретроспективных» тревог, бессонницы, нервных срывов, периодических депрессий. Выделяют несколько схем поведения родителей на появление ребенка, имеющего тот или иной дефект. Это:

1.Принятие ребенка и его дефекта - родители принимают дефект, адекватно оценивают его и проявляют по отношению к ребенку настоящую преданность. У родителей не проявляются видимые чувства вины или неприязни к ребенку. Главным девизом считается: «необходимо достигнуть как можно больше там, где возможно». В большинстве случаев вера в собственные силы и способности ребенка придают таким родителям душевную силу и поддержку.

2.Реакция отрицания - отрицается, что ребенок страдает дефектом. Планы относительно образования и профессии ребенка свидетельствуют о том, что родители не принимают и не признают для своего ребенка никаких ограничений. Ребенка воспитывают в духе чрезвычайного честолюбия и настаивают на высокой успешности его деятельности.

3.Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки, охранительства. Родители наполнены чувством жалости и сочувствия, что проявляется в чрезмерно заботливом и защищающем ребенка от всех опасностей типе воспитания. Аномальный ребенок является предметом чрезмерной любви матери, родители стараются за него все сделать, в результате чего он может долго, а иногда всю жизнь находиться на инфантильном уровне.

4.Скрытое отречение, отвержение ребенка. Дефект считается позором. Отрицательное отношение и отвращение по отношению к ребенку скрывается за чрезмерно заботливым, предупредительным воспитанием. Родители «перегибают палку» в выполнении своих обязанностей, педантично стараются быть хорошими.

5.Открытое отречение, отвержение ребенка. Ребенок принимается с отвращением, и родители полностью осознают свои враждебные чувства. Однако для обоснования этих чувств и преодоления чувства вины родители обращаются к определенной форме защиты. Они обвиняют общество, врачей или учителей в неадекватном отношении к ребенку.

Ребенок с отклонением в развитии является для родителей не только источником отрицательных эмоциональных переживаний. Его появление вносит существенные коррективы в привычный быт семьи, изменяет отношение к другим детям. Часто семьи тратят немало сил, чтобы как-то приспособиться к своему несчастью. Нередки случаи, когда родители, ожидая насмешек и сочувствия, стесняются выходить на прогулку с ребенком  и делают это «крадучись», «тайком», в темное время суток, вдали от людей.

Вызвано это во многом тем, что наше общество, к сожалению, не подготовлено к восприятию таких детей. Существует своеобразная «психологическая стена» между здоровыми людьми и людьми, имеющими отклонения в развитии. От этого страдают не только дети, но и все общество, поскольку при таком отношении у людей возрастает моральная черствость к несчастью другого человека и к незащищенным слоям населения в целом.

Немало вопросов возникает у родителей в связи с организацией жизни и воспитания ребенка с учетом дефекта. Большинство из них, ожидая рождения здорового ребенка, оказываются и психологически и практически неподготовленными к тому, чтобы воспитывать ребенка с психическими ограничениями.

При этом во многих случаях роль родителей вынужденно ограничивается непосредственным уходом за ребенком и практически не выходит за рамки потребностей текущего периода. Так, А.С. Спиваковская показала, что родительская позиция в семьях, где есть дети с нарушениями развития, отличается неадекватностью, ригидностью и сиюминутностью, адресуется к сегодняшним проблемам жизни ребенка, в противовес родительской позиции в семьях с нормальными детьми, где она характеризуется адекватностью, прогностичностью, адресуется к завтрашнему дню, к будущему ребенка.

Некоторые исследователи считают, что по мере роста и развития ребенка с отклонениями в развитии в семье возникают новые стрессовые ситуации, новые проблемы, к решению которых родители совершенно не подготовлены. Вследствие этого конструктивная и динамическая помощь является необходимой таким семьям на всех этапах жизни ребенка.

Нарушение речи  или ее полное отсутствие является предпосылкой к возникновению коммуникативного барьера, отчужденности и отгороженности в родительски - детских отношениях.

Многие родители, устроив ребёнка в коррекционное дошкольное учреждение или логопедическую группу, считают, что основную роль они выполнили, теперь остаётся только ждать, когда педагоги научат ребенка быстро одеваться, правильно умываться, красиво рисовать, чисто говорить и внятно излагать свои мысли. К сожалению, слишком часто они не задумываются над тем, что воспитание ребёнка продолжается, обучением нужно заниматься и дома. Логопед должен постараться разрушить иллюзию, весьма распространенную среди родителей, о возможности магического, “волшебного” разрешения всех проблем развития и воспитания ребенка только в результате посещения им коррекционных занятий. Необходимо сформировать адекватные ожидания родителей в отношении результатов обучения, подчеркнуть, что, какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции.

На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиям семьями. Найти же контакт необходимо со всеми. Для одних необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других - твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов. Для осуществления эффективного взаимодействия с семьёй важна родительская мотивация к сотрудничеству со специалистами. В связи с чем, выделяют следующие группы по данному критерию.

1. Родители с высоким уровнем мотивации. Характеризуются следующими качественными показателями:

- адекватно воспринимают состояние ребенка, готовы к полноценному сотрудничеству с дошкольным учреждением в процессе коррекционной работы, понимают его важность и необходимость.

- проявляют инициативу в плане сотрудничества с дошкольным учреждением, прислушиваются к советам и рекомендациям и применяют их в общении с детьми.

2. Родители со средним уровнем мотивации. Также адекватно воспринимают состояние ребенка, не отрицают необходимости сотрудничества с дошкольным учреждением, но при минимальной затрате усилий с их стороны, соглашаются со всеми доводами педагогов, но мотивируют свою пассивность недостатком времени.

3. Родители с низким уровнем мотивации. Для этой группы характерны следующие качественные показатели:

- отсутствие адекватной оценки родителями состояния речи ребенка, пассивная внутренняя позиция родителей в сотрудничестве с дошкольным учреждением проявляется в непонимании необходимости коррекционной работы, критические замечания и предложения не принимаются.

Каждого из родителей необходимо нацелить на систематическую, длительную работу с ребенком. Напомнить, что четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни. На первом родительском собрании логопед знакомит родителей с основными целями и задачами логопедической работы, рассказывает о системе логопедических занятий.

Необходимо проводить с родителями просветительскую работу. Она может проводиться в различных формах:  выступления на родительских собраниях,  индивидуальные консультации, семинары, занятия-практикумы, открытые занятия, праздники, конкурсы и проекты, организация совместной работы взрослых и детей по выполнению домашних логопедических заданий, анкетирование, информационная поддержка. Для более эффективной работы родителям требуется информационная поддержка. Это осуществляется с помощью: специальных “логопедических уголков”,  информационных стендов,  тематических выставок книг. Там выставляется: справочный  материал, статьи специалистов из разных журналов, книг и газет, рекомендации по развитию речи, рекомендации по развитию артикуляционной и мелкой моторики. Очень важно сообщить родителям, как правильно заниматься с детьми.

Воспитание ребенка с речевыми проблемами, безусловно, требует от семьи максимум любви и внимания. В большинстве случаев родителям, не получившим специальную подготовку, трудно оценить возможности ребенка и ситуацию. Для того чтобы достичь наилучшего результата в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, необходимо включать коррекционно-воспитательное воздействие не только со стороны специалистов образовательного учреждения но  и родителей. Родители, движимые  чувством любви к ребёнку, способны дополнить расширить и развить предлагаемые специалистами  методы обучения, проявить творчество в деле воспитания своего ребёнка, взять на себя повседневный труд помощи ребёнку. Сотрудничество семьи и образовательного учреждения является необходимым условием успешности воздействий на ребёнка.

Литература

1. Доронова Т.Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей [Текст]  / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание.-  2000. - № 3.-  С.87-90.

2.Ермакова В.Д. Организация работы с родителями в специализированном дошкольном учреждении [Текст] / В.Д. Ермакова// Обучение и воспитание детей с нарушениями развития. - 2003.-  №1, – С. 28 – 40.

3.Мудрик А.В. Социальная педагогика [Текст] / А.В. Мудрик, В.А. Сластенина. – М.: «Академия», 2000. – 192с.

4.Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия [Текст]   / Э.Г. Эйдемиллер,  В.В. Юстицкис. -  М.: Педагогика, 1990.- 263с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие творческого мышления детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через развивающие блоки Дьенеша"

В статье раскрыто значение технологи Дьенеша для развития творческого мышления детей дошкольного возраста с ОНР....

Статья «Методика исследования словоизменения существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Эта методика позволяет более подробно изучить такой раздел грамматики, как словоизменение. Полученные результаты используются для построения плана работы по профилактике дисграфии в старшем дошкольном...

Статья "Развитие эмоционально - оценочной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи II уровня"

Эмоциональная лексика является частью лексикона и способствует более точному осознанию и описанию настроений, чувств, переживаний человека, лучшей оценке происходящих событий, наиболее адекватно выраж...

Статья "Особенности развития театрализованной игры у детей с общим недоразвитием речи".

Данный материал будет интересен при работе с детьми с общим недоразвитием речи....

Статья: "Особенности коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Особенности коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с общим  недоразвитием речи...

Статья "Дыхательная гимнастика в речевом развитии дошкольников с общим недоразвитием речи"

Статья о речевом дыхании, рекомендации по проведению дыхательной гимнастики с дошкольниками...