Экологические игры
картотека (старшая, подготовительная группа) на тему

Фисун Татьяна Петровна

картотека "Экологические игры".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskie_igry.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Почтальон принес посылку

        Цель: Развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию. Составление загадок об овощах.

      Воспитатель вкладывает овощи и фрукты по одному в бумажные пакеты, а затем помещает их в коробку. Приносит коробку в группу и говорит , что почтальон принес посылку. В посылке разные овощи и фрукты. Дети достают пакеты из коробки, заглядывают в них и описывают то, что принес почтальон. Остальные дети отгадывают.

     Используемая литература: Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». Издательство « ДЕТСТВО-ПРЕСС».2007г

                                                   Где что растет.

       Цель : учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды с его листьями.

        На фланелеграф выкладываются две ветки: на одной - плоды и листья одного растения, на другой - плоды и листья разных растений. Например, листья крыжовника, а плоды груши.

Воспитатель задает вопрос: «Какие плоды созревают, а какие нет?».  Дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.                

        Используемая литература: Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». Издательство « ДЕТСТВО-ПРЕСС».2007г

КТО СКОРЕЕ СОБЕРЕТ

Цель : Учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

         Собирать овощи и фрукты только в соответствии с пометкой-значком на корзине (на одной приклеена картинка - яблоко, на другой - огурец). Выигрывает  та команда, которая соберет все предметы в корзинку и при этом не ошибется.    Обращаясь к детям, воспитатель напоминает о том, что они уже знают многие овощи и фрукты.«А сейчас будем соревноваться – чья бригада быстрее соберет урожай. Вот в эту корзинку надо собрать фрукты, а в другую - овощи. Кто считает, что они собрали все, поднимает корзинку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что -  нибудь в саду или в огороде» .Овощи и фрукты воспитатель вместе с детьми раскладывает ра полу. Выбираются две бригады. По сигналу воспитателя дети собирают овощи и фрукты в соответствующие корзины. Та бригада,которая первой поднимет корзинку, выигрывает. После этого объявляется команда победительница.

        Используемая литература: Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». Издательство « ДЕТСТВО-ПРЕСС».2007г

                                                   Собери урожай.

          Цель: учить различать дары полей садов. Помочь собрать урожай труженикам полей.

          Детям предлагается собрать отдельно овощи, фрукты, колоски, выставляя их перед соответствующими сюжетными картинками. Рассматривая картинки, те составляют рассказ о том, как выращивают тот или иной урожай.

        Используемая литература: Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». Издательство « ДЕТСТВО-ПРЕСС».2007г

                                                   К дереву беги.

          Цель: закреплять знания детей о деревьях, которые растут на участке детского сада. Учить быстро ориентироваться в них, находить нужное дерево.

          Подбегать к дереву можно только по сигналу водящего. Кто ошибся и подбежал не к тому дереву, отдает свой фант, который должен отыграть в конце игры.                                                                                                                                                  Выйдя на прогулку, воспитатель говорит: » знаете ли вы ,ребята, как называются деревья которые растут у нас на участке, и чем они отличаются друг от друга? Мы узнаем,  когда поиграем в игру « К дереву беги». У нас на участке есть красивое дерево. Оно зимой и летом одним цветом, пушистое, душистое, шишки на нем растут. На новый год в гости к ребятам приходит».Так начинает игру воспитатель, показывая пример, как надо описывать дерево. Затем дает команду «Раз , два, три –к дереву беги.» А сейчас Лена расскажет нам о каком либо дереве. Не смотри на него а расскажи, какое оно: высокое или низкое, какой  ствол, листья. после рассказа –описания Лены воспитатель дает новую команду «Раз, два. три - к дереву беги.» В конце игры разыгрываются фанты, выделяются и награждаются победители.                                        

        Используемая литература: Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». Издательство « ДЕТСТВО-ПРЕСС».2007г

Что сажают в огороде.

          Учить : детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения ), развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.                                                                                                        Воспитатель спрашивает: «Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы,  а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибается, тот отдает фант, который потом отыгрывает.   Воспитатель. Морковь.               Дети. Да.                                                                          Воспитатель. Сливы.                    Дети. Нет.

          Если кто-то поспешит  и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь – людей насмешишь. Будь внимателен».

        Используемая литература: Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». Издательство « ДЕТСТВО-ПРЕСС».2007г

Беги в дом, какой назову.

          Цель: Найти предмет по назначению.

   Игру проводят по типу «ловишек». Кого-либо  из детей назначают «ловишкой», все остальные убегают от него и спасаются около названного воспитателем дерева, например около березы. детям можно перебегать от одной березы к другой. Тот, кого поймает ловишка ,становится водящим. При повторении игры название дерева каждый раз меняют.

        Используемая литература: Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». Издательство « ДЕТСТВО-ПРЕСС».2007г

Раньше – позже.

Цель: развивать логическое мышление.

Задание 1.На предложенных к рассмотрению картинках изображены цветы. «Укажи картинку с изображением цветов, посаженных раньше других».(четыре картинки).

Задание 2.К рассмотрению предлагается четыре картинки с изображением четырех стадий роста луковицы. «Покажи картинку, где луковицы посажены раньше других».

Задание 3.К рассмотрению предлагаются четыре картинки, на которых показаны разные стадии роста моркови. «покажи картинку, где морковь посажена раньше».

Задание 4. К рассмотрению предлагается четыре картинки с четырьмя стадиями роста репы. «Покажи  картинку, где репа посажена позже».

        Используемая литература: Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». Издательство « ДЕТСТВО-ПРЕСС».2007г

Подскажи словечко.

           Цель: развивать находчивость, быстроту реакции.

Воспитатель начинает фразу, а дети заканчивают ее. Кто ошибается, тот отдает фант. Выигрывает сохранивший все фанты.                                                                                        Воспитатель. У стрекозы  прозрачные крылышки, а  у бабочки?                                          Дети. Цветные, не прозрачные.                                                                                               Воспитатель. Ворона каркает, а сорока?                                                                                      Дети. Сорока стрекочет.                                                                                                               Воспитатель. Петух кукарекает, а курица?                                                                                             Дети. Курица кудахчет.                                                                                                                  Воспитатель. Лягушка квакает, а лошадь?                                                                                                   Дети. Лошадь ржет.                                                                                                                              Воспитатель. У коровы теленок, а у овцы?

Дети. У овцы ягненок.

Воспитатель. У медвежонка мама медведица. А у бельчонка?

Дети. У бельчонка мама белка.

          Используемая литература: Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». Издательство « ДЕТСТВО-ПРЕСС».2007г

Знаешь ли ты…

         Цель: обогащать словарный запас детей названиями животных, закреплять знания моделей, умение принимать участие в игре.

Приготавливаются фишки. В первом ряду – звери, во втором – птицы, а в третьем – рыбы, в четвертом – насекомые.

Играющие поочередно называют зверей, затем птиц и т.д.и выкладывают при правильном ответе и фишку в ряд. выигрывает выложивший больше фишек.

        Используемая литература: Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». Издательство « ДЕТСТВО-ПРЕСС».2007г

Найди пару.

          Цель: развивать быстроту мышления ,слуховое внимание, сообразительность. Поиски похожего предмета.

Искать пару только по сигналу. Пару составляют дети, у которых одинаковые листья . Воспитатель раздает детям по одному листочку и говорит: « Подул  ветер, все листочки полетели». Услышав эти слова, дети начинают бегать по площадке с листьями в руках. Затем педагог дает команду: «Раз. два, три – пару найди». Каждый должен встать рядом с тем деревом .от которого лист в руках.

        Используемая литература: Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». Издательство « ДЕТСТВО-ПРЕСС».2007г

Найди листок как на дереве.

        Цель: учить детей классифицировать растения по определенному признаку. Найти часть по целому.

Игру проводят осенью на участке. Воспитатель делит детей на подгруппы. Каждой предлагается рассмотреть листья на одном из деревьев. А потом найти такие же на земле. педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья».дети начинают поиски. Затем члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они собирали. выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой.

        Используемая литература: Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». Издательство « ДЕТСТВО-ПРЕСС».2007г

Опиши,  а мы отгадаем.

          Цель: Учить детей классифицировать растения по их признакам.

Вариант 1. Описать предметы и найти их по описанию. Ребенок (водящий) выходит за дверь, а остальные дети составляют описание одного из овощей или фруктов. Когда водящий возвращается, один из ребят рассказывает о характерных признаках плода, который надо узнать и назвать.

Вариант 2. Воспитатель предлагает одному ребенку загадать загадку – описать какой – либо овощь, например свеклу,  так, чтобы дети узнали, о чем он говорит. Воспитатель предупреждает водящего, что на заданный плод не надо долго смотреть так как другие  дети могут догадаться. При этом следует напомнить последовательность описания: сначала рассказать о форме, ее деталях, затем о плотности, окраске, вкусе.

        Используемая литература: Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». Издательство « ДЕТСТВО-ПРЕСС».2007г

Чудесный мешочек.

Цель: закреплять умение различать и называть фрукты, овощи, выделять их характерные признаки.

1Ребенок достает из  мешочка фрукт. Обследует его ,называет. Через некоторое время дети определяют овощи и фрукты на ощупь,  не вынимая из мешка.

2. воспитатель перечисляет признаки задуманного овоща или фрукта, а ребенок находит его на ощупь и достает из мешочка.        Используемая литература: Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». Издательство « ДЕТСТВО-ПРЕСС».2007г

Опиши, а я отгадаю.

Цель: учить детей классифицировать овощи и фрукты по их признакам. Выделять и называть характерные признаки предмета в ответ на вопросы воспитателя.

Воспитатель говорит детям: «Из овощей, что лежат на столе, выберите один. Я  буду  спрашивать, какой он, а вы отвечайте. Только не говорите его название. Я попробую отгадать по вашим ответам». Затем он начинает задавать вопросы в определенной последовательности: « Какой по форме?  Везде как шарик? Ямки есть? Какого цвета?». Дети подробно отвечают на вопросы.  После того как ребята расскажут о  характерных признаках предмета, воспитатель отгадывает загадки.        Используемая литература: Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». Издательство « ДЕТСТВО-ПРЕСС».2007г

Расскажи без слов.

Цель: .Закреплять представление детей об осенних изменениях в  природе, развивать творческое воображение, наблюдательность.

Дети собираются и круг, воспитатель встает в круг. Он предлагает детям изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями.

Задание 1. Показать, что стало холодно. Дети ежатся, жестами надевают на себя шапки и шарфы.

2. Показать, что идет холодный дождь. Дети «открывают зонтики» ,поднимают воротники, прячутся под крыши.

3. Показать, что светит вновь солныщко.  Дети бегают, прыгают, веселятся.

   4. Показать, что дует сильный ветер. дети поднимают руки вверх, качают ими ,как ветками.

5. Предложить одному ребенку показать самостоятельно, каким был прошедший день по погоде,  остальные дети должны отгадать.

     Используемая литература: Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». Издательство « ДЕТСТВО-ПРЕСС».2007г

Кто знает, пусть продолжает.

Описание. Вариант 1. Воспитатель называет обобщающие слово, а дети – слова, относящиеся к данному значению.

Воспитатель. Насекомое – это …Дети. ….муха, комар….

Воспитатель .Рыбы – это…Дети. …карась, щука.

Вариант 2. Воспитатель называет видовое понятие, а дети – обобщающие слово.

Воспитатель. Муха, комар – это….Дети. …насекомое.

        Используемая литература: Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». Издательство « ДЕТСТВО-ПРЕСС».2007г

Третий лишний.

Описание. На карточках изображены два насекомых (бабочка, кузнечик) и одна птичка. Две рыбки (карась и щука) и одна лягушка. Дети должны определить, кто лишний.  Игру можно проводить с моделями (овальное тело,, плавники, клюв).

        Используемая литература: Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». Издательство « ДЕТСТВО-ПРЕСС».2007г

Что изменилось?

Описание. Вариант 1. На столе три – четыре карточки с изображением насекомых, рыб. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну из них и спрашивает, что же изменилось?

Вариант 2. На столе выкладываются  пять – шесть карточек инее убираются, а меняются местами. Вопрос тот же. что изменилось?

        Используемая литература: Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». Издательство « ДЕТСТВО-ПРЕСС».2007г

Повторяйте друг за другом.

Описание. Играющий называет любое слово (или насекомое или рыбу). Например, «жук». Второй повторяет названное слово и добавляет свое (жук, комар). Тот ,кто ошибается, выбывает из игры. Можно играть с одним или несколькими детьми.

        Используемая литература: Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». Издательство « ДЕТСТВО-ПРЕСС».2007г

Когда это бывает?

Цель: Уточнить и углубить знания о временах года.

Воспитатель называет время года (осень) и отдает фишку ребенку. Ребенок называет, что бывает осенью, и передает фишку другому. Тот добавляет новое определение осени и передает фишку третьему.

        Используемая литература: Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». Издательство « ДЕТСТВО-ПРЕСС».2007г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

театрализованно-экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольника"

Методические рекомендации включают: введене, храрактеристику и описание особенностей теаьрализованной деятельности детей, рассмотрение алгоритма применения игровых приёмов и технологий в процессе татр...

Театрализовано - экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников. Мастер-класс для педагогов

Цель мастер-класса - оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через театрализованные игры экологическог...

Экологическая игра "Папа, мама, я – экологическая семья"

Экологическая игра "Папа, мама, я – экологическая семья"...

Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"

Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"...

Экологические игры: роль игры в экологическом воспитании дошкольников.

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологи...

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании» (Экологические игры и методика их проведения)

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал э...