Проектная деятельность как средство формирования познавательных интересов и познавательных действий детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО
статья на тему

Баргатина Лариса Викторовна

Выступление в рамках секционного заседания городской конференции  «ФГОС дошкольного образования: галерея лучших педагогических практик»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avgust_2015_g.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление в рамках секционного заседания городской конференции

 «ФГОС дошкольного образования: галерея лучших педагогических практик»

Проектная деятельность как средство формирования познавательных интересов и познавательных действий детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО

С 1 сентября 2013 года с принятием нового «Закона об образовании в Российской Федерации» (ФГОС ДО Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года), дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Главным является развитие качеств и социальной адаптации, формирование активной, самостоятельной и инициативной позиции у дошкольников.

Современному дошкольнику необходимо уметь самому добывать знания, у него должны быть развиты исследовательские, рефлексивные навыки. Педагогу нужно сформировать умения, непосредственно сопряженные с опытом их применений в практической деятельности.

Метод проектов направлен на овладение детьми различных способов деятельности в условиях доступности информационных ресурсов. Метод проектов является одним из ведущих методов в организации образовательной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.

Как педагогическая технология метод проектов — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных интересов и познавательных действий ребёнка, через его включение в различные виды деятельности, охватывает следующие направления (образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Убеждена, что основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельно приобретать знания при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

И поэтому использование проектной деятельности  в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Так как познавательный интерес – это потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, характеризуемое наличием интереса к поставленной задаче и ее решению, умением мобилизовать свои знания и рационально их использовать в практической деятельности, считаю, что наиболее предпочтительна в его развитии исследовательская деятельность.

В дошкольном возрасте каждая ступень развития ребенка  имеет свои задачи познавательной деятельности, которые специфичны для каждого возраста.

Во 2-й младшей группе, где основная часть участия в проекте отводится родителям и педагогам, начинают действовать творческие проекты «Малыш и книга», «Масленица», «Зимние виды спорта». В результате возникают детские праздники, конкурсы семейного дизайна.

Начиная с среднего возраста дети принимают участие в исследовательских проектах: «Здоровое питание – здоровые дети», «Огород на подоконнике», где они экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде плакатов (детский дизайн). Основными задачами по реализации этих проектов выступают: развитие познавательных способностей детей: умение наблюдать, описывать, сравнивать, строить предположения и предлагать способы их проверки; систематизировать знания об окружающем мире; у детей формируются элементарные представления о взаимосвязях и взаимозависимостях в жизни, в природе.

Такие информационно - практико – ориентированные проекты, как «Мой край – Алтай», «Портфолио дошкольника», где дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн папки) предполагают создание условий для формирования нравственных ценностей и ценностей здорового образа жизни; формируют установки толерантного сознания; развитие самопознания.  

Почти все проекты у нас долгосрочные.

Проанализировав результаты деятельности, после применения проектного метода в своей работе с дошкольниками по развитию познавательных способностей, выявлено, что проекты:

- помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;

- помогают осваивать детьми окружающую действительность,  изучать ее;

- способствуют развитию творческих способностей детей;

- способствуют умению наблюдать;

- способствуют умению слушать;

- способствуют развитию навыков обобщать и умению анализировать;

- способствуют развитию мышления;

- помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно;

- развивают воображение;

- развивают внимание, память, речь.

В ходе проектной деятельности жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения, взаимоотношения между детьми стали дружескими. Подводя итог данной работы можно сделать вывод, что использование данного метода в образовательной деятельности дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования – начальной школе.

Воспитатель 1 кв. категории:

Баргатина Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная образовательная программа по теме: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности, самостоятельности и инициативности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО».

Индивидуальная образовательная программа воспитателя по теме: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности, самостоятельности и инициативности детей дошкольного возрас...

Статья «Формирование познавательного интереса к космонавтике у детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Ни для кого уже не секрет, что сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это о...

Консультация для воспитателей «Развитие познавательного интереса и познавательных действий детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности»

Консультация для воспитателей «Развитие познавательного интереса и познавательных действий детей дошкольного возраста  в исследовательской деятельности»...

Публичное выступление по теме: «Проектная деятельность как средство формирования познавательного интереса старших дошкольников»

Как формировать у ребенка познавательный интерес. Наблюдая за своими воспитанниками, я заметила, что у них есть потребность в исследовательской деятельности. Я решила создать в группе для н...

Тема: Проектная деятельность как средство формирования познавательного интереса детей подготовительного дошкольного возраста.

Представлена комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята развивают познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, учатся искат...